Научная статья на тему 'Особенности гуманистических идеалов и ценностей в различных поколениях младших школьников'

Особенности гуманистических идеалов и ценностей в различных поколениях младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАННОСТЬ / ИДЕАЛ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / HUMANISTIC VALUABLE / HUMANITY / IDEAL / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Л. С., Бычкова Е. Е.

Статья посвящена исследованию проблемы гуманистических ценностей. Анализируются особенности детских идеалов и ценностей двух поколений: девяностых и двухтысячных годов. Исследуется влияние целенаправленных воспитательных воздействий на становление ценностей школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES HUMANISTIC IDEALS AND VALUES IN DIFFERENT GENERATIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to research of humanistic valuable problem. There are analyzed child ideals features and valuable of two generation: of nineties and of years two thousand. Purposeful educational influence on valuable establishment of schoolchild is examined.

Текст научной работы на тему «Особенности гуманистических идеалов и ценностей в различных поколениях младших школьников»

широко, все это в целом будет способствовать эффективному управлению качеством отечественного образования.

Рис. 2. Информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы

Библиографический список

1. Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России. Р/д: http://www.kremlin.ru/news/6681.

2. Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с. + CD-R. - (Высшее образование).

3. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектирование информационных систем управления образованием / С.Д. Каракозов, В. М. Лопаткин // Ползуновский вестник. - 2005. - .№ 1.

4. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: монография. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

5. Головишников, К. В. Региональная информационная система обеспечения единого государственного экзамена как первый этап внедрения системы мониторинга качества образования / К.В. Головишников, В.В. Печатнов // Вестник БГПУ: Естественные и точные науки. - 2004. -Вып. 4.

6. Печатнов, В.В. Информационно-образовательные системы в управлении региональным качеством образования // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 159.922

Л.С. Колмогорова, д-р психол. наук, проф. АлтГПА; E-mail: [email protected]; Е.Е. Бычкова, аспирант АлтГПА, Барнаул, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена исследованию проблемы гуманистических ценностей. Анализируются особенности детских идеалов и ценностей двух поколений: девяностых и двухтысячных годов. Исследуется влияние целенаправленных воспитательных воздействий на становление ценностей школьника.

Ключевые слова: гуманистические ценности, гуманность, идеал, младший школьный возраст.

Одной из важнейших тенденций в современном мире яв- прежних ценностных ориентиров и идеалов, которые сущест-

ляется утверждение гуманистических ценностей во всех сфе- вовали в нашей стране в советский период. И современное

рах общественной жизни. Изменение ценностных ориентаций, поколение детей поставлено в условия поиска и утверждения

как пишет В.А. Григорьева-Голубева [1, с. 80-81], обуслов- новых идеалов и ценностей.

лено «сменой цивилизаций», которая происходит на рубеже Н.Е. Щуркова обращает внимание на то, что сегодня [2,

столетий. В настоящее время происходит дискредитация с. 4] в нашем обществе нашли широкое распространение и

активно пропагандируются в средствах массовой информации такие квазиценности, как «сила», «мистика», «богатство», «секс», «индивидуализм».

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [3, с. 75].

Мы понимаем под гуманностью интегральное качество личности, представляющее собой совокупность таких нравственно-психологических свойств личности, которые выражают осознанное и эмпатийное отношение к человеку как высшей ценности; отношение как к другим, так и к себе.

Личностно-гуманистическую ориентацию школьника Е.С. Лоцман [4] определяет как осознание и переживание учащимися общественной и личной значимости гуманистических норм, актуализацию гуманистически ценных потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и деятельность и программируют будущее.

О.Н. Апанасенко [5, с. 8-10] рассматривает гуманистические ценностные ориентации как психологическую характеристику личности, выполняющую функцию ориентира в определении направленности сознания и поведения, которые проявляются в общественно значимых делах и поступках (личностная позиция, чувство долга, ответственность, патриотизм и т. п.). Гуманистические ценностные ориентации, как считает автор, - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

В становлении личности можно выделить определенные этапы, которые являются сензитивными для освоения гуманистических ценностей. Роль сензитивных периодов в развитии личности подробно описана в работах М. Монтессори [6], Л.С. Выготского [7]. Именно в эти периоды необходимо полное выявление и развитие психических особенностей того или иного возраста, так как повышенные возможности их развития имеют тенденцию к постепенному угасанию. Сензитив-ность периодов обусловлена рядом факторов: возрастом; ведущим видом деятельности; социальной ситуацией развития; сферой личности, которая преимущественно развивается в данный период (новообразование). Этапность становления системы гуманистических ценностей личности школьника, как мы полагаем, в той или иной степени соответствует общей периодизации психического развития. И главной задачей этого развития является, сначала, определение в общечеловеческих ценностях и, затем, выработка собственной системы ценностей.

Таблица 1

Критерии разграничения гуманистических и антигуманистических ценностей

честву

Культура интеллигентность бескультурье, хамство и вандализм

Знания любознательность невежество

Вещи, предметы - щедрость - накопительство, стяжательство, рвачество, вещизм, жадность

Другой человек - гуманность (другой такой же как я сам) - альтруизм - толерантность (принятие другого, не похожего на меня) - жестокость - эгоизм - ксенофобия, национализм, расизм

По отношению к самому себе

гуманистические антигуманисти- ческие

Здоровье забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Самопринятие самопринятие и душевное здоровье недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Самореализация, свобода свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека несвобода личности, превращение ее в «социальную пешку»

На основе анализа литературы можно сказать, что обычно ценности рассматриваются авторами с позиции деления на материальные и духовные (Н.А. Бердяев (1991), С.С. Бубнова и В.Ю. Крылов (1991), В.П. Тугаринов (19б0) ). А вот с позиции гуманизма ценности исследованы недостаточно полно. Опираясь на работу В.А. Караковского [9], мы выделили следующие критерии разграничения гуманистических и антигуманистических ценностей:

С целью изучения динамики гуманистических ценностей в период начала их становления, а также выявления влияния целенаправленных воспитательных воздействий на становление ценностно-смысловой сферы школьника, нами был проведен сравнительный анализ результатов данных исследований, полученных в 1996 году профессором Л.С. Колмогоровой и в 2006 году - Е.Е. Бычковой.

Исследования проводились по методикам: «Идеальный человек» [8, с. 167-169], «Выбор» [8, с. 166]. Выборку составили: 1996 г. - 222 школьника, 2006 г. - 88 школьников в возрасте 10-11 лет. Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В экспериментальных группах целенаправленно проводилась система работы по формированию гуманистических ценностей.

Проведение методики «Идеальный человек» позволило выделить 8 основных типов идеала человека, условно названных: «добрый человек, гуманист», «труженик, интеллектуал, деловой человек», «воин, агрессор, мутант», «робот, зомби», «неземное существо, гуманоид», «гедонист», «спортсмен», «волшебник добрый, добрая фея». Выделенные в результате эксперимента типы идеалов были проанализированы с точки

Ценности По отношению к другим людям, к миру, к обществу

гуманистические антигуманисти- ческие

Семья, родители уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество гражданственность, патриотизм обывательство и социальное иждивенчество

Мир миротворчество и неприятие насилия, пацифизм милитаризм

Труд трудолюбие, стремление к твор- лень

зрения наличия в них гуманистических и антигуманистиче- личность. В группу «смешанный идеал» попали изображения, ских ценностей в соответствии с критериями, данными в таб- которые трудно однозначно отнести к первой группе или лице 1. Эти типы характеризуют гуманную и антигуманную второй. Например, это изображения животных.

Таблица 2

Гуманистические и антигуманистические тиші идеалов__________________________________

Гуманистический идеал Антигуманистический идеал Смешанный идеал

добрый человек труженик, интеллектуал волшебник добрый, добрая фея спортсмен Воин-агрессор, мутант робот, зомби гуманоид Прочие гедонист

Выборы этих типов идеалов среди учащихся разделились следующим образом (в таблице 3 отражено количество баллов, набранное в среднем одним человеком по каждому типу).

Таблица 3

___________________________________Типы идеалов учащихся по методике «Идеальный человек»__________________________________

Гуманистический идеал Антигуманистический идеал Смешанный идеал

добрый человек труженик, интеллектуал волшебник добрый, добрая фея спорт- смен воин-агрессор, мутант робот, зомби гума- ноид прочие гедо- нист

1996 г ЭГ 2,4 0,7 0,6 0,8 0,3 0,4 0,9 0,2 0,9

КГ 2,2 1,1 1,6 2,2 0,2 0,3 0,8 0,4 0,4

2006 г. ЭГ 4,3 1,3 0 0,7 0,1 0 0,4 0 0,2

КГ 2,3 0,8 0,3 0,7 0 0,1 0,7 0 0,3

Анализ рисунков детей показывает, что во всех классах практически не встречалось «чистых» типов, каждый образ и описание несли в себе черты 2-3-х типов идеалов. Причем, часто в описании давались преимущественно черты одного типа, а в рисунке - другого. Расхождение вербального и невербального способов представления идеального человека было характерно как для КГ так и для ЭГ. Интересно, что в словесных описаниях преимущественно назывались нравственно-психологические качества, а характеристик, относящихся к типам «гуманоид», «робот», практически не встречалось. В рисунках были представлены все названные типы в различных вариациях, сочетаниях. В экспериментальных классах, где проводилась целенаправленная работа по формированию ценностно-смысловой сферы (по программе Л.С. Колмогоровой «Человекознание» [5]), тип идеала «добрый человек, гуманист» является более выраженным (2,4 и 4,3 в ЭГ против 2,2 и 2,3 в КГ).

Относительно динамики гуманистических ценностей можно сказать, что по сравнению с 1996 годом отмечен существенный рост в описаниях идеального человека и его изображениях именно в тех классах, где проводится целенаправленная работа по оказанию помощи детям в ориентации в мире ценностей в виде дополнительных учебных курсов. Также можно отметить, что современные дети меньше стали представлять в качестве идеального человека «воина, агрессора» (0,1 вместо 0,3), «робота, зомби» (0 вместо 0,4), «гуманоида» (0,4 вместо 0,9), «волшебника» (0 вместо 0,6) по сравнению с 1996 годом. Смешанный идеал был выделен в отдельную группу, т. к. у детей существуют определенные затруднения в соотнесении вербальной и невербальной частей методики.

В рисунках детей 2006 г. все также отчетливо проявлялось влияние телевидения, детская и подростковая «мода» на героев, что было отмечено и в исследовании Л.С. Колмогоровой. Дети все также изображают в качестве идеальных героев - черепашек ниндзя, русалочек, белосне-

жек, но появляются и новые герои: Шрек, Джек Воробей,

Алеша Попович, Ксения Собчак, Джеки Чан, Человек Паук.

Изучение наличия гуманистической направленности желаний при помощи методики «Три желания» показало следующие результаты в ЭГ и КГ в 1996 и в 2006 годах.

Таблица 3

Направленность желаний учащихся (в процентах)

1996 г. 2006 г.

Направленность желаний ЭГ КГ ЭГ КГ

На других 18,4 11,2 34,5 18

На дело 21,1 17,0 9,7 16

На себя: 53,4 61,7 43 59,5

а) «иметь» а) 23,8; а) 36,7; а)29 а)46

б) «быть» б) 29,6 б) 25,0 б) 14 б)13

«не знаю» 7,1 10,1 12,8 6

Сравнивая результаты в ЭГ и КГ (как в 1996 г., так и в 2006 г.), можно отметить, что в первых наблюдается больше желаний, направленных «на другого», чем во вторых («мир во всем мире», «чтобы не было войны», «чтобы Земля никогда не взорвалась», «чтобы в мире не было терроризма», «все были счастливы», «все были богаты»). И количество этих желаний в ЭГ в 2006 г. стало в 1,8 раз больше, чем в 1996 г. Полученные результаты наглядно иллюстрируют влияние специальной целенаправленной работы на развитие гуманистической направленности, что отражается в преобладании у детей гуманистических желаний над эгоистическими (в ЭГ вместо 18,4% стало 34,5%, а в КГ - вместо 11,2 % стало 18%). Таким образом, можно отметить, что наблюдается тенденция увеличения в ЭК направленности желаний «на другого» («всем счастья», «чтобы не было плохих людей», «чтобы никто не болел»), в течение десяти лет с - 1996 г. по 2006 г. В оба временных периода отмечено преобладание желаний, направленных «на себя» (53,4% и 43% в ЭГ и 61, 7% и 59,5% в Эг) над желаниями «на других» и «на дело».

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что динамика гуманистических ценностей в период с 1996 по 2006 года незначительна в тех группах детей, в которых не оказывалось целенаправленной дополнительной помощи по формированию умения ориентироваться в мире ценностей. Напротив, в группах, где дополнительно проводились занятия по обучению детей умению разбираться в тех ценностях, которые их окружают, динамика положительной, т. к. за это десятилетие произошел рост гуманистической направленности у детей этой группы. Важным является тот факт, что становление гуманистических ценностей подчинено общим закономерностям психического развития и имеет свои сензитивные пе-

риоды. Специально организованные, целенаправленные воспитательные воздействия в процессе обучения оказывают влияние на становление ценностно-смысловой сферы младшего школьника (идеалов, ценностей) и обусловливают усвоение предлагаемых социумом и транслируемых воспитателями ценностей. В связи с этим, особое значение приобретает специальная целенаправленная работа по помощи подрастающему поколению в ориентации во всем том, что транслируется социумом, помощи в определении истинных ценностей, что и должны обеспечивать различные образовательные институты. Именно они призваны способствовать формированию действительно гуманистической системы ценностей.

Библиографический список

1. Григорьева-Голубева, В.А. Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании. - СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2002.

2. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М., Педагогическое общество России, 2000.

3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.

4. Лоцман, Е.С. Становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности [Э/р] // Электронное научное издание : аналитика культурологии. - 2006. - Режим доступа:

http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subiects&func=viewpage&pageid=250

5. Апанасенко, О.Н. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края): автореф. дис ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2003.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.

8. Колмогорова, Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников: монография. - Барнаул, 1999.

9. Колмогорова, Л.С. Человекознание: курс психологии с элементами этики и валеологии: 1,2,3 класс: учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов / Л.С. Колмогорова, Н.Н. Григорьевская, И.А. Модина. - М.: Генезис, 1998.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 378

Е.В. Четошникова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема рефлексии, роль образовательной среды в развитии рефлексивности студентов, раскрывается инновационный потенциал рефлексии в организации образовательного процесса в вузе. Приводятся результаты исследования в виде контент-анализа рефлексии студентов на рефлексивных семинарах. Выделены варианты рефлексивной оценки эффективности жизненного самоосуществления.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивный семинар, рефлексивная оценка, организация образовательного процесса, инновационный потенциал рефлексии.

В процессе онтологизации психологического познания, его антропологизации рефлексия все более явно раскрывается не просто как компонент самосознания, но и как способ, которым человек раскрывается самому себе, познает особенности своего многомерного мира. На современном этапе развития науки представляется актуальным обеспечение образовательного процесса методическими разработками в области реализации этого способа. Использование свойства рефлексивности при организации образовательного процесса позволяет обеспечить его интегративность и развить прогностичность, поскольку рефлексия - это еще и выработка представлений об изменениях, которые могут произойти с человеком в процессе профессионального становления.

Особенности рефлексии человеком своей профессиональной деятельности в значительной степени определяются условиями, в которых происходит самоосуществление человека. Для успешного самоосуществления в различных сферах жизни, в постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности человеку необходимо уметь анализировать особенности жизнеосуществления, постоянно рефлексировать с целью оптимального соответствия требованиям профессии, образовательной среды, условиям жизни в целом. Процесс рефлексии непрерывен, образовательный процесс должен предоставлять условия для рефлексии человеком особенностей его становления в процессе профессионализации с целью более осознанного формирования собственной профессиональной позиции и создания оптимальных условий для самореализации человека. Образовательная среда позволяет совершенствовать не только рефлексивные способности студентов, но и обеспечивает переосмысление преподавателем содержания

своего сознания, осознание им особенностей и приемов педагогического мастерства, их творческое усовершенствование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важных векторов развития рефлексивной активности человека является развитие потенциальных возможностей рефлексии в самоорганизации человека в процессе его становления. В процессе личностного и профессионального становления большое значение играют внутренние движущие силы, позволяющие человеку самостоятельно определять цели, задачи и направления своего личностного и профессионального развития. Система ценностных ориентаций человека как своеобразный регулятор такого развития определяет способы реализации потенциальных возможностей человека, постановку целей профессиональной деятельности и, как следствие, путь профессионального становления человека, его закономерное усложнение и совершенствование.

Исследования рефлексивных механизмов профессионализма и профессионального самоопределения, которые ведутся в современной рефлексивной психологии (В.Г. Аникина, О.Д. Ковшуро, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.) позволяют рассмотреть процесс подготовки специалиста и его профессионального становления при понимании рефлексии как формы активного осмысления и переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения, что позволяет «системно трактовать рефлексию» [1]. Ценностное отношение к профессии в процессе профессионального становления определяет необходимость осознания, рефлексии и трансформации себя, своих собственных действий, что влечет за собой осознание и изменение самого способа бытия человека. С этих позиций можно утверждать, что профессиональное сознание,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.