Научная статья на тему 'Российская монородительская семья: основные современные дискурсы'

Российская монородительская семья: основные современные дискурсы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1639
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОРОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / MONOPARENT FAMILY / LIFE LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Любимова А. Д.

Статья посвящена проблемам российских монородительских семей. Автором рассмотрены основные дискурсы, сформированные вокруг современной монородительской семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MONOPARENT FAMILY: KEY DISCUSSIONS

The article is devoted to mono-parent families in Russia. The author describes the key discussion points formed around the modern mono-parent family issue.

Текст научной работы на тему «Российская монородительская семья: основные современные дискурсы»

УДК 364.04:94

А.Д. Любимова

РОССИЙСКАЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ:

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ

Статья посвящена проблемам российских монородительских семей. Автором рассмотрены основные дискурсы, сформированные вокруг современной моно-родительской семьи.

Монородительская семья, уровень жизни

A.D. Lubimova

RUSSIAN MONOPARENT FAMILY: KEY DISCUSSIONS

The article is devoted to mono-parent families in Russia. The author describes the key discussion points formed around the modern mono-parent family issue.

Monoparent family, life level

В общественной системе важное место отводится институту семьи как главному носителю культурных образцов, норм и ценностей. Вплоть до середины прошлого столетия наиболее распространенной формой семейных отношений была нуклеарная семья, трактовавшаяся как гетеросексуальный союз, основанный на браке и совместном проживании1. Однако, являясь динамичным компонентом общества, отражающим социальные, культурные, политические события, семья начинает претерпевать изменения. Тенденция к модернизации семьи способствовала переосмыслению брачносемейных отношений; «Происходящие в обществе трансформации определяют изменения и в социальных институтах, в частности, таких как институт родительства, брака и семьи»2. Трансформационные процессы семьи и брака, выражавшиеся в разделении институтов родительства, супружества и родства, обусловили возникновение различных моделей семьи, среди которых можно выделить монородительство, сожительство, однополые браки, childfree3.

Российская семья, открытая западному влиянию, в полной мере ощутила на себе перемены в сфере семейных отношений. В результате данных событий монородительство становится все более распространенной формой российской семьи4. Монородительской принято считать семью, в которой отсутствует один из родителей по причинам смерти, лишения родительских прав, расторжения законного брака, отказа от участия в воспитании ребенка. Соответственно высокое количество разводов, внебрачная рождаемость, смертность способствуют увеличению доли монородительских семей. Как правило, отсутствие одного их родителей становится источником проблем, сопровождающих семью до момента совершеннолетия детей, а иногда и более длительный период.

О проблемах монородительской семьи и механизмах их урегулирования пишут многие отечественные исследователи. Рассуждения относительно монородительства в современной литературе можно разделить на следующие типы дискурсов: социально-экономический, психолого-педагогический, дискурс прав.

Нестабильное материальное положение монородительской семьи: социально-

экономический дискурс

Нестабильное материальное положение монородительских семей стало объектом внимания многих исследователей, работы которых легли в основу социально-экономического дискурсивного поля. Проблемы одиноких родителей рассматриваются сквозь призму социальных, экономических, политических преобразований. Данный дискурс складывается из исследований по двум направлениям: во-первых, интерес представляют основные проблемы и потребности монородительских семей и,

1 Тартаковская И. Гендерная социология. М., 2005. С. 189-190.

2 Куприянова И.С., Греченкова Т.И. Феминистский анализ нетрадиционных моделей родительства в современной России // Актуальные проблемы демографической политики / под ред. П.В. Романова. Саратов, 2004. С. 149.

3 Hammer V. Alleinerziehende im Gender-Diskurs - Unterschiede oder Gemeinsamkeiten bei Muttern und Vatern? // http://www.hs-coburg.de/fileadmin/FB_S/Hammer/Alleinerziehende_im_Gender-Diskurs_2002.pdf. Обращение к ресурсу 02.10.2010.

4 Ярская-Смирнова Е., Романов П. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. №2. С. 66.

240

во-вторых, анализируется деятельность институтов социальной поддержки, направленная на удовлетворение потребностей одиноких родителей. Отсутствие у одиноких матерей и отцов доступа к необходимым ресурсам позиционируется как одна из главных причин бедственного положения моноро-дительских семей: «Подавляющее большинство семей одиноких матерей - это семьи с весьма скудными материальными ресурсами и ограниченными возможностями в выборе вариантов изменить свою жизнь к лучшему»1. Во многих работах монородительство ассоциируется с понятиями бедности и нужды: «Именно неполные семьи по доле бедных опережают все другие типы семей»2. В связи с этим вполне справедливым выглядит причисление одиноких родителей и их детей к наиболее уязвимым группам населения: «Институт неполной семьи очень слаб и особенно нуждается в социальной защите и поддержке»3. Л. Лунякова пишет о процессе маргинализации таких семей по причине их нестабильного материального положения: «Субъективные оценки вполне корреспондируют с объективными критериями и дают все основания характеризовать семьи одиноких незамужних матерей как маргинальные: бедность и нищета пронизывают их жизнь и быт, особенно в провинциальном городе»4.

Основываясь на результатах проведённых исследований, авторы освещают спектр проблем, возникающих у одиноких родителей. Наиболее часто одинокие матери и отцы сталкиваются с такими трудностями, как нехватка материальных ресурсов, плохие жилищно-бытовые условия, проблемы с устройством детей в дошкольные и школьные учреждения. В работе С. Даниловой внимание акцентируется на бедственном положении материнских семей: «Большинство семей одиноких матерей находится за чертой бедности, что является фактором, затрудняющим их адаптацию к новым условиям жизни»5. Автор выделяет такие трудности, как проблемы материального обеспечения, проблемы образования нуклеарной семьи, проблемы воспитания детей, проблемы с устройством детей в дошкольные и школьные учреждения; отсутствие достойного жилья.

Стоит отметить, что большинство работ, повествующих о финансовых трудностях монороди-тельских семей, написано в 1990-е годы, наполненные рядом знаковых событий, среди которых -смена политического режима и государственной модели социальной политики: «Теперь все изменилось - государственная поддержка матерей и детей, даже символическая, практически отсутствует» . В «новой России» не уделялось достаточного внимания социальной поддержке монородительства, в результате чего одинокие отцы и матери остались один на один со своими проблемами: «Утрата государственного социального обеспечения, недостаток доступных услуг по уходу за детьми, снижение возможностей на рынке труда и гендерного равенства в заработке привели к эрозии семейной стабильности в России и поместило одиноких матерей в ситуацию высокого риска бедности»7. Нестабильная обстановка в стране, сложившаяся в этот период, отразилась и на жизни монородительских семей, вследствие чего они оказались в тяжёлой жизненной ситуации. Описание социальноэкономического положения одиноких родителей в литературе этого периода доказывает, что переходный период стал наиболее проблемным и трудным для монородительских домохозяйств: «Экономический статус домохозяйств одиноких матерей оказался одним из наиболее низких по отношению к другим домохозяйствам в России»8.

О. Безрукова обнаружила, что финансовые трудности домохозяйств создают стрессовые состояния в таких семьях, приводят к риску успешной социализации детей, ухудшению здоровья. Автор видит выход из данной проблемы в совершенствовании институтов социальной поддержки монородительства.

Причиной материальных трудностей монородительских семей видится несовершенная система социальной политики: «Меры финансовой поддержки многодетных семей и одиноких родителей при существующем в России размере пособия на ребенка без дополнительно созданных программ будут удерживать женщин и детей в состоянии бедности»9. Мероприятия, ориентированные на одиноких родителей, ограничиваются оформлением денежного пособия, на которое невозможно содер-

1 Лунякова Л. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования. 2001. №8. С. 92-93.

2 Фести П., Прокофьева Л. Алименты, пособия и доходы семей после развода // Мир России. 1997. №4. С. 19.

3 Рашитова Л. Об основных формах социальной помощи членам неполных семей // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rastiitova_96_330_333.pdf. Обращение к ресурсу 10.03.2010.

4 Лунякова Л. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования. 2001. №8. С. 89.

5 Данилова С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе // Женщина в Российском обществе. 2009. №1. С. 51.

6 Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. №11. С. 98.

7 Там же.

8 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. №2. С. 71.

9 Ловцова Н.И. «Здоровая, благополучная семья - опора государства»? Гендерный анализ семейной социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2003. №3/4. С. 325.

жать семью. П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, Е. Цыглакова причину материальной нестабильности монородительской семьи видят в злоупотреблении отношениями клиентства как со стороны социальных служб и занятых там работников, так и со стороны потребителей социальных услуг: «В результате дефицит ресурсов для противостояния жизненным трудностям не восполняется, и потребитель услуг превращается в «клиента» со стигмой «проблемности», беспомощности и бесполезности»1.

Таким образом, можно говорить о том, что многие авторы в своих публикациях пытаются обратить внимание государства и общественности на проблемы, которые испытывают монородитель-ские семьи. По причине отсутствие одного из кормильцев такая семья находится в весьма бедственном положении, в связи с чем возникает вопрос о необходимости оказания одиноким родителям и их детям качественной профессиональной помощи.

Монородительская семья как источник социальных проблем: психолого-

педагогический дискурс

Психолого-педагогический дискурс составляют работы, освещающие проблемы воспитания детей одним родителем. Монородительские семьи в литературе называются «неполными», соответственно, одинокое материнство и отцовство в таких публикациях позиционируются как общественная патология, способствующая разрушению института семьи и брака: «Рождение вне брака представляет собой, на первый взгляд, ориентацию на внесемейный образ жизни, падение ценности семьи в сознании незамужних матерей, возможно, даже ее кризис»2. Подобное отношение к одиноким родителям связано с укоренившейся ещё в советском обществе тенденцией считать «нормой» нуклеарную семью: «В лексиконе российских государственных чиновников, социальных работников, журналистов, учителей прочно прижилось словосочетание «неполная семья», которое отражает представления о нуклеарной семейной единице (мать-отец-ребенок/дети) как о «полной», нормальной, завершенной композиции семейной структуры»3. Семья как мощная идеологическая конструкция должна выполнять важную для государства репродуктивную функцию, что представляется весьма проблематичным для одиноких родителей.

Как правило, работы, принадлежащие к данному дискурсу, представляют собой рекомендации для педагогов, психологов, школьных социальных работников о взаимодействии с детьми, воспитываемыми одним родителем. Ребенок из монородительской семьи автоматически причисляется к категории учеников, требующих особенного внимания со стороны педагога или воспитателя. В общественном сознании на протяжении многих лет бытует мнение, что один родитель не способен дать полноценного воспитания своим детям: «Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей»4. Отсутствие должного воспитания, по мнению авторов, становится причиной отклонения в поведении и плохой успеваемости ребёнка в школе: «Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей»5. М. Блохина подчёркивает, что «неполная семья негативно влияет на процесс воспитания ребенка и построение его будущей модели семейного поведения»6.

Авторы пишут, что последствием воспитания в монородительской семье становятся умственное отклонение, задержка в развитии у детей: «Ребенок без отца обречен на умственное отставание, моральную неполноценность, грубые отклонения в поведении»7. По мнению С. Дементьевой, воспитание детей одним родителем пагубно влияет не только на умственное развитие, но и на состояние здоровья ребёнка в целом: «Дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме»8. Само название статьи С. Дементьевой «Негативные факторы воспитания - антисоциальное явление, отрицательно влияющее на процесс социализации ребёнка в современном обществе. Дети, воспитываемые одинокими родителями, чаще всего изображаются как девианты. Исследователи указывают, что жизнь большинства детей из монородительских семей будет связана с такими явлениями, как бедность, нужда, преступность. В педагогической и психологической литературе семьи одиноких матерей и

1 Романов П., Ярская-Смирнова Е., Цыглакова Е. Одинокие матери - клиенты или граждане? Анализ практики социального обслуживания в провинциальной Росии // Гендерная экспертиза социальной политики и социальной работы / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003. С. 185.

2 Каримова З. Жизненные ценности одиноких матерей // Социологические исследования. 2007. №6. С. 131.

3 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. №2. С. 68.

4 Кожевникова С., Тужикова Т. Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающие детей-подростков // Наука и образование. 2009. С. 362.

5 Там же.

6 Блохина М. Проблемы внебрачной рождаемости // Социология. 2006. №3/4. С. 133.

7Степанова Е.Г. Формирование личности ребенка без воспитательного потенциала отца // Наука-2010. 2010. №1. С. 181.

8 Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 109.

242

отцов включены в группу риска: «Неполные семьи - это семьи группы риска, характеризующиеся однобоким воспитанием детей, отсутствием примера мужского поведения»1.

Воспитание в монородительской семье репрезентируется как причина различных проблем, возникающих у детей, начиная с плохого усвоения материала в школе и заканчивая делинквентным поведением. Таким образом, государственные структуры перекладывают ответственность за проблемы, возникающие у детей, на одиноких родителей. Педагогам, врачам, психологам, часто не желающим разобраться в сути проблемы, удобно считать главной причиной всех трудностей отсутствие у ребёнка второго родителя. В данных работах нашло своё отражение отношение власти к феномену монородительства. Гораздо выгоднее было укреплять позиции нуклеарной семьи, которая, во-первых, является важным репродуктивным ресурсом, а, во-вторых, наносит меньший ущерб бюджету страны, потому что не нуждается в выплате многочисленных пособий, в отличие от одиноких родителей. Ведь монородительские семьи требуют от государства дополнительных затрат, представляющих собой денежные компенсации и льготы. Дискриминационные практики в отношении одиноких родителей можно расценивать как механизм «запугивания»: прежде чем решиться на рождение ребенка, одинокая женщина должна осознать, способна ли она выдержать гнет общественного порицания.

Стигматизация монородительских семей: дискурс прав

Новая проблематизация предметного поля исследований феномена монородительства представлена темой стигматизации и дискриминации одиноких родителей. В отличие от психологопедагогического дискурса, здесь авторы считают целесообразным отказ от дискриминационного понятия «неполная семья». В публикациях появляется термин монородительская семья, что можно считать вполне естественным, учитывая специфику данного дискурсивного поля. В рамках дискурса освещаются непростые отношения монородительской семьи и государственных структур, являющихся главными субъектами дискриминационных действий по отношению к одиноким родителям.

Авторы фиксируют частые случаи нарушения законных прав одиноких родителей. По закону монородительские семьи обладают определёнными правами и полномочиями в области социального обеспечения. Однако, как показывает практика, утвержденные законодательством льготы и привилегии для одиноких родителей часто являются лишь формальностью: «Остаются проблемы, вызовы, на которые семейная политика должна реагировать, - дефекты правоприменения трудового законода-тельства»2. В литературе основным объектом дискриминации показана такая категория монородительства как одинокие матери: «Одинокие матери, разведенные женщины, многодетные матери иногда стигматизируются как аморальные, ленивые, безответственные, их часто упрекают в существующих проблемах и считают недостойными быть родителями»3.

Стигматизация одинокого материнства имеет непосредственную взаимосвязь с традицией патриархата, пришедшей к нам из далёкого прошлого. Несмотря на укоренившуюся в большинстве европейских стран идею дефамилиализации отношений, в российском обществе воспитание женщиной ребёнка без участия мужа рассматривается как отклонение от нормы, то есть девиация: «Если женщина разведена или одинока, ее порядочность автоматически ставится под сомнение»4. Исследователи пишут о том, что на отношение к матерям, воспитывающим детей без мужа, оказывали влияние укрепившие свои позиции в обществе стереотипы: «Монородительские семьи и многодетные семьи по умолчанию считаются аморальными, несчастными и опасными для общества, с неадекватной ценностной системой и подозрительной сексуальностью»5. Как отмечает Н. Ловцова, «одинокие матери, разведенные женщины, многодетные матери иногда стигматизируются как аморальные, ленивые, безответственные, их часто упрекают таким положением вещей и даже трактуют как людей, недостойных быть родителями»6. Подобное отношение к феномену монородительства можно связать с тенденцией считать «нормальной» традиционную семью с четким распределением ролей: «Современные представления о системе социальной поддержки опираются на понятие семьи, при котором мужчина является основным добытчиком, домашняя работа возложена на женщин»7. В результате одинокая женщина с детьми, не имеющая заработка, вследствие чего материально зависимая от государства, оказывается в крайне тяжелом положении и, как правило, подвергается обще-

1 Блохина М. Проблемы внебрачной рождаемости // Социология. 2006. №3/4. С. 133.

2 Ярская-Смирнова Е. «Да-да, я вас помню, вы же у нас неблагополучная семья!» Дискурсивное оформление современной российской семейной политики // Женщина в российском обществе. 2010, №2. С. 17.

3 Ловцова Н. «Здоровая, благополучная семья - опора государства»? Гендерный анализ семейной социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2003. №3/4. С. 325.

4 Данилова С. Одинокое материнство в общественном мнении // Социологические исследования. 2009, №. 5. С. 138.

5 Ярская-Смирнова Е.Р. Указ. соч. С. 18.

6 Ловцова Н. Гендерный анализ семейной социальной политики // Гендерная экспертиза социальной политики и социальной работы / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. С. 22.

7Там же.

ственному порицанию. Это обстоятельство становится причиной стигматизации одиноких матерей со стороны как рядовых граждан, так и работников социальных учреждений, педагогов и других специалистов, соприкасающихся в ходе своей деятельности с монородительскими семьями: «Нарушение материнских прав фиксируется в невыплате детских пособий, их крайне низких размерах, в низких размерах заработной платы а также в высокой стоимости п1ребывания ребенка в детском саду, в чрезвычайно высоких расходах на содержание и воспитание ребенка» . Дискриминационные суждения, выражающиеся в причислении материнских семей к категории неблагополучных, как правило, используются специалистами с целью упрощения классификации различных групп клиентов. Как показывает практика, сотрудникам современных социальных служб в своей работе проще использовать принцип обобщения, нежели вникать в ситуацию каждой отдельной монородительской семьи. По мнению авторов, нарушение прав одиноких матерей в российском обществе является следствием того, что институты, которые должны заниматься социальной поддержкой и защитой прав монородительских семей, сами порой становятся субъектами стигматизации своих клиентов. Как отмечает Е. Зорина, «несмотря на то, что в современном обществе существует множество типов семей, семейная политика направлена на формирование и поддержку только определенного, «традиционного» типа семьи (состоящей из двух родителей и детей), в то время как она должна быть направлена на удовлетворение потребностей всех типов семей, должна признавать разнообразие форм семьи и быть более гибкой в реализации»2. Авторы фиксируют, что государство, определяя нуклеарную семью в качестве нормы, остальные типы семей, в том числе и монородительскую, относят к девиантным. Монородительская семья, не способная сделать действенный вклад в решение демографической проблемы страны, становится скорее предметом дискриминации нежели объектом заботы. При этом основные привилегии в сфере охраны материнства и детства предназначаются для нуклеарной семьи: «Концепция семейной политики России явилась реакцией на резкое ухудшение положения многих семей, на резкий спад рождаемости, озабоченность по поводу девальвации моральных норм»3. В работах, относящихся к данному дискурсу, прослеживается осуждение выбранной государством стратегии выделения нуклеарного типа семьи, посредством которого власть стремится укрепить и усилить репродуктивную функцию исследуемого социального института в демографической ситуации низкой рождаемости: «Более важная задача семейной политики состоит в том, чтобы дети рождались здоровыми и могли получить полноценное воспитание и образование, а их родители - совмещать профессиональную карьеру и семейные обязанности»4.

Литература, посвящённая феномену монородительства, раскрывает проблемное поле, сложившееся вокруг таких семей, с разных сторон. Исследователи обращают внимание на социальноэкономическое положение монородительских семей, их институциальную поддержку и сложившееся в обществе отношение к ним. Темы, затрагиваемые в рассмотренной литературе, акцентируют внимание на недостатках семейной политики, которые становятся причиной материального неблагополучия и дискриминации монородительских семей. Однако, несмотря на многообразие исследований, существуют малоизученные сферы, например, дифференцированная структура монородительских семей, противоречия между функциями заботы и контроля, проявляющиеся в деятельности институтов социальной поддержки монородительства, элементы социального благополучия семьи с одним родителем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блохина М. Проблемы внебрачной рождаемости / М. Блохина // Социология. 2006. №3/4. С. 133-138.

2. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 108-113.

3. Данилова С. Одинокое материнство в общественном мнении / С. Данилова // Социологические исследования. 2009, №. 5. С. 138-141.

4. Данилова С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе / С. Данилова // Женщина в российском обществе. 2009, №1. С. 49-57.

5. Зорина Е. Воспитательный потенциал старшего поколения в семьях с детьми / Е. Зорина // Социальная политика и мир детства в современной России: коллективная монография; под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П. Антоновой. М.: ООО «Вариант», 2009. С. 204-212.

1 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. №2. С. 72.

2 Зорина Е. Воспитательный потенциал старшего поколения в семьях с детьми // Социальная политика и мир детства в современной России: коллективная монография; под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П. Антоновой. М., 2009. С. 205

3 Ловцова Н. Гендерный анализ семейной социальной политики // Гендерная экспертиза социальной политики и социальной работы / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003. С. 23.

4 Зорина Е. Указ. соч. С. 205.

244

6. Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России / О. Исупова // Социологические исследования. 2000. №11. С. 98-107.

7. Каримова З. Жизненные ценности одиноких матерей / З. Каримова // Социологические исследования. 2007. №6. С. 131-134.

8. Кожевникова С. Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающие детей-подростков / С. Кожевникова, Т. Тужикова // Наука и образование. 2009.

9. Куприянова И.С. Феминистский анализ нетрадиционных моделей родительства в современной России / И.С. Куприянова, Т.И. Греченкова // Актуальные проблемы демографической политики / под ред. П.В. Романова. Саратов: Научная книга, 2004. С. 149-155.

10. Ловцова Н.И. «Здоровая, благополучная семья - опора государства»? Гендерный анализ семейной социальной политики / Н.И. Ловцова // Журнал исследований социальной политики. 2003. №3/4. С. 323-329.

11. Ловцова Н. Гендерный анализ семейной социальной политики // Гендерная экспертиза социальной политики и социальной работы / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов: Научная книга, 2003. С. 19-43.

12. Лунякова Л. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л. Лунякова // Социологические исследования. 2001. №8. С. 86-95.

13. Рашитова Л. Об основных формах социальной помощи членам неполных семей / Л. Рашитова // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rashitova_96_330_333.pdf. Обращение к ресурсу 10.03.2010.

14. Романов П. Одинокие матери - клиенты или граждане? Анализ практики социального обслуживания в провинциальной России / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, Е. Цыглакова // Г ендерная экспертиза социальной политики и социальной работы / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов: Научная книга, 2003. С. 184-211.

15. Степанова Е.Г. Формирование личности ребенка без воспитательного потенциала отца / Е.Г. Степанова // Наука-2010. 2010. №1. С. 180-183.

16. Тартаковская И. Гендерная социология / И. Тартаковская. М.: ООО «Вариант», 2005. С. 189-190.

17. Фести П. Алименты, пособия и доходы семей после развода / П. Фести, Л. Прокофьева // Мир России. 1997. №4. С. 19-24.

18. Ярская-Смирнова Е.Р. «Да-да, я вас помню, вы же у нас неблагополучная семья!» Дискурсивное оформление современной российской семейной политики / Е.Р. Ярская-Смирнова // Женщина в российском обществе. 2010. №2. С. 14-25.

19. Ярская-Смирнова Е. Социальная защищённость городской монородительской семьи / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов // Мир России. 2004. №2. С. 66-95.

20. Hammer V. Alleinerziehende im Gender-Diskurs - Unterschiede oder Gemeinsamkeiten bei Muttern und Vatern? // http://www.hs-coburg.de/fileadmin/FB_S/Hammer/Alleinerziehende_im_Gender-Diskurs_2002.pdf. Обращение к ресурсу 02.10.2010.

Любимова Алена Дмитриевна -

аспирант кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа»

Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Статья поступила в редакцию 23.07.12, принята к опубликованию 06.11.12

Alyona D. Lubimova -

Postgraduate of the Department Sociology, Social

Anthropology and Social Work

Gagarin Saratov State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.