Научная статья на тему 'Инновационные подходы к образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение'

Инновационные подходы к образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т Г. Чекменёва, А А. Прибытков

В статье рассматриваются инновационные подходы к образованию на примере дистанционного обучения. Авторы отмечают, что дистанционное обучение предполагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение»

Глава 5.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Т.Г. Чекменёва Воронежский государственный технический университет г. Воронеж, Россия

А.А. Прибытков Воронежский государственный технический университет г. Воронеж, Россия

В статье рассматриваются инновационные подходы к

iiобразованию на примере дистанционного обучения. Авторы отмечают, что дистанционное обучение предполагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению.

Формирование инновационного общества предъявляет качественно новые требования к образованию, как базовому институту, ответственному за производство знаний. Одной из главных задач высшего профессионального образования является подготовка специалистов, способных к инновационной деятельности. Поэтому и сама подготовка специалистов должна осуществляться с учетом новых технологий и инноваций.

В течение последних лет лидером в области инновационных образовательных технологий является дистанционное образование. Оно предлагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению. Дистанционное обучение (далее -ДО) - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и

систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

ДО начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х гг. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. На данный момент дистанционное образование активнее всего распространено в США: причем как частное, так и государственное. Существует государственная школа, которая бесплатно высылает всё необходимое для учебного процесса и даже оплачивает Интернет.

В России ДО начало развиваться в 90-е годы. В 1997 г. был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области ДО. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 г. состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования -отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионноспутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики дистанционного обучения.

Условием для развития ДО явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д. [5]

Для России существенно важно то, что ДО решает проблему повышения образования тех, кто живет и работает в регионах, и для кого переезд в другой город сопряжен со многими проблемам [2]. А для некоторых дистанционное обучение предоставляет возможность получить образование в престижных зарубежных вузах.

Дидактические принципы организации ДО остаются теми же, что и в традиционных формах обучения, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами. В этой системе помимо преподавателя и обучаемых должен быть учебник, учебные пособия, т.е. средства обучения как компонент данной системы. Отсюда необходимость серьезного научного подхода к разработке специальных курсов (учебников) для системы ДО (электронных средств обучения, в первую очередь, сетевых) [См. подр.: 4].

Как любая форма обучения, ДО имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения [3]. Последние три компонента в дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы. Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионноспутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе ДО используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Курсы ДО должны включать: структуру курса, справочные материалы, средства для связи с пользователями, обучающий курс (электронный учебник), задания для проверки усвоения материала, возможность выполнения проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы, блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых [3].

При ДО обучаемый и преподаватель существуют в учебном процессе как параллельно, используя средства коммуникации, и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (online), так и последовательно, когда обучаемый выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline). Правда, в этом режиме не возможно обеспечить достоверность того, что полученные преподавателем от обучаемого материалы действительно подготовлены этим обучаемым без посторонней помощи. Решение данной задачи — основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы ДО.

Помимо контроля знаний организации обратной связи с обучаемым в ходе обучения необходима для оперативной корректировки учебного процесса и его индивидуализации. Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции [1].

В системе ДО могут быть реализованы различные режимы обучения не только по виду взаимодействия обучаемого и преподавателя, но и режимы взаимодействия учащихся между собой. Можно организовать дистанционное ДО в сотрудничестве (обучение в малых группах), метод проектов и разноуровневое обучение. Время от времени предусматриваются коллективные обсуждения по наиболее сложным проблемам, либо на этапе контроля, тестирования, используя телеконференции в он-лайновом режиме. Метод проектов позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. Это исследовательские методы, предполагающие самостоятельную работу с информацией, причем информацией на разных носителях (печатные средства, электронные и сетевые (информационные ресурсы сети Интернет). Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения обучаемым изучаемого материала [3].

В заключение можно отметить, что в современных условиях дистанционная форма обучения является весьма актуальной. Систе-

му дистанционного обучения можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя и использования современных программных и технических средств, что делает электронное образование более эффективным.

собствовать ценностно-ориентированному становлению культурного, профессионального, здорового общества [1-7].

Литература:

1. Джалиашвили З. Организация системы дистанционного образования http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=936

2. Левина Е. Дистанционное обучение: Плюсы. Минусы. Потенциал http://www.ubo.ru/articles/?cat= 120&риЬ= 1286

3. Полат Е.С. Дистанционное обучение http://scholar.urc.ac.ru/ped ioumal/numero4^edag/polat.html

4. Платухина Е.Н. Электронный учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в Вузе // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научнотворческого форума. 2-3 ноября 2009 г. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. С.291-295.

5. Юткина Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы http://www.distancelearning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002 C1C68/doc.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.