_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______
2. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
3. Обухова Ю.В. Психологические аспекты изучения взаимосвязи между интеллектуальными особенностями и Я-концепцией личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/ 2. C. 31-34.
© С.Г. Обухова, 2015
УДК 159.9 : 37.015.3
Холодкова Ольга Геннадьевна,
канд. психол. наук, доцент АлтГПУ, г. Барнаул, РФ, E-mail: [email protected], Петухова Олеся Вадимовна, студентка 4 курса «Психология образования» АлтГПУ, г. Барнаул, РФ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития гуманистических ценностей в младшем школьном возрасте. Представлены результаты сравнительного анализа особенностей развития гуманистических ценностей, полученные в 1996, в 2006 и в 2015 годах.
Ключевые слова
Младший школьный возраст, ценностно-смысловая сфера личности, гуманистические ценности, идеалы и
ценности.
Изменение ценностных ориентаций обусловлено «сменой цивилизаций», которая происходит на рубеже столетий. В современном обществе важнейшей тенденцией является утверждение гуманистических идеалов и ценностей. В настоящий период времени происходит дискредитация прежних идеалов и ценностей, которые существовали в нашей стране в советское время. Современное поколение детей поставлено в условия поиска новых идеалов и ценностей. В условиях радикальных перемен, происходящих в современном социуме, связанных с социальной нестабильностью, распадом привычного образа жизни, отказом от прежних идеалов и норм, у подрастающего поколения, по мнению В.А. Григорьевой-Голубевой [1], появляется потребность в самостоятельном выборе своих идеалов и ценностей.
Понятие «ценностно-смысловая сфера личности» в психологии используется для выявления одной из ведущих сторон личности, которая состоит из двух компонентов: идеалов и ценностных ориентаций. Идеалы и ценности, усваиваясь в сознании человека, обуславливают его поведение и влияют на выбор жизненного пути. Отечественный психолог Д.А.Леонтьев отмечает, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [2].
По мнению многих ученых-психологов, ценностно-смысловая сфера определяется социальными представлениями человека, так как нормы, выдвигаемые обществом, являются одним из важнейших источников ее формирования и развития.
Проблема изучения ценностей, идеалов и в целом личностной направленности вызывает заинтересованность у многих психологов. Различные аспекты на данную проблему присутствуют у таких психологов и педагогов как А.А. Бодалев, П.М. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, Л.С. Колмогорова, А. Маслоу, Р.М. Рогова, К. Роджерс, М. Рокич, Т.А. Стефановская, В. Франкл, В.А. Ядов и другие.
293
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______
Проанализировав литературу, можно отметить, что, как правило, ценности рассматриваются авторами с позиции деления на материальные и духовные (Н.А. Бердяев (1991), С.С. Бубнова и В.Ю. Крылов (1991), В.П. Тугаринов (1960)). Проблема же разделения ценностей на гуманные и антигуманные, определения гуманистических ценностей исследована недостаточно полно.
Большой проблемой для подрастающего поколения сегодня является выбор ценностей, представленных и позиционируемых обществом. Н.Е. Щуркова [3, с.4] акцентирует внимание на то, что в нашем социуме нашли широкое распространение и активно пропагандируются в средствах массовой информации такие квазиценности, как «богатство», «секс», «индивидуализм», «сила», «мистика». Понятие «гуманистические ценности», «гуманность», «гуманизм», к сожалению, теряют свое значение в силу направленности общества на сферу потребления.
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [4, с. 75].
О.Н. Апанасенко [5, с. 8-10] рассматривает гуманистические ценностные ориентации как психологическую характеристику личности, выполняющую функцию ориентира в определении направленности поведения и сознания, которые проявляются в общественно значимых делах и поступках (личностная позиция, чувство долга, ответственность, патриотизм и т. п.). Гуманистические ценностные ориентации, как отмечает автор, это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.
Большой интерес в исследовании какого-либо психологического феномена всегда представляет его начало, динамика, протяженность в течение жизни и качественные своеобразия в конкретный период взросления. Поэтому проблема возникновения гуманистических ценностей в ценностно-смысловой сфере личности, их осознание, отношение к ним, является предметом нашего исследования.
Психологические основы и сущность ценностных отношений личности, направленность ее потребностей и интересов детей рассматриваются в работах отечественных ученых Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.Ф.Рыбалко, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина, их последователей (А.К.Маркова, Ю.А.Полуянов, В.В.Репкин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и др.), а также зарубежных ученых (Ж.Пиаже, Р.Парке, З.Фрейда и др.). По их мнению, одним из наиболее продуктивных периодов для развития ценностно-смысловой сферы личности является младший школьный возраст. Это обуславливается тем, что в этом возрасте учащиеся обладают нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью к окружающей действительности, непосредственностью; их интеллектуальные способности уже выражены, закладываются основы будущей общественной деятельности и формируются ценностные установки.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития гуманистических ценностей младших школьников в разные периоды развития нашего общества, с 1996 по 2015 г.г. Нами был проведен сравнительный анализ результатов исследований, полученных в 1996 году профессором Л.С. Колмогоровой, в 2006 году - Е.Е. Бычковой, в 2015 году - О.В. Петуховой.
Исследования проводились по методикам: «Три желания» [6, с. 166], «Идеальный человек» [6, с. 167-169]. Выборку составили: в 1996 г. - 222 школьника, в 2006 г. - 88 школьников, в 2015 г. - 20 школьников в возрасте 9-11 лет.
Изучение наличия гуманистической направленности желаний при помощи методики «Три желания» показало следующие результаты в группах в 1996, 2006 и 2015 годах.
Таблица 1
Направленность желаний учащихся (в процентах)
Направленность желаний 1996 г. 2006 г. 2015 г.
На других 11,2 18 21,7
На дело 17,0 16 10
На себя: 53,4 59,5 68,3
а) «иметь» а) 23,8 а) 46 а) 58,3
б) «быть» б) 29,6 б) 13 б) 10
«не знаю» 7,1 6 0
294
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х
Сравнивая результаты, можно отметить, что наблюдается больше желаний, направленных «на другого» («мир во всем мире», «все были счастливы», «все были богаты»). И количество этих желаний в 2015 г. стало в 1,9 раз больше, чем в 1996 г. и в 1,2 раза больше, чем в 2006 г. Полученные результаты показывают, что наблюдается тенденция увеличения направленности желаний «на другого» («всем счастья», «чтобы никто не болел») в течение девятнадцати лет с - 1996 г. по 2015 г. Количество желаний, направленных «на дело», уменьшились в 1,7 раза. В период с 1996 г. по 2015 г. отмечено преобладание желаний, направленных «на себя» (53,4% в 1996 г., 59,5% в 2006 г. и 68,3% в 2015 г.) над желаниями «на других» и «на дело», что свидетельствует о преобладании у детей эгоистических ценностей над гуманистическими.
Проведение методики «Идеальный человек» позволило выделить 8 основных типов идеала человека, условно названных: «гуманист», «труженик», «воин», «робот», «гуманоид», «гедонист», «спортсмен», «волшебник». Выделенные в результате эксперимента типы идеалов были проанализированы с точки зрения наличия в них гуманистических и антигуманистических ценностей. Так, к гуманистическим идеалам были отнесены типы «гуманист», «труженик», «волшебник», «спорстмен». К антигуманистическим - «воин», «робот», «гуманоид». Выделились также смешанные типы - «гедонист» и «прочие».
Выборы этих типов идеалов среди учащихся разделились следующим образом (в таблице 3 отражено количество баллов, набранное в среднем одним человеком по каждому типу).
Таблица 2
Типы идеалов учащихся по методике «Идеальный человек»
Гуманистический идеал Антигуманистический идеал Смешанный идеал
Гуманист Труженик Волшебник Спортсмен Воин Робот Гуманоид Прочие Гедонист
1996 г. 2,2 1,1 1,6 2,2 0,2 0,3 0,8 0,4 0,4
2006 г. 2,3 0,8 0,3 0,7 0 0 0,7 0 0,3
2015 г. 1,85 0,95 0 0,25 0,95 0,1 0,65 0,15 1,15
Анализ рисунков детей показывает, что в группе практически не встречалось «чистых типов», каждый образ и описание несли в себе черты 2-3-х типов идеалов. Причем, часто в описании давались преимущественно черты одного типа, а в рисунке - другого. В рисунках все названные типы были представлены в различных сочетаниях.
Относительно динамики гуманистических ценностей можно сказать, что 2015 г. в описаниях идеального человека и его изображениях предпочтение гуманистического типа идеалов снизилось в 1,1 раза по сравнению с 1996 г. и в 1,2 раза по сравнению с 2006 г. Также можно отметить, что современные дети меньше стали представлять в качестве идеального человека «волшебника» (0 вместо 1,6), «труженика» (0,95 вместо 1,1), «спортсмена» (0,25 вместо 2,2), «робота» (0,1 вместо 0,3) и больше «воина» (0,95 вместо 0,2), «гуманоида» (0,65 вместо 0,8), «гедониста» (1,15 вместо 0,4) по сравнению с 1996 годом. Смешанный тип идеала был выделен в отдельную группу, т.к. у детей существуют определенные затруднения в соотнесении вербальной и невербальной частей методики.
В рисунках детей 2015 г. все также отчетливо проявляется влияние телевидения, интернета и детская «мода» на героев, что было отмечено и в исследованиях. Дети все также изображают в качестве идеального человека - супергероев и принцесс, но появляются и новые герои - «физрук» из одноименного сериала, герои из современных компьютерных игр, мультсериалов.
Таким образом, можно сказать, что за период с 1996 г. по 2015 г. у детей значительно поменялась направленность идеалов и ценностей с гуманистических на антигуманистические и смешанные. Становление гуманистических ценностей подчинено общим закономерностям психического развития и имеет свои сензитивные периоды. Целенаправленные воспитательные воздействия в процессе обучения оказывают влияние на становление ценностно-смысловой сферы младшего школьника (идеалов, ценностей) и обуславливают усвоение предлагаемых социумом и транслируемых воспитателями ценностей. В связи с этим, особое значение приобретает специальная целенаправленная работа по помощи подрастающему поколению в ориентации во всем том, что транслируется социумом, помощи в определении истинных ценностей, что и должны обеспечивать различные образовательные институты.
295
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
Результаты нашего исследования показали, что отсутствие такой работы пагубно влияет на формирование идеалов и ценностей у младших школьников.
Список использованной литературы
1. Григорьева-Голубева, В.А. Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
3. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М., Педагогическое общество России, 2000.
4. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.
5. Апанасенко, О.Н. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края): автореф. дис ... канд. пед. наук. -Барнаул, 2003.
6. Колмогорова, Л.С., Холодкова О.Г. Диагностика психологической культуры и психологического здоровья школьников : учебное пособие . - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 343 с.
© О.Г. Холодкова, О.В. Петухова, 2015
296
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х
УДК 316
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Баханова Елена Викторовна
канд. социол. наук, доцент СГА г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Аннотация
В статье приводятся результаты анализа развития «участливого отношения» к осужденным к лишению свободы со стороны российского общества. Описываются основные факторы, влияющие на общественное мнение. Обращается внимание на особенности некоторых периодов.
Ключевые слова
общественный контроль, попечительское общество, места временной изоляции, исправление, милосердие
Практика наказания за действия, причиняющие значительный вред российскому государству, обществу, отдельному гражданину за многие годы претерпела преобразования от обычаев кровной мести, жестоких телесных истязаний и публичного порицания до отмены смертной казни и признания необходимости соблюдения прав человека в местах временной изоляции, восстановительной (пенитенциарной) работы с осужденными. Можно выделить следующие основные этапы в становлении и развитии общественного контроля государственной системы исполнения наказаний рассматриваемого периода:
I. 1270-1550 гг. - в период централизации Русского государства общественный контроль не имел определенных норм закрепления в грамотах и регулировался обычаями наиболее распространенных социальных практик отношения к преступникам.
II. 1550-1649 гг. - внедрение заключения как вида уголовного наказания, привлечение церковных структур к контролю за осужденными, расширение и ужесточение полномочий властных структур в отношении преступников.
III. 1649-1785 гг. - формирование системы общественного призрения к преступникам, появление мер использования труда осужденных в учреждениях тюремной системы, строительство тюрем за счет земских денег, то есть горожан, ужесточение видов наказаний.
IV. 1785-1895 гг. - перевод управления тюрьмами полностью в ведение государственных специализированных структур и стремительное развитие форм просветительской и благотворительной деятельности в исправлении преступников, как единственной формы легальной сферы гражданского участия в государственном управлении.
V. 1895-1917 гг. - косвенное регулирование деятельности общественных структур со стороны государства и реформирование тюремной системы в соответствии с рекомендациями общественных структур.
VI. 1917-1922 гг. - трансформация основ государственности, появление практики назначения пенитенциарного патронажа в виде общественной нагрузки.
VII. 1922-1957 гг. - широкое внедрение исправительно-трудовой системы отбывания наказания, развитие форм народной ответственности за профилактику преступлений, легитимных общественных структур наблюдения за деятельностью милиции, пр.
VIII. 1976-1993 гг. - появление независимых международных правозащитных объединений.
IX. 1993-2008 гг. - модификация системы общественного контроля деятельности учреждений исполнения наказаний в сторону создания механизмов «сдерживания и противовесов» деятельности государственных структур.
297