встреч с командованием части и воинами срочной службы;
г) оказание помощи учащимся образовательных учреждений региона в подготовке к службе в Вооруженных Силах РФ преподавателями военных кафедр МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева совместно с наиболее подготовленными студентами старших курсов.
В связи с тем, что названные выше образовательные и другие учреждения
являются субъектами Регионального учебного округа, а многие участники семинара — члены научно-методической секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО, контроль за выполнением мероприятий, намеченных участниками семинара, секция включила в план своей последующей работы.
С. И. ЯКИМЧУК, руководитель научно-методической секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
26—27 апреля по плану мероприятий Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева проходила Всероссийская научно-техническая конференция „Особенности и тенденции раз-
университетского
разования . Основными
научно-методическими направлениями конференции были определены: исторические аспекты развития инженерного образования в России; современные образовательные технологии как средства фундаментализации инженерной подготовки; роль естественнонаучных дисциплин в вопросах фундаментализации инженерного образования; вопросы интеграции в технических вузах; гуманитаризация инженерного образования.
В принятых конференцией рекомендациях отмечается, что российская инженерная школа, имеющая глубокие традиции, выполняет важнейшие общественные и социальные функции, удовлетворяя культурно-образовательные запросы личности и общества, непосредственно влияя на его экономическое развитие. Техническое образование и технические науки — это мощнейшее средство выживания, обеспечивающее технологическую безопасность, сохранение жизни и здоровья населения, поддержание качества окружающей среды в современных условиях.
Конференция видит реформирование инженерного образования в продолжении
поисков оптимальной, более гибкой системы подготовки инженеров разных уровней, учитывающей различные требования, предъявляемые к специалистам. Одним из путей решения этой проблемы определена интеграция в подготовке инженерно-технических работников в учебных заведениях различного типа.
Высказана необходимость уменьшения объема узковедомственной ориентации в подготовке инженеров с увеличеним акцента на ее смещение в сторону современных технологий, применения ЭВМ, обеспечения технологической безопасности, решения природоохранных проблем.
В выступлениях участников и рекомендациях конференции отмечено также, что отличительной особенностью современного университетского инженерного образования должна стать повышенная фундаментализация, учитывающая его междисциплинарную природу, позволяющая будущему специалисту осваивать новые специальности и инженерные достижения на стыке наук. Реализация этого положения может осуществляться одновременно с гуманитаризацией знаний. Только инженер, получивший подлинно гуманистическое воспитание, способен ясно осознать последствия влияния на социальный климат общества и окружающую среду своих конструкторско-технологических решений.
В. А. НЕЧАЕВ, директор Института электроники и светотехники МГУ им. Н. П. Огарева, кандидат технических наук, доцент
А. И. АЛЕКСАНДРОВ, заведующий кафедрой электронного машиностроения МГУ им. Н. П. Огарева, кандидат технических наук, доцент