Научная статья на тему 'Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания'

Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2996
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дереполенко Марина Александровна

В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов, приёмов и средств экологического воспитания, позволяющих сформировать положительную мотивацию к охране окружающей среды у младших школьников. Систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания»

Мастер-класс

В связи с этим педагогам следует искать способы создания такой референтной группы, в которой подросток мог бы проявить свою индивидуальность и в которой он мог бы чувствовать поддержку сверстников и друзей по интересам.

При этом педагогу желательно помнить, что нанести непоправимый вред самооценке при формировании личности подростка очень легко, поэтому следует быть осторожным с критикой как в учебной, так и во внеклассной деятельности подростка.

Школьному психологу следует уделять большее внимание родителям подростка, его общению внутри семьи. Нужно помнить, что трудным этот период является не только для самого подростка, но и для его родителей, которым тоже требуется поддержка и психологическое сопровождение. Родителям следует пояснить, что-то, что происходит с ребенком - нормально и является закономерным этапом развития его личности.

Помните, что тот, кто не пережил «подростковый бунт» вовремя, будет переживать его гораздо позже, возможно тогда, когда уже сам будет родителем. Каждая фаза становления личности - и подростковый возраст не является исключением - должна проходить в отведенное ей природой время.

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. -Т. 2.

2. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.

3. Малкина-Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

4. Найманова Л.И., Володина Н.Я. Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.

5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Сапа А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1

8. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.

9. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.

10. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

11. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 340с.

В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов, приёмов и средств экологического воспитания, позволяющих сформировать положительную мотивацию к охране окружающей среды у младших школьников. Систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.

Дереполенко Марина Александровна

учитель начальных классов I квалификационной категории Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания

Как повысить экологическую грамотность обучающихся I ступени образования?

0 {

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, методы и формы экологического воспитания.

Цель - сформировать положительную мотивацию к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания.

Идея: положительная мотивация позволит обучающимся приобрести практические навыки по охране окружающей среды, что будет способствовать фор-

мированию познавательного интереса к предметам: окружающий мир, ОБЖ, изобразительное искусство. Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Мастер-класс

- активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

Теоретическая значимость опыта заключается в характеристике методов и форм экологического воспитания.

Актуальность и перспективность опыта

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Интенсивное распространение экологических знаний становится актуальнейшей проблемой всех цивилизованных стран.

Сегодня проблема охраны окружающей среды превратилась из экологической в социальную и даже политическую. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения.

Экологическое образование и воспитание - интенсивно развивающаяся относительно новая отрасль теории и практики школьного обучения.

Начинать работу в этом направлении нужно с младшего возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Одна из важнейших задач современной школы -повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у обучающихся экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание обучающихся должно осуществляться всеми педагогами независимо от того, какой предмет они преподают. Чтобы данный процесс был эффективным, педагогам необходимо знать формы, методы и приемы экологического воспитания и образования.

Описание опыта проектной педагогической деятельности.

Трудоёмкость опыта

Способы коррекции компенсации негативных последствий:

1. Предусмотреть возможность коррекции плана.

2. Предусмотреть систему межпредметных связей.

3. Установить связь с родителями.

технология опыта

Из опыта проектной педагогической деятельности

цели и задачи

экологического образования и воспитания

Экологическое образование - это распространение знаний об окружающей среде и её состоянии; критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны природы и решению экологических проблем.

Экологическое воспитание - это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей,

формирование ценностных установок, нравственноэкологических позиций личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социума.

В экологическом образовании и воспитании необходимо учитывать следующие принципы:

• Единство познания, переживания, действия.

• Принцип прочности.

• Взаимосвязь глобального, национального, краеведческого уровней экологических проблем.

• Междисциплинарный подход.

• Целенаправленное общение с природой.

Общая цель экологического воспитания - формирование экологической культуры обучающихся.

Выделяют три цели экологического образования:

1. Формирование ценностных экологических ориентаций.

2. Формирование системы норм и правил отношения к природе.

3. Формирование умений и навыков по её изучению и охране.

Задачи:

1. Формировать потребности общения с природой и интереса к ней.

2. Формировать установки и мотивы деятельности направленной на осознание универсальной ценности природы, необходимость оптимального природопользования.

3. Формировать убеждения в необходимости сохранения и восстановления природы.

4. Формировать потребности участия в природоохранной среде, в пропаганде экологических идей.

Таким образом, цели и задачи экологического образования и воспитания направлены на формирование гармонично развитой личности, воспитание экологических норм поведения, приобретение экологических знаний и экологического способа мышления.

методы и формы формирования положительной мотивации к охране окружающей среды

Содержание экологического воспитания усваивается обучающимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности обучающихся.

Рис. 1. Схема реализации экологического воспитания для формирования положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

77

Мастер-класс

УРОК

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Основная роль в формировании системы первоначальных понятий и знаний экологии, положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников отводится урокам окружающего мира.

В настоящее время, благодаря телевидению, компьютеру и книгам, дети могут знать о разнообразных объектах и явлениях природы гораздо больше, но уровень этих знаний разный. Перед педагогами встает задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы, удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Педагогам необходимо проводить нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок-наблюдение, урок-экскурсия, урок-конференция (дети готовят сообщения, доклады) и т.д.

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, формирует положительное отношение к окружающему, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, память, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у обучающихся творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

Чаще всего на уроках используют такой занимательный материал, как загадки, игры, кроссворды, экологические сказки, ребусы, прослушивание аудиокассет со звуками природы, просматривание видеофильмов о природе, беседы и т.д.

Беседа - наиболее распространенная форма экологического воспитания. Четкая и гибкая последовательность вопросов, помогает понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями и людьми.

Итак, на уроках окружающего мира необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует разнообразных методов. Например, формирование знаний о жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега, льда, воды - при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время рассказа учителя, чтения книг, просмотра видеофильмов.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ

Весь комплекс задач по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста разрешить лишь на уроках окружающего мира не

представляется возможным. Вот почему в современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме.

Для реализации межпредметной связи необходимо:

■ формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

■ развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей деятельности;

■ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

■ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Специфические условия учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира с уроками чтения, краеведения, русского языка, математики, ИЗО, ОБЖ, музыки, труда.

Межпредметный подход побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.

Таким образом, межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Удивительный мир природы ... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям в природу.

Тематика экскурсий разнообразна, например:

> ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года;

> ориентирование на местности;

> экологические экскурсии по изучению приспособляемости организмов к среде обитания;

> экскурсии на выставки, в экологическую станция;

> ознакомление с проблемами охраны окружающей среды.

«Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них - соблюдение тишины» (Л.П. Симонова).

Д.Н. Кайгородов считал, «ведать природу - это значит сознательно воспринимать впечатления от пред-

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Мастер-класс

метов и явлений окружающей природы или, другими словами, уметь видеть, слышать и понимать природу ... мир растений, мир животных, мир неорганический -во всей гармонической целостности - с облаками и звездами включительно».

Важнейшим методом познания природы является наблюдение.

Наблюдение - это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Общие требования к организации наблюдения:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируется у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры.

СЕМЬЯ

Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды, экологическое развитие ребенка невозможно без участия семьи, близких людей. Так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Большое влияние на детей оказывает личный пример взрослых, родителей. Дети часто видят, как

взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой.

Специальные опросы среди обучающихся младших школьников показали, что частота совместных прогулок с родителями от 1-го к 3-му классу сокращается почти в два раза. Этот недостаток родители пытаются компенсировать, привлекая детей к уходу за домашними животными и растениями, но распространенность аллергических заболеваний лишает многих детей возможности иметь животных и выращивать растения дома.

Изменить ситуацию, характерную для большинства городских семей, помогает семейный туризм, популярность которого в последние годы заметно выросла.

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

На формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у детей большое влияние оказывают и внеклассные мероприятия экологического характера: экологические игры, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, вечера, праздники, инсценировки, КВН, классные часы, природоохранные акции; а также создание экологических объединений, кружков.

Игра имеет большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

Среди активных методов обучения и воспитания определенное место занимают подвижные игры с элементами имитации.

По Д.Н. Кавтарадзе, такие игры «разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам прожить десятки условных лет в сжатой по времени и событиям реальности. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные решения, обогащая свой личный опыт, который не забывается, потому что «это было со мной».

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации и элементы сюжетно-ролевой игры.

Младшим школьникам можно предложить создать в классе экологическое объединение «Экологическая почта». В экологическую почту могут быть объединены и представители разных классов начальной школы.

«Экологическая почта» - это длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

79

Мастер-класс

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В каждом классе есть дети, которые всегда хотят знать больше по какому-либо предмету, о жизни какого-то растения или животного, явлениях, предметах и т.д. Они любознательные, сами находят интересную информацию, посещают библиотеки... Таким детям можно предложить написать проект, в данном случае экологический.

Цель экологических проектов - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Проекты могут выполняться индивидуально, группами и всем коллективом. Сроки выполнения различны. Как правило, проекты носят интегративный характер. Объектам наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей предстоящей работой. Деятельность в рамках проекта это не задание, за которое будет выставляться оценка, работа не по принуждению, а по собственному желанию ребенка.

Итак, систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.

Результативность опыта

Систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.

Результаты:

1. Составлены методические рекомендации из опыта проектной деятельности для учителей I ступени образования и воспитателей ГПД.

2. Диплом Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников как руководителю исследовательской работы «Почему клюкву называют северным лимоном?» и за активное участие в региональном туре III Российского конкурса «Я - исследователь». (Лабытнанги, 2007 г.)

3. Диплом за активное участие в Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь». (Москва, 2007 г.)

4. Диплом лауреата II степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации -2007» за работу «Из опыта исследовательской деятельности «Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания».

5. Программа курса по ознакомлению с окружающим миром для студии «Росток» - «Мир, в котором ты живешь» была опубликована в методическом пособии «Инновации в предшкольном образовании Гимназии г. Лабытнанги». Москва: АПК и ППРО, 2008 г.

6. Написан детский исследовательский проект на тему «Почему клюкву называют северным лимоном»? Автор: Кайданович Саша.

о Диплом Лауреата II степени в региональном конкурсе «Я - исследователь». о Диплом участника Российского конкурса «Я - исследователь». г. Москва о Свидетельство участника Российского заочного конкурса «Юность, Наука, Культура». г. Обнинск.

о Диплом Лауреата II степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги - 2007 г.» за работу «Почему клюкву называют северным лимоном»?

7. Участники городской предметной олимпиады:

о Безносова Карина (Диплом за II место по предметной городской олимпиаде по окружающему миру).

о Рожков Глеб (Благодарственное письмо за высокие результаты по предметной городской олимпиаде по окружающему миру -IV место).

8. Халявка Семён: Диплом Лауреата II степени регионального конкурса «Я - исследователь» за работу «Можно ли прожить без соли?» (Лабытнанги, 2009 г.)

Литература

1. Заварзина Н.Н. Исследовательский практикум для учащихся начальной школы. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент .- 2009. - №1.

2. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет?: пособие для детей младшего школьного возраста / Левитман М.Х. - С-П.: Союз, 1998. - 50 с.

3. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: книга для родителей и детей дошкольного возраста / Маневцова Л.М. -С-П.: «Детство-пресс», 2000. - 250 с.

4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / Маханева М.Д. - М.: «Аркти», 2004. - 320 с.

5. Попова О.А. Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

6. Тимофеева О.Ю. Формирование компетенций на уроках экологии //Эксперимент и инновации в школе. - 2008. -№2.

7. Фролова Н.Я., Трубина С.М. Воспитание экологической культуры у младших школьников //Эксперимент и инновации в школе . - 2008. - №3.

8. Черноперова М.Г Формирование исследовательских умений у младших школьников //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №6.

80

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.