УДК 378 БУБНОВА СМ.
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета E-mail: bubnows@yandex.ru АНДРИЕШ В.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета E-mail: vaandr2009@yandex.ru
UDC378 BUBNOVA S.U.
Candidate of Pedagogy, associate professor, head of the Department «Theory and Technology of Pre-School Education», Orel State University E-mail: bubnows@yandex.ru ANDRIESH V.A.
Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department «Theory and Technology of Pre-Scool Education», Orel State University E-mail: vaandr2009@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ Д ETC КО- РОД ИТ Fil ЬС КИ X ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
ESPECIALLY THE HARMONIZATION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN SINGLE-PARENT FAMILIES IN THE CONTEXT OF PREVENTION OF DEVIANT PARENTING
В статье в статье раскрываются особенности детско-родителъских отношений в неполных семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, и возможности их гармонизации в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделяется специфике взаимодействия ДОО и неполной семьи в целях профилактики проявлений девиантного родительства в рамках деятельности семейного клуба «Ты и я - счастливая семья».
Ключевые слова, девиантное родительство, неполная семья, детско-родительские отношения, взаимодействие педагогов и родителей, семейный клуб.
The article describes the characteristics of parent-child relationships in single-parent families with children of preschool age, and their possible harmonization in the conditions of preschool educational organization. Special attention is paid to the description of the work of the family club «You and I - happy family» test which allowed to reveal a number of peculiarities of interaction between kindergarten and single-parent families.
Keywords: deviant parenting,incomplete family, parent-child relations, cooperation between teachers and parents, f amily club.
С каждым годом в нашей стране увеличивается число неполных семей. Каждый десятый дошкольник и каждый седьмой ребенок школьного возраста, по данным А.Г. Волкова, воспитываются в неполных семьях. Более того, в крупных городах можно наблюдать картину, когда в группе из 25 человек лишь 6-8 воспитанников растут в семье с обоими родителями [3]. Независимо от причин образования неполной семьи: развод, гибель одного из супругов, появление внебрачных детей и пр., следует учитывать, что подобное явление негативно влияет на психику ребенка. По данным A.M. Митяевой, изменение структуры семьи обуславливает возникновение у детей отчуждения, грубости, неприязни, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих [5].
В работах Е.В. Кука но вой установлено, что серьезные проблемы возникают не только у детей, но и их родителей, которые испытывают разного родатрудности, обостряющие неблагоприятные тенденции реализации родительских функций, а в некоторых случаях формирующие проявления девиантного родительства (жесткое обращение с ребенком в семье, гиго- и гиперопека и др.) [4]
В связи с этим одним из аспектов инновационной деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 39» г. Орла стала организация взаимодействия педагогов с неполными семьями, направленного на профилактику девиантного родительства и его наиболее распространенного проявления в виде нарушений детско-родительских отношений.
Первый этап установления сотрудничества предполагает проведение диагностики, направленной на выявление особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях. С этой целью родителям предлагалось принять участие в тестировании (методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», опросник В.В. Столина, А.Я. Варга), а с дошкольниками проводилась диагностика с использованием проективной методики «Рисунок семьи». В тестировании приняли участие 35 полных и 49 неполных материнских семей. Среди неполных семей 35% составили разведенные. 65% - внебрачные.
Анализ данных, полученных по методике Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном
© Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. © Bubnova S.U., Andriesh V.A.
родителе»,позволил выявить ряд особенностей представлений об идеальном родителе у матерей, воспитывающих детей в полных и неполных семьях.
Сравнение образов идеального отца и матери, позволяет сделать вывод о том, чтооба родителя, по мнению всех участников тестирования, должны обладать положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Эти данные подтверждают выводы других исследователей, обозначивших тенденцию последних лет о сходстве идеала отца и матери как гибкого родителя [1]. Важно отметить единодушие замужних и незамужних (в том числе разведенных) женщин в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель. По мнению замужних женщин, идеальный родитель более застенчивый, зависимый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя, выявленного у респондентов, воспитывающих ребенка в неполной семье. Они представляют себе идеального родителя более прямолинейным и агрессивным.
Нами не было выявлено существенных расхождений между типом реальных межличностных отношений родителя и типом межличностных отношений в образе идеального родителя. При этом данные тестирования свидетельствуют о том, что одинокие матери не выделяют такую важную проблему, как педагогическая и психологическая готовность к родительству. В ответах отмечается только то, какими должны быть родители по отношению к своим детям. В них не идет речь о том, какие личностные качества необходимо развить в себе, как работать над собой, нужно ли вообще это делать, для того чтобы стать хорошим родителем. Данные ответы отражают узость представлений одиноких матерей о родительстве. психологическую неготовность к нему.
Анализ ответов показал, что одинокие матери представляют родительство трудным и ответственным процессом, который требует больших затрат времени и сил. Они полагают, что им понадобятся такие качества, как терпение, воля, понимание, доверие и доброта. По их мнению, придется много заботиться о своих детях, испытать финансовые затруднения, чтобы обеспечить им хорошее будущее. Матери, воспитывающие ребенка в полной семье, считают, что родительство потребует от них проявления любви, но и они, в свою очередь, будут получать ее от своих детей. В роли матери они должны быть строгими, но справедливыми, более авторитар-нымии менее скептичными и подчиняющимися. По их мнению, также необходимы хорошие отношения между родителями в семье.
Данные опроса по методике В.В. Варга, А.Я. Столина показали, что одинокие матери в большей степени демонстрируют стремление к симбиозу, чем родители из полных семей. Они больше контролируют детей, оберегают их от трудностей, но меньше обращают внимание на неудачи ребенка. В тоже время одинокие матери реже используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них более высок контроль по сравнению с родителями детей из полных семей.
Тест «Рисунок семьи» показал, что дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин). Кроме того, дети из неполных семей тянутся к матери, так как именно она для них самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить с ней, ведь она заменяет ему отца. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей. Не каждый ребёнок из неполной семьи может представить себе, кто такой папа и зачем он нужен. Девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков.Если девочки компенсируют отсутствие отца тесной связью с дедушкой, то их ровесники мальчики, оказываются в ситуации эмоциональной изоляции и испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.
На основе полученных данных была разработана и апробирована программа семейного клуба «Ты и я - счастливая семья». Деятельность семейного клуба осуществлялась по 4 направлениям: организационное, консультативное, созидательное и досуговое. Участвовать в заседаниях семейного клуба предлагалось не только одиноким матерям, но и другим родственникам, включая отцов, не проживающих с ребенком после развода.
Организационное направление предполагало информирование семей о результатах диагностики детско-родительских отношений, а также целях, задачах и содержании работы семейного клуба, что осуществлялось в рамках организационных встреч с общим названием «В поисках семейной гармонии».
Работа с родителями в рамках консультативного направления предполагала повышение педагогической культуры взрослых. С этой целью в план работы семейного клуба были включены лекционные занятия «Особенности формирования личности ребенка в неполной семье», практикум «Роль родительской поддержки в неполной семье», дискуссия «Можно ли заменить папу? Кем и как?».
Созидательное направление сотрудничества с неполными семьями выражалось в проведении педагогического тренинга, направленного на обучение членов семей эффективному родительскому поведению в процессе повседневного общения с ребенком («Пойми меня», «Учимся сердиться правильно», «Один ум - хорошо, а два - лучше», «Я родился!», «Все мы разные: взрослые и дети»).
Четвертое направление деятельности родительского клуба предполагало организацию семейного досуга в форме совместной продуктивной деятельности детей и взрослых в условиях ДОО. Этому способствовали «Капустные посиделки» в музыкальной гостиной, творческий конкурс «Новогодняя игрушка», кулинарный мастер-класс «Рождественские пряники».
Инновационным моментом сотрудничества пе-
дагогов с неполными семьями стало применение социальной рекламы [2]. В целях гармонизации детско-родительских отношений в данной категории семей была отобрана социальная реклама по следующим направлениям:
- подготовка одиноких матерей к осознанному ро-дительству (формирование представлений о роли матери в воспитании ребенка в условиях неполной семьи, о собственных родительских функциях и правах отца в воспитании ребенка);
- предупреждение педагогических ошибок в воспитании детей;
- организация семейного досуга детей и взрослых.
По каждому направлению были отобраны различные варианты социальной рекламы: плакаты, видеоролики, информационные буклеты. Приобретенный опыт позволяет описать различные способы применения социальной рекламы в ходе сотрудничества с неполными семьями. Так, с целью обучения одиноких матерей и других родственников ребенка из неполной семьи прогнозированию последствий типичных ошибок в воспитании детей и поиску способов их предупреждения социальная реклама применялась как демонстрационный материал. Например, в ходе заседаний семейного клуба на темы «Ошибки, допускаемые родителями при воспитании детей», «Можно ли заменить папу? Кем и как?» взрослым было предложено посмотреть и обсудить видеоролики «Не мешайте детям мечтать», «Отцы и дети», плакаты социальной направленности в контексте проблем семейного воспитания.
Проведение тренинге во го занятия «Пойми меня» со-провождалосьобсуждением социально-педагогических комиксов, созданных на основе таблиц Проппа. При этом одна группа участников клуба на основе ролевого поведения имитировала предложенные в комиксах ситуации, а другая - осуществляла поиск конструктивных способов ее разрешения.
На завершающем этапе былреализован семейный проект по созданию плакатов на тему <<Спасибо,мама, за счастливое детство!». Его суть заключалась в создании фотоплакатов, отражающих самые трогательные, смешные и интересные моменты семейной жизни. На наш взгляд, такой вид деятельности дает возможность одиноким матерям осознать свою роль в жизни ребенка, оценить себя как родителя, а также задуматься над вопросом «Каким меня видит ребенок?».
Реализация программы работы семейного клуба «Ты и я - счастливая семья» способствовала гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях, о чем свидетельствуют данные итоговой диагностики, В частности, уменьшилось количество одиноких матерей, страдающих от непослушания детей, жалующихся на агрессию сыновей, недовольных неудачами детей при освоении образовательной программы ДОО. Следует отметить уменьшение числа одиноких матерей, прибегающих к применению наказаний в отношении детей, к крику, лишению их удовольствий. Женщины объясняют это тем, что их дети стали другими: более послушными, отзывчи-
выми. Отмечается смена родительских установокодино-ких матерей, стремящихся не к симбиозу, а к кооперации во взаимодействии с детьми. Следовательно, можно отметить сокращение числа неполных семей, инфантилизи-рующих, либо чрезмерно контролирующих детей.
Анализ детских рисунковна тему «Моя семья» свидетельствует обулучшении отношения детей к матери; о повышении в разведенных семьях авторитета отца в глазах сыновей (отец стал выступать особой по значимости фигурой, объектом эмоциональной привязанности, нопо-прежнему, не являясь источником поддержки и уверенности). Кроме того, при повторной диагностике обозначилась тенденция компенсации отсутствия отца в жизни детей из внебрачных семей другими родственниками;улучшения эмоционального состояния дошкольников в целом.
Реализация программы работы семейного клуба «Ты и я - счастливая семья» способствовала гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях, о чем свидетельствуют данные итоговой диагностики. В частности, уменьшилось количество одиноких матерей, страдающих от непослушания детей, жалующихся на агрессию сыновей, недовольных неудачами детей при освоении образовательной программы ДОО. Следует отметить уменьшение числа одиноких матерей, прибегающих к применению наказаний в отношении детей, к крику, лишению их удовольствий. Женщины объясняют это тем, что их дети стали другими: более послушными, отзывчивыми. Одновременно с этим отмечается увеличение числа семей, где матери стремятся не к симбиозу, а к кооперации во взаимодействии с детьми.
Следовательно, проведение комплекса профилактических мероприятий в ДОО способствовало предотвращению и нивелированию девиации родительского поведения в неполных семьях. Данный вывод подтверждается результатами анализа детских рисунковна тему «Моя семья».Эмпирические данные свидетельствуют обулучшении отношения детей к матери; о повышении в разведенных семьях авторитета отца в глазах сыновей (отец стал выступать особой по значимости фигурой, объектом эмоциональной привязанности, нопо-прежнему, не является источником поддержки и уверенности). Кроме того, обозначилась тенденция компенсации отсутствия отца в жизни детей из внебрачных семей другими родственниками;улучшения эмоционального состояния дошкольников в целом.
Опыт работы семейного клуба «Ты и я - счастливая семья» позволяет обозначить некоторые особенности организации взаимодействия ДОО и неполной семьи в процессе профилактики девиантного родительства и гармонизации детско-родительских отношений. Прежде всего, к их числу следует отнестипривлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка и оказанию необходимой помощи одиноким родителям. Важной особенностью является коррекция родительских установок, содействие выработке оптимальных стратегий поведения родителя с учетом индивидуальных особенностей ребенка и формирование позитивного опыта
совместной творческой деятельности посредством семейных проектов, мастер-классов и пр. Специфичной чертой организации взаимодействия ДОО и неполной семьи выступает осуществление индивидуального подхода на основе выявления семей данной категории и со-
ставления социально-педагогической характеристики на них, решение проблем неполных семей посредством объединения усилий различных специалистов дошкольной образовательной организации и ее социальных партнеров.
Библиографический список
1. Андриеш В.А., Кузина Е.Ю. Представления молодых мам о родительстве // Воспитатель ДОУ 2014. №4. С. 37-41
2. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Технология применения социальной рекламы в процессе профессиональной подготовки бакалавров к совместной работе с родителями // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. Орёл: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». 2015. №6(69). С. 227-229
3. Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.: Мысль, 1986. - 271 с.
4. Куканова Е.В. Девиантное поведение личности: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики // Девиантное поведение: причины, тенденции, профилактика. Сборник научных трудовФГБНУ ИСП РАО. М.: Издательство: МГОУ, 2015. С. 84-100
5. Митяева A.M. Влияние семейных отношений на развитие девиантного поведения детей // Девиантное поведение: причины, тенденции, профилактика. Сборник научных трудов ФГБНУ ИСП РАО. М.: Издательство: МГОУ, 2015. С.118-127
References
1« Andries КА., Cousin, E.J. Representations of young mothers about parenting // the Fducator of preschool. 2014. No. 4. Pp. 37-41
2. Andries VA., Bulmova S. [/.Technology is the application of social advertising in the process of professional training of bachelors to work together with parents // scientific notes of Orel state University. Series "Humanitarian and social science": scientific journal. Orel: publishing house FGBOU VPO "Orel state University". 2015. № 6(69). Pp. 227-229
3. VolkovA.G. The Family - object of demography. M.: Mysl, 1986. 271 p.
4. Kukanova E. ["Deviant behavior of the personality: the analysis af the problem, typology gf forms and possibilities of prevention // Deviant behavior: causes, trends, prevention. Collection of scientific works FSBSI Sri RAO. M.: Publishing house: MGOU, 2015. Pp. 84-100
5. Mitiaeva A.M. the Influence of family relations on the development of deviant behavior in children // Deviant behavior: causes, trends, prevention. Collection of scientific works FSBSI Sri RAO. M Publishing house: MGOU, 2015. Pp 118-127