НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Дистанционное обучение: реалии и перспективы
Е.Р. Орлова, Е.Н. Кошкина
Рассмотрены проблемы, связанные с распространением в России современных методов дистанционного обучения. Раскрыты природа этих методов и причины их широкого распространения в развитых странах, их преимущества и недостатки, их соотношение с традиционными методами очного и заочного обучения. Описаны основные формы и модели дистанционного обучения, используемые за рубежом, рассмотрены возможности их реализации в России. Проанализирована ситуация на российском рынке образовательных услуг, показано ее влияние на динамику инновационных процессов в системе образования. Подчеркивается важность радикального реформирования школьного образования в соответствии с потребностями постиндустриального общества.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, формы дистанционного обучения, диверсификация учебного процесса, технологическая модель, трансляционная модель, тьюториал, педагогическая парадигма, классно-урочная образовательная система, Образование 2.0.
В последние годы в российской образовательной практике все большее внимание уделяется инновациям. В частности, много говорят о дистанционном обучении, о необходимости шире использовать соответствующие образовательные технологии, о легитимной основе дистанционного образования. На наш взгляд, прежде всего следует понять, что дистанционное обучение и дистанционное образование - отнюдь не синонимы, что между этими понятиями имеется существенная разница.
Дистанционное образование и обучение: терминология, основные формы, сильные и слабые стороны
На сегодняшний день в России нет четкого определения термина «дистанционное образование». Между тем за рубежом Distance education (дистанционное образование буквально - образование на расстоянии) является неотъемлемой частью современной образовательной системы. При этом активно используются последние достижения в области информационных технологий, и многие молодые люди на Западе получают образование именно таким путем.
В чем состоит различие между образованием и обучением? Образованием часто называют процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, но прежде всего - результат этого процесса. По словам известного американского психолога и писателя Б.Ф. Скиннера, «образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете все, чему учились». В то же время основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, то есть целенаправленно организованное и систематически осуществляемое овладение знаниями, умениями и навыками под руководством преподавателей.
Таким образом, можно считать, что образование - это результат обучения, а обучение - процесс получения знаний.
Дистанционное образование возникло в Великобритании как минимум 100 лет тому назад, а затем стало распространяться по всему миру. Этот процесс резко ускорился с изобретением персонального компьютера и особенно с появлением Интернета. В США и Канаде большое число колледжей и университетов стали предлагать дистанционное обучение в качестве одной из стандартных его форм. В Европе многие учебные заведения последовали их примеру. Основу такого обучения составляет интенсивная самостоятельная работа студента, целенаправленная и контролируемая преподавателями. Он может жить там, где ему удобно, учиться по индивидуальному расписанию, используя комплект специальных средств обучения и возможность дистанционного (по телефону, электронной почте и т.д.), а при необходимости -и личного контакта с преподавателем.
В России дистанционное образование существует с 1997 г. как разновидность неформального образования1 и реализуется в виде заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Вместе с тем его легитимность до сих пор не подтверждена, так как в действующем законодательстве понятие «дистанционное образование» отсутствует. Поэтому сегодня правильнее было бы ограничиться термином «дистанционное обучение (ДО)».
При дистанционном обучении преподаватель и обучающийся пространственно отделены друг от друга, поэтому оно основано на самостоятельной работе учащегося; предполагается, что он использует необходимую литературу, аудио-, видео- и компьютерные материалы, выполняет контрольные задания и т.д. Цели такого обучения в основном те же, что и при очном образовании (если используются одинаковые учебные программы), но формы подачи материала и взаимодействия с преподавателем существенно отличаются. Разумеется, базовые дидактические принципы (научности, системности, активности, развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и др.) остаются в силе, но способы их реализации обусловлены особенностями новой среды обучения (Интернет и сетевые сервисы) .
В России ДО через Интернет стало развиваться с 1988 г. (советско-американский проект «Школьная электронная почта»). Пионерами спутниковых технологий ДО в 1990-х гг. были Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член - Современная гуманитарная академия. В настоящее время ДО как в России, так и за рубежом предполагает использование дистанционных курсов, персональных веб-страниц, электронной почты, чата и многих других методов (см. табл. 1).
1 Неформальное образование - любой вид организованной и систематической образовательной деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.
2 См.: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/polat.html
Таблица 1
Основные формы дистанционного обучения
Формы обучения Особенности, методические возможности и другие характеристики
Дистанционные курсы Активно используются в Европе для получения дополнительного образования. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе изучения учебных материалов, просмотра (прослушивания) и повторения упражнений, записанных на видео-, аудионосителях
Веб-страницы, сайты, форумы, блоги Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий. Для веб-занятий используются специализированные образовательные форумы, предоставляющие возможность более длительной (многодневной) работы и асинхронного взаимодействия учеников и педагогов
Электронная почта (в том числе списки рассылки) Систематическая передача учебных материалов с помощью списков рассылки
Чат и ICQ Занятия проводятся в рамках чата, к которому все участники имеют одновременный доступ. Используются во многих дистанционных учебных заведениях для дистанционного взаимодействия педагогов и учебных групп
Теле-, аудио-, видеоконференции Осуществляются для решения образовательных задач. Проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты
Виртуальные классные комнаты Включают в себя тексты лекций по предмету, интерактивные тесты и тренажеры, словари и т.п. Ознакомившись с материалами виртуального урока, студент выполняет ряд заданий, которые автоматически проверяются системой с выставлением оценок. Студент может вступать во взаимодействие с сетевыми преподавателями, консультируясь по отдельным предметам. Преподаватели могут осуществлять контроль и оценку знаний студента, общаясь с ним по электронной почте, телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи. Аттестация по всему курсу обычно осуществляется в форме экзамена (очного или заочного)
Радио-, теле-, аудио-, видеотрансляции Используются для передачи записей лекций и семинаров в онлайн-режиме или на электронных носителях
E-Learning/online Learning Электронные учебники и методические материалы, другие образовательные услуги, оказываемые по Интернету
Одно из главных преимуществ ДО - возможность получить образование без отрыва от производства; при этом обучаемый сохраняет основной источник своих доходов, а работодатели не теряют с ценных сотрудников. Другие сильные и слабые стороны ДО приведены на схеме (см. рис.). Практика дистанционного образования за рубежом В развитых странах все большее развитие приобретает инновационная диверсификация учебного процесса3 на основе дистанционного обучения с
3 Инновационная диверсификация рынка образовательных услуг направлена на расширение и развитие образовательного пространства страны, реформирование региональных систем управления образованием, а также изменение деятельности образовательных учреждений путем модернизации образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка [3].
использованием новейших информационных технологий. Одним из пионеров дистанционного обучения в мире был UniSA (ЮАР), открывший такие курсы еще в 1946 г. Крупнейшим в данной области считается британский Открытый университет (OUUK), основанный в 1969 г. Чуть позже (в 1974 г.) был создан Fern Universität в Хагене (Германия). К настоящему времени все они стали мировыми мега-университетами.
В 1984 г. в США в Национальном технологическом университете стали применяться программы ДО по инженерным специальностям. Из других зарубежных организаций можно назвать, например, Испанский национальный университет дистанционного обучения, Школу бизнеса Британского открытого университета, Австралийскую территориальную информационную сеть. К системам ДО относятся: программа GLADNET (обучение детей с ограниченными возможностями, Канада); программа модернизации среднего образования в Чили; программы ДО в Казахстане, Белоруссии, Чехии, Словакии, на Украине.
Сильные стороны
^оэмажнастм голучит^ образование без отрыва от производства
Игпопьяозание hcrsl' i i im if достижении наукл и техники
Преодоление п растра нд-веннои обособленности, паредача передовых технологий нд периферию
Снижение изцерлшк на осраэованле
Вот.'очо ^сть испсгьэоиачия г^ки* графмсов обучения
Возможность попущения образовательны*! усл^г вгучши* вузах
Подготовка налаоз пэд конкретный эзказ
Боэиоокнсеть получения образовать независимо От tociu^iM^ люэовья, мгстз жительства л лпуглу факторов ппепртстнуюнм^ 1 РУД^ ЦИО| 11 ОМу ибуЧС! 1ИЮ
ЬольшоО rfibCM ла-рат на
создание системы
Большие рэсхвды на naqroraaKy к^ров
Необходимость н специально оборудованных филиалах ^дпя транслпциэнной модели)
ÜI L-y I u | ь±ые уи юини дли
дискуссии
Отсу-ствиг непосредственного RpcnpMfl-niF материала
Опосредованный кон-актс п ре пора эагтелем (нет живого ибщания;
О-сутсгвие постоянного контроля процессом о!]у' нния
Ненадежность контроля знании (uLjjpi ожиг;.;; ь привлечения множества посредников ДПН RHпспня чин Контрольны* -хЭдЭини)
Сильные и слабые стороны дистанционного образования [5, с. 434]
Благодаря инновационной диверсификации образования существенно расширяются масштабы подготовки кадров. Сегодня зарубежные эксперты уже говорят об «учебных сетях», которые объединяют интеллектуальные мультимедиатерминалы в домах, школах, университетах и даже магазинах. Центры обучения все более индивидуализируются и становятся доступными для каждого желающего учиться в интерактивном режиме.
Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуют обязательного присутствия в аудитории. Например, в большинстве программ Открытого университета предусмотрены регулярные очные занятия по выходным. Они необязательны для посещения, но крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Часто проводятся короткие (на 1-2 дня) выездные школы, позволяющие собрать учащихся для групповой работы.
В системе ДО могут использоваться разнообразные методы передачи учебной информации - от традиционных печатных изданий до самых современных сетевых средств, представленных в табл. 1. Заметим, что во многих случаях предпочтение отдается более простым методам. Например, в Индии самым популярным инструментом дистанционного обучения стало радио; благодаря его общедоступности и отсутствию затрат на дополнительное оборудование ДО в этой стране стало действительно открытым для самых широких слоев населения.
Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки персонала. Например, Microsoft создала большой обучающий портал для подготовки своих сотрудников, пользователей и покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. Некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с приобретаемыми у компании продуктами.
За рубежом наиболее популярными моделями дистанционного обучения являются британская (технологическая) и американская (трансляционная); сейчас общее число студентов, обучающихся в учреждениях обоих типов, примерно одинаково. Первая из них была разработана в OUUK (в связи с чем и называется британской или европейской) и сначала получила распространение в странах Британского содружества. Затем по ее образцу были созданы FernUniversitat в Хагене и реорганизован UniSA. В России на этой основе ведется обучение в МЦДО «ЛИНК». Вторая модель (американская) базируется на системе телетрансляций.
Характерные черты британской модели - высокая степень автономности и сознательной мотивации учащихся, как правило, уже достигших 18 лет. В ней используются новые технологии обучения, нетипичные для традиционного очного образования, требующие от преподавателя (тьютора) специальных навыков и умений. Это касается как индивидуальной работы со студен-
тами (в модели предусмотрены разнообразные виды учебных консультаций и форм психологической поддержки), так и ведения тьюториалов. Тьютор должен, наряду со свободным владением материалом нескольких близких по профилю курсов, уметь организовать работу студенческой группы в течение 6-8 часов в форме деловой игры, используя методы «кейс-стади» или «мозгового штурма». В вузах разрабатывают стандартные курсы для системы ДО, состоящие из комплекта базовых учебных пособий, которые издаются массовыми тиражами.
Понятно, что внедрение такой модели в России сопряжено с рядом трудностей как финансового, так и кадрового характера. Сейчас в стране не хватает квалифицированных преподавателей даже в традиционной (очной) системе образования, а для ДО их просто негде будет взять. Кроме того, для преподавателей, ведущих дистанционное обучение, необходима специально организованная система курсов, где они могли бы не только углублять знания по «своим» предметам, но и развивать специфические навыки, необходимые для работы со студентами на новой основе. Создание такой системы -процесс долгий и дорогостоящий.
Что же касается ДО «американского» типа, здесь также неизбежны проблемы финансового характера. Помимо немалых затрат на организацию телетрансляций, потребуются значительные вложения в оборудование филиалов, которые могли бы эти трансляции принимать. Кроме того, для обслуживания такой сети нужен квалифицированный технический персонал, которому тоже нужно платить зарплату. Даже для США, страны со стабильной экономикой и хорошо развитой информационной инфраструктурой, внедрение новой сети ДО считается дорогим удовольствием.
Несмотря на быстрое развитие в России информационных технологий, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. Если материалы курса состоят из книги и диска, обычный российский заочник, скорее всего, сначала примется за книгу, а уж потом - за диск. Все дистанционные курсы, как правило, основаны на базовых учебниках, которые не учитывают специфику данного вида преподавания, а просто излагают основной материал учебной программы.
В России каждое учебное учреждение и даже каждый преподаватель работает, как правило, со своим собственным курсом. Обычно они отражают подход, характерный для конкретного института. Поэтому помимо базовых учебников существует множество пособий, издаваемых ограниченным тиражом, ориентированных на задачи того или иного учебного заведения.
В мировой учебной практике активно используются электронные библиотеки. В нашей стране, даже после принятия национальной программы их разработки и распространения, популярность электронных учебников пока невелика.
В системе дистанционного обучения США важную роль играет голосовая почта. К сожалению, организовать что-либо подобное в России крайне сложно из-за психологической неготовности российских пользователей и экономических трудностей.
По спутниковым каналам можно передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов. Оптоволоконные сети также весьма эффективны, но они все еще очень дороги; трудно «опутать» ими всю страну [5, с. 435-437].
Перечисленные проблемы в суммарном виде представлены в табл. 2.
Таким образом, хотя потребность в услугах ДО в России достаточно велика и внедрение этой системы было бы очень полезным, создать ее сейчас не представляется возможным из-за недостаточно серьезного подхода к проблеме и в связи с ограниченностью финансирования.
Таблица 2
Особенности российской и западной систем дистанционного образования
ДО в России ДО в развитых странах
Привычка российских студентов к печатным изданиям Массовое использование электронных носителей информации
Ориентация ДО на профиль университета Многообразие дистанционных курсов
Отсутствие оптоволоконных сетей национального уровня из-за больших расстояний Повсеместное применение оптоволоконных сетей для быстрой передачи информации в цифровом виде
Экономические и психологические трудности с использованием голосовой почты Широкое использование голосовой почты
Ориентация каждого преподавателя только на собственный курс Свободное владение тьюторами материалом нескольких смежных дисциплин
Отсутствие профессиональных курсов, кейс-стади, тестов Доступны хорошо отработанные кейс-стади, тесты, курсы и т.п.
Недостаток квалифицированных кадров для качественного преподавания даже в традиционной системе образования Имеются квалифицированные кадры, подготовленные для профессионального преподавания в системе ДО
Недостаток оборудования для создания качественных систем ДО Имеется все необходимое оборудование для организации качественного ДО
Перспективы дистанционного обучения в России
Сегодня в России спрос на ДО достаточно высок, в значительной степени из-за несбалансированности образовательного пространства и недостаточного предложения образовательных услуг в большинстве регионов. Ситуацию усугубило закрытие региональных представительств многих вузов, в то время как другие смогли быстро перестроиться, сохранить свои позиции и занять монопольное положение. В результате повсеместно стали предлагаться услуги ДО в качестве посредственного суррогата традиционного образо-
вания, причем их низкое качество никак не сказывается на их стоимости. Другими словами, вузы, действующие сейчас на рынке ДО, реализуют классическую монопольную стратегию «низкое качество при высокой цене», которая, разумеется, в долгосрочном плане не имеет никаких перспектив [4].
На наш взгляд, российские вузы, осуществляющие ДО, вполне могут избежать потери своего сектора на рынке, применяя принципы адаптации и мо-дульности4. Для этого они должны максимально приспособить свои учебные программы и курсы к потребностям дистанционной передачи знаний и поэтапно (модульно, по принципу конструктора) внедрять современные формы дистанционного обучения, повышая тем самым его качество.
Сегодня, несмотря на все его положительные стороны, ДО малоэффективно, так как не использует личностный потенциал ни студентов, ни преподавателей. Следует помнить, что в основе любой образовательной модели должна лежать педагогическая парадигма, причем при дистанционном обучении особую роль приобретают качество технических средств, состояние информационной инфраструктуры, степень проработанности учебных материалов и т.п. Пока же нынешние видеолекции не способствуют усвоению знаний, так как явно уступают живому квалифицированному лектору [1].
На наш взгляд, для повышения эффективности дистанционных форм обучения новые образовательные подходы нужно внедрять уже в школе. Нелишне вспомнить, что стандартная классно-урочная образовательная система, восходящая к двухлетней Шарош-Патакской начальной школе, была создана Я. Коменским еще в 1652 г., в эпоху становления индустриального производства. От работника в то время требовалось умение точно выполнять рутинные операции, указанные непосредственным начальником и личностно незначимые, т.е. действовать по заранее известной программе, составленной кем-то другим [2, с. 227]. Потребности современного постиндустриального общества несовместимы с классно-урочной парадигмой, и сейчас уже очевидно, что ее нужно менять радикальным образом. Тем не менее, хотя сегодня уже появились школы, применяющие новые методы обучения (в частности, в Екатеринбурге и Москве, основанные на принципах «Образования 2.0»), этого явно недостаточно для воспитания нового поколения, которое могло бы использовать потенциал ДО на качественно новом уровне.
Разумеется, критика предлагаемых сегодня в России услуг дистанционного обучения не означает, что мы противопоставляем два подхода к образованию (традиционное заочное и дистанционное), считаем какой-то из них «лучшим» или «более правильным». Мы лишь утверждаем, что в существующих ныне условиях ДО не может обеспечить качественную подготовку кадров и эта ситуация не изменится, пока сохраняются причины, ее порож-
4 Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Модульность - способность объекта изменять свои возможности путем комбинирования функциональных блоков, выполняющих различные задачи.
дающие. Мы не призываем также полностью отбросить применяемые сейчас формы дистанционного обучения: разумнее всего было бы использовать их во взаимодействии со всеми остальными.
Вместе с тем, чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимы изменения в системе образования в целом - ментальные, правовые и финансовые. Как известно, изменение менталитета, в том числе родительского и профессиональных сообществ, - дело весьма непростое. И в этом плане большое значение буду иметь переориентация школьных программ на потребности постиндустриального общества, расширение практики открытого образования (например, Образования 2.0), открытое предъявление результатов этих реформ социуму.
Пока, к сожалению, невозможно предсказать дальнейшую судьбу ДО в России. Призывы к переходу страны на инновационные пути развития, в том числе в образовании, пока не подкрепляются реальными изменениями в данной сфере, законодательными и финансовыми. Тем не менее можно надеяться, что в будущем дистанционное обучение наберет нужные обороты и станет полноправной составной частью российской системы образования.
Литература
1. Бочарова И.Е., Клименко С.И., Орлова Е.Р. Инновации и их место в экономике России // Инвестиции в инновации: Труды ИСА РАН, № 49. - М.: УРСС, 2009.
2. Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. - 2010. - № 2.
3. Кошкина Е.Н. Проблемы диверсификации регионального рынка образовательных услуг в России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: УРСС, 2009.
4. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. -8-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2011.
5. Пахомова Е.А. Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития. - М.: Мэйлер, 2010.