4.2. ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тарасов А.Н., соискатель
Московский университет МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В современных условиях наиболее острой проблемой преступности несовершеннолетних является ее групповой и организованный характер. Исследователями отмечается, что в криминальные подростковомолодежные группы в 80 % случаев трансформируются досуговые группировки сверстников, компактно проживающие и совместно проводящие свободное время1.
Преступность несовершеннолетних на железнодорожном транспорте, с одной стороны, характеризуется особенностями, свойственными преступности несовершеннолетних в целом, с другой стороны - имеет специфические черты, обусловленные особой территорией совершения преступлений. Криминологический анализ состояния групповой преступности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта отражает их негативные особенности: причинение большого материального ущерба, существенные отличия от аналогичных преступлений, регистрируемых территориальными органами внутренних дел.
Следует отметить, что на состояние преступности несовершеннолетних на транспорте непосредственное влияние оказывает также большое число безнадзорных и беспризорных детей, проводящих время на железнодорожных вокзалах и станциях.
Групповой характер является устойчивой характеристикой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Включенность в преступную деятельность с юного возраста сплачивает молодых правонарушителей с криминальной средой, которая оказывает воздействие на личность и поведение, формируя их систему ценностей и предопределяя дальнейший жизненный путь. По мнению отдельных исследователей, в составе группы несовершеннолетние совершают преступления в 2-2,5 раза чаще, чем взрослые лица, что связано с типичностью групповых форм поведения для несовершеннолетнего возраста2.
Проведенные исследования свидетельствуют, что каждое второе преступление несовершеннолетних на железнодорожном транспорте совершалось в группе
1 См.: Огородникова Н.В. Учет посткриминального поведения виновно го при назначении наказания за совершение имущественного преступления//Проблемы укрепления правопорядка: Сб. ст. Краснодар: Куб. гос.ун-т;КГАУ, 1994. С. 42-46.
2 Положение молодежи в России. М., 2005. С. 112.
подростков. Для корыстных преступлений этот показатель еще выше - 68%. В каждом третьем случае преступление имело взрослого (совершеннолетнего) организатора.
Анализ структуры групповой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте показывает преимущественную долю корыстной преступности, затем корыстно-насильственной и насильственной.
Наибольший удельный вес имеют преступления против собственности, в первую очередь кражи. Причем, в отличие от имущественных преступлений несовершеннолетних, регистрируемых территориальными органами внутренних дел, объектом хищений на железнодорожном транспорте в большинстве случаев является государственное имущество. Это связанно с распространенностью краж изделий из цветных и иных металлов. Удельный вес таких деяний в 2006 г. составил 80 % от общего количества краж, совершенных несовершеннолетними.
Основными изделиями и предметами, похищаемыми с объектов железной дороги группами несовершеннолетних, являются воздухораспределители, буксовые крепительные крышки, дроссельные перемычки, трансформаторные и релейные шкафы, кабели и воздушные провода.
Речь идет не только о весьма дорогостоящем оборудовании, ремонт и восстановление которого требует от МПС России вложения дополнительных средств, но и непосредственно, о безопасности движения. Как правило, некоторыми кражами цветных металлов, совершенных несовершеннолетними, предшествует приготовление к совершению преступления и распределение ролей между соучастниками.
В структуре совершенных группами несовершеннолетних преступлений нужно отметить и хищения личного имущества граждан. Подобные преступления совершаются, как правило, беспризорными несовершеннолетними путем злоупотребления доверием граждан. Жертвами подобных преступлений часто выступают лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения -85,3%, а иногда и в состоянии наркотического опьянения - около 5%.
Грабежи и разбойные нападения, совершенные несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, можно условно подразделить на следующие виды:
- грабежи и разбои, совершенные в электропоездах;
- грабежи и разбои, совершенные на железнодорожных вокзалах, станциях, привокзальных скверах и путепроводах;
- грабежи и разбои, совершенные в полосе отвода железной дороги и на переездах.
В отличие от краж, совершаемых подростками на железнодорожном транспорте в одиночку или группами, не отличающимися устойчивостью и возникающими непосредственно перед совершением преступлений, характерным моментом для грабежей и разбойных нападений несовершеннолетних является предварительный
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
4’2007
сговор, то есть создание устойчивой группы. В качестве орудий преступлений при совершении разбойных нападений на железнодорожном транспорте, подростки чаще всего используют макеты пистолетов, газовое оружие, различные газовые баллончики и ножи, кастеты, свинцовые слитки.
Мотивы корыстных преступлений, совершаемых несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, в большинстве случаев очевидны и следуют из сущности данных преступлений (корысть). В то же время отдельные авторы, наряду с корыстными мотивами в имущественных преступлениях несовершеннолетних, называют потребность в признании в социальной группе, конформизм, самоутверждение и некоторые иные3.
Ю.М. Антонян пишет, что «материальные притязания в сочетании с бездуховностью и низкой нравственностью требуют своего удовлетворения немедленно и любыми средствами»4. Иногда, подросток, начиная воровать, делает это не ради наживы, а в целях самоутверждения. Это в большей степени характерно для групповой преступности несовершеннолетних.
По нашим данным, мотивами совершения несовершеннолетними преступлений на железнодорожном транспорте послужили: месть - 5,8%; корысть -32,9%; самоутверждение - 15,7%; конформизм -16,5%; угрозы со стороны других лиц - 1,3%; хулиганские побуждения - 17,0%; 10,8% подростков ответили, что совершили преступление безо всякой цели. Характерным видом групповой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте являются также хулиганство и вандализм. Согласно проведенному анализу, в группе несовершеннолетних совершается примерно 26,5% всех вандалистских деяний на железнодорожном транспорте. Это означает, что очень часто именно в группе лицо оказывается более готовым к совершению этого преступления, а нахождение в ней провоцирует лицо к его совершению. Тем самым, безусловно, будет повышена превентивная направленность нормы, предусматривающей ответственность за вандализм, совершенный в соучастии.
Несовершеннолетние из любопытства, а чаще с целью озорства подкладывают на рельсы различные предметы, что приводит к повреждению железнодорожных путей, подвижного состава, его вынужденному простою, что создает угрозу безопасности движения грузовых и пассажирских поездов, может даже привести к крушению. Иногда несовершеннолетние без надобности останавливают стоп-краном поезда, чем наносят немалый материальный ущерб железной дороге. Наиболее часто подростки разбивают сигнальные фонари, бьют стекла в проходящих поездах, также вскрывают релейные шкафы
3 Сафин Ф.Ю. Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: Авто-реф. дис.... д-ра Сафин Ф.Ю. Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: Автореф. дис.... д-раюрид. наук. СПб., 2003. С. 23
4 Антонян Ю.М. Жестокость нашего времени. М., 1995. С. 272.
связи и сигнализации, повреждая тем самым дорогостоящее оборудование; замыкают рельсы металлическим проводом или куском проволоки, искусственно приводя в движение автоблокировку; портят радиопередающие установки электропоездов, выводят из строя светофоры. Все эти действия приводят к срыву графиков движения поездов и созданию угрозы безопасного функционирования подвижного состава.
Следует отметить, что в связи с изменением признаков состава преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ (хулиганство), те деяния, которые ранее квалифицировались по ч.1 ст. 213 сегодня либо квалифицируется как административное правонарушение, либо по ст.ст. 112, 116 УК РФ в зависимости от тяжести причиненного вреда.
Одним из видов групповой преступности несовершеннолетних можно отметить преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Данный факт объясняется тем, что количество несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, пополняются за счет беспризорников, в сфере которых наркомания, токсикомания являются распространенными формами антиобщественного образа жизни.
Наркоситуация на объектах железнодорожного транспорта среди беспризорных оказалась наиболее критической и даже катастрофической.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что беспризорные несовершеннолетние - самая опасная группа риска среди несовершеннолетних.
Среди одурманивающих веществ, которыми злоупотребляют беспризорники, преобладают «тяжелые наркотики» (прежде всего героин), в то время как среди «домашних» детей легкие наркотики, лекарственные средства и токсичные вещества; более 50% беспризорных потребителей употребляют наркотики систематически и регулярно5.
По официальным данным Московского УВДТ в 2006 г. в 2 раза по сравнению с 2005 г. увеличилось количество преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, совершенных несовершеннолетними на железнодорожном транспорте6.
Самое опасное то, что несовершеннолетние потребители наркотиков, живущие на объектах железнодорожного транспорта, являются не просто потребителями, а непременными участниками незаконного оборота наркотиков, находящимися в постоянной зависимости от наркодельцов и ежедневно совершающими незаконные действия (преступления) в сфере незаконного оборота наркотиков. Вызывает озабоченность тенденция использования несовершеннолетних, в том числе, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в
5 См.: Беспризорность среди несовершеннолетних. Состояние проблемы
наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних бродяг в г. Москве. М., 2002. С.46.
6 Обзор результатов оперативно-служебной когодеятельности ООД ПДН Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России за 12 месяцев 2006 г. М., 2007.
качестве заготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотических средств.
Следует отметить большую мобильность преступных групп несовершеннолетних, совершающих преступления на железнодорожном транспорте. Так называемые «гастролеры», совершают преступления за десятки, сотни километров от места жительства.
Таким образом, по справедливому замечанию А.В. Короткова, формирование групповой, а порой и организованной преступной деятельности несовершеннолетних происходит при взаимодействии криминогенных факторов с психолого-возрастными особенностями личности подростка в сочетании с конкретной жизненной ситуацией7.
Важным показателем, характеризующим групповую молодежную преступность, является длительность совместной преступной деятельности: чем она длительнее, тем больше вероятность появления отягчающих обстоятельств. По данным А.В. Петровского, изучавшего криминальные молодежные группы корыстно-насильственной направленности, совершили одно преступление до своего разоблачения всего 12-17 %, из них 35-40 % совершали преступления в течение нескольких месяцев (до полуго-да); занимались преступной деятельностью свыше по-лугода 53-57 %8.
По данным других авторов9, во всех видах объединений несовершеннолетних корыстной направленности преобладают группы, совершившие однократные однородные преступления. Среди несовершеннолетних и малолетних таких групп 68,5 %, в группах из одних несовершеннолетних - 55,7 %, меньше всего групп, совершивших однократные и однородные преступления, состоящих из несовершеннолетних и взрослых.
Группы несовершеннолетних с участием малолетних отличаются непродолжительной преступной деятельностью - не больше 3 месяцев (количество групп - 6,4 %). Преступная деятельность групп несовершеннолетних более продолжительна.
Количество групп, состоящих из несовершеннолетних, совершающих преступления от 3 месяцев до 1 года, - 6,6 %. Наибольшее число групп с такой продолжительностью преступной деятельности у несовершеннолетних со взрослыми - 16,8 %.
По числу эпизодов преступной деятельности доминируют группы несовершеннолетних со взрослыми. У 20 % таких групп установлено от 6 до 10 эпизодов, тогда как групп несовершеннолетних с таким числом эпизодов всего 7,3 %, то есть почти в три раза меньше. Группы несовершеннолетних с малолетними совершают в основном одно-или двухэпизодные преступления -91,8 %. Количество групп, в деятельности которых 3-5 эпизодов, составляет 8,2 %, что почти в три раза меньше числа групп, состоя-
7 Коротков А.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованной преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 9.
8 См.: Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. СПб., 2005. С. 76.
9 Кукуев В.В. Преступность несовершеннолетних и пути ее предупреждения // Научный доклад. М., ВНИИ МВД РФ, 2004.
щих из несовершеннолетних и несовершеннолетних со взрослыми, совершивших столько же эпизодов, - соответственно 24,6 и 23,4 %%°.
Таким образом, криминологическая характеристика групповой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте отмечается своей спецификой:
1) В структуре групповой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте преобладают корыстные и корыстно-насильственные преступления: кражи, грабежи, разбои.
2) Указанные составы преступлений, совершаемые несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, отличаются от аналогичных преступлений, регистрируемых территориальными ОВД:
-в качестве объекта посягательства данных хищений преимущественно выступает государственное имущество;
-высокий процент составляют кражи цветных и иных металлов;
-значительное количество корыстных преступлений совершаются несовершеннолетними - «гастролерами», что затрудняет их раскрытие.
3) Мотивационная сфера несовершеннолетних при совершении преступления на железнодорожном транспорте в составе группы характеризуется наличием гипертрофированных мотивов, таких как ложное понимание товарищества, поднятие своего престижа и другие
4) Групповая преступность несовершеннолетних на железнодорожном транспорте связана с такими негативными социальными явлениями, как беспризорность, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
10 Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. СПб., 2005. С. 76.