В. Д. К. Энрикеш*
причины и условия групповых корыстнонасильственных преступлений несовершеннолетних
(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПуБЛИКИ АНГОЛА)
Ключевые слова: Уголовное право зарубежных стран, преступность, криминология, сравнительное правоведение, несовершеннолетние преступники.
Аннотация: В работе рассмотрены основные факторы, способствующие групповым корыстно-насильственным преступлениям несовершеннолетних в Республике Ангола, на основе рассмотрения групповых преступлений несовершеннолетних, связанных с грабежом, кражей и разбоем.
Key words: criminal law, self-interest violent crime, group juvenile activity. Summary: The subject matter of the article is the analysis of the certain motives of the group juvenile crimes while committing robberies and extortions at the Republic of Angola. Special attention is focused on the interpretation of the research results analyzing the self-interest violent crimes. It should be noted that there are some ideas about conditions of illegal social activity of the youth.
История человечества свидетельствует о том, что преступность является неизбывным спутником общества. Можно согласиться с А. Костенко о том, что никакая цивилизация не может развиваться без возможности существования добра и зла, а значит и без преступности.1 Эффективная борьба с преступностью предполагает изучение причин и условий, которые ее побуждают. В криминологии под причинами преступности понимаются социально-психологические явления, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие, а условия - это явления, которые сами не порождают преступность и преступления, но способствуют, облегчают формирование и действие при-чины.2 Также причины иногда называют детерминантами - главными, определяющими факторами преступности.3
* Аспирант юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
1 Костенко А. Криминальный произвол. Киев, 1990. С. 3.
2 Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 44; Криминология: учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Г М. Миньковского. М., 1994. С. 7.
3 Ковалев М. И. Основы криминологии. М., 1970. С. 62 - 63.
В. Н. Кудрявцев понимает причины преступности как явление (совокупность явлений), порождающее преступность как следствие. Он разделяет причины преступности на два фактора: объективные и субъективные. Объективные причины преступности имеют отношение к конкретным противоречиям в общественной жизни, в экономических и социальных отношениях людей, трудностях, порождающих антиобщественную мотивацию и преступное поведение. Субъективные причины связаны с определенными элементами социальной психологии, которые проявляются в искаженных потребностях, интересах, целях, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушения.4
В. Н. Кудрявцев определяет условия как явления (совокупность явлений), не порождающие, но способствующие либо препятствующие порождению преступности. Он также рассматривает условия преступности в двух формах: объективной и субъективной. Демографические и социальнопсихологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и др.) определены как субъективные условия преступности. А к объективным условиям преступности отнесены недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин правонарушений.5
Следует согласиться с мнением М. В. Духовского о том, что «главнейшая причина преступлений - общественный строй». И далее: «дурное политическое устройство страны, дурное экономическое состояние общества, дурное воспитание, дурное состояние общественной нравственности и целая масса других условий...» - причины, благодаря которым совершается большинство преступлений.6 Подобные подходы к причинам и условиям преступности встречаются в трудах Е. Н. Тарновского, С. К. Гогеля, М. П. Чубинского и др.
На основе результатов наших исследований по проблеме причин преступности несовершеннолетних мы можем утверждать, что социальноэкономическая напряженность и кризис в стране сказались на ангольском обществе и, прежде всего, на детях и подростках.
Из-за невозможности учиться в школах молодежь прибегает к таким асоциальным актам, как грабеж и кража. Результаты наших исследований
4 Кудрявцев В. Н. Криминология: Учебник. М., 2007. С. 719.
5 Там же. С. 729 - 730.
6 Цит. по. Иванов Л. О., Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991. С. 13.
показывают, что 61,9 % учащихся 4-х и 5-х классов, привлекаемые к уголовной ответственности, проявили полную безграмотность. В республике Ангола возникает тенденция повышения криминальной активности среди детей и подростков из-за преступников старших возрастов, которые используют детей, не достигших возраста уголовной ответственности, из-за недостаточного или неправильного воспитания в семье, негативного влияния школьного окружения подростка, СМИ и общества в целом. Так, из всех опрашиваемых 67,8% живут в неполных семьях, 42,2% живут в конфликтных семьях, 34% были воспитаны в условиях безразличия, а 50,9% - под строгой опекой родителей. Можно отметить, что разнообразные психоневрологические девиации, полученные этими детьми в раннем возрасте, создают условия для формирования характерологических или личностных отклонений. Несовершеннолетние совершают такие преступления, как кражи, грабежи, причинение тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения, которые характеризуются корыстными мотивами, применением насилия и жестокостью. Для совершения данных преступлений несовершеннолетние используют различные виды оружия и тактические приемы, способствующие посягательству на чужое имущество. Наиболее распространенные места совершения преступлений - это рынок, остановки автобусов, общественный транспорт, пустынные улицы, школы и т. д.
Исследование подростков, находящихся в конфликте с законом, показало, что они придают чрезмерно высокое значение таким ценностям, как «работа», «власть», «свобода», «солидарность». Однако в условиях кризиса данные ценности приобретают характер утилитарности. Иными словами, реализация данных ценностей воспринимается как средство достижения собственных целей и улучшения условий жизни.
Результаты исследования можно соотнести с общепринятым разделением семей, способствующих формированию поведенческих отклонений у детей, на три типа: конфликтные, асоциальные и семьи с дефицитарной педагогической зрелостью.
Дефицитарная педагогическая зрелость наблюдается в тех семьях, где воспитание детей происходит неправомерно. В этом случае родители уделяют большое внимание содержанию детей и требуют уважения, признания их власти. Правила в таких семьях определяют старшие, что приводит к насильственному (авторитарному) воспитанию и искажает систему семейного воспитания. Родители с дефицитарной педагогической зрелостью вы-
зывают у детей тревогу, страх, а также блокируют элементарное стремление ребенка к самостоятельной жизни. Такой принцип воспитания противоречит конвенции о праве детей ст. 12 и 13, которую Республика Ангола подписала в сентябре 1990.7
Во втором типе семей, конфликтном, наблюдается постоянный конфликт между родителями (или одним из родителей) и ребенком. Тяжелая морально-психологическая атмосфера в некоторых ангольских семьях может превысить предел адаптационных возможностей ребенка и привести к бегству ребенка из дома, создавая тем самым благоприятные условия для совершения преступлений.
Третий тип семьи - асоциальный. Для таких семей характерно чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков, немотивированное насилие в семье. В последние восемь лет потребление алкоголя в Республике Ангола выросло в 531 раз. Динамика импортирования алкоголя за 2002 составила: 780948,67, за 2008 - 415246558,06. Таким образом, мы можем наблюдать существенный рост потребления алкоголя всего за шесть лет. Следует отметить, что каждое третье нарушение закона совершается подростками в состоянии алкогольного или наркологического опьянения.
Данные, полученные нами при изучении уровня образования родителей детей, совершивших групповые преступления с корыстной мотивацией, показали, что 94,3% матерей и 68,8% отцов (на которых главным образом падает обязанности надзора за детьми) есть лишь начальное образование. Только у 2,9% матерей и 6,3% отцов было высшее образование. Как правило, в такой ситуации материальные ценности превалируют над образованием и духовными ценностями воспитания. Мы согласны с В. И. Литвиновым, который отмечает, что: «Корыстолюбие родителей и близких, их стремление оградить от общественного воздействия свой мещанский мирок, жажда приобретательства, накопительство - все это отрицательно сказывается на интересах и потребностях несовершеннолетнего, на его жизненных планах».8
Роль школы как одного из первых институтов интериоризации нормативности и формирования Я-концепции, чрезвычайно ослаблена в ангольском обществе. Недостаточная подготовка воспитательных работ, неверная
7 UNICEF. ^nvencao dos direitos da crianca, Seccao de Educacao. Luanda, 1994.
8 Литвинов В. И. Вопросы борьбы с преступностью // Причины и условия формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией. М., 1987. С. 120.
политика управления сектором образования подрастающего поколения приводит к тому, что высокий процент представителей этих слоев населения не посещает школу. Так, среди населения 44% мужчин и 72% женщин - неграмотные.9
Низкий уровень правовой культуры и правовых идеалов в ангольском обществе может быть также одним из мотивов совершения преступлений среди несовершеннолетних. 68,9% из опрошенных заключенных при ответе на вопрос «что для тебя есть преступление?», ответили что преступление - это именно то, что их довело до тюрьмы (кражи, избиения, убийства и т. д.). Только 13,2% заключенных ответили более или менее развернуто и аргументировано на данный вопрос. А 18% из общего числа опрашиваемых ничего не отвечали или же отрицали знание понятия «преступление». Последний показатель подтверждает достаточно низкий уровень правосознания несовершеннолетних правонарушителей, что способствует общему росту преступности в РА.
Согласно ст. 69 УК Республики Ангола,10 уголовная ответственность наступает с 16 лет. Вследствие этого, детей, не достигших возраста уголовной ответственности, взрослые часто используют для совершения преступлений, с целью избегания ответственности. Таким образом, подростки с раннего возраста начинают накапливать опыт совершения асоциальных актов. Групповые корыстно-насильственные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними в данной республике, приобрели повсеместное распространение, и их количество увеличивается с каждым днем. Результаты нашего исследования показывают, что с 2004 по 2008 год число лиц, участвующих в кражах в возрасте 16-18 лет, возросло в 3,4 раза. В 2002 году было зарегистрировано 774 человека, а в 2008 - 2645 человек. По статистическим данным 2004 года было привлечено 2493 человек к уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из них 527 человек в возрасте 16-18 лет, что составляет 21,1% от общего числа привлеченных людей. Данные 2007 года показывают значительный рост общего показателя привлеченных к уголовной ответственности на 41,7% (т. е. было привлечено 3633 чел.), а среди подростков (16-18 лет) на 85,5% (978 чел). Подобный рост отмечаются и в насильственных преступлениях несовершеннолетних лиц женского пола, сам феномен которых до недавне-
9 http://www.caaei.org/anexos/72.doc.
10 См.: Marques A. V. Codigo Penal Angolano. Luanda, 2007.
го времени был почти неизвестен.
С усугублением социально-экономических кризисных явлений увеличилось число лиц, не имеющих работы и постоянного заработка, и как следствие возросло количество совершаемых антисоциальных актов. По данным министерства занятости и социального обеспечения РА уровень безработицы в 2006 году составлял 35-40%.11 При этом можно отметить, что объективно данные не отражают реальной обстановки трудоустроенности населения. Корыстно-насильственные преступления несовершеннолетних последних лет, практически соответствуют преступлениям взрослых и характеризуются повышенной жестокостью, бесчеловечным отношением к жертвам. Таким образом, можем заключить, что групповой корыстно-насильственный мотив практически всегда является обязательным признаком преступности несовершеннолетних.
Определяющими показателями корыстно-насильственной преступности по-прежнему остаются ее ситуационный характер и распространенность в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности. Также важными мотивами корыстно-насильственных преступлений остаются традиционные мотивы преступлений. Следует отметить, что увеличивается доля убийств, совершаемых из корыстных побуждений в связи с имущественным расслоением общества. При совершении тяжких насильственных преступлений широко используются огнестрельное оружие, взрывные вещества, серпы, ножи, бутылочные осколки и т. п. В ангольском обществе характерным признаком насильственной преступности становится мотив удовлетворения потребности в агрессивном и жестоком насилии.
Таким образом, чтобы успешно бороться с причинами, которые способствуют преступному акту, необходимо принять следующие меры:
1) Детально изучить и систематизировать все факторы, отрицательно влияющие на развитие регуляции поведения детей, а также разработать полезные программы и задачи, позволяющие подросткам и юношам правильно распределять свое время с целью самореализации;
2) Систематизировать и расширить в ангольском обществе (школа, семья и пр.) принципы воспитания, для того чтобы в данном обществе не вырастали деформированные личности, способствующие совершению преступлений, в том числе корыстно-насильственных;
3) Проводить глубокие социально-экономические реформы, которые
11 См.: http://www.angoшticiasxom/Ml_headlmes.php?id=9689
бы способствовали сокращению преступности в отношении собственности. Например, введение программы антиалкогольной пропаганды; создание новых рабочих мест с обучением людей с низким уровнем образования и пересчет заработной платы согласно прожиточному минимуму;
4) Проводить целенаправленную деятельность по повышению и поддержанию семейных отношений, для укрепления ценностных ориентации детей и воспитанию адекватных, здоровых личностей.