Раздел первый ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СРВ
Фам Суан Шон (Вьетнам)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СРВ ПОСЛЕ XI СЪЕЗДА КПВ
I. Цели, задачи, курс и основные направления внешней политики СРВ
О целях. Проанализировав международную и региональную обстановку в первые годы XXI в., XI съезд КПВ определил следующий путь развития Вьетнама в предстоящий период: «Продолжать наращивать руководящую энергию и боевую силу нашей Партии, упрочивать силы всей нации, всемерно форсировать дело "обновления ", закладывать фундамент того, чтобы к 2020 г. в основном превратить Вьетнам в индустриальную, модернизированную страну». Намечая контуры внешней политики в новый период, Съезд подтвердил решимость Вьетнама и дальше проводить внешнюю политику независимости и самостоятельности во имя мира, сотрудничества и развития; диверсифицировать, делать многовекторными внешнеполитические отношения, инициативно и активно участвовать в международной интеграции; быть достойным доверия другом и партнером международного сообщества.
О задачах. В документах XI съезда КПВ указывается: «Задачами внешнеполитической деятельности являются: сохранение мирной обстановки, благоприятной для усиления индустриализации и модернизации страны, надежная защита независимости, суверенитета, единства и территориальной целостности; повышение мощи страны; активный вклад в борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социальный прогресс во всем мире».
О курсе. В документах многих съездов КПВ подчеркивается, что необходимо последовательно осуществлять внешнюю политику независимости, самостоятельности, мира, сотрудничества и развития; добиваться диверсификации и многовекторности международных отношений. Новый акцент во внешнеполитическом курсе XI съезда КПВ: «Инициативно и активно участвовать в международной интеграции»; подчеркнуто также: «Вьетнам готов быть достойным доверия другом и партнером и ответственным членом международного сообщества».
XI съезд КПВ расширил содержание понятия международной интеграции, а именно — перешел от формулы, утвержденной на X съезде: «Инициативно и активно участвовать в международной экономической интеграции», к более общей формуле: «Инициативно и активно участвовать в международной интеграции». Таким образом, понятие «международной интеграции» здесь больше не ограничивается только рамками «экономики», а распространяется и на другие области, а именно — политику, оборону, безопасность, культуру, социальные отношения и т. п.
Планы международной интеграции Вьетнама от съезда к съезду приобретали диалектический характер. Так, если в разделах о внешней политике VII и VIII съездов партии заявлялось, что Вьетнам «хочет быть другом», а в документах IX съезда добавлялось: «другом и достойным доверия партнером», то XI съезд КПВ усовершенствовал эту формулу и добавил новое словосочетание: «Вьетнам является ответственным членом международного сообщества». Диалектическое развитие этого словосочетания отражает этапы взросления вьетнамской дипломатии: Вьетнам все более инициативно и ответственно участвует в двусторонних и многосторонних механизмах как в своем регионе, так и в глобальном плане.
О внешнеполитических ориентирах. XI съезд КПВ указал: «Решать существующие погранично-территориальные проблемы с заинтересованными странами; отдавать приоритет развитию отношений со странами АСЕАН, с соседними странами, с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, с великими державами, с традиционно дружественными странами; расширять внешнеполитические отношения по линии партии; развивать народную дипломатию». Итак, один из приоритетных ориентиров внешней политики Вьетнама — это укреплять отношения дружбы и сотрудничества с соседними странами и с государствами — членами АСЕАН, параллельно с этим развивать двусторонние отношения с каждым членом АСЕАН в отдельности и одновременно со всей АСЕАН как международной региональной организацией.
Тот факт, что в 1995 г. Вьетнам официально стал членом АСЕАН — это очень важное событие в политической жизни страны. За прошедшие почти 20 лет Вьетнам активно участвовал в деятельности АСЕАН, выступил со многими инициативами, направленными на укрепление этой организации, и тем самым внес немалый вклад в дело упрочения ее позиций на международной арене. Вьетнам считает, что АСЕАН и ее Региональный форум по вопросам мира и безопасности (АРФ) играют важную роль в укреплении мира, безопасности и сохранении стабильности как в Юго-Восточной Азии, так и в АТР в целом.
Общая картина событий в ЮВА за последние годы свидетельствует, что то тут, то там все еще происходят мелкие вооруженные конфликты, вызванные погранично-территориальными проблемами; в ряде государств все еще существуют конфликты на национально-расовой и религиозной почве; имеют тенденцию к постоянному росту нетрадиционные угрозы безопасности — эпидемии, стихийные бедствия, — касающиеся природы и окружающей среды, организованная преступность... В этой ситуации Вьетнам считает, что государства ЮВА должны активно участвовать прежде всего в уже имеющихся механизмах безопасности и сотрудничества, таких как асеановские Политический совет по вопросам безопасности (АР8С), Экономическое сообщество (АЕС), Социально-культурное сообщество (А8СС)
и, особенно, Региональный форум по вопросам мира и безопасности (ARF) в целях превращения ЮВА в регион мира, стабильности и процветания.
Сотрудничество с АСЕАН через Региональный форум по вопросам мира и безопасности с участием стран — партнеров по диалогу, таких как США, Китай, Япония, Индия, Россия, играло и играет позитивную роль в деле поддержания стабильности и безопасности в АТР.
Что касается участия в деятельности АСЕАН, то Вьетнам придерживается следующего курса: «Проявлять инициативность, активность и ответственность и вместе со всеми странами строить мощное Сообщество АСЕАН, наращивать отношения с партнерами, продолжать играть важную роль в сфере сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Исходя из этого ориентира, Вьетнам рассматривает участие в деятельности АСЕАН как одно из приоритетных направлений своей внешней политики, равное по значимости с усилением отношений сотрудничества и традиционной дружбы с соседними странами, имеющими общую границу с Вьетнамом. В настоящее время тот факт, что г-н Ле Лыонг Минь, бывший замминистра иностранных дел Вьетнама, выполняет функции Генерального секретаря АСЕАН на период 2013—2017 г.г., может стать хорошей возможностью для того, чтобы Вьетнам внес еще больший вклад в дело строительства мощного Сообщества АСЕАН.
В числе внешнеполитических ориентиров Вьетнам уделяет важное внимание проблеме территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ).
Действительно, в последние годы спорная ситуация в ЮКМ становится все более напряженной в связи с тем, в частности, что большое число китайских кораблей и катеров вторгается в морское пространство Вьетнама. Они незаконно задерживают вьетнамских рыбаков и даже нагло открывают огонь на поражение по их лодкам. Более того, Китай обнародовал карту с рисунком в виде «коровьего языка», согласно которой чуть ли не всё ЮКМ — территория Китая, что является серьезным нарушением территориального суверенитета стран, омываемых водами этого моря, прежде всего Вьетнама, Филиппин, Брунея и
Малайзии. Эти действия Китая создают угрозу интересам соседних стран, угрожают миру, безопасности и стабильности в районе ЮКМ.
В этой ситуации позиция Вьетнама состоит в том, что территориальные и иные споры в пространстве АТР, в том числе и в ЮКМ, должны решаться мирными средствами, на основе действующего международного права, прежде всего Устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.; не должны использоваться сила или угроза ее применения; Вьетнам выступает за полную и эффективную реализацию Декларации о поведении сторон в ЮКМ от 2002 г. (DOC), Декларации о 6 принципах АСЕАН по ЮКМ и предлагает возможно скорее продвигаться к принятию кодекса поведения государств в ЮКМ (СОС).
II. Внешнеполитические достижения в период обновления
Развивая крупные успехи, достигнутые за более чем три десятилетия реализации политики обновления (с 1985 г. по настоящее время), Вьетнам одновременно активно проводил внешнюю политику независимости, самостоятельности, диверсификации и многовекторности международных отношений, следовал курсом, согласно которому он готов быть другом, достойным доверия партнером, занимающим ответственную позицию по отношению ко всем странам международного сообщества. Боролся за мир, независимость и развитие. Основные результаты в области внешней политики выражаются в следующем.
Во-первых, самый важный и всеобъемлющий результат: Вьетнам наметил и успешно воплотил в жизнь политику мира, диверсификации и многовекторности отношений со всеми странами. Это явилось важным вкладом в дело обеспечения международных условий мира, создало благоприятную внешнюю среду для осуществления двух стратегических задач — строительства и защиты Родины — социалистического Вьетнама;
Во-вторых, внешнеполитические отношения Вьетнама с каждым днем расширяются и углубляются, внося вклад в дальней-
шее укрепление авторитета и позиций страны. Вьетнам стремился развивать отношения с соседними странами; установил и повышал стратегические отношения со многими важными партнерами, прежде всего с великими державами; укреплял и развивал отношения с традиционно дружественными странами. Важные конкретные результаты: завершена демаркация сухопутной границы с Китаем; увеличено количество пограничных столбов на границе с Лаосом; сделаны первые шаги по демаркации и установке пограничных столбов на сухопутной границе с Камбоджей; начались переговоры с Китаем по делимитации района открытых вод в заливе Бакбо (Тонкинском) и форсируется работа по делимитации морских вод с заинтересованными государствами в его юго-западной части. Активно и ответственно Вьетнам участвовал в региональных и международных форумах; хорошо исполнил роль непостоянного члена Совета Безопасности ООН; внес важный вклад в строительство Сообщества государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), успешно выполнил роль председателя АСЕАН и председателя Межпарламентской ассамблеи стран ЮВА (А1РА). Расширялись отношения с коммунистическими и рабочими партиями, с партиями левого толка, с правящими партиями и рядом других партий; продолжалось наращивание работы по линии народной дипломатии. Достигнуты позитивные результаты в работе с проживающими за рубежом соотечественниками. В полной мере выполнялись международные обязательства; вёлся открытый, откровенный диалог о свободе, демократии и правах человека.
Вьетнам вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), подписал двусторонние и многосторонние соглашения о свободной торговле с рядом важных партнеров; расширил и укрепил отношения сотрудничества со своими партнерами; внес важный вклад в формирование и расширение рынка вьетнамских товаров, услуг и инвестиций, привлек прямые иностранные инвестиции, использовал официальную помощь на цели развития (ОДА), а также помощь из других международных финансовых источников;
В-третьих, Вьетнам проявил инициативу в проведении переговоров и подписании с разными странами большого числа
документов, определяющих рамки отношений дружбы и всеобъемлющего сотрудничества в XXI веке. В их числе особенно выделяются Совместное вьетнамско-российское заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства; Двустороннее вьетнамско-американское соглашение о торговле; соглашения с Китаем о сухопутной границе, о разграничении Тонкинского залива и рыболовстве; Соглашение с Индонезией о разграничении континентального шельфа и т. п. Развитие двусторонних и многосторонних отношений внесло важный вклад в укрепление мирной и стабильной международной обстановки в целях эффективного служения делу строительства и защиты нашей Родины.
В-четвертых, Вьетнам достиг больших успехов в деле интеграции в мировую экономику. В развитии интеграции Вьетнам имеет много конкретных результатов, особенно в привлечении большого количества иностранных инвестиций в его экономику (с начала осуществления политики «Обновления» до настоящего времени Вьетнам привлек в общей сложности около 100 млрд долл. иностранных инвестиций).
В-пятых, Вьетнам широко и все более эффективно участвует в деятельности региональных организаций, таких как АСЕАН, АТЭС (в ноябре 2006 г. в Ханое успешно прошла 14—я сессия АТЭС), Форум «Азия—Европа» (А8ЕМ), а в 2007 г. вступил в ВТО, став 150-м членом этой организации. Вклад Вьетнама в деятельность международных организаций и форумов шаг за шагом повышал его роль и позиции на международной арене. А активная деятельность СРВ в ООН еще более демонстрировала ее роль и вклад в решение общих проблем всего мира.
В-шестых, Вьетнам превращается в привлекательное место для все большего числа зарубежных туристов. Главная причина этого в том, что Вьетнам обеспечивает мирную среду, сумел сохранить политическую стабильность, обеспечивает безопасность и общественный порядок. В последние годы в среднем до 4—5 млн иностранных туристов посещают и проводят отдых во Вьетнаме, принося нашей стране немалые доходы. Это также значительный вклад внешней политики Вьетнама.
III. Вьетнамско-российские отношения
1. Характер вьетнамско-российских отношений
Вьетнам всегда считал отношения как с Советским Союзом прежде, так и с Россией сегодня одним из приоритетных направлений своей внешней политики.
Вьетнамско-российские отношения — это отношения традиционной дружбы, испытанные временем, в их основе — взаимное доверие, сотрудничество бок о бок друг с другом как в годы жестокой войны во Вьетнаме, так и в его мирном строительстве. Вьетнамский народ никогда не забудет и всегда будет испытывать чувства благодарности за моральную и материальную поддержку в прошлом со стороны советского народа и братских социалистических стран, всего прогрессивного человечества, так же, как сегодня Россия и дружественные страны поддерживают Вьетнам.
После периода неизбежного застоя двусторонних отношений в 90-х годах XX в. вьетнамско-российские отношения начиная с 2000 г. стали восстанавливаться, развиваться и расширяться. Отношения «стратегического партнерства», заложенные в 2001 г., в 2012 г. повысились до уровня «отношений всеобъемлющего стратегического партнерства».
Подписание двумя сторонами в ходе официального визита в Россию президента СРВ Чыонг Тан Шанга в июле 2012 г. Заявления об отношениях всеобъемлющего стратегического партнерства обозначило новую веху в истории развития наших двусторонних отношений, подняло отношения стратегического партнерства между Вьетнамом и Россией на новую высоту, носящую более всесторонний характер.
2. Содержание вьетнамско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства
Вьетнамско-российские отношения всеобъемлющего стратегического партнерства находят отражение во всех сферах сотрудничества — в политике, экономике, безопасности, обороне, науке, образовании и подготовке кадров, в туризме и т. д.
В сфере политики. Приобрел регулярный характер механизм встреч руководителей двух стран: так, президент В. Путин посе-
тил Вьетнам в 2001 и 2006 гг., Д. Медведев — в 2010 и 2012 гг., председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко — в 2012 г.... Вьетнамские руководители также регулярно посещают с официальными визитами Российскую Федерацию: президент страны Чыонг Тан Шанг — в июле 2012 г. и председатель Национального собрания СРВ Нгуен Шинь Хунг — в марте 2013 г. Самый недавний — это визит в РФ премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга. В ходе этих встреч руководители двух стран договорились продолжать и развивать сложившиеся между Вьетнамом и Россией традиционные отношения в интересах народов двух стран, в интересах мира, стабильности и прогресса во всём мире.
Можно сказать, что если результатом визита в РФ президента Чыонг Тан Шанга стал тот факт, что вместе с президентом В. Путиным были заложены правовые рамки вьетнамско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, то в ходе визита в Россию премьер-министра Нгуен Тан Зунга в мае 2013 г. им вместе с председателем Правительства РФ Д. Медведевым были претворены в жизнь договоренности, достигнутые между двумя президентами. В Совместном заявлении по итогам этого визита указывается: «Оба премьер-министра подчеркнули, что поднятие вьетнамско -российских отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства явилось важной вехой, дало сильный толчок для развития двустороннего сотрудничества в новый период. Правительства двух стран будут тесно взаимодействовать, руководить министерствами и местными органами власти своих стран, чтобы развернуть всестороннее сотрудничество, отвечающее потребности в развитии и интересам каждой страны.
В сфере экономики. Обе страны будут бороться за то, чтобы объем взаимного товарооборота с нынешних более 3,6 млрд долл. вырос до 7 млрд в 2015 г. Что касается структуры внешней торговли двух стран, то в экспорте России преобладающее место занимают химическая продукция, металлы, бензин, машины, удобрения (в 2012 г. российский экспорт вырос на 4 %, достигнув 1,4 млрд долл.). В свою очередь Вьетнам экспортирует в Россию в основном сельхозпродукцию, каучук, морепродукты,
обувь, компьютеры, мобильные телефоны и др. В 2012 г. Вьетнам экспортировал в Россию товары общей стоимостью 2,3 млрд долл. Рост составил 32 %.
Исключительно важным является сотрудничество в нефтегазовой области и в сфере энергетики. Эффективно действует созданное во Вьетнаме в 1981 г. при помощи СССР и России совместное нефтегазовое предприятие «Вьетсовпетро» (в 2012 г. добыто сверх плана 0,93 млн т нефти; доход впервые превысил 700 трлн вьетнамских донгов, и в госбюджет поступило свыше 9 млрд долл.). Самые мощные транснациональные энергетические компании России, такие как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», продолжают свою деятельность во Вьетнаме. Достойно внимания, что недавно в этой области произошли довольно позитивные подвижки, в том плане что сотрудничество расширяется за пределы Вьетнама на территорию России. Начали действовать совместные российско-вьетнамские нефтегазовые компании «Русвьетпетро» в Ненецком автономном округе и на Южном Урале.
Кроме того, при содействии «Росатома» в центральной провинции Вьетнама Ниньтхуан ведется подготовка к строительству первой вьетнамской атомной электростанции, а также научно-технологического ядерного центра во Вьетнаме.
В области инвестиций: в настоящее время Россия реализует во Вьетнаме 93 проекта общей стоимостью более 2,7 млрд долл., а Вьетнам имеет в России 16 проектов с общим объемом капиталов более 1,7 млрд долл. Кроме этого, Россия предоставила Вьетнаму кредит в размере 10 млрд долл. для реализации в предстоящие годы крупномасштабных проектов, что будет способствовать значительному увеличению взаимного товарооборота.
Одним из важных направлений сотрудничества является развитие межрегиональных отношений. В настоящее время более 20 российских субъектов (на областном уровне) поддерживают связи с вьетнамскими партнерами. Обе стороны считают весьма перспективным сотрудничество в реализации программ развития российского Дальнего Востока.
В сфере обороны и безопасности сотрудничество Вьетнама и России развивается исключительно благоприятно. Для обеспе-
чения безопасности страны, особенно защиты более 3000 км морских границ и островов в Южно-Китайском море, находящихся под суверенитетом СРВ, Вьетнам нуждается в различных видах современного вооружения российского производства. В последнее время он принял от России современные фрегаты, получившие имена вьетнамских исторических деятелей, — «Динь Тьен Хоанг» и «Ли Тхай То»; принимает и будет принимать 6 дизельных подводных лодок класса Кило-636, самолеты СУ-30 МКИ, ракеты С-300, «Бастион» и др. Эти новейшие виды вооружений помогут Вьетнамской Народной армии поставить заслон на пути любой авантюры, откуда бы она ни исходила, надежно защитить суверенитет нашей Родины — Вьетнама.
В гуманитарной области — в сфере образования и науки. Советский Союз, а сегодня Россия оказали Вьетнаму огромную и эффективную помощь в сфере образования и подготовки кадров. Количество научных кадров Вьетнама, подготовленных ранее в СССР, составляет более 50 тыс. человек, в их числе многие стали руководителями высокого ранга или же людьми, занимавшими и занимающими ключевые позиции в работе по управлению экономикой, а также во многих других деловых сферах Вьетнама.
В настоящее время в высших учебных заведениях Российской Федерации обучается свыше 6 тыс. вьетнамских студентов.
Достойно внимания, что наши две страны согласовали содержание проекта межправительственного соглашения о создании в Ханое первого совместного высшего учебного заведения — Технологического вьетнамско-российского университета (ЯУТи).
В области туризма Вьетнам стремится создать самые благоприятные условия обслуживания для зарубежных туристов, в том числе и из России. В 2012 г. значительно возросло количество российских туристов, посетивших Вьетнам, достигнув рекордной цифры — около 200 тыс. человек. Мы надеемся, что благодаря красотам вьетнамской природы и особому гостеприимству вьетнамцев в ближайшие годы Вьетнам будет принимать в гости еще большее количество туристов как из России, так и из других стран.
О координации действий на международной арене. У руководства России и Вьетнама имеются общие или близкие взгляды по многим международным вопросам, в том числе о сохранении глобальной безопасности и поддержке создания нового мирового порядка — многополярного и более справедливого.
Обе страны выступают за урегулирование горячих точек и спорных вопросов между государствами только мирными средствами; подчеркивают центральную роль ООН, глобальных и региональных международных организаций; считают, что, только объединив усилия всех стран, можно успешно противостоять глобальным вызовам. Для решения территориальных споров, в том числе в Южно-Китайском море, заинтересованные государства должны уважать международное право, в том числе Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., и Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море 2002 г. (БОС); одновременно форсировать работу по скорейшему принятию кодекса поведения государств в Южно-Китайском море (СОС).