Научная статья на тему 'Криминологические особенности личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте'

Криминологические особенности личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологические особенности личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте»

12. КРИМИНОЛОГИЯ

12.1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Варыгин А.Н., д.ю.н., профессор

Бахаев Р.Б., соискатель кафедры уголовного права и криминологии

СЮИ МВД РФ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Преступность как социальное явление в реальности проявляется через общественно опасное поведение (преступления) конкретных лиц. Как отмечает Ю.М. Антонян, личность является основным и важнейшим элементом всего механизма преступного поведения. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и, вместе с тем, наиболее сложных проблем криминологии.1

Она достаточно глубоко изучена криминологами, в том числе применительно к различным категориям преступников, в частности, преступникам несовершеннолетнего возраста2. При этом следует отметить, что категория несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, изучена мало, что является для нас основанием для более детального изучения именно данной категории преступников и представления криминологической характеристики их личности.

Криминологическая характеристика личности преступника представляет собой «синтез черт, которые в своей совокупности характеризуют лицо, совершившие то или иное преступление, различные стороны и проявления его антиобщественного существования и жизненной практики, и, которые прямо или косвенно связаны с подобным антиобщественным поведением человека, обуславливают или облегчают совершение

преступления либо помогают причины его соверше-ния».3

Прежде чем характеризовать личность подростков, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, следует отметить, что личность такого преступника существенно отличается от личности взрослого преступника. Это связано с тем, что личность несовершеннолетнего преступника представляет собой еще не полностью сформировавшуюся, крайне подвижную и изменчивую структуру нравственных качеств и психических свойств. К особенностям личности такого преступника относятся:

1) не полностью выработанная, сложившаяся и укрепившаяся социальная направленность: в этом возрасте человек, как правило, еще не успел определить своего отношения к окружающему миру;

2) недостаточный опыт: несовершеннолетний не успел еще научиться работать, не изучил законы нормальной жизни общества, не усвоил их в такой степени, чтобы они стали для него осознанной необходимостью;

3) недостаточно развитая воля (волевые качества) и чувства, т. е. несовершеннолетний еще не всегда может оценить, что хорошо, а что плохо и вредно для него самого, окружающих, общества в целом;

4) неумение контролировать свое поведение и эмоции (сдерживать себя) в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взросло-

»_» 4

му не всегда легко наити правильное решение.4

Обычно при рассмотрении личности преступника анализируются следующие группы его свойств и качеств, а именно: социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые.5

Исходя из названных групп свойств и качеств преступника, мы и будем характеризовать личность несовершеннолетних, совершающих преступления на объектах железнодорожного транспорта.

Если согласно статистическим данным доля женщин, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, меньше, чем в целом по стране (4,3% и 15,1 % соответственно), то среди несовершеннолетних преступников эти показатели еще ниже. Среди опрошенных нами несовершеннолетних преступников, нарушивших уголовный закон на железнодорожном транспорте, девушки составили всего 2,3 %, что почти в 2 раза меньше, чем доля взрослых женщин, совершивших преступления на данном виде транспорта, и почти в 3 раза меньше доли девушек, совер-

1 См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000. С. 8.

2 См., например: Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершенно- --------------------------------------

летние преступники с акцентуациями характера. М., 1993; Долгова 3 Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовер- В.В. Понятия советской криминологии. М., 1985. С. 57.

шеннолетних. М., 1981; Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершен- 4 См.: Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Преступность несовер-

нолетние преступники в России. М., 1997; Фурсов В.Т. Личность шеннолетних и ее предупреждение. Волгоград, 1992. С. 13.

несовершеннолетнего преступника. Караганда, 1977 и др. 5 См.: Аванесов Г.А. Криминология: учебник. М., 1984. С. 262. и др.

шивших преступления в целом в стране (их удельный вес в последние годы составляет 11-12 %).6

Такой небольшой удельный вес среди несовершеннолетних преступников девушек, на наш взгляд, связан с тем, что объекты железнодорожного транспорта, прежде всего его транспортные средства, средства сигнализации и связи мало или даже вообще «не привлекают» девушек в отличие от юношей. Не случайно среди опрошенных девушек не выявлено ни одной, которая бы совершила, например, хищение из грузовых вагонов, или же хищения из систем сигнализации и связи данного вида транспорта.

Большинство из опрошенных девушек совершили преступления в группах со своими знакомыми юношами (в основном такие преступления как разбои, грабежи, кражи личного имущества граждан), и лишь незначительное количество девушек, совершили преступления против личности - причинение вреда здоровью различной тяжести своим сверстницам, с которыми у них возник конфликт.

Другой не менее важной социально-

демографической характеристикой личности несовершеннолетних преступников является возраст. Криминологи давно отмечают, что среди преступников преобладают лица молодого возраста, что подтверждается и многолетними статистическими данными. Возрастные рамки несовершеннолетних преступников весьма ограничены - 14-17 лет. При этом показатели «криминальной активности» (распространенности преступлений) в данной возрастной группе повышаются по мере увеличения возраста.7 Это видно, в частности, из статистических данных. Например, за период с 1998 по 2003 год удельный вес несовершеннолетних преступников в возрасте 14-15 лет составил около 30 %, тогда как доля 16-17-летних -около 70 %8.

В целом это характерно и для несовершеннолетних, совершающих преступления на железнодорожном транспорте. Так среди опрошенных нами преступников 14-летние составили 18,3 %; 15-летние -21,7 %; 16- летние - 33,3% и 17-летние - 26,7%. Наиболее криминогенно активными оказались подростки в возрасте 16 лет, а в целом доля 16-17-летних преступников составила 60% от общего количества всех несовершеннолетних преступников. Анализ показал, что, 14-15-летние преступники совершали в основном такие преступления как кражи, прежде всего железнодорожных грузов, а также кражи изделий из сплавов цветных металлов, содержащихся в системах сигнализации и связи. Распространены среди них и такие деяния как заведомо ложное сообщение об акте терроризма и вандализм.

6 См.: Отчет ГИАЦ МВД РФ формы 1 «Транспорт» за 2006 год; Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. 2003. Статист. сборник. М., 2003. С. 28.

7 См.: Курс советской криминологии. В 2-х т. Т. 2. М., 1986. С. 249.

8 См.: Преступность несовершеннолетних в России (1994-1998 гг.)

Статист. сборник. М., 1999. С. 18; Преступность и правопорядок в

России. С. 28.

«Спектр» преступлений, совершаемых 16-17летними преступниками, гораздо шире. Для них также характерны и иные преступления против собственности (разбой, грабеж), а также преступления против личности, преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия и иные преступления.

Образовательный уровень весьма важен при характеристике любой личности, в том числе и совершившей преступлений.

Основная масса несовершеннолетних, совершающих преступления на железнодорожном транспорте (46,7 %), характеризуются неполным среднем образованием. Полное среднее образование имеет 35,3 % преступников, и 18,0% - средне-специальное образование.

Невысокий образовательный уровень опрошенных нами несовершеннолетних преступников определяется, на наш взгляд, двумя основными факторами: прежде всего подростки (14-17 лет) просто на просто не успели приобрести в силу возраста более высокого образовательного уровня. Кроме того, что немаловажно, многие из опрошенных лиц, не видели смысла в повышении своего образовательного уровня, например, в получении высшего образования. Наиболее низкий образовательный уровень выявлен у несовершеннолетних, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством.

Не менее важным, прежде всего в плане профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта, являются сведения о роде деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления.

Среди опрошенных нами несовершеннолетних не работал каждый третий (30,8 %). Основная масса -обучались в школе, колледже, училище, или, что намного реже - в институте. Многие из таких лиц учились достаточно слабо, допускали частые пропуски занятий. Из опрошенных лиц только 11,8% работали (из них 7,5 % на железной дороге).

Основная масса несовершеннолетних преступников (79,3 %) - это жители городов и поселков городского типа. На долю несовершеннолетних из сельской местности приходится оставшаяся часть - 20,7 %. Несовершеннолетние из сельской местности, совершали, как правило, такие преступления как хищения грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта во время стоянок грузовых поездов на перегонах или небольших железнодорожных станциях.

Исследование также показало, что значительное количество несовершеннолетних преступников (43,7%) проживали вблизи (1-2 км) от железной дороги, т.е. от места, где совершали преступления.

Знание социально-демографических свойств и качеств личности несовершеннолетних преступников необходимо, на наш взгляд, правоохранительным органам для организации работы по профилактике преступлений несовершеннолетних и раскрытию преступлений, совершаемых ими.

Не менее важным для изучения личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на указанном виде транспорта, являются их нравственно-психологические свойства и качества. Именно такие свойства и качества являются «основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, другим людям, к самому се-бе»9.

Большинство опрошенных нами несовершеннолетних преступников не имели перспективных жизненных планов, свое будущее связывали лишь с материальными благами (иметь престижную автомашину, деньги на всевозможные расходы, «красиво жить», не работая при этом).

Достаточно значительное количество опрошенных нами несовершеннолетних преступников (18,7 %) совершили уголовно наказуемые деяния в состоянии алкогольного, а 0,3 % - наркотического опьянения. В состоянии опьянения подростками чаще всего совершаются такие преступления как хулиганство, изнасилование, грабеж, вандализм.

С профилактической точки зрения необходимо знать мотивы преступного поведения несовершеннолетних на железнодорожном транспорте.

В мотивах преступного поведения личности, как правило, находят свое выражение ее негативные нравственно-психологические качества и свойства. Для преступности несовершеннолетних присущ корыстный характер большинства совершаемых подростками преступлений. Поэтому корыстные мотивы являются самыми распространенными в преступном поведении несовершеннолетних, в том числе и на железнодорожном транспорте. 59,7 % опрошенных нами подростков совершили преступления именно из корыстных побуждений.

Ученые отмечают, и это подтверждается в ходе нашего исследования, что если у юношей корыстные преступления совершаются ради приобретения мобильных телефонов, аудио и видеоаппаратуры, модной одежды (40,3 %), спиртных напитков и наркотиков (3,7 %), то девушки, и это подтверждается результатами многих исследований, - для приобретения модной и дорогой одежды, обуви, предметов косметики и украшений10.

15,7% подростков, опрошенных нами, действующих с корыстной мотивацией, стремились в результате преступления добыть деньги на самое необходимое - на продукты питания, теплую одежду, иные неотложные нужды. Эти мотивы характерны для подростков, которые, как и их родители не работали и не имели постоянного источника дохода. Для них со-

9 См.: Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001. С. 132.

10 См.: Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах. М., 2004. С. 73; Ильяшенко А.Н. Преступность несовершеннолетних женского пола: состояние, причины, предупреждение. Воронеж, 2000. С. 35-36.

вершение преступления против собственности являлось источником существования.

Достаточно распространенны у несовершеннолетних хулиганские мотивы преступного поведения. Среди опрошенных нами преступников 5,9 % действовали именно из хулиганских побуждений. Названный мотив характерен не только для таких преступлений как хулиганство, но и также для большинства преступлений против личности (причинение вреда здоровью, убийство), а также для таких уголовнонаказуемых деяний как вандализм.

Следует отметить, что именно для несовершеннолетних преступников характерны, так называемые, «нетрадиционные» мотивы, которые практически не встречаются или встречаются очень редко в преступном поведении взрослых. Так 2,3 % опрошенных преступников заявили, что совершили преступление из-за того, чтобы не выглядеть трусом в глазах своих сверстников, друзей, «за компанию», «от нечего делать». Причем эти мотивы присутствуют не только у юношей, но и у девушек, хотя и в гораздо меньшей степени. Эти данные подтверждаются результатами других исследований11.

Говоря о других свойствах и качествах личности изученных несовершеннолетних преступников, следует отметить наличие рецидива и количество совершаемых ими преступлений.

Как отмечают криминологи, для несовершеннолетних характерна высокая криминальная активность, особую опасность в которой представляет рецидив преступлений. Его удельный вес за период 1997-2004 годы составлял ежегодно примерно 17%12. Следует отметить, что криминологов интересует не только уголовно-правовой рецидив преступлений (ст. 18 УК РФ), сколько рецидив криминологический. Под ним понимается «повторное совершение преступления лицом после выявления предыдущего криминального деяния и принятия к виновному предусмотренных уголовным законом мер»13. Уровень рецидива несовершеннолетних (17 %), как показывают статистические данные и криминологические исследования, ниже, чем у взрослых преступников (28-29%). На железнодорожном транспорте показатель рецидива преступлений несовершеннолетних еще ниже и не превышает 15 %14.

Среди опрошенных нами несовершеннолетних преступников лишь 12,7 % были ранее судимы (в основной массе за преступления против собственности). Из них лишь 31,7 % были судимы за преступления совершенные на железнодорожном транспорте. Основная же масса совершала их по месту жительства, т.е. в зоне обслуживания территориальных органов внутренних дел.

11 См.: Ильяшенко А.И. Указ. соч. С. 35.

12 См.: Криминология. М., 2005. С. 791.

13 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М. 2003. С. 266.

14 См.: Преступность несовершеннолетних в России. Статистич. сб. С. 31.

Интересны данные о количестве совершенных преступлений, опрошенных несовершеннолетних, за которые она были привлечены к уголовной ответственности. Исследование показало, что 41,7% опрошенных совершили по одному преступлению; 35,3 % -два-три преступления; 15,6 % - четыре-пять преступлений; 5,3 % - от шести до десяти преступлений и 2,1 % - свыше 10 преступлений.

При этом следует отметить, что значительная доля опрошенных (47,3%) указала, что ранее совершали различные преступления (прежде всего против собственности), но избежали ответственности за них, т.к. не были выявлены правоохранительными органами. Этот факт, на наш взгляд, свидетельствует о высокой степени латентности преступности несовершеннолетних.

Большинство несовершеннолетних (85,7 %) показали, что заранее не планировали совершение преступления, совершили его «случайно», исходя из сложившейся ситуации. 14,4 % напротив указали, что заранее планировали совершение многих преступлений, подбирали для этого наиболее удобное время и место. Это касается прежде всего таких преступлений как хищение грузов из подвижного состава. Рассматривая особенности личности несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления на железнодорожном транспорте, нельзя не затронуть вопрос о типологии подобной личности. Как отмечает Г. А. Аванесов, «чтобы более глубоко изучить личность преступника и ее структуру, надо познать ти-

15

пичное в такой личности».15

Мы считаем возможным осуществить типологию личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, в зависимости от того - умышленно ли они избрали для совершения преступления объекты именно железнодорожного транспорта, или же они совершили там преступление в связи со стечением обстоятельств. В этой связи мы выделили два основных типа личности подростков, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, а именно:

1) «избирательный» тип;

2) случайный тип. Лица избирательного типа специально (умышленно) избрали объекты названного вида транспорта для совершения преступления. На железную дорогу их «привели» такие обстоятельства как нахождение там большого количества товарно-материальных ценностей (грузов); изделий, приборов из черных и цветных металлов, которые можно похитить; нахождение на станциях (вокзалах) значительного количества пассажиров, в том числе несовершеннолетнего возраста, в отношении которых легче совершать преступления и скрыться, затерявшись среди них. Подростки такого типа составили 36,3% от общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления на железной дороге.

Лица, отнесенные ко второму типу (случайному), заранее не планировали совершение преступления на железнодорожном транспорте. Они составили большинство несовершеннолетних преступников (63,7%). Преступление они совершили, в основной своей массе, исходя из благоприятно сложившейся для них ситуации (отсутствие охраны имущества; безлюдности и отсутствию других лиц), или же в результате возникшего конфликта с другими лицами, находящимися на объектах железнодорожного транспорта (пассажирами, в том числе несовершеннолетнего возраста). Это те подростки, которые бесцельно находились на объектах железнодорожного транспорта (гуляли там), или те, кто пользовался его услугами (передвигались в поездах, находились на станциях, вокзалах в их ожидании или же работали на предприятиях данного вида транспорта). Эти обстоятельства необходимо учитывать органам внутренних дел на железнодорожном транспорте в организации и проведении профилактической работы на названном виде транспорта.

В заключение следует отметить, что личность несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления на железнодорожном транспорте, представляет собой совокупность негативных социальнозначимых свойств и качеств подростка, которые в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами (в том числе, обусловленными спецификой самого железнодорожного транспорта), определили характер его преступного поведения. Среди таких подростков преобладают лица мужского пола, в возрасте 16-17 лет, с неполным средним образованием, обучающиеся в различных образовательных учреждениях, характеризующиеся негативными нравственно-

психологическими свойствами и качествами, действующие, как правило, с корыстной мотивацией. Значительное количество таких лиц (43,7%) проживают вблизи (1-2 км) от железной дороги. Среди них выделяются два основных типа личности: «избирательный» (36,3%) и случайный (63,7%). Знание криминологических особенностей личности несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления на железнодорожном транспорте, необходимо для того, чтобы понять причины его преступного поведения и разработать меры, направленные на его предупреждение.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

15 См.: Аванесов Г.А. Криминология: учебник. М., 1984. С. 262. 316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.