видение российско-вьетнамского стратегического партнерства и вьетнамского исследователя До Минь Као — Вьетнам в условиях обострения конфликта в ЮКМ. Из российских авторов могут быть также отмечены статьи к.и.н. Тригубенко — российский Дальний Восток и Вьетнам, аспирантки ИСАА МГУ Е.М. Аксеновй — об особенностях развития сектора услуг в СРВ и к.э.н. A.C. Лукьянца — о вьетнамской миграции в условиях демографических и климатических угроз.
Во втором блоке представлены статьи по тематике традиционного Вьетнама, в том числе затрагивающие различные этапы борьбы в защиту национальной независимости и малоизвестные страницы вьетнамской истории. Здесь наибольший интерес у читателя, несомненно, вызовут статьи к.ф.н. A.A. Соколова — о некоторых малоизученных событиях в деятельности Хо Ши Мина в 1930-е годы, к.и.н. О.В. Новаковой — о проблемах демократии и традиционности в.независимом Вьетнаме и к.и.н. Григорьевой — о формировании национальной идентичности в современном Вьетнаме.
Одной из центральных тем конференции стало 60-летие исторической победы Вьетнамской Народной армии над французскими колонизаторами при Дьенбьенфу (7 мая 1954 г.). Этой важной теме в сборнике посвящены две глубокие по содержанию статьи двух вьетнамских исследователей Хо То Лыонг (жен.) — «Значение победы при Дьенбьенфу для национального строительства» и Динь Куанг Хая — «Международная помощь и поддержка операции Дьенбьенфу». Ряд докладчиков также успешно продолжили начавшийся в последние годы процесс ликвидации белых пятен во вьетнамской истории.
Третий раздел посвящен проблемам филологии и культуры Вьетнама. Он будет особенно интересен и полезен тем, кто всерьез занимается изучением языка и литературы дружественной нам страны — Вьетнама.
Раздел I
СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ Часть 1
РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Е.В. Кобелев
РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье прослеживается эволюция российско-вьетнамских отношений после распада СССР и до настоящего времени. Анализируются новый для обеих сторон формат взаимоотношений — стратегическое партнерство и его основные составляющие — поли-тико-дипломатические и торгово-экономические связи, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в областях науки, образования, культуры и т. п. Делается вывод, что всеобъемлющее стратегическое партнерство между РФ и СРВ отвечает коренным интересам обеих стран и что дальнейшее его развитие и углубление является одним из ключевых направлений российской внешней политики, направленной на обеспечение мира и безопасности и укрепление позиций России в ЮВА и АТР.
Ключевые слова: Россия, Вьетнам, Декларация о стратегическом партнерстве, экономическое и военно-техническое сотрудничество, АСЕАН, проблемы безопасности в ЮВА.
The article traces the evolution of the Russian-Vietnamese relations after the collapse of the Soviet Union to the present time. Analyzed new for both sides cooperation is of strategic partnership and its main components — the political-diplomatic and trade relations, military-technical cooperation, cooperation in the fields of science, education, culture, etc. It is concluded that comprehensive strategic partnership between Russia and Vietnam is in the fundamental interests of both countries and that its further development and deepening is one of the key directions of Russian foreign policy, aimed at ensuring peace and security and the strengthening of Russia's positions in Southeast Asia and in the Asia-Pa-cific region.
Keywords: Rusia, Vietnam, the Declaration on strategic partnership, economic and military-technical cooperation, ASEAN, security issues in Southeast Asia.
В 1980-х годах автор этих строк работал в Международном отделе ЦК КПСС. В нашем «азиатском секторе» мы курировали отношения СССР с Японией, Таиландом, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей. Естественно, все мы были сторонниками усиления азиатского направления во внешней политике нашей страны, которое в то время находилось «на задворках». И когда в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, мы тотчас же приняли решение написать для него аналитическую записку, в которой разъяснить геополитическую важность срочного подъема экономики советского Дальнего Востока и укрепления отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Основное содержание этой записки сводилось к следующему: в XXI веке центр мировой жизни постепенно может и должен сместиться в АТР — вначале экономический, а затем и политический. Именно здесь формируется новый мировой полюс экономической мощи, именно здесь расположено большинство наиболее динамично развивающихся государств мира. Согласно подсчетам мировых экспертов, доля АТР в суммарном мировом ВНП увеличилась с 4 % в 1950 г. до 25 % в 1995 г. и, по прогнозам экономистов, к 2025 г. этот показатель может составить 40—50 %. При этом в то время, когда мы писали свою записку, ни один эксперт в мире не мог даже
предположить возможность неожиданного мощного экономического «возвышения» Китая.
Надо сказать, что либо эта наша записка, либо чьи-то другие инициативы принесли желаемые результаты — М.С. Горбачев совершил визит во Владивосток, где выступил с программной речью в духе идей записки. К сожалению, дальнейшее развитие событий показало, что все это были только слова, на деле же в плане подъема Дальнего Востока практически ничего серьезного предпринято не было.
А после распада СССР лидеры новой России вообще полностью развернули внешнюю политику в сторону Запада. Дело в том, что тогдашние лидеры России вдруг увидели в США и Западной Европе своих главных политических и идеологических союзников, важнейших доноров и образец социально-экономического развития для России.
Но жизнь показала, что все это не больше, чем иллюзии. Как было ясно еще в XVIII — XIX веках, Америка и Запад всегда относились враждебно к России, то есть не только после Октябрьской революции, но и задолго до нее. И в XX веке они боролись не столько против Советской власти, как казалось многим, а против России вообще — мощной, к тому же православной, державы. Поэтому можно только приветствовать тот факт, что с приходом к власти В.В. Путина Москва сделала, наконец-то, вполне естественный и наиболее рациональный шаг — «повернулась лицом» к АТР.
Во-первых, российская политическая элита осознала очевидный факт, что Россия — неотъемлемая часть АТР, две трети нашей территории находятся в Азии. Во-вторых, выяснилось, что сегодня и в АТР, а не только в США и Европе можно получить и необходимые кредиты, и передовые технологии. Был сделан логический вывод, что модернизация восточных районов России — кладовой природных ресурсов — невозможна без участия наших азиатских соседей. В итоге азиатско-тихоокеанское направление постепенно начало выдвигаться на роль одного из основных в российской внешней политике. Особенную важность для России АТР приобретает сегодня, когда из-за трагических событий на Украине Запад встал на путь жестких необоснованных санкций против России.
Благодаря взаимополезному сотрудничеству России и Китая в 2001 г. в Восточной Азии появилась мощная региональная группировка — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Главные цели этой организации, как продекларировали ее основатели, — борьба с терроризмом, сепаратизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, гуманитарных проектов. На сегодняшний день население стран ШОС вместе со странами-наблюдателями составляет более 3 млрд человек. Стратегический потенциал ШОС — 4 ядерные державы: Россия и Китай де-юре, Индия и Пакистан — де-факто1.
Наряду с ШОС, в качестве важнейшего ядра азиатской интеграции, несомненно, выступает Ассоциация государств Юго-Восточ-ной Азии (АСЕАН). Эта успешно развивающаяся субрегиональная политико-экономическая организация стала сегодня одной из наиболее авторитетных в мире. В учредительной Декларации АСЕАН была представлена миру как региональное объединение, которое будет добиваться решения задач преимущественно в социально-экономической сфере. Однако в реальности с момента ее возникновения и, особенно, после вступления в нее в 1995 г. Вьетнама в деятельности АСЕАН на первое место вышли задачи обеспечения мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
Судя по тому, какие региональные задачи сегодня выполняет АСЕАН и как она позиционирует себя на международной арене, ее с полным правом можно рассматривать как «коллективную державу», которая включает в себя 10 стран Юго-Восточной Азии с общим населением более 650 млн человек.
Будучи системообразующей группировкой, АСЕАН играет все более важную роль как фактор мира и безопасности не только в ЮВА, но и в АТР в целом. Поэтому вполне естественно стремление АСЕАН к установлению рабочих отношений с ШОС. Так, в январе 2007 г. в ходе Восточноазиатского саммита (ВАС) в г. Себу Филиппины выступили с инициативой установить тесные отношения с ШОС, а затем, по инициативе России, был подписан Протокол о сотрудничестве между АСЕАН и ШОС, где обе стороны высказались в поддержку устойчивого развития отношений между двумя организациями2.
С началом XXI века АТР стремительно меняется: в регионе сохраняются старые и возникают новые проблемы и конфликтные ситуации. Так, например, в Восточной Азии, остаются нерешенными проблемы взаимоотношений Китая и Тайваня, воссоединения Кореи и обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова. В последнее время вновь вспыхнули территориальные споры между Китаем и Японией из-за принадлежности островов Дяоюйдао (Сен-каку) в Восточно-Китайском море.
В ЮВА весьма взрывоопасным потенциалом обладает проблема неурегулированного правового статуса Южно-Китайского моря (ЮКМ) и государственной принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли. С конца первого десятилетия XXI века территориальный спор в ЮКМ из конфликта регионального масштаба превратился в серьезную международную проблему. Острые споры из-за границ исключительных экономических зон (ИЭЗ) и территориальной принадлежности двух групп островов в ЮКМ создали одну из наиболее опасных конфликтных ситуаций в ЮВА, характеризующуюся высокой степенью военно-политической напряженности.
На современном этапе одним из важнейших факторов обеспечения мира и безопасности как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиат -ско-Тихоокеанском регионе в целом, несомненно, являются рос-сийско-вьетнамские отношения. В Указе президента РФ В.В. Путина № 605 от 7 мая 2012 г. Вьетнам назван одним из трех самых важных (наряду с Китаем и Индией) стратегических партнеров России в Азии3.
Начиная со дня установления дипотношений (январь 1950 г.) нашу страну связывают с Вьетнамом отношения тесной дружбы и всестороннего сотрудничества. Только несколько лет после распада СССР, когда Россия переживала сложную пору смены своих политических приоритетов и находилась в процессе концептуального формирования новой внешней политики, российско-вьетнамские отношения неожиданно оказались в критическом состоянии. Однако в конечном счете обе стороны сумели найти новую модель взаимоотношений, которая соответствовала бы кардинально изменившимся внутриполитическим и международным условиям. В результате вначале был подписан Договор об основных принципах сотрудничества
между РФ и СРВ (1994 г.), а затем, в ходе первого визита Президента В.В. Путина в Ханой в 2001 т.. Декларация о стратегическом партнерстве.
Важно при этом отметить, что Россия стала первой страной, с которой Вьетнам установил отношения принципиально нового для вьетнамской внешнеполитической практики формата. В то же время и для России Вьетнам является сегодня единственной страной ЮВА, с которой наша страна установила и развивает отношения стратегического партнерства.
Декларация о стратегическом партнёрстве стала, по существу, программой развития отношений между двумя странами в новом веке. Основное ее содержание сводится к следующему логическому выводу: несмотря на глобальные перемены на международной арене и, особенно, в самих наших двух странах, Россию и Вьетнам связывает такое множество исторически обусловленных сближающих факторов, что сама жизнь требует от них продолжения тесного дружественного сотрудничества, разумеется, на взаимовыгодной основе и с учетом новых мировых реалий. Главное, в чем и Москва, и Ханой проявили полное единодушие: стратегическое партнерство должно оставаться основополагающим фактором взаимоотношений двух государств.
Говоря, что российско-вьетнамские отношения приобрели новый характер, строятся на новых принципах и подчинены решению новых задач, обе стороны в то же время ни в коей мере не намерены предавать забвению мощный потенциал традиционной совет-ско-вьетнамской дружбы и сотрудничества, накопленный за многие годы отношений между двумя странами. На эту важную особенность стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом неизменно указывают руководители обеих стран. Так, в выступлении на митинге в Ханое в ходе официального визита в СРВ в 2001 г. Президент В.В. Путин подчеркнул: «Надежно сохранять все то лучшее, что нас объединяет и сближает. Не растерять и не предать забвению честно заработанный и дорогой ценой доставшийся нам общий позитивный капитал»4.
С подписанием Декларации завершился период перестройки наших отношений применительно к современным условиям Осо-
бенно заметны сегодня достижения отношений стратегического партнерства в сфере политико-дипломатического сотрудничества. В политическом диалоге Россия и Вьетнам занимают одинаковые или схожие позиции по жизненно важным вопросам современного мирового развития, особенно это касается, с учетом географического расположения обеих стран, проблем обеспечения безопасности и сотрудничества в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В целях реализации целей и задач, вытекающих из Декларации о стратегическом партнерстве, руководители всех ветвей власти двух наших стран поддерживают между собой регулярные и интенсивные контакты. Только в период после XI съезда КПВ (январь 2011 г.) в Москве побывали все четыре высших руководителя СРВ, а в Ханое — три первых лица России.
С российской стороны мощные импульсы развитию стратегического партнерства с Вьетнамом постоянно исходили и исходят от Президента В.В. Путина. В ноябре 2006 г. он вновь посетил Вьетнам с официальным визитом. По итогам его переговоров с вьетнамским руководством отмечалось, что традиционно близкие и дружественные отношения, сложившиеся между Россией и Вьетнамом, служат долгосрочным, фундаментальным интересам двух стран, отличаются доверительностью и взаимным уважением. Стороны высказались за дальнейшую активизацию сотрудничества на базе более глубокого задействования возрастающего потенциала, политических, экономических, технологических и научных возможностей обеих стран.
На встрече двух президентов были также рассмотрены вопросы внешнеполитического сотрудничества. Президенты подчеркнули, что Россия и Вьетнам выступают за целеустремленные, солидарные усилия мирового сообщества по формированию справедливого, демократического мироустройства, налаживанию межцивилизацион-ного диалога, укреплению международного правопорядка и безопасности, поддержанию стабильности на глобальном и региональном уровнях.
Как было подчеркнуто в итоговом Совместном заявлении, «визит Президента России во Вьетнам стал новой важной вехой в укреплении и развитии отношений традиционной дружбы и стратегиче-
ского партнерства между Россией и Вьетнамом на благо народов двух стран, в интересах мира, национальной независимости, демократии и социального прогресса»5.
Регулярный характер приобрели межпарламентские контакты между РФ и СРВ, строящиеся на плановой основе, что позволяет своевременно подводить под двусторонние отношения необходимую законодательную базу. В парламентах обеих стран образованы группы российско-вьетнамской и вьетнамско-российской дружбы. На регулярной основе проходят встречи на уровне заместителей глав парламентов. Поддерживаются связи между профильными комитетами и комиссиями. Стороны активно сотрудничают в международных и региональных парламентских организациях, прежде всего в рамках Межпарламентского Союза и Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума.
В результате плодотворных усилий обеих сторон под отношения стратегического партнёрства России и Вьетнама уже подведена достаточно широкая договорно-правовая база. Сегодня отношения между нашими странами регламентируются более чем 60 межправительственными соглашениями, а также целым рядом двусторонних межведомственных документов.
Всеобъемлющее стратегическое партнерство
Начиная с 2001 г. сотрудничеству двух наших стран в новом формате минуло чуть более 10 лет, и стало очевидно, что стратегическое партнерство — это именно та форма взаимоотношений, которая позволяет не только сохранить традиции былой братской дружбы, но и успешно наращивать взаимодействие во всех сферах двустороннего сотрудничества. В результате 27 июля 2012 г. в ходе официального визита в Россию Президента СРВ Чыонг Тан Шанга стороны достигли исторической договоренности о принципиальном повышении уровня стратегического партнерства, подписав «Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам».
Через год, в ходе очередного официального визита в СРВ президента В.В. Путина 12 ноября 2013 г., было подписано «Совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства». Выразив в этом документе взаимное удовлетворение результатами развития нового формата отношений, стороны отметили: «Главы государств подтвердили обоснованность придания российско-вьетнамскому стратегическому партнерству всеобъемлющего характера, что открыло качественно новые возможности для наращивания взаимовыгодного сотрудничества по широкому спектру направлений, включая интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях, упрочение межпартийных, межпарламентских, межведомственных, межрегиональных связей и гуманитарных обменов»6.
Кроме того, два президента подтвердили обоюдный настрой на всемерное укрепление работы по согласованию позиций и координации действий двух стран на международной арене, выступили за создание в АТР открытой, неделимой и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, подчеркнули важность интеграционных процессов в соответствии с принципами открытого регионализма.
В этих условиях главная задача, стоящая сегодня перед Россией и Вьетнамом, состоит в том, чтобы максимально эффективно конвертировать политическую философию, заложенную в концепции всеобъемлющего стратегического партнерства, в конкретные, практические дела, добиться того, чтобы динамично растущий комплексный потенциал партнерства был как можно полнее задействован в национальных интересах России и Вьетнама, в интересах мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Многоплановое сотрудничество во внешнеполитической сфере надежно служит национальным интересам обеих стран, помогает обеспечивать благоприятные внешние условия для решения ими задач всесторонней модернизации и устойчивого развития, служит формированию всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры равной и неделимой безопасности, политическому решению многочисленных спорных проблем мирового сообщества. Такое сотрудничество надежно работает на укрепление авторитета и влияния России и Вьетнама в АТР и во всем мире.
Россия и Вьетнам ведут также постоянный многоуровневый диалог по широкому спектру проблем, связанных с ситуацией в Юго-Восточной Азии, вопросов политической и экономической интеграции, проводимой АСЕАН. В этой связи важно отметить, что само по себе развитие стратегического партнерства России и Вьетнама является фактором, стимулирующим ускорение диалогового партнёрства между Россией и АСЕАН. Все более активное включение Вьетнама в региональные интеграционные процессы в рамках АСЕАН сопровождается и дальнейшим укреплением связей Москвы со странами ЮВА.
Россия заинтересована в сильном и процветающем Вьетнаме. Такой характер отношений России с Вьетнамом есть неотъемлемая, составная часть политики Президента В.В. Путина по наращиванию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, по подъему азиатской части России. Во всемерном наращивании комплексного потенциала стратегического партнерства с Россией заинтересован и Вьетнам. Как заявил президент СРВ Чыонг Тан Шанг в июле 2012 г. в Москве, « укрепление и развитие отношений традиционной дружбы и всеобъемлющего стратегического партнерства с Российской Федерацией является одним из важнейших приоритетов внешней политики Вьетнама» 1.
В отношениях между РФ и СРВ нет каких-либо нерешенных политических вопросов, которые бы тормозили их стратегическое партнерство, как нет и политических сил, которые выступали бы против развития и укрепления традиционных уз дружбы между нашими народами. Россия — единственная великая держава, которая никогда не имела каких-либо серьезных, тем более вооруженных, конфликтов с Вьетнамом. Более того, миллионы вьетнамцев хорошо знают и не забывают о том, что, опираясь на всестороннюю помощь и поддержку Советского Союза, преемницей которого является Россия, Вьетнам вышел победителем во всех войнах в защиту своей независимости, которые он был вынужден вести во второй половине XX века.
Вьетнамская сторона и сегодня конкретными акциями демонстрирует чувства признательности СССР / России за весомый вклад в исторические победы вьетнамского народа. Так, 10 декабря 2009 г.
около аэропорта Камрань на территории бывшего пункта базирования кораблей ВМС СССР был торжественно открыт памятник советским, российским и вьетнамским военнослужащим, погибшим во Вьетнаме при исполнении служебного долга. А в июне 2013 г. в Ханое была проведена международная конференция на тему «90 лет со дня первого приезда Хо Ши Мина (Нгуен Ай Куока) в Россию». В докладах вьетнамских ученых прозвучали, нередко впервые, полные данные о размерах и характере военной помощи Вьетнаму со стороны СССР, о «неоценимом вкладе» советских военных специалистов в победу вьетнамского народа над американскими агрессорами и многое другое.
Важнейшая особенность российско-вьетнамского стратегического партнерства, берущая своё начало еще в период борьбы вьетнамского народа против агрессии США, состоит в высоком уровне многоплановых связей двух стран в сфере обороны и безопасности. Об этом четко сказано в Декларации о стратегическом партнерстве: «Стороны будут укреплять сотрудничество в оборонной сфере в интересах безопасности России и Вьетнама. Это сотрудничество не направлено против третьих стран» (п. 8)8.
В октябре 2008 г. во время визита в Россию президента СРВ Нгуен Минь Чиета был подписан межправительственный меморандум о стратегии военно-технического сотрудничества на период до 2020 г. По данным министерства обороны РФ, в 2009—2010 гг. Вьетнам закупил в России вооружений на общую сумму около 6 млрд долл., в том числе 6 дизель-электрических торпедных подводных лодок (одновременно предусмотрено строительство с российским участием инфраструктуры базирования и технического обслуживания подводных лодок во Вьетнаме), 2 современных сторожевых корабля Гепард9. Параллельно с этим активно осуществляется подготовка вьетнамских военных специалистов в военных вузах России.
Наряду с ВМС, глубокую модернизацию с помощью России проходят военно-воздушные силы Вьетнама. Осуществляется закупка в РФ многоцелевых истребителей Су-30МК2 и средств противовоздушной обороны. Как заявил министр обороны России С.К. Шойгу в ходе переговоров в Ханое в марте 2010 г., «мы готовы помочь вьетнамским коллегам также в создании военно-морской авиации»1",
и это — серьезная перспектива дальнейшего расширения россий-ско-вьетнамского военно-технического сотрудничества.
Новой формой сотрудничества, которая может получить успешное взаимовыгодное развитие, является лицензионное производство ряда видов российского вооружения на территории СРВ. В этой связи нельзя не сказать, что, к сожалению, в феврале 2014 г. Россия выбыла из конкурса на строительство завода по сборке автоматов Калашникова для Минобороны Вьетнама. В ближайшем будущем вьетнамские военнослужащие перейдут на израильские винтовки ОаШ АСЕ-31 и АСЕ-32. Причиной такого выбора вьетнамской стороны, по некоторым данным, стала более высокая цена российского предложения по сравнению с израильским11.
Несомненно, это очень неприятный сигнал. Ведь для вьетнамских воинов АК-47 всегда был «чудом-оружием», с ним они вышли победителями из всех войн, которые выпали в XX веке на долю вьетнамского народа. Думается, что, исходя из отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и с учетом исторической для Вьетнама роли автоматов Калашникова, обе стороны могли бы пойти навстречу друг другу и договориться о взаимных уступках. Бывают эксклюзивные случаи и в экономике, и в торговле, когда решать дело должны не только сугубо рыночные, но и морально-политические факторы.
К сожалению, весьма слабым звеном российско-вьетнамского партнерства уже долгое время продолжают оставаться торгово-эко-номические связи, хотя можно говорить об определенных достижениях и в этой сфере, особенно в последние годы. Создана и выступает в качестве «ключевой координирующей силы» Межправительственная Российско-Вьетнамская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Довольно успешно действуют созданные в СРВ в разное время крупные совместные предприятия с российским участием: «Вьетсовпетро», которое занимает в регионе ЮВА первое место по объемам добычи нефти и газа на морском шельфе; «Висорутекс» — производство натурального каучука, которое год от года растет; «Сипримфико» — морской промысел и транспорт; Российско-вьетнамский тропический научно-исследова-тельский технологический центр (Тропический центр) — одно из не-
многих в мире научно-производственных учреждений биомедицины, филиалы которого успешно действуют сегодня в разных регионах Вьетнама, а также уже и в России.
Особенно успешно развивается двустороннее сотрудничество в сфере энергетики — стабильно, на долгосрочной основе, с использованием новейших технологий. Новый локомотив энергетической отрасли — «Росатом», получивший без международного тендера право на сооружение во Вьетнаме первой АЭС. Помимо атомной энергетики, Россия продолжает сотрудничество с СРВ в строительстве ТЭЦ и гидроэлектростанций.
Географически Вьетнам является довольно близким соседом российского Дальнего Востока, поэтому, по мнению российских экспертов, было бы желательно подписать эксклюзивное Соглашение о сотрудничестве между российским Дальним Востоком и Вьетнамом, предусмотрев участие вьетнамских компаний в реализации там проектов в сфере энергетики, в легкой промышлености, сельском хозяйстве, в мебельной, обувной, кожевенной промышленности, в создании производственной, транспортной и социальной инфраструктуры регионов Дальнего Востока, в активизации туристических обменов.
Важным взаимовыгодным вопросом экономических отношений между Россией и Вьетнамом в предстоящем десятилетии является создание Зоны свободной торговли между Таможенным Союзом (Россия, Казахстан, Беларусь) и Вьетнамом. По этому вопросу, выступая на деловом российско-вьетнамском Форуме, президент СРВ Чыонг Тан Шанг заявил: «Создание зоны свободной торговли может стать прорывным шагом во вьетнамо-российском экономическом сотрудничестве и в торговле. Вьетнам готов создать все необходимые, наиболее благоприятные условия для российских предпринимателей»12.
Вместе с тем, несмотря на все эти очевидные достижения, нельзя не согласиться с мнением большинства экспертов как российских, так и, особенно, вьетнамских, что в сфере торговли и экономического сотрудничества огромный потенциал всеобъемлющего стратегического партнерства пока еще не задействован в полную силу. Особенно слабым звеном остается взаимная торговля. Несмот-
ря на то, что в целом двусторонний товарооборот, хотя и медленно, но растет — в 2013 г. он составил около 4 млрд долл. Однако эта цифра представляется ничтожной, если сравнить ее с объемом товарооборота в том же году с главными торговыми партнерами СРВ: с КНР — около 50 млрд долл., с ЕС — 36 млрд, с США 30 млрд, с Японией — 25 млрд13.
Одним из наиболее важных и успешно развивающихся звеньев стратегического партнерства России и Вьетнама является сотрудничество в области науки и образования, которое имеет глубокие исторические корни. Вьетнам занимает первое место по количеству специалистов, подготовленных в СССР и России — 52 тыс. человек. Сейчас в России учится более 6 тысяч вьетнамских граждан, из них 1,7 тысяч — по государственной линии.
Действующий Тематический план научного сотрудничества, одобренный РАН и Вьетнамской академией общественных наук (ВАОН) предусматривает проведение научной работы в таких областях, как проблемы развития стран ЮВА; вопросы мира, безопасности и сотрудничества в АТР; государственно-правовые проблемы в процессе перехода к рыночной экономике; модернизация общества и экология; российско-вьетнамские отношения и сотрудничество в политической и культурной областях; проблемы национальных отношений в РФ и СРВ; лингвистические исследования и др. Ряд вьетнамских ученых избраны иностранными членами РАН, а российских ученых — ВАОН.
Успешное развитие и углубление процесса сотрудничества обществоведов двух стран наиболее наглядно видно, если проанализировать деятельность Центра изучения Вьетнама и АСЕАН, созданного 1 декабря 2008 г. по решению дирекции Института Дальнего Востока РАН. В этом решении была утверждена весьма широкая программа направлений научной деятельности Центра. Основные из них следующие:
• комплексный анализ и прогнозирование политического и социально-экономического развития современного Вьетнама;
• изучение новой и новейшей истории Вьетнама;
• стратегическое партнёрство России и Вьетнама. Потенциал российско-вьетнамского сотрудничества;
• исторический опыт развития отношений СССР, России и Вьетнама;
• основные направления развития и становления АСЕАН как одной из крупнейших региональных политико-экономических организаций;
• состояние и перспективы отношений между Россией и АСЕАН. Интересы России в Юго-Восточной Азии; проблемы безопасности в регионе;
• процессы региональной интеграции в Юго-Восточной Азии. Пути оптимизации включения России, прежде всего её восточных регионов, в эти процессы14.
В основе работы сотрудников Центра лежит стремление всемерно способствовать дальнейшему упрочению российско-вьетнамских отношений на принципах стратегического партнерства, укреплению позиций России в регионе ЮВА. Это получает высокую оценку во Вьетнаме — в 2013 г. четыре сотрудника Центра были удостоены Памятной медали ВАОН «За большие успехи и вклад в строительство и развитие дела общественных наук».
Начиная с 2009 г. Центр ежегодно проводит научно-практические конференции на тему «Актуальные проблемы вьетнамоведе-ния», в которых принимают участие вьетнамоведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, зарубежные ученые из Вьетнама, Беларуси, Украины, Польши и др. По результатам каждой конференции Центр выпускает сборники докладов их участников, которые вызывают растущий год от года интерес со стороны не только ученых-востоковедов, но и российских организаций и ведомств, в ведении которых находятся вопросы политических, экономических и культурных отношений с Вьетнамом.
С каждым годом расширяются научные и деловые связи Центра с институтами ВАОН — Институтом изучения Китая, Институтом европейских исследований, Институтом Юго-Восточной Азии, Институтом энциклопедий и словарей, а также с другими научными учреждениями СРВ — Государственной политической академией Хо Ши Мина, Дипломатической академией МИД СРВ, Центром международных исследований и сотрудничества Союза обществ дружбы
Вьетнама с зарубежными странами, Университетом внешней торговли Вьетнама.
В мае 2013 г. было подписано Соглашение между ИДВ РАН и Государственной политической академией Хо Ши Мина о масштабном сотрудничестве сроком на 10 лет. Соглашение предусматривает, в частности, подготовку и публикацию в ближайшие годы на русском и вьетнамском языках совместных трудов по двум темам: «Россия-Вьетнам—АСЕАН» и по случаю предстоящего 125-летия со дня рождения Хо Ши Мина (19 мая 2015 г.), проведение совместных научных симпозиумов поочередно в Ханое и Москве, ежегодный обмен делегациями научных сотрудников и лекторов, обмен научной литературой и т. п.
16—17 сентября 2014 г. в Ханое состоялась международная научная конференция на тему «Сотрудничество в целях развития между Вьетнамом — АСЕАН и Российской Федерацией: современное состояние и перспективы», организованная Государственной политической академией Хо Ши Мина. В её работе приняли участие свыше 60 ученых, общественных и политических деятелей России, Вьетнама и еще пяти стран АСЕАН (Индонезии, Таиланда, Мьянмы, Сингапура, Лаоса), представители Общества вьетнамо-российской дружбы и ряда других вьетнамских общественных организаций. В соответствии с духом и буквой вышеназванного соглашения руководство Академии Хо Ши Мина пригласило для участия в конференции, причем полностью за счет вьетнамской стороны, и двух сотрудников нашего Центра.
Конференция стала заметным событием общественно-политической жизни Вьетнама, ее работу широко освещали орган ЦК КПВ газета «Нян зан» и Центральное вьетнамское телевидение. С приветствием к участникам конференции обратились вице-президент СРВ Нгуен Тхи Доан и генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь. Сотрудники Центра выступили с докладами «Современное состояние и перспективы сотрудничества России с АСЕАН» (кин Г.М. Локшин) и «Взаимодействие России и Вьетнама в АСЕАН» (кин Е.В. Кобелев), которые вызвали большой интерес участников конференции.
Набирает все большие обороты российско-вьетнамское культурное сотрудничество. Стало регулярным проведение Дней Вьетнам-
ской культуры в Москве и Дней российской культуры в Ханое. В 2014 г. в Москве состоялся Круглый стол по вопросам углубления сотрудничества в области культуры, кино, литературы, в котором приняли участие министр культуры, спорта и туризма СРВ Хоанг Туан Ань и руководители ханойского Института культуры. Выступая на «круглом столе», автор этих строк внес предложение рассмотреть вопрос о совместном создании художественно-документального фильма о шести вьетнамцах-интернационалистах, которые в 1941 г. приняли участие в обороне Москвы и в 1981 г., по случаю 40-летия битвы за Москву, Указом Президиума Верховного совета СССР были награждены посмертно орденами Отечественной войны 1 степени. Это предложение было с большим интересом встречено вьетнамскими деятелями культуры.
Огромную работу по сохранению и укреплению традиций дружбы и сотрудничества между народами двух наших стран проводят общественные организации. Во Вьетнаме — это Общество вьетнамо-рос-сийской дружбы и Ассоциация выпускников советских и российских учебных заведений, в России — Общество российско-вьетнамской дружбы и Организация российских ветеранов войны во Вьетнаме. В годы, когда российско-вьетнамские связи находились в состоянии спада и застоя, именно эти организации приложили максимум усилий, чтобы возможно скорее вернуть их к нынешним отношениям стратегического партнерства.
Особо высокой оценки заслуживает деятельность Общества рос-сийско-вьетнамской дружбы (ОРВД), которое является правопреемником Общества советско-вьетнамской дружбы, созданного в 1958 г. В рядах ОРВД в настоящее время насчитывается более 5 тысяч активистов. Членами Общества являются российские граждане, чья жизнь оказалась на длительные годы тесным образом связанной с Вьетнамом либо прошлой работой, либо сегодняшними деловыми, научными, культурными интересами. Среди них: дипломаты, военные специалисты, журналисты, научные сотрудники, геологи, врачи, учителя и представители молодого поколения, проявляющие интерес к Вьетнаму и его героической истории.
Сегодня, в новых исторических условиях, Общество по-прежне-му сохраняет неизменную верность добрым традициям прошлого.
Оно стремится, как и прежде, вести конструктивную работу среди различных слоев населения России в интересах более широкого ознакомления россиян с историей и современной жизнью Вьетнама, укрепления российско-вьетнамского сотрудничества в области экономики, науки, образования и культуры. Особое внимание Общество уделяет расширению российско-вьетнамских молодежных контактов на разных уровнях, регулярному проведению в обеих странах Дней национальной культуры, обеспечению плодотворной деятельности Российского центра науки и культуры и Фонда «Русский мир» во Вьетнаме, популяризации русского языка во Вьетнаме и вьетнамского языка в России, продвижению взаимодействия в таких областях, как туризм, здравоохранение, телерадиовещание, издательское дело, связь, информационные технологии и массовые коммуникации, спорт, музейное и архивное дело.
За последнее десятилетие у ОРВД появились в России активные и экономически крепкие помощники — Общество вьетнамских граждан, Ассоциация вьетнамских предпринимателей, Ассоциация науки и техники Вьетнама, Ассоциация деятелей литературы и искусства Вьетнама. Эти общественные организации способствуют поддержанию доброго имиджа Вьетнама в России и налаживанию дружеских контактов между их гражданами, а на этой основе — развитию торгово-экономических и культурных связей между двумя странами.
В сотрудничестве с этими организациями ОРВД постоянно оказывает юридическую поддержку большим и малым вьетнамским фирмам в легализации их бизнеса в России. Руководство Общества особенно высоко оценивает дружеское плодотворное сотрудничество с компанией ООО «Инцентра», которая в 2015 г. завершила строительство в Москве культурно-делового центра «Ханой—Москва», что, несомненно, откроет новые возможности сотрудничества между нашими столицами и странами.
Общество российско-вьетнамской дружбы поддерживает братские отношения со своим партнером во Вьетнаме — Обществом вьетнамо-российской дружбы. Оба Общества играют активную роль в реализации планов стратегического партнерства между нашими странами. За прошедшие годы хорошо себя зарекомендовали раз-
личные мероприятия, проводимые совместно с вьетнамской стороной: «круглые столы», встречи ветеранов с молодежью в связи с важными датами истории народов России и Вьетнама, обмены дружескими визитами делегаций обоих обществ.
Важно, что год за годом все эти инициативы двух Обществ пользуются растущей поддержкой со стороны государственного руководства России и Вьетнама. Так, ярким примером позитивного отношения к деятельности двух Обществ дружбы может служить факт подписания в октябре 2010 г. в Ханое в присутствии двух президентов — России и Вьетнама «Соглашения о сотрудничестве между Обществом российско-вьетнамской дружбы и Обществом вьетна-мо-российской дружбы в 2011—2015 гг.»
За последние годы значительно расширились контакты между нашими странами на местном уровне — между краями и областями России и провинциями и городами Вьетнама. Развитию этого процесса в определенной степени способствует повседневная работа Центрального правления ОРВД по развитию местных отделений Общества, оказанию им помощи в налаживании связей со своими вьетнамскими коллегами.
Так, весьма тесные деловые контакты установились между региональными отделениями ОРВД городов Екатеринбурга, Владивостока, Элисты с вьетнамскими провинциями — Тханьхоа, Куанг-нинь, Бариа-Вунггау. За прошедшее пятилетие число местных отделений и филиалов ОРВД заметно выросло, а их работа стала более продуктивной. Это отмечалось, в частности, на отчетно-выборном собрании Общества в апреле 2012 г. Сегодня, кроме Москвы и Петербурга, отделения и филиалы ОРВД действуют: в городах Тула, Элиста, Барнаул, Воронеж, Волгоград, Владивосток, Иваново, Казань, Новосибирск, Тверь, Томск, Уфа, Ярославль. В Хабаровске в 2012 г. при участии посла СРВ в РФ состоялась торжественная церемония присвоения местному электровозу имени великого сына вьетнамского народа Хо Ши Мина, а один из участников этой церемонии летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Герой труда Вьетнама Виктор Горбатко (в августе 1980 г. он совершил космический полет вместе с вьетнамским космонавтом Фам Туаном) был назначен почетным машинистом этого электровоза.
Активом ОРВД за последние годы издано несколько достойных внимания книг о российско-вьетнамских отношениях, о многолетних связях наших народов: «Война во Вьетнаме 1965—1973. Как это было» (2005), «Это незабываемое слово «Льенсо» (2006), «Дружба, проверенная временем» (2008), «Россияне о Хо Ши Мине» (2010), «СССР / Россия — Вьетнам: вехи сотрудничества» (2011), «Неугасимый свет Хоабиня» (2012) и другие. Кроме того, Общество регулярно выпускает информационные бюллетени, фотоотчеты о проводимых мероприятиях.
Центральное правление ориентирует актив Общества на постоянный поиск новых форм работы, чтобы, используя методы народной дипломатии, оказывать содействие государственным органам в развитии отношений стратегического партнерства с Вьетнамом. Новым шагом в расширении диапазона деятельности Общества явилось вовлечение профессорско-преподавательского состава и студентов вузов в повседневную работу актива Общества. Среди вузов — коллективных членов ОРВД, выделяются: МГИМО, Институт стран Азии и Африки МГУ, Дальневосточный Федеральный Государственный университет, Тульский Государственный университет, Российский аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Лесная академия, Московская академия экономики и права, вузы городов Иваново, Казань, Санкт-Петербург, Томск, Элиста, а также и вьетнамские партнеры — университет провинции Хатинь и Тропический Центр.
К сожалению, несмотря на внешне безоблачное состояние политических отношений наших стран, в них, тем не менее, постоянно присутствуют различного рода «раздражители». Главный из них и наиболее застарелый — это проблема нелегальной миграции вьетнамской рабочей силы в Россию. Ответные действия со стороны Москвы, а именно — периодические массовые высылки вьетнамских мигрантов, причем с широким показом этого по российскому телевидению, как правило, вызывают весьма негативную реакцию вьетнамского общественного мнения, которое, к сожалению, не может оценивать такие действия объективно и воспринимает их как враждебные в отношении Вьетнама. Считаю, что правительствам двух стран необходимо создать совместную комиссию для глубокого
изучения сути этой проблемы и принятия соответствующих двусторонних мер.
Другой серьезный раздражитель стал сказываться в последние годы, по мере нарастания вьетнамо-китайского конфликта вокруг проблемы принадлежности островов в Южно-Китайском море (ЮКМ). Особенно серьезный характер приобрел этот «раздражитель» в мае 2014 г., когда Китай в одностороннем порядке установил свою нефтяную платформу в районе ЮКМ, который Ханой считает своей исключительной экономической зоной.
В мае-июне этого года вьетнамская сторона настойчиво зондировала позицию России в отношении этих действий Китая. При этом стало очевидно, что большая часть вьетнамских должностных лиц, экспертов, журналистов все еще продолжают мыслить стереотипами периода «братской советско-вьетнамской дружбы», настаивая на необходимости активной реакции России в поддержку вьетнамской позиции. Между тем Россия связана узами всеобъемлющего стратегического партнерства как с Вьетнамом, так и с Китаем. Поэтому россияне, прежде всего политики и ученые, видят свою задачу в том, чтобы всемерно содействовать процессу поисков мирного урегулирования спорных проблем в Южно-Китайском море. Кроме того, позиция российского научно-политологического сообщества сводится к тому, что Россия искренне заинтересована в дальнейшем сохранении максимально дружественных отношений между Вьетнамом и Китаем.
Заключение. Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы с удовлетворением отметить, что в начале второго десятилетия XXI века сформировалась новая, весьма продуктивная и устойчивая модель российско-вьетнамских отношений, получившая название «всеобъемлющее стратегическое партнерство». Вместе с тем, для того чтобы эта концепция давала максимально продуктивные результаты требуются ее постоянное развитие, конкретизация, обновление, подпитка новыми, крупными идеями и проектами, реализация которых будет способна обеспечить стабильный, поступательный характер развития двусторонних отношений.
Дальнейшее углубление всеобъемлющего стратегического партнерства с Вьетнамом является сегодня одним из ключевых направ-
лений российской внешней политики, направленной на обеспечение мира и безопасности и укрепление позиций России в регионах ЮВА и АТР. Этот подход не подвержен политической конъюнктуре. Он имеет фундаментальный, долгосрочный характер и, несомненно, будет определять основные направления, масштабы и алгоритм рос-сийско-вьетнамских отношений на всю обозримую перспективу.
Россия и Вьетнам весьма гармонично дополняют друг друга по многим важнейшим позициям государственных интересов каждой стороны. Так, по мнению вьетнамских экспертов, в России вьетнамцы видят дружественную внерегиональную державу, которая сохранила и наращивает дальше весомый политический, экономический и военный потенциал.
Что же касается Вьетнама, то с точки зрения российского науч-но-политологического сообщества, — это довольно крупная, динамично развивающаяся, дружественная России страна, являющаяся одним из ведущих членов влиятельной региональной группировки - АСЕАН.
Основанные на взаимном понимании и тщательном учете национальных интересов друг друга, отношения всеобъемлющего стратегического партнерства между нашими странами приобретают всё большую позитивную динамику. Не подлежит сомнению, что у этих отношений — ясные горизонты и большие перспективы.
Примечания
1 Лузянин С.Г. Шанхайская организация сотрудничества // Позиции России в АТР . М„ 2007. С. 84
2 Там же. С. 108
URL: http://www.mil.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289
4 Цит. по: СССР / Россия — Вьетнам: вехи сотрудничества. М., 2011. С. 147.
5 URL: archive.kremlin.ru/interdocs/2006/l 1/20/1251
6 Цит. по: Совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 3.
7 Цит. по: Nghien ста quoc td. Hä Nöi. N 3. 2012. Тг. 65.
g
Цит. по: Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам // Это незабываемое слово «Льенсо» // М., 2006. С. 410.
9
См. Мазырин В.М. Состояние и перспективы сотрудничества России и СРВ // Вьетнамские исследования. Выпуск 1. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 156.
111 Там же. С 129-130.
11 Независимая газета. 10.02.2014.
12
Российская газета. 31.07.2012.
Данные ФТС РФ (URL: www.customs.ra) и Таможенной службы СРВ (URL: www.customs.gov.vn); URL: http://quote.rbc.ru/news/fond/2014/08/28/34208 141.html.
14 Сайт ИДВ РАН: URL: www.ifes-ras.ru. Центр изучения Вьетнама и АСЕАН.