УЧЕБНЫЙ ОКРУГ КАК ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. П. МАКАРКИН, председатель попечительского совета
РУО, ректор МГУ им. Н. П. Огарева, академик, профессор
И. Л. НАУМЧЕНКО, директор РУО, пред-седатель научно-методического совета, академик, профессор
ОТ ПРАКТИКИ РУО ДО ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
I
За пять лет творческой деятельности Регионального учебного округа, созданного при МГУ им. Н. П. Огарева, о проблеме интеграции написано немало, в том числе и авторами данной статьи. Однако весьма необычные обстоятельства
заставляют нас возвратиться к этой проблеме, чтобы еще раз переосмыслить ее именно под углом зрения данных обстоятельств.
Дело в том, что созданный 28 января 1993 г. по решению учредительной конференции ученых и руководителей органов образования Республики Мордовия Региональный учебный округ положил в основу своей научно-практической деятельности программу „Интеграция образования и науки в региональной практике учебных заведений республи-ки“ Руководствуясь этой программой, дирекция РУО и его научно-методический совет разработали научно обоснованные концепцию и Устав округа, утвержденные на заседаниях попечительского совета; объединили вокруг себя около 90 субъектов образования: министерств и ведомств, вузов и других типов учебных заведений; создали систему органов самоуправления, насчитывающую 7 научно-методических блоков и 33 сек-
ции по профилям и предметам образования. В составе этих органов в настоящее время работают около 400 ученых, руководителей учебных заведений, учителей и методистов, представителей других организаций и коммерческих структур.
Округ продолжает развивать и совершенствовать свою деятельность в соответствии с названными организационными материалами и планами работы субъектов (прежде всего блоков и секций), о чем также неоднократно рассказывалось в статьях их руководителей. Об этом речь пойдет и в данном номере журнала. Что же касается „необычных обстоятельств “, воодушевивших нас на более углубленную активную разработку изучаемой проблемы, то они выражены в таком весьма важном, можно сказать эпохальном, документе, каким является Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 5 декабря 1996 г. о федеральной целевой программе „Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной
науки на 1997 — 2000 годы“ В нем, в
частности, говорится:
«В целях создания условий для развития фундаментальных научных иссле-
© Н. П. Макаркин, И. Л. Наумченко, 1998
дований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, отраслевых академий наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества высшего профессионального образования постановляю: принять предложение Правительства Российской Федерации о присвоении федеральной целевой программе „Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 — 2000 годы“ статуса президентской программы».
В соответствии с названным указом Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Президиум Российской академии наук решением № 789/9 от 22 апреля 1997 г. создали в г. Москве Центр содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Центр „Интеграция"), определили его задачи и утвердили Устав.
Главным назначением Центра „Интеграция “ является: обеспечение
управления реализацией федеральной целевой программы государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки; организация проведения фундаментальных научных исследований учеными высшей школы и академии; обобщение, анализ и распространение передового отечественного и зарубежного опыта решения проблем интеграции; оказание научно-организационной, методической и консультативной помощи высшим учебным заведениям и научным учреждениям в организации их совместной деятельности.
В условиях разработки федеральной программы интеграции образования целесообразно было бы использовать уже имеющийся опыт региональных центров интеграции, действующих без высокого федерального прикрытия и финансовой поддержки (подобно нашему РУО). Разумеется, мы не можем дублировать интеграционный центр, созданный в Москве четыре года спустя, но в содержании нашей деятельности немало общего, равно как и существенных отличий, вытекающих из сугубо региональной специфики РУО, ориентированной на такие факторы, как:
— особенности и условия развития образования в конкретном регионе (в нашем примере — в Республике
Мордовия);
— преемственность в решении организационно-методических, научных и редакционно-издательских задач — от дошкольных учебных заведений и учреждений образования до вузовской подготовки специалистов и последующего их дополнительного образования;
— включение в интеграционную деятельность органов самоуправления и субъектов РУО всех (и прежде всего инновационных) типов учебных заведений, в том числе вузов, гимназий, лицеев, колледжей, дошкольных учреждений и обслуживающих их (в том числе коммерческих) структур;
— заключение с целью долговременного оптимального научно-методического сотрудничества двух- и трехсторонних договоров между входящими в состав округа вузами с их подразделениями с одной стороны и субъектами округа (дошкольными, начальными, средними учебными заведениями и учреждениями образования) — с другой; между теми и другими, а также коммерческими структурами — с третьей стороны. В настоящее время в РУО заключено свыше сотни таких договоров;
— содействие развитию в регионе новых типов учебных заведений. В плане решения этой задачи в округе были открыты: естественно-технический лицей и многопрофильная академическая гимназия для одаренных детей — в составе МГУ им. Н. П. Огарева, коммерческий лицей при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации. Для них разработаны вся необходимая учебно-методическая документация и соответствующие пособия;
— постоянное (в течение всего периода функционирования округа) сотрудничество блоков и секций с работниками органов образования республики с целью разработки новых поколений образовательных программ, методологических основ, технологии и техники непрерывного образования для всех звеньев его преемственной системы;
— широкое участие дирекции округа, членов его попечительского и научно-методического советов, а также отдель-
1998. №1
ных руководителей блоков и секций в прогнозировании и разработке стратегии развития образования в республике, законов и концепций такого развития;
— участие в разработке национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта; создание образовательных программ, ориентированных на интеграцию личности учащегося в систему мировой и национальной культур; разработка концептуальных положений по совершенствованию учебного процесса, повышению качества обучения и воспитания в субъектах, профессиональной подготовки специалистов;
— распространение опыта сотрудничества ученых и интеграционной практики органов самоуправления (научно-методических блоков, секций по профилям и предметам образования), а также входящих в состав РУО субъектов.
Видимо, соответствующие правительственные документы и указ Президента РФ устранят те сложности, с которыми пришлось сталкиваться РУО на протяжении всех лет его работы.
Стимулирующим фактором активизации деятельности РУО явилась проведенная им, при активной поддержке Государственного комитета РФ по высшему образованию и Министерства образования Российской Федерации, в мае 1995 г. в Саранске Всероссийская научно-практическая конференция „Интеграция региональных систем образования". Несмотря на финансовые трудности, 68 вузов прислали своих представителей на этот важный форум. Идея региональной интеграции образовательных учреждений заинтересовала участников конференции, опыт работы округа был одобрен, а в рекомендациях конференции отмечено: „Основным направлением интеграции региональных систем образования считать академическую интеграцию интеллектуального потенциала научно-педагогических кадров образовательных учреждений по примеру созданного при МГУ имени Н. П. Огарева Регионального учебного округа44.
Развивая идеи, заложенные в концепции и Уставе Регионального учебного округа и поддержанные названной конференцией, Государственный комитет РФ по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Гос-
собрание и Правительство Республики Мордовия приняли совместное решение „О работе и перспективах развития Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева" от 12 июля 1995 г. Оценив особую научно-практическую значимость РУО как центра интеграции образовательных учреждений региона, руководители органов образования страны и республики в этом документе одобрили опыт работы округа, признали его одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территории Российской Федерации и рекомендовали соответствующим органам создать должные условия для его дальнейшего развития.
После такой солидной федеральной поддержки РУО обрел авторитет и юридический статус. Его частыми гостями стали представители других вузов страны и ближнего зарубежья. В целом ряде регионов (в Москве, Якутске, Благовещенске, Бурятии, Тирасполе, Ижевске и др.) стали создаваться аналогичные научно-методические центры...
В настоящее время, как отмечено выше, в составе округа функционируют 33 научно-методические секции по профилям и предметам образования, возглавляемые опытными учеными и методистами, академиками, докторами и кандидатами наук, руководителями органов образования республики, в том числе:
— по направлениям (профилям) образования: дошкольного воспитания и начального образования; начального, среднего и дополнительного профессионального образования; военного образования и патриотического воспитания молодежи; информатизации образования и дистанционного обучения; методики информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса; совершенствования управления образованием;
— по предметам образования: на-
ционального образования; национальной культуры; культурологии; русской филологии; иностранных языков и литературы; математического, физического, химического, биологического, географического, экологического, медицинского, правового, экономического, инженерного, агроинженерного, аграрного образования; психологического обеспечения учебного
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
процесса; педагогики; философии; истории; социологии, а также филиалы: торгово-экономического образования при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации и машиностроения при Рузаевском институте машиностроения
МГУ им. Н. П. Огарева.
Секции как важнейшие структурные научно-методические подразделения РУО призваны решать такие важные задачи, как:
— интеграция научного и учебно-педагогического потенциала разных уровней в соответствии с программой работы
РУО;
— изучение тенденций развития соответствующих направлений образования в мировой и российской практике и использование их в целях совершенствования учебно-научно-воспитательного процесса и подготовки специалистов;
— разработка преемственных учебных планов субъектов округа на основе дифференциации требований по видам обучения и создание единых учебных программ по профилям образования;
— совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификация требований, предъявляемых к качеству знаний обучаемых;
— гуманизация и гуманитаризация образования;
— улучшение индивидуализации обучения и оптимизация самостоятельной работы обучаемых, самообразования учителей и преподавателей разных типов учебных заведений;
— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей в различные виды научно-исследовательской и редакционно-издательской работы;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-методической, научно-исследовательской и редакционно-издательской работы;
— активное участие в работе федерального журнала „Интеграция образования", издаваемого Региональным учебным округом.
В связи с тем что в интеграционной практике округа для решения многих вопросов организационно-методической и научной работы требуются усилия нескольких близких по направлениям деятельности секций, в составе РУО создано 7 научно-методических блоков, обеспе-
чивающих интеграцию интересов секций при разработке соответствующих разделов программы „Интеграция образования и науки в региональной практике учебных заведений республики":
— „Стандартизация образования и
разработка национально-регионального
компонента Государственного образовательного стандарта";
— „Наука и рынок. Учебный процесс в системе рыночных отношений";
— „Гуманизация образования";
— „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса";
— „Экологическое образование в регионе";
— „Информатизация образования и дистанционное обучение";
— „Управление общим и профессиональным образованием",
Каждая секция соотносит свою работу с деятельностью блока, а также с направлениями и содержанием работы вузов, факультетов и кафедр, представленных в округе и отраженных в договорах о творческом сотрудничестве, заключенных с субъектами. Кроме двухсторонних все шире практикуется заключение трехсторонних договоров, подключение к сотрудничеству коммерческих и других структур. Условия рыночной экономики, серьезные трудности с финансированием, прежде всего издательской деятельности округа, требуют соответствующей спонсорской поддержки. Свыше десятка методических материалов, пособий и учебников изданы руководителями округа и секций благодаря трехсторонним договорам с коммерческими структурами.
Объединение секций в научно-мето-дические блоки с учетом специфики работы тех и других позволило уже сейчас включить многих их сотрудников в совместную научно-исследовательскую работу и подготовку коллективных монографий, учебных пособий и учебников. В истекшем пятилетии членами блоков и секций опубликовано свыше 260 журнальных и других статей, что в немалой степени обеспечило интеграцию в их работе.
Надо признать, что положенная в основу организационно-методической и
научной работы округа проблема „Интеграция региональных систем образования, науки и культуры" постепенно
вышла на широкий федеральный простор. Заявки на участие в со разработке кроме вузов Мордовии прислали в округ Калмыцкий, П рид н острове кии, Я росла век и й госуниверситсты; Смоленский педагогический институт; Приднестровский институт непрерывного образования и другие вузы и органы образования. К разработке данной проблемы подключилось и созданное в Саранске на базе Мордовского университета и РУО по решению Президиума Академии педагогических и социальных наук от 3 октября 1997 г. Волго-Вятское региональное отделение
АПСН.
Для подготовки опытных кадров по интеграции образования при РУО функционирует соответствующая научная школа, где в настоящее время обучаются пять аспирантов и соискателей, тематика исследований которых соответствует содержанию деятельности блоков и секций округа.
Весомым вкладом РУО в федеральную практику образования и его интеграции является издаваемый им с января 1996 г. ежеквартальный научно-методический журнал „Интеграция образования“ (главный редактор — академик. профессор Н. П. Макаркин, зам. главного редактора — академик, профессор И. Л. Наумченко). Приветливо встреченный педагогической общественностью страны, журнал стал объектом повышенного внимания многих ученых. На его страницах печатаются материалы авторов из разных вузов, с ним заключают договоры о творческом научно-методическом сотрудничестве другие вузовские журналы. Только в текущем году такие договоры заключили: „Ярославский педагогический вестник" (главный редактор — ректор Ярославского ГПУ профессор В. В. Афанасьев), „Вестник Приднестровского университета" (главный редактор — ректор профессор С. И. Верил), „Педагогический вестник Приднестровья" (главный редактор — ректор Приднестровского института непрерывного образования А. В. Юшин).
В соответствии с полученным редакцией свидетельством Г осударственного комитета Российской Федерации по печати о регистрации средств массовой
информации № 016850 от 24 ноября 1997 г. журнал „Интеграция образования" обрел статус федерального научно-
методического органа. Тематика его исследований определена следующим образом: „Интеграция региональных систем образования. Обобщение и распространение опыта научно-методической работы вузов и других инновационных учебных заведений и учреждений образования Российской Федерации11 Учредителями журнала стали: Министерство общего и профессионального образования РФ, Правительство РМ, Мордовский университет и Региональный учебный округ.
Продолжая совершенствовать работу блоков и секций округа в соответствии с перспективным планом его развития, решением Госкомвуза, Министерства образования РФ, Госсобрания и Правительства Республики Мордовия от 12 июля 1995 г. и указом Президента РФ от 5 декабря 1996 г., РУО планирует:
— постепенно расширять зону своего влияния, выходя на федеральный уровень, чему в немалой степени может способствовать и журнал „Интеграция образования";
— разрабатывать и внедрять в творческую деятельность всех типов субъектов округа новые поколения учебных программ, отвечающих требованиям национально-регионального компонента образовательных стандартов;
— с целью успешного исследования названной программы и выполнения указа Президента РФ провести серию региональных и федеральных научных семинаров и конференций, других организационно-методических мероприятий;
— создать по типу функционирующих
в составе РУО естественно-технического лицея и многопрофильной академической гимназии для одаренных детей при МГУ им. Н. П. Огарева, коммерческого лицея при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации сеть средних инновационных учебных заведений в составе вузов России;
— активизировать работу блоков и секций, субъектов РУО в совершенствовании учебно-научно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений, вузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
— усилить контроль за деятельностью блоков и секций округа со стороны по-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
печительского совета, дирекции и науч-
но-методического совета РУО с целью ка-
их интег-
чественного
улучшения
рационнои практики.
Для успешного решения названных задач необходимо добиться финансирования РУО на основе консолидации бюджетных и внебюджетных источников, согласованных руководством округа с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Правительства РМ. Средства будут направлены:
— на издание учебно-методической литературы;
— разработку, техническое обеспечение межвузовской научно-исследовательской программы „Интеграция региональных систем образования" и финансирование ее исполнителей;
— издание федерального научно-ме-тодического журнала „Интеграция образования" объемом 7 печатных листов ежеквартально.
Особое внимание на проблему финансирования деятельности Регионального
учебного округа, научной разработки указанной выше программы интеграции образования, науки и культуры, издания журнала „Интеграция образования" как важнейших компонентов реализации теперь уже президентской программы нами обращено прежде всего потому, что вся предшествующая деятельность округа, руководителей блоков и секций, равно как и работа над журналом, осуществлялась на добровольных началах, без какого-либо материального стимулирован ия.
Можно, конечно, приветствовать бескорыстие энтузиастов, щедро тратящих свою энергию, опыт и знания на нелегкий и весьма ценный творческий труд во благо науки и образования, но, вероятно, в наше нелегкое в финансовом отношении время стоило бы и не менее щедро морально и материально оценить этот труд, хотя бы в свете требований той же президентской программы интеграции образования и науки, — он этого заслуживает.
М. И. УЧЕВАТКИН, зав. отделом социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО В НЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
В соответствии с основными направлениями политики Республики Мордовия, определенными в ежегодном Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, приоритетными целями в сфере образования являются: создание необходимых условий для
осуществления конституционного права граждан на получение образования, переход к различным формам образования
и самообразования, повышение качества обучения и воспитания.
Достижению этих целей способствует реализация государственной политики
© М. И. Учеваткин, 1998