УДК 159.92
Овчарова Раиса Викторовна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета dom-hors@mail.ru
Мягкова Мария Алексеевна
педагог-психолог средней школы № 31, г. Курган dom-hors@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Ovcharova Raisa Viktorovna
D.Phil. in Psychology, Professor, Head of the General and Social Psychology Subdepartment, Kurgan State University dom-hors@mail.ru
Myagkova Maria Alekseevna
Educational Psychologist High school №31, Kurgan
dom-hors@mail.ru
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTHERHOOD IN THE SINGLE-PARENT FAMILY
Аннотация:
В статье дана содержательная характеристика материнства в неполной семье, его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей; выявлены достоверные различия в проявлениях осознанного и неосознанного материнства в неполной семье, представлена типология материнства в полных и неполных семьях.
Ключевые слова:
неполная семья, родительство, отцовство, материнство, материнская роль, позиция, отношение, ответственность.
Summary:
The article describes motherhood in the single-parent family, its cognitive, emotional and behavioral features. The authors reveal actual differences in manifestations of conscious and unconscious motherhood in the incomplete family, and present a typology of the motherhood in the couple and one-parent families.
Keywords:
one-parent family, parenthood, paternity, motherhood, mother’s role, position, relation, responsibility.
Введение. В данной работе материнство рассматривается как система осознанных отношений матери к материнству в целом, себе как матери, материнской роли и своему ребенку, проявляющихся в материнской позиции, стиле семейного воспитания и родительской ответственности. Как интегральное образование личности материнство состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого [1; 2].
Методика. В исследовании приняли участие 100 матерей-одиночек и 100 матерей, состоящих в браке, воспитывающих одного ребенка в возрасте от 6 до 18 лет (53 девочки, 47 мальчиков).
Результаты. С помощью 1-критерия Стьюдента были выявлены достоверные различия между материнством в неполных и полных семьях по трем структурно-содержательным компонентам - когнитивному, эмоциональному, поведенческому.
Неполные семьи. Полученные данные свидетельствуют о том, что образ идеального родителя отражается в сознании одинокой матери намного яснее и четче, но их установки и позиции, проявляющиеся в особенностях взаимодействия матери и ребенка, выражены намного хуже. Возможно, это связано с тем, что одинокие матери, сталкиваясь с большим количеством затруднений материального, социального, психологического характера, часто задумываются о том, как бы их жизнь сложилась рядом с мужем и отцом ребенка, в результате чего рисуют четкую картину желаемых взаимоотношений с ребенком, которые часто не воплощаются в реальность. Для них характерно благоразумие, доверие, любовь к детям, но они часто несправедливы к своим детям. Одинокие матери немного знают о воспитании детей и не считают, что отсутствие опыта мешает быть хорошим родителем. Они не считают нужным полностью ограничивать своего ребенка, вмешиваться в его жизнь, критиковать, влиять на его решения или решать за него. Они не стремятся доказывать свою правоту, проявлять строгость, требовательность, но ни в коем случае не оставляют его один на один с проблемами, и проявляют те или иные качества в зависимости от ситуации, в которых оказался их ребенок.
Для своих детей такие матери стремятся быть более сильными, практичными, ответственными, проявлять больше уважения к ним, хвалить и помогать во всем, уделять больше времени воспитанию, обучению своих детей, не боятся извиниться, если совершили ошибку. Также они стремятся проявлять больше ласки, теплоты и сделать свою жизнь более счастливой, радостной. Неизменным в их образах реального и идеального родителя остается доверие
к детям и стремление не критиковать и не ограничивать свободу действий своего ребенка, не решать все проблемы за него.
В целом можно сказать, что из 57 параметров, по которым оценивался образ реального и идеального родителя, 49 у одиноких матерей различны. Из них преобладают стремление ставить своего ребенка на первое место в жизни, больше проводить времени вместе, интересоваться его проблемами и победами, одобрять, не обижать и не кричать.
Полные семьи. В образе реального родителя в полных семьях явно преобладает теплота, любовь во взаимоотношениях, стремление к сотрудничеству с детьми и большое желание воспитывать подрастающее поколение. Матери из полных семей представляют идеального родителя как счастливого, любящего, доброго, благоразумного, справедливого, бескорыстного, ответственного, понимающего, спокойного. По их мнению, он должен уважать мнение детей, не бояться признать свои ошибки, интересоваться, гордиться достижениями своих детей, проводить с ними как можно больше свободного времени, не жалеть сил на воспитание и обучение. Точно так же, как и в неполных семьях, матери выделяют достаточно большое количество параметров (43), по которым они бы хотели совершенствоваться как родители. Неизменными в образах реального и идеального родителя в полных семьях остаются бескорыстие, доверие к детям, мягкость во взаимоотношениях, умеренное применение критики по отношению к поступкам ребенка, степень участия в принятии решений детьми.
Степень проявления действенной материнской любви (выраженной в ее поступках и действиях по отношению к ребенку) в неполной семье слабее, чем в полных. Возможно, что объяснение данного феномена нужно искать в причине образования данного типа семей, которое и сказалось на отношении к ребенку. Несмотря на это, одинокие матери положительно оценивают себя в качестве родителя, а именно в успешности выполнения основных функций по развитию и воспитанию детей. Отношение к отцу ребенка носит более негативный характер, по сравнению с не одинокими матерями.
Действия и поступки одинокой матери отличаются низким уровнем ответственности и осознанности при выборе стиля воспитания. Однако устойчивость материнской роли намного выше, чем в полных семьях, что отражается в склонности женщины использовать традиционную для данного общества форму воспитания с учетом национальных и культурных тенденций.
Сами же дети, оценивая своих родителей, говорят о том, что матери, воспитывающие их в одиночку, отличаются большей враждебностью и директивностью по отношению к ним, чем матери в полной семье. Отношение к отцу, как в полных, так и неполных семьях по изучаемым параметрам ничем не отличается друг от друга.
Для выявления психологических особенностей одиноких матерей с высоким и низким уровнем осознанности родительства (материнства) с помощью 1-критерия Стьюдента был проведен сравнительный анализ двух групп женщин.
Полученные данные свидетельствуют о том, что женщины с более высоким уровнем осознанности материнства эмоционально намного позитивнее относятся к себе как к родителю, уверены в своих силах и возможностях, родительском потенциале, необходимом для воспитания ребенка. Они стараются принять его со всеми достоинствами и недостатками. У таких матерей сложилось четкое представление о родительской любви, какой она должна быть, в чем проявляться и как повлиять на ребенка, его поведение и развитие как личности.
Женщины с более низким уровнем осознанности материнства воспринимают отца ребенка как родителя достаточно негативно, испытывают далеко не позитивные чувства по отношению к нему. Представление о родительстве в целом и о материнстве в частности несколько отличается от первой группы женщин своим стремлением к идеализации. Образ идеального родителя, и те качества, которыми он должен обладать, выражены намного ярче, что говорит о стремлении стать лучшим родителем для своего ребенка.
Для подтверждения предположения о неприятии детьми поведения матери с низким уровнем осознанности родительства (материнства) был проведен сравнительный анализ оценок детей. Они не принимают жесткий контроль, навязывание чувства вины за возникающие в семье проблемы, постоянное напоминание со стороны матери о ее жертвенности ради блага ребенка. Чрезмерная забота, внимание, опека, отношение как к маленькому ребенку, зачастую вызывает раздражение у подростков, стремящихся к самостоятельности и независимости.
Женщины с высоким уровнем осознанности материнства разделяют воспитательную тактику мужа и видят в нем хорошего отца, которого они принимают со всеми его достоинствами и недостатками. Полученные данные подтверждают предположение о том, что женщины из неполной семьи с высоким уровнем осознанности материнства способны компенсировать своим поведением и построением воспитательной тактики отсутствие отца в семье.
Типология матерей в полной и неполной семье. В результате кластерного анализа было выделено шесть типов матерей. Типология одиноких матерей представлена тремя группами: «позитивная мать», высоко оценивающая себя как родителя, характеризуя с положительной стороны свои личностные качества, необходимые для воспитания ребенка; «сознательная мать», характеризующаяся высокой степенью осознанности ценности семьи; «традиционная мать», воспитывающая своих детей, ориентируясь на принятые в обществе нормы и традиции.
Типология матерей, воспитывающих детей с супругом, также включает в себя три группы: «созидательная мать», «жертвенная мать», «адаптивная мать». У всех матерей, воспитывающих детей с мужем, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному типу ярко выражена бескорыстная, безоценочная, жертвенная материнская любовь.
Таким образом, несмотря на схожесть отдельных показателей в типологии одиноких и не одиноких матерей, по своему содержанию они существенно отличаются, что еще раз доказывает существующие отличия материнства в полных и неполных семьях.
Выводы.
Особенности выполнения основных функций по воспитанию детей в неполной материнской семье зависит от уровня осознанности материнства: чем выше уровень осознанности, тем больше поведение матери приближено к поведению женщины, воспитывающей ребенка вместе с мужем, что позволяет компенсировать его отсутствие в неполной семье.
Ссылки:
1. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.
References (transliterated):
1. Ovcharova R.V. Psikhologiya roditel'stva: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. M., 2005.
2. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva. M., 2002.