ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Рекомендуемый список литературы (для педагогов и родителей)
1. Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование.- 1996.- № 8, с.26-28
2. Ксензова ГЮ. Успех рождает успех. // Открытая школа.-2004.- № 4. с.52
3. Мерлин З.С. Психология индивидуальности.- М.: 1996, с. 36
4. Панова В.М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.
5. Соловьева Н.С. Творческая мастерская: «Колорит и композиция произведений живописи» // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008.- № 1.
6. Субботина ЛЮ. Развитие воображения у детей.- Ярославль: - 1997, с.138
7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: 1988, с.171-174
8. Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. // Инновационные проекты и программы в образовании-2011.- № 2.
9. Фельдшерова Е.Г Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.
10. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника.- М.: 1961, с.75-76
11. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000, с.22
12. Шадриков В.Д. Развитие способностей. // Начальная школа.- 2004, № 5, с.6-12
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989, с.450
14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: 1979, с.98
Бузмакова Алена Анатольевна
педагог-психолог МБОУ Лицей № 88 E-mail: [email protected] г.Екатеринбург
J V.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА
Л
г
Аннотация. На примере реализованного образовательного проекта автор статьи иллюстрирует подход по обоснованию, разработке и апробированию программ дополнительного (факультативного) образования, в частности, психологического. Разработанная автором программа курса «Психологическая культура школьника» направлена на обеспечение поддержки и сохранение психологического здоровья и апробирована на базе МБОУ Лицей № 88 г. Екатеринбурга в 2007-2011 г.г.
Ключевые слова: психологическая культура, психологическое здоровье, психология, коммуникация, здоровье.
«Удивительно и непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Человек знает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания в интересах других людей».
В.А. Сухомлинский
В современных документах об образовании декларируется курс на повышение базовой культуры личности и гуманизацию образования. В основе ФГОС
нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает построение образовательного процесса с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся для их личностного, социального и познавательного развития, а фактически сохранения и поддержки психологического здоровья школьников. Основной результат образования - воспитание и развитие личности школьников, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Важно создание образовательной среды, ориентированной на интересы каждого ребенка; с целью подготовки личности, профессионально и социально осведомленной, мобильной, умеющей делать осознанный жизненный выбор и нести за него ответственность. Обучение в школе направлено на развитие универсальных способностей ребенка - понимания, воображения, коммуникации, мышления, рефлексии, действия. Оно призвано помочь подготовить к решению практических задач в реальной жизни.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
55
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Результат образования - владение школьником компетенциями:
• умение реализовать в повседневной жизни полученные знания;
• владение навыками саморазвития и умение их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
• умение планировать будущее.
Гуманизация, в частности, психологизация школы предполагает разработку системы_деятельности по повышению психологической культуры и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, учителей, администрации. Увеличивается роль дисциплин, связанных с социальным познанием, с созданием общечеловеческих ценностей и себя самого как ценности для другого. Необходим опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, другому человеку, самому себе, формирование гуманитарного мировоззрения. Учитывая, что у обучающихся отмечается повышенный интерес к изучению собственного внутреннего мира, собственных особенностей и возможностей, межличностных отношений, мы считаем, что необходимы учебные курсы, включающие психологическую подготовку. Ведь для развития современного растущего человека необходима психологическая культура, как фундамент индивидуальной культуры и здоровья, который дает возможность совершенствовать «естественные» психические способности, с тем, чтобы оптимизировать свой психологический статус в соответствии с определенными нравственными, философскими и социально-психологическими нормами, принятыми в человеческом обществе.
При психолого-педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса школьный психолог большую часть времени тратит на учащихся «группы риска», а «средний» ученик чаще остается без внимания. А определенный уровень психологической культуры как составная часть здоровья необходим каждому выпускнику школы для того, чтобы в дальнейшем избежать проблем в профессиональной деятельности, личной и семейной жизни. В связи с этим, в лицее № 88 г.Екатеринбурга с 2003 года реализуется составительская программа курса «Психологическая культура школьника» (5-8 классы). Она включает в себя практически ориентированную психологическую подготовку, отвечает как запросам учащихся, так и ориентации системы образования на гуманизацию.
Основные задачи курса - дать знания, сформировать такие умения, побудить к таким размышлениям, которые помогли бы обучающимся познать свой внутренний мир, строить свою жизнь, выбирать жизненный путь, создавать позитивную Я-концепцию и получать удовлетворение от жизни, т.е. обеспечить поддержку и сохранение психологического здоровья.
Основная цель занятий по психологии в структуре психологической работы - создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Курс рассчитан на подростков 10-14 лет (5-8 классы). Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны в силу возрастных особенностей развития (отношение к себе, неуверенность в себе, общение, пути решения конфликтов, планирование своей деятельности, профилактику ЗОЖ и т.д.). Занятия позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или психолога. Появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными. Кроме того, занятия - это возможность постоянного контакта с учащимися, хотя бы в рамках школьного расписания (при включении программы курса в учебный план) или классных часов (совместная работа с классными руководителями). Еженедельные занятия по психологии позволяют детям сориентироваться в особенностях психологического взаимодействия и здоровья, его целях и результатах, способствуют развитию у них психологической культуры.
Разработка программы занятий по психологии здоровья «Психологическая культура школьника» требует решения ряда задач:
1. Теоретический обзор подходов к понятию и определению психологической культуры как составной части здоровья.
2. Проведение исследовательской работы по выявлению психологической компетентности, психологических знаний и умений обучающихся (как критериев психологической культуры и здоровья).
3. Проектирование и реализация программы занятий «Психологическая культура школьника».
4. Анализ эффективности реализации программы занятий «Психологическая культура школьника».
Полученные в ходе исследовательской работы данные, выявленные особенности и закономерности можно использовать при подготовке специалистов в курсах возрастной психологии и психологии развития, разработки методики преподавания психологии для расширения и углубления изучаемого материала, проведения групповых занятий, классных часов с привлечением педагога-психолога.
Здоровье и психологическая культура человека в современной науке и образовании
По определению ВОЗ, здоровье - состояние физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья - соматическое здоровье, физическое здоровье, психологическое здоровье, нравственное здоровье. Известно, что на 50% здоровье зависит от самого человека, его образа жизни, но существуют и другие факторы, влияющие на здоровье человека,-это и наследственность, и экологические факторы, медицинские и психологические факторы.
Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
воздействии патогенных факторов окружающей среды. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека и его жизненных сил [1, 22].
Главные критерии психологического здоровья:
• позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
• высокий уровень развития рефлексии;
• наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
• успешное прохождение возрастных кризисов;
• адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Использование термина «психологическое здоровье» (Дубровина И.В.) подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.
Основная функция психологического здоровья -это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности [20].
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни [12].
Психологически здоровая личность (черты) (по В.А. Ананьеву):
• соматическое здоровье;
• развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;
• умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» - Я-желающим и Я-долженствующим;
• умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм.
Анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности [14]:
1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
5. Глубинная со-бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом - живые люди.
9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности.
Рассматривая понятие психологического здоровья в свете представлений о единстве биологического (физического, физиологического), психического и социального, можно утверждать, что психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на различных уровнях жизнедеятельности, характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни.
Одним из основных принципов образования является его «культуросообразность», то есть обучение в контексте культуры, ориентация на ее ценности, на освоение ее достижений, ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. С точки зрения психологии задача образования шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение. Образование помогает людям научиться, как правильно или, по крайней мере, адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций.
Психологическая культура выступает как составная часть общей культуры и психологического здоровья личности. Общая психологическая культура человека характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что именно в таком понимании она должна стать предметом изучения и освоения в школьном возрасте как одна из составляющих базовой культуры обучающихся.
Основные функции общей психологической культуры человека (по Л.С. Колмогоровой):
1. Сохранение и передача тех достижений в психологических взглядах, знаниях, методах, а также в достижении личностного определенного культурного уровня, которые создали бы преемственность поколений, не позволили бы последующим поколениям «откатиться» назад и создали бы условия для последовательного прогресса человечества (репродуктивно-трансляционный).
2. Обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
и другим признакам, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств (конструктивно-адаптационная).
3. Обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования, преодоление различных неблагоприятных психических и физических состояний (регулятивно-корректирующая).
4. Ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей жизни (проектировочно-ориентационная).
5. Гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности жизнью (гармонизирующе-синергетическая).
6. Обеспечение прогресса, обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека (продуктивно-порождающая).
Е.А. Климов характеризует психологическую культуру как «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [8].
О.И. Мотков считает, что психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Развитая психологическая культура включает:
• систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков;
• достаточно высокий уровень обычного и делового общения;
• хорошую психологическую саморегуляцию;
• творческий подход к делу;
• умение познавать и реалистически оценивать свою личность.
Становление психологической культуры О.И. Мотков понимает как актуализацию культурно-психологического потенциала.
Функции психологической культуры: помогает человеку создавать реалистичную Я-концепцию, находить свой жизненный путь, организовывать свою деятельность, успешно преодолевать стрессы [10].
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента: понимание и знание себя и других людей; адекватная самооценка и оценка других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
А.А. Бодалев рассматривает психологическую культуру личности в контексте проблемы общения. Он считает, что «... для общения, основанного на прин-
ципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам:
• разбираться в других людях и верно оценивать их психологию,
• адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и
• выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться».
Л.Д. Демина акцентирует внимание на следующих компонентах этого понятия - психологическая грамотность, приемы и способы саморегуляции: «Психологическая культура - комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции (т.е. управление своими переживаниями, чувствами, активностью), лежащих в основе психического здоровья личности».
Н.И. Конюхов отмечает ряд проявлений психологической культуры личности: умение ясно и определенно мыслить, говорить, контролировать свое поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость.
Психологическая компетентность, психологические знания и умения обучающихся (как критерии психологической культуры и здоровья)
В нашем исследовании мы опирались на подход доктора психологических наук, профессора Л.С. Колмогоровой. Исходя из понимания культуры как:
A) специфически человеческих способов деятельности;
Б) совокупности духовных ценностей;
B) процесса самореализации творческой сущности человека, она выделяет структурные элементы психологической культуры человека, в соответствии с которыми в дальнейшем мы проводили диагностические исследования психологической культуры.
Структурные компоненты психологической культуры человека (по Л.С. Колмогоровой), которые соотносятся с компонентами психологического здоровья (по И.В. Дубровиной):
• знания и умения (психологическая грамотность),
• психологическая компетентность,
• ценностно-смысловой компонент,
• рефлексивно-оценочный компонент,
• культуротворческий компонент.
Основанием выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие генезис культуры, представленность процесса и результата культуроосвоения и культуротворчества. При исключении какого-либо компонента отсутствует пол-
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
нота характеристики культуры человека, так как в них представлены все основные составляющие культуры. Отражая генезис культуры личности в школьном возрасте, они наиболее соответствуют задаче организации процесса по целенаправленному освоению культуры в образовательной системе.
Психологическая грамотность (ПГ) - «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей, это - «язык» культуры. ПГ означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), правилами и нормативами в сфере общения, поведения и психической деятельности. ПГ может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, общения человека с другими людьми и т.д. ПГ предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности (способами психологического познания). Речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функции, традиций. ПГ - это необходимый минимальный уровень развития психологической культуры (по Е.А. Климову, Л.С. Колмогоровой). Грамотность - необходимая минимальная ступень образованности, компетентности и культуры в целом. Приобщение к культуре не обязательно начинается с повышения уровня грамотности. Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным.
Психологическая компетентность (ПК) может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач и проблем. ПК предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный - может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. Компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
Элементы ПК:
• освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
• анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;
• овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и т.д.), и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
• выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.
Стороны ПК:
Коммуникативная компетентность - ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия (Н.И. Конюхов).
Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях). Знания такого рода должны отвечать следующим требованиям: разнообразие; элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой; гибкость; оперативность и легкодоступ-ность знания; возможность применения в широком спектре ситуаций; выделенность ключевых элементов; владение знанием о том, «что» и «как»; категориальный характер; рефлексия, т.е. знание о широте и глубине собственных знаний (М.А. Холодная).
Социальная компетентность - характеристики социально компетентного человека (по Р Ульрих): принимает решения относительно самого себя и стремится к пониманию собственных чувств; забывает блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность; представляет, как следует достигать цели и наиболее эффективным способом; правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывает их права; анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включает эти знания в собственное поведение; представляет, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования; отдает себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей. Грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии и здоровье», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально их учитывает. Задача развития психологической компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.
Ценностно-смысловой компонент (ЦСК) психологической культуры личности - это совокупность, система личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, ве-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
рований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и тд. Это «духовные опоры», придающие человеку смысл жизни, ориентирующие его в жизни, способствующие противостоянию разрушительным и негативным влияниям. Эти характеристики составляют основу внутреннего мира личности. ЦСК позволяет личности определиться и самоопределиться в системе ценностей и смыслов, выбрать для себя те, которые наиболее соответствуют ее сущности. ЦСК составляет «ядро» структуры личности и характеризует ее направленность. Иерархия ценностей и смыслов, мировоззрение, убеждения и идеалы составляют содержательную сторону структуры и направленности личности. Общая психологическая направленность -это направленность на внутренний мир, душевный, психический мир человека, самого себя, выраженный и устойчивый интерес к нему, активное стремление строить отношения и деятельность на основе учета психологических особенностей людей, преобладающая особая позиция - психологическая. Для этой направленности характерно то, что человек стоит как бы в центре индивидуальной системы ценностей.
«Индикаторы» психологической направленности личности:
• выраженный и устойчивый интерес к психологическим знаниям, психологическому аспекту действительности, внутреннему миру человека;
• выбор деятельности, соответствующей направленности на внутренний мир человека;
• психологическая позиция (умение и стремление опираться на психологический анализ поведения, включающий анализ мотивов, мыслей, чувств и других психологических характеристик участников ситуации). Позиция личности определяется системой устойчивых отношений, установок, ценностей.
Наиболее значимые характеристики ценностно-смыслового компонента психологической культуры: гармоничность, гуманистические ценности, психологическая направленность, четкость и осознанность, степень обобщенности.
Рефлексия - осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по освоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта психологической культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня психологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы, культуротворчества. Рефлексия - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности.
Культуротворчество означает, что человек является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и от-
ношения, ценности и убеждения. Творчество как шаг, следующий за освоением психологической культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия психологических закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности, способности задуматься над новой для себя проблемой в различных жизненных ситуациях. Каждый человек оказывается перед жизненными проблемами, для решения которых у него нет готовых знаний. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создает новые способы действий и поведения, новые способы и формы общения. Культуротворчество рассматривается как высшее проявление психологической культуры, касающееся всех ее составляющих.
Таким образом, психологическая культура человека - это составная часть культуры, позволяющая человеку эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью, т.е. способствует сохранению и развитию психологического здоровья личности. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.
Программа занятий «Психологическая культура школьника»
Программа занятий «Психологическая культура школьника» предназначена для обучающихся 5-8-х классов в качестве факультативного курса или системы классных часов с привлечением педагога-психоло-га. Курс «Психологическая культура школьника» основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении предметов следующих образовательных областей: филология, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура и валеология, ОБЖ, и предусматривает изучение основных положений общей и социальной психологии.
В результате изучения предмета обучающийся должен:
иметь представление: о психологии как науке, своих индивидуальных психологических особенностях, психологическом здоровье личности, психологии общения, об особенностях мужской и женской психологии, профессиональном самоопределении;
знать: способы самопознания, самовоспитания, самообразования, самореализации и саморазвития, поведенческие стереотипы, особенности межличностных отношений; причины возникновения конфликтов;
уметь: применять практически полученные знания, анализировать свои личностные особенности и поведенческие проявления, отслеживать процесс межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Программа занятий рассчитана на 136 часов -по 34 часа в каждой параллели, возможна реализация выборочно по блокам: лекционно-практические занятия с элементами тренинга - 30 часов; итоговые занятия в форме коллективного творческого дела - 4 часа.
Первый блок «Введение в психологию» - 5-6 классы
1. «Введение в психологию»: знакомит обучающихся с психологией как наукой, изучающей внутренний мир человека и психологическое здоровье личности;
2. «Осознание себя как личности»: отражает индивидуальные особенности человека; знакомит с психофизиологическими особенностями подросткового возраста; развивает познавательные процессы;
3. «Я и общество»: посвящен изучению возникновения конфликтных ситуаций и их разрешению; взаимоотношениям в группах; особенностям взаимодействия (общения) со сверстниками, родителями, учителями и другими взрослыми;
4. «Культура общения»: знакомит обучающихся с понятиями культура, здоровье, ответственность, уверенность в себе, выбор, а также приемами поведения в различных жизненных ситуациях.
Второй блок «Я - личность в этом взрослом мире» - 7-8 классы.
1. «Я - личность»: посвящен структуре личности (способности, темперамент, характер, мотивация, эмоции, воля) и формированию адекватного отношения к себе, важности ЗОЖ для человека;
2. «Окружающий мир»: рассматривает умения и навыки необходимые подростку для успешной адаптации в обществе, понятия выбора, планирования своей деятельности и стиля жизни, профилактику здорового образа жизни.
Данное содержание курса отражает возрастные специфические процессы и психологические особенности, характерные для подросткового возраста.
Изучение материала ведется в форме комбинированных занятий с элементами тренинга, методами активного обучения: рассказ-лекция; дискуссия; моделирующие, ролевые, имитационные игры; анализ учебных примеров, конкретных случаев и ситуаций; тренировочное упражнение; деловая игра; мозговой штурм и т.д.
Формы организации деятельности обучающихся:
• фронтальная (беседа по вопросам, «мозговой штурм», дискуссия);
• групповая (анализ примеров и ситуаций);
• индивидуальная (творческие домашние задания, контрольная работа);
• коллективная (КТД, психологические игры и упражнения).
Для изложения учебного материала приготовлены наглядные пособия: иллюстрации, карточки-задания, схемы, таблицы. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических умений предусмотрено выполнение ряда психологических тестов, проведение психологических и деловых игр, упражнений; тренингов по решению конфликтных ситуаций, анализ межличностных отношений, коллективное творческое дело.
Предполагается безоценочная система контроля, при этом текущий контроль осуществляется в форме устного опроса; итоговой аттестацией по курсу является зачет, который может проходить как защита творческих работ обучающихся или коллективное творческое дело.
Предполагается, что данный курс будет способствовать:
• развитию психологической культуры, поддержанию психологического здоровья;
• формированию у обучающихся научного мировоззрения;
• изучению межличностных отношений в группе, формированию сплоченности и бережного отношения друг
другу;
• развитию коммуникативных навыков;
• успешной адаптации обучающихся в обществе, профилактике ЗОЖ.
Анализ эффективности программы «Психологическая культура школьника»
Данная программа была апробирована на базе МБОУ Лицей № 88 г.Екатеринбурга (сентябрь2007 г.-май 2011 г.). В реализации программы участвовали учащиеся 5-8 классов в течение 4 лет (65 человек).
Этапы:
A) Диагностический этап - комплексное тестирование учащихся до начала занятий с целью выявления исходного уровня психологической культуры как компонента здоровья (5-е классы, сентябрь 2007 г.).
Б) Формирующий этап - проходит в форме лекционно-практических занятий с элементами тренинга (сентябрь 2007 г.- май 2008 г.; сентябрь 2008 г.- май 2009г; сентябрь 2009 г.- май 2010г; сентябрь 2010 г.-май 2011г).
B) Контрольный этап:
1. Промежуточная диагностика с целью выявления возможных результатов (май).
2. Анализ эффективности (июнь-сентябрь).
3. Коррекция программы «Психологическая культура школьника» (июнь-август).
При отслеживании эффективности внедряемой программы и мониторинга психологической культуры обучающихся мы использовали программы диагностики психологической культуры подростков, предложенные доктором псих.наук, профессором - Колмогоровой Л.С.
Выбор диагностических программ определялся следующими критериями:
• возможность многостороннего изучения особенностей психологической культуры учащихся, как компонента психологического здоровья личности;
• возможность количественного представления результатов с целью дальнейшей математико-статистической обработки;
• возможность подтверждения выделенных закономерностей с помощью разнообразных методик.
Диагностические методики выполняют функцию средства самопознания для учащихся. Результаты диагностики были использованы в работе с учащимися,
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
анализ результатов включался в процесс обучения. Для группового обсуждения использовались обобщенные результаты. Используемые методики являются инструментом, который позволяет самому обследуемому посмотреть на себя «со стороны», в них, как в зеркале, увидеть самого себя, свои особенности, узнать себя. Рефлексия по поводу собственной личности (на занятии) осуществлялась в различных формах, в том числе через психодиагностику. Диагностика проводилась также с целью получения информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, их проблемах, требующих помощи психолога.
Комплексное тестирование учащихся предполагало как индивидуальную, так и фронтальную работу психолога с обучающимися.
Диагностические параметры выделены Л.С. Колмогоровой таким образом, чтобы отразить основные показатели, связанные с возможностями и особенностями становления психологической культуры учащихся в условиях образовательной системы по компонентам: психологические знания и умения, психологическая компетентность, ценности, идеалы, позиции, отношения, рефлексия, психологическое культуротворчество.
В ходе анализа эффективности программы «Психологическая культура школьника» использованы следующие методики:
До занятий (сентябрь 2007 г.) - констатирующий срез:
1. Методика «Психологическая грамотность» (Л.С. Колмогорова) - изучение знаний и умений учащихся;
2. Тест Михельсона «Коммуникативные умения» в модификации Ю.З. Гильбуха - изучение психологической компетентности.
В ходе занятий - контрольные срезы:
1. Методика «Психологическая грамотность» (Л.С. Колмогорова) (май 2008 г, 2009 г., 2010 г., апрель 2011 г.);
2. Тест Михельсона «Коммуникативные умения» в модификации Ю.З. Гильбуха (апрель 2011г).
Выборку составили - 65 обучающихся, показатели психологической культуры фиксировались в течение 4 лет. Диагностика проводилась в соответствии с выделенными параметрами (психологические знания и умения, психологическая компетентность) и использованием разработанной диагностической программы, позволяющих получить разнообразную информацию об основных характеристиках психологической культуры школьников. На основе теоретического анализа возрастных особенностей и возможностей подростков были выделены параметры, по которым определялись результаты педагогической деятельности по повышению психологической культуры обучающихся.
Анализируя полученные результаты, можно говорить о положительной динамике по всем показателям. Например, результаты исследования (сентябрь 2007 года) выявили несформированность ряда коммуникативных умений у подростков до реализации программы занятий и показывают их развитие уже в апреле 2008 года. В таких умениях, как просьба о помощи, реагирование на задевающее, провоцирующее пове-
дение, оказание и принятие знаков внимания учащиеся при повторном тестировании демонстрируют более уверенное поведение, чем в других ситуациях. Совокупность показателей позволяет нам судить об эффективности реализации программы психологических занятий. Курс «Психологическая культура школьника» действительно способствует развитию психологической культуры у обучающихся и поддержке, сохранению здоровья личности.
Во многих литературных источниках встречается понятие «психологическое здоровье», однако почти нигде оно не раскрывается и не определяется. На основе анализа психологической литературы и результатов исследовательской работы удалось выделить показатели уровня психологической культуры школьников как компонента здоровья. Разработанная нами программа занятий по психологии способствует развитию психологической грамотности и компетентности у обучающихся. Кроме того, занятия по курсу «Психологическая культура школьника» позволяют психологической службе проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или психолога. Появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными. появляется возможность постоянного контакта с учащимися. Еженедельные занятия позволяют детям сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах, способствуют развитию у них психологической культуры как компонента здоровья.
Литература
1. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб., 2006.
2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2007.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
4. Демина Л.Д. Психический мир личности. Методич. материал по курсу «Человек и общество: индивидуальные характеристики человека». Барнаул, 1994.
5. Климов Е.А. Психология. М.,1997.
6. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., ВЛАДОС, 2002.
7. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.
8. Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993.
9. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. СПб., Облик, 1999.
10. Педагогическая психология // А.Орлова, Л. Регуш -СПб,2008.
11. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. // под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004.
12. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2000. № 4.
13. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3., М.,1981.
14. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. СПб., 2010.
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012