Научная статья на тему 'Формирование начал экологовалеологической компетентности дошкольников: дефинитивная характеристика, структура, диагностика'

Формирование начал экологовалеологической компетентности дошкольников: дефинитивная характеристика, структура, диагностика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / ECOLOGICAL CRISIS / HEALTH / ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL COMPETENCE / DIAGNOSTICS / INDEX / CRITERION / LEVEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забоева М. А.

Статья посвящена проблеме организации эколого-валеологического образования детей дошкольного возраста в условиях экологического кризиса. Раскрывается авторская методика выявления уровня сформированности экологовалеологической компетентности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of organization of ecological and valeological education of preschool age children in conditions of ecological crisis. It also reveals the author's technique to identify the level of formation of ecological and valeological competence of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Формирование начал экологовалеологической компетентности дошкольников: дефинитивная характеристика, структура, диагностика»

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА

Н М.А. Забоева

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации эколого-валеологического образования детей дошкольного возраста в условиях экологического кризиса. Раскрывается авторская методика выявления уровня сформированности эколого-валеологической компетентности дошкольников.

Ключевые слова: экологический кризис, здоровье, эколого-валеологическое образование, эколого-валеологическая компетентность, диагностика, показатель, критерий, уровень сформированности.

Summary. The article deals with the problem of organization of ecological and valeologi-cal education of preschool age children in conditions of ecological crisis. It also reveals the author's technique to identify the level of formation of ecological and valeological competence of preschoolers.

Keywords: ecological crisis, health, ecological and valeological education, ecological and valeological competence, diagnostics, index, criterion, level of formation.

Представители многих смежных наук, к примеру, таких, как экология, биология, генетика, физиология, озабочены ухудшающимся с каждым днем состоянием окружающей среды. Виной всему - превалирующий сегодня в обществе антропоцентрический тип экологического сознания, рассматривающий природу лишь как объект потребления, неиссякаемый источник природных ресурсов.

Несмотря на предпринимающиеся мировым сообществом попытки решения возникших проблем, последствия глобального экологического кризиса проявляются буквально во всем и, без сомнения, отражаются на

здоровье населения. Особую тревогу сегодня вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, поскольку сопротивляемость организма ребенка к негативному влиянию окружающей среды гораздо ниже, чем у взрослого человека [1,с.25-27].

Изменить сложившуюся ситуацию возможно лишь при условии принятия человеком «инвайронмен-тальной парадигмы», формирования у него экоцентрического экологического сознания, признающего гармоничное развитие человека и природы высшей ценностью. При этом воздействие на природу сменяется взаимодействием с ней.

137

3 / 2013

Преподаватель ^

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

138

Экология и валеология, как отдельно взятые науки, оказались малоэффективными в разрешении возникших проблем. Поиск адекватных научно-прикладных средств для их решения привел к интеграции экологии и валеологии в эколого-валеологию и необходимости развития эколого-ва-леологического образования на разных его уровнях.

Словосочетание «эколого-валео-логическое образование» отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей его среды [2, с. 23].

Важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования является дошкольная ступень, основные задачи которой - заложить основы гармоничных отношений детей с окружающей средой, характеризующиеся проявлением познавательного, нравственного, эстетического, практического аспектов, а также активностью по отношению к своему здоровью (С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Е.Г. Кушнина, В.А. Левин 3. И. Тюмасе-ва, В.Г. Фокина, и др.) [3, с. 24-29; 4, с. 137-142].

Под эколого-валеологическим образованием детей дошкольного возраста З.И. Тюмасева и Е.Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное

отношение к своему здоровью [5, с. 79-83; 2, с. 18-20; 6, с. 278-281].

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655) выделены такие образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность». Результатом освоения содержания этой совокупности образовательных областей должен стать следующий портрет ребенка-дошкольника: физически развитый, владеющий основными культур но-ги ги еническими навыками субъект деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет доступные его возрасту гигиенические процедуры, испытывает потребность в двигательной активности, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; любознательный, активный, способен самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Он эмоционально реагирует на мир природы, имеет первоначальные представления о ней [7, с. 25-27; 8].

На наш взгляд, эти интегративные качества можно рассматривать как одни из показателей сформированно-сти начал эколого-валеологической компетентности ребенка дошкольного возраста.

Опираясь на исследования Э.Ф. Зе-ер, А.В. Хуторского, И. А. Колесниковой, М.А. Иваненко, Ю.Е. Уфимцевой, и др. ученых, мы обозначили эколого-валеологическую компетентность детей как интегративную характеристику личности, включающую знания эколого-валеологического характера, ценностное отношение к природе, собственному здоровью и здоровью

Преподаватель ^

3 / 2013

окружающих, мотивацию и навыки здоровьесберегающего поведения и природоохранительной деятельности [9, с. 36-44]. Следует отметить, что в дошкольном возрасте возможно формирование лишь начал такой компетентности, поскольку это сложный, длительный и непрерывный процесс развития эколого-валеологического сознания личности.

Изучению особенностей и уровня развития начал эколого-валеологиче-ской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посвящена опытно-поисковая часть нашего исследования.

Оценка уровня сформированно-сти любого качества личности должна осуществляться в соответствии с четко определенными критериями и показателями. Проанализировав имеющиеся подходы к определению критериев сформированности экологической, валеологической культуры, эко-лого-валеологической компетентности (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, З.И. Тюмасева, Т.В. Дядюн и другие), и на основании предложенной нами структуры эколого-валеологической компетентности детей дошкольного возраста (когнитивный, мотивацион-но-ценностный, поведенческий и творчески-преобразовательный компоненты) мы установили критерии, каждый из которых определяется показателями, представленными в соответствии с тремя уровнями (см. таблицу) [10, с. 104-113].

С учетом положений математической статистики, используемой при расчете оценочных шкал, нами была определена значимость каждого показателя в баллах (от 1 до 3). Баллы, полученные по всем критериям, суммируются. По итогам подсчета каждый

ребенок может получить от 7 до 21 балла. В зависимости от количества баллов мы выделили три уровня сфор-мированности начал эколого-валеоло-гической компетентности ребенка.

Низкий (от 0 до 7 баллов) - критический уровень характеризуется отсутствием интереса к объектам и явлениям природы, здоровью; наличием фрагментарных или ошибочных экологических и валеологических представлений. Отсутствует активная позиция и самостоятельность в природоохранной деятельности и заботе о собственном здоровье.

Средний (от 8 до 14 баллов) - допустимый уровень развития начал эко-лого-валеологической компетентности детей характеризуется наличием у ребенка объема знаний и представлений о природе, здоровье человека. Он называет последствия вредных привычек, знает и при помощи взрослого может объяснить правила безопасного поведения. Природоохранная и здоро-вьесберегающая деятельность ребенка часто носит ситуативный характер. Правила поведения в природе знает, выполняет по требованию взрослого. Инициативы в ведении здорового образа жизни не проявляет.

Высокий (от 15 до 21 балла) - оптимальный уровень характеризуется наличием полных, системных и конкретных знаний и представлений ребенка о природе и здоровье, правильных и безопасных способах поведения в окружающей среде, которые проявляются в убеждении о необходимости следования правилам и нормам здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Ребенок проявляет интерес к усвоению новых знаний, стремится к самостоятельному их поиску. Он убежден и доказывает другим

139

3 / 2013

Преподаватель

ВЕК

Таблица

Диагностические критерии и показатели сформированности начал эколого-валеологической компетентности

у детей старшего дошкольного возраста

I

эвк

Критерии

Показатели

Характеристика уровней

Представления природоведческого характера

Представления о здоровье, здоровом образе жизни, безопасном поведении

Полнота представлений (объем, количество).

Четкость, конкретность представлений (мера соответствия эталону и программе).

Самостоятельность в поиске и осмыслении информации эколого-валеологического характера.

ш 0

о ю

Что

Ф О \о

5

® п т О

О Ю

О. ,_

>- —

ш 0

О Ю

з: ф [ц

>=[ т О

® О Ю

О- О.

и >-

: сч

О. г

>- -

Ребенок проявляет устойчивый интерес к явлениям окружающей природы, может рационально объяснить их. Владеет знаниями об объектах и явлениях природы в соответствии с эталоном, стремится самостоятельно находить новую информацию о них

Проявляет интерес к некоторым основным объектам и явлениям окружающей природы, имеет знания о них и умеет объяснить

У ребенка наблюдается низкий или практически отсутствует интерес к объектам и явлениям природы. Он не обладает знаниями и не задает вопросы

Имеет представление о здоровье, объясняет способы сохранения здоровья, правила гигиены, негативные последствия вредных привычек. Знает и может объяснить правила безопасного поведения в природе (во время грозы, мороза; с незнакомыми растениями, животными) и окружающей среде (правила дорожного движения, пользования общественным транспортом)

Имеет представление о здоровье, объясняет известные способы сохранения здоровья при помощи взрослого. Называет последствия вредных привычек. Знает и при помощи взрослого может объяснить правила безопасного поведения

Представление о здоровье отсутствует или неверное. Представления о способах сохранения здоровья, правилах поведения в природе и окружающей среде характеризуются недостаточностью объема, фрагментарностью, либо совсем отсутствуют

и>

Навыки природоохранительной деятельности

ш 0

о ю

Осознавая значение растений, животных, основных абиотических факторов окружающей среды для человека, дошкольник стремится к практическому взаимодействию с объектами природы. По собственному желанию и из внутренней потребности проявляет заботу о живой природе, соблюдает установленные правила общения с растениями и животными

Продолжение таблицы

Поведенческий Экологический блок Готовность совершать позитивные действия природоохранного и здоровьсберегающего характера в реальной и вербальной ситуациях. Самостоятель-ность и активность в действиях. Средний уровень (2 балла) Умеет и знает, как использовать некоторые из даров природы, природоохранная деятельность часто носит ситуативный характер. Правила поведения в природе знает, но выполняет по требованию взрослого

Низкий уровень (1 балл) Полное отсутствие интереса к работам, связанным с уходом и заботой о животных и растениях в группе, дома, несоблюдение норм и правил общения с миром природы

валеологический блок Навыки здоровье-сбережения Высокий уровень (3 балла) Самостоятельно (без напоминания) соблюдает правила поведения в природе и окружающей социальной среде, владеет способами оказания элементарной помощи (предложить лечь, сообщить взрослым), навыками гигиены (охотно занимается физическими упражнениями, закаливанием, без напоминания взрослого посещает оздоровительные процедуры, самостоятельно регулирует воздух в соответствии с температурой воздуха и т.д.), опрятен

Средний уровень (2 балла) Ребенок затрудняется в установлении связи своего организма с окружающей средой. Подчиняется требованию взрослого о соблюдении правил поведения в окружающей социальной и природной среде, но инициативы в ведении здорового образа жизни не проявляет; владеет навыками гигиены

Низкий уровень (1 балл) Навыки здоровьесберегающего и осторожного поведения на улице сформированы недостаточно, требования взрослых по ведению здорового образа жизни игнорируются, необходим постоянный контроль со стороны взрослого

ценностный экологический блок Эмоциональная отзывчивость на объекты природы и потребность в бережном, созидательном отношении к ней Наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций. Умение определять состояние природы, здоровья человека. Высокий уровень (3 балла) Ребенок адекватно реагирует на многообразие и специфичность форм природных объектов, явлений с помощью речи, мелодий, поведения, ярко выражает свои чувства и заботливое, бережное отношение

Средний уровень (2 балла) Выражает чувства к некоторым простейшим сочетаниям форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы, выбор средств ограничен (одно, два)

Низкий уровень (1 балл) Ребенок практически эмоционально безразличен к восприятию объектов и явлений природы, выражает чувства негативным поведением, суждениями

х

о

х ^

О

Ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих

Желание оказывать помощь, заботиться; совершать действия природоохранного и здоровье-сберегающе го характера в вербальной и реальной ситуациях. Потребность в «пропаганде» здорового образа жизни среди сверстников.

ш 0

о ю

ш п

и

® п ш о

о \о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. ,_

>- —

Убежден и доказывает другим необходимость заботы о здоровье, соблюдения правил гигиены

Ответственность за собственное здоровье носит декларативный характер

Не испытывает ответственности за свое здоровье, отдает предпочтение позиции «лучше болеть»

и>

о а \о о ф а с

а о

<Т)

Наличие творческих способностей и проявление их в здоровье-сберегающей и природоохранной деятельности

Гибкость знаний - способность высказывать широкое многообразие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения проблем. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей и решений учебных задач за минимальный срок.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи. Воображение - способность выстраивать мыслительные конструкты, проекты и опыты.

Ответственность - способность иметь свою точку зрения и отвечать за свои мысли и поступки в области охраны природы и здоровья человека.

Ребенок самостоятельно замечает проблемные ситуации и находит новые неожиданные их разрешения, быстро реагирует на изменяющиеся условия среды, мысленно конструирует возможные позитивные и негативные последствия собственной здоровьесберегающей и природоохранительной деятельности

со ^ оо

Ребенок разрешает проблемные ситуации по указанию или напоминанию взрослого, предлагает способы их разрешения

^ 1 с

I <ю 5

а ш о

и

® п

ш О О Ю

О. ,_

>- —

Ребенок пассивен в процессе познания природного мира, овладения навыками здорового образа жизни. Он не предлагает способы разрешения проблем, не способен спрогнозировать последствия своей деятельности

необходимость заботы о здоровье, соблюдения правил гигиены. Он уверен в своих силах, демонстрирует навыки и умения компетентного поведения в окружающей природной и социальной среде. По собственному желанию и из внутренней потребности проявляет заботу о живой природе, соблюдает установленные правила общения с растениями и животными. Ребенок способен мысленно конструировать возможные позитивные и негативные последствия собственной здоровье-сберегающей и природоохранительной деятельности.

Основой для определения исходного уровня развития начал эколого-валеологической компетентности у детей послужили методики исследований Л.И. Пономаревой, Н.А. Рыжовой, З.И. Тюмасевой и др., которые были адаптированы нами в соответствии с задачами исследования.

С целью выявления уровня сфор-мированности начал эколого-валеоло-гической компетентности у дошкольников необходимо проведение обследования детей при помощи комплекса методов. На наш взгляд, важно исследовать ответы и поведение детей не только в вербальной ситуации, но и в реальной, поскольку большой объем природоведческих знаний, усвоенных ребенком, вовсе не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе.

Уровни сформированности когнитивного и мотивационно-ценност-ного компонентов могут быть выявлены в ходе индивидуальной беседы, обсуждения художественных произведений, анализа продуктов детской деятельности, при разрешении вербальных проблемных ситуаций, вы-

полнении творческих и диагностических заданий, составлении рассказов по картинкам.

Для изучения уровня сформиро-ванности поведенческого компонента начал эколого-валеологической компетентности детей дошкольного возраста, на наш взгляд, целесообразно использовать такие методы: наблюдение, дидактические и подвижные игры, разрешение проблемных ситуаций.

Для исключения возможности получения необъективных данных и установления доверительного контакта с обследуемыми, на наш взгляд, диагностику следует начинать с некоторого установочного этапа, например, с коллективной беседы по художественному произведению.

С целью изучения объема и точности представлений детей о себе как живом организме, о потребностях и условиях их удовлетворения, о здоровом образе жизни следует провести индивидуальную беседу с детьми.

Для выявления представлений ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма могут быть использованы следующие диагностические задания:

1. Представления ребенка об объектах живой природы.

Ребенку предъявляется набор картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. Ребенок обязательно мотивирует свои ответы («Как ты узнал, что все это живое?»).

2. Представления ребенка о приспособлении живых существ к различ-

143

3 / 2013

Преподаватель ^

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

144

ным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Буратино перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось?

С помощью вербальной проблемной ситуации можно выявить представления ребенка о нормах отношения к живому. Например, ребенку предлагается ситуация:

1) Щенок запутался в поводке и никак не может выбраться, а мальчик не обращает на него внимания и продолжает играть.

2) В прохладную погоду мальчик вышел на улицу, снял шапку, расстегнул курточку. Окружающие посоветовали ему застегнуться и одеться, но он только усмехнулся.

После этого задаются вопросы («Правильно ли поступил мальчик?», «Как бы ты поступил?»).

Проблемная ситуация может быть использована и для выяснения понимания дошкольниками влияния состояния окружающей среды на здоровье человека. Дошкольникам предлагается рассмотреть три сюжетных картинки. Сюжет картинок одинаков, изображено: завод, река, на берегу сидит человек, без прорисованного лица, но на первой картинке из трубы завода идет черный дым. На второй картинке можно заметить, как в воду спускаются отходы. Третья картинка говорит о благополучии состояния окру-

жающей среды. Дошкольникам дается задание: прикрепить улыбающееся лицо к здоровому, по их мнению, человеку. Предлагается мотивировать свои действия.

При разрешении реальной проблемной ситуации может быть выявлен характер отношения ребенка к животным, растениям, собственному здоровью и здоровью окружающих. Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием. Например, ребенку предлагают полить цветы, протереть пыль с листьев, сделать гимнастику. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

Отношение ребенка к природе, здоровому образу жизни можно исследовать в продуктивной творческой деятельности (рисунки на тему «Чистая и грязная река», «Здоровый и больной ребенок», поделки, сочинение и продолжение эколого-валеоло-гических сказок, например, «Жил-был кот» и др.). При анализе продуктов детской деятельности учитываются комментарии детей по поводу собственного творчества.

Сформированность практических навыков ухода за объектами природы, человеком, бережного отношения к ним можно выявить, используя метод наблюдения за деятельностью детей в группе, во время прогулок и экскурсий.

Уровень сформированности поведенческого компонента эколого-валео-логической компетентности у детей можно выявить и в ходе дидактических и подвижных игр («Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», «Найди

Преподаватель

3 / 2013

объекты живой и неживой природы» и др.), разрешения проблемных ситуаций (например, открытый кран с водой, немытое яблоко и др.).

Для выяснения отношения педагогов к эколого-валеологической проблеме, состояния эколого-валеологи-ческого образования дошкольников в образовательном учреждении предусматривается проведение индивидуальной беседы.

На наш взгляд, целесообразно также провести анализ педагогической документации (календарные, перспективные планы) на предмет наличия мероприятий эколого-валеологиче-ского характера.

Эколого-валеологическое образование детей дошкольного возраста можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование эколого-валеоло ги че ской культуры всех членов семьи [11, с. 3537]. С целью исследования отношения родителей к изучаемой проблеме нами предусмотрено анкетирование. С помощью открытых вопросов анкеты можно выяснить, уделяется ли в дома внимание вопросам эколого-валеоло-гического образования, ведут ли члены семьи здоровый образ жизни, стараются ли приобщить к нему ребенка.

Совокупность применяемых методов констатирующей части опытно-поисковой работы обеспечит достоверность результатов и сделанных на их основе выводов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

2. Тюмасева З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МА-НЭБ, 2002. - 380 с.

3. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Шадринск,

2004. - 219 с.

4. Пономарева Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография. - Шадринск, 2009.

- 463 с.

5. Кушнина Е.Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 214 с.

6. Тюмасева З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования: Словарь-справочник / Тюмасе-ва З.И., Стариков В.П. - Сургут: Сургут. тип., 2004. - 314 с.

7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. - 2-е изд. - СПб.: Акцидепт, 1996. - 224 с.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655).

9. Уфимцева Ю.Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности у детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006.

- 203 с.

10. Дядюн Т.В. Развитие эколого-валеологи-ческой компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. -226 с.

11. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург,

2005. - 193 с. ■

145

3 i 2013 Преподаватель ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.