Право и экономика
УДК 338.465.2 © С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский, 2012
Особенности функционирования рынка охранных услуг в России
С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский *
Анализируются особенности функционирования рынка охранных услуг в России. На основе фактического и статистического материала показывается положительная динамика данного рынка. Изложена позиция о том, что развитие рынка охранных услуг стимулирует хозяйственную деятельность других субъектов экономики.
Ключевые слова: рынок, охранные услуги, охранные организации, конкуренция, безопасность.
Исторически сложилось, что «производство и продажа охранных услуг были важной составляющей политической экономии раннего капитализма» 1 . Так, основной проблемой, которой посвящено большинство работ историка Ф. Лэйна, является связь между охраной (от англ . protection — защита) и извлечением доходов . Он предложил разделить предприятия на два типа: первые производят охрану, вторые производят материальные блага или услуги и при этом платят за охрану 2 . «В ту далекую эпоху предприятия, производившие охранные услуги, — города-государства, королевства и княжества, как политические организации, занимались сбором охранной дани, составляющей важнейший источник их дохода» 3 . «Большинство западноевропейских государств эволюционировали от конкуренции между многими бандитами к монополии единственного „бандита“ — государства» 4 .
В СССР и в России 90-х гг. XX в . функции защиты объектов выполняли в основном подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ОВО) . Эта структура, созданная в 1952 г. и существующая до настоящего времени, предназначена для охраны объектов, входит в состав милиции общественной безопасности и участвует в предотвращении и раскрытии преступлений в зоне постов и маршрутов патрулирования
При переводе службы с 2004 г. на сметно-бюджетное финансирование произошло разделение функций в охранной деятельности государственных структур. В этот период было создано на базе вневедомственной охраны ФГУП «Охрана» МВД России, которому переданы полномочия по оборудованию техническими системами объектов и организаций военизированной охраны
Проведение реформ в России, ликвидация государственной монополии на охрану большинства объектов формирует конкуренцию на рынке охранных услуг Государственные охранные организации не используют свое исключительное положение, фактически паразитируя на результатах экономической деятельности охраняемых субъектов и диктуя экономически необоснованные тарифы на предлагаемые услуги, «заставляя» руководителей хозяйствующих субъектов заключать договоры с вневедомственной охраной В настоящее время юридическим и физическим лицам предоставляется свобода заключения соглашений с другими субъектами Потребители выбирают охранную организацию, с которой им выгодно работать . Так, частные охранные организации (ЧОО) выступают в роли предпринимателей, для которых на первом месте — получение прибыли, а подразделения вневедомственной охраны, кроме основных функций по охране объектов, решают так-
Постоянные авторы нашего журнала .
*
же задачи, возложенные на них как на правоохранительные органы .
В широком смысле рассматриваемый рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи охранных услуг. Это обеспечивает органическую связь между производителями и потребителями услуг, одновременно осуществляется и общественное признание данного вида специфических услуг. В России действуют следующие охранные организации: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ОВО); ФГУП «Охрана» МВД России; ведомственная охрана (ОАО РЖД и др.); частные охранные организации (ЧОО) . Полезность, потребительная стоимость таких услуг определяются необходимостью защиты жизни, здоровья, имущественных и экономических интересов юридических и физических лиц от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий.
Основными экономическими законами функционирования сферы охранных услуг являются законы спроса и предложения, стоимости, конкуренции Так как этот рынок формировался в ходе становления товарного хозяйства для защиты производства и обеспечения его развития, то в периоды кризисов его функции дополняются новыми элементами Возникают такие новые услуги, как производство, монтаж, обслуживание интеллектуальных систем охраны, консалтинговые услуги по организации защиты бизнеса и физических лиц, защита личности (телохранители) и др
При смене общественно-экономической формации и передаче охранных функций государства частным охранным организациям важную роль сыграло новое для нашей страны законодательство в области негосударственной безопасности. Уже в начале становления сферы рассматриваемых услуг был принят закон, регулирующий правоотношения в сфере охранного предпринимательства «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 г. 5 Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов .
«В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5)обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Оказание перечисленных охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел .
Охранная деятельность ЧОО не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством России»6 .
Таким образом, можно утверждать, что с принятием этого нормативного акта российский рынок охранных услуг получил правовую основу для деятельности конкурирующих с государственными структурами частных организаций и предпринимателей
С 1992 г. началась стремительная легализация частного охранного бизнеса Это объясняется прежде всего наступлением «золотого века» кооперативного движения, когда на основе стохастических законов первоначального накопления капитала происходил лавинообразный процесс становления малого предпринимательства. Так, по данным Госкомстата РФ, на 1.01. 1997 г. в стране было зарегистрировано 841,7 тыс. малых предприятий, при численности частных охранных и детективных структур более 10 тыс .7. Малый бизнес составляет основную долю на рынке услуг, именно этот сектор экономики должен способствовать ослаблению монополизма, создавать необходимую атмосферу конкуренции При этом предприятия малого бизнеса в значительной мере нуждаются в защите своих имущественных интересов, а значит, в охране. Так, отсутствие у них достаточных резервов на случай непредвиденных убытков в результате преступных посягательств и пожаров не позволяет
в большинстве случаев продолжать хозяйственную деятельность после понесенного ущерба
Правовая и экономическая незащищенность субъектов малого бизнеса заставляет рассматривать организацию их охраны в качестве обязательного условия развития этого вида экономической деятельности При этом роль охранного предпринимательства в лице легальных, действующих в правовом поле организаций, способных обеспечить защиту малого бизнеса, прежде всего от криминальных посягательств, трудно переоценить
Следует отметить, как и любое предпринимательство, предоставление охранных услуг претерпевает существенные изменения, связанные с широким внедрением научных достижений (инноваций) Это создание современных технических охранных систем, оснащение сотрудников охраны передовыми образцами радиосвязи, вооружения, специальных средств и форменного обмундирования . «Нельзя считать человека охранником только потому, что он имеет пистолет или ружье, хорошие физические данные, находится на пропускном пункте и получает деньги «за охрану» Профессионал обязан отвечать определенным требованиям, предъявляемым родом занятий Важнейшим из них является квалификация» 8 . Для профессиональной подготовки сотрудников охраны создаются специальные образовательные структуры Так, в Омске успешно осуществляют дополнительное обучение и переподготовку частных охранников НОУ ДПО «Школа безопасности», УЦ «Блокпост», ЧОУ СПО «Омский юридический колледж»
Современный рынок охранных услуг не замкнут на отдельный регион или страну. Конкурентоспособные фирмы успешно реализуют на мировом рынке свои разработки в сфере систем и приборов охранной сигнализации Так, конкуренция в производстве современных технических охранных систем, технологий защиты информации, построенных на базе новейших достижений в области компьютерной техники и элементов искусственного интеллекта («безлюдные» технологии и охранники-роботы), предопределяет закономерный выход лучших фирм на более высокий уровень, на мировой рынок охранных услуг. «Главная цель слияния частных охранных предприятий, — стабилизация и укрупнение бизнеса, капитализация активов, развитие региональной сети и выход на зарубежный и фондовый рынки» 9 .
Современный рынок охранных услуг представляет собой сложную многофакторную и динамичную систему Под системой мы понимаем регулярно взаимодействующую и взаимозависимую группу отдельных составных частей (охранные организации, потребители, государство и т д ), образующих одно целое В эту группу составных частей, взаимодействующих в рыночной системе рассматриваемых
услуг, входят также: система тарифов и качественных параметров услуг, процесс производства, внедрения и эксплуатации средств охранной сигнализации, достижения науки и техники в охранном бизнесе, законодательная база, контролирующие органы
В литературе отмечается, что «в России сложился и оформился охранно-сыскной бизнес как самостоятельный, отдельный вид коммерческой деятельности. Его появление было закономерным. В условиях становления многоукладной экономики в обществе возникла потребность и реальный, постоянно растущий спрос на услуги по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите имущества и личности Российский охранный бизнес стал неотъемлемым атрибутом нормальных рыночных отношений и гражданского общества Несмотря на это, еще сильным остается недоверие к частным охранным структурам в обществе, в том числе и в правоохранительных органах
Не прекращаются попытки государственных структур искусственно тормозить развитие рынка охранных услуг либо в целях собственной выгоды, либо чтобы вытеснить частные охранные предприятия и службы безопасности с этого рынка . С другой стороны, не завершены процессы очищения этой сферы деятельности от криминальных элементов Нет единого понимания роли и места охранной деятельности в обеспечении общественной безопасности в широком смысле этого слова» 10 .
Контролирующая функция органов внутренних дел в ряде случаев трансформируется в создание «крыши» для охранного предприятия, ведь большинство частных охранных фирм состоит из бывших сотрудников государственных силовых структур Чем больше кадровый состав тяготеет к указанным структурам, тем благоприятнее создаваемая вокруг охранного предприятия контролирующая обстановка: «Существует три позиции МВД в отношении негосударственных структур безопасности: позиция непонимания, позиция взаимодействия, позиция конкуренции» 11
Экономическая ситуация в регионе и стране, как внешнее окружение, влияет на рынок охранных услуг своими макроэкономическими показателями (уровнем доходов, инфляции, безработицы и т д ), которые, в свою очередь, корректируются в процессе хозяйственной деятельности и со стороны рынка охранных услуг. Так, в 1991 г. многие уволенные сотрудники силовых структур нашли себе применение в частном охранном бизнесе . С 1992 г. при помощи охранного предпринимательства началось вытеснение преступности с предприятий Это происходило в ситуации отсутствия собственного исторического опыта существования негосударственной системы безопасности 12 .
Таблица
Динамика охраны объектов государственными и частными охранными организациями
Охрана объектов 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Вневедомственная охрана 458 667 470 315 487 085 502 501 508 453 514 531
Частные организации 184 596 224 978 278298 314 023 358 621 400 023
В настоящее время в России насчитывается свыше 25 тыс частных охранных организаций (ЧОО), за последние пять лет численность сотрудников негосударственной системы безопасности увеличилась в два раза и достигла более 600 тыс. чел. , а количество охраняемых ими объектов возросло в три раза (около 400 тыс.) 13. Таким образом, частное охранное предпринимательство входит в первую пятерку успешно развивающихся видов экономической деятельности 14 . Оно дополняет правоохранительные функции других государственных силовых структур.
Одновременно наблюдается тенденция ослабления роли вневедомственной охраны, положение которой сегодня оценивается Центром оперативного управления деятельностью вневедомственной охраны (ЦОР ДВО МВД России) в 2/5 рыночной доли. Таким образом, масштабы влияния в сфере безопасности государственной структуры и частного бизнеса примерно выровнялись Анализ развития отечественного рынка (табл ) показывает устойчивый рост числа охраняемых объектов 15 .
Кроме того, подразделениями вневедомственной охраны обеспечивается защита более 1,4 млн квартир граждан, а ФГУП «Охрана» МВД России охраняет более 20 тыс объектов 16 Таким образом, практически 30% субъектов экономики России находятся под охраной, и потенциальная емкость рынка достаточно велика
Ограничение финансово-хозяйственной самостоятельности вневедомственной охраны в настоящее время, полная зависимость от централизованного финансирования охранных мероприятий снижают возможности службы по обеспечению конкурентоспособности ОВО на рынке Продолжается тенденция ухода из-под вневедомственной охраны коммерческих банков и крупных платежеспособных объектов Процесс перехода успешных на рынке хозяйственных структур под защиту негосударственной системы безопасности (ЧОО) нередко осуществляется бывшими сотрудниками вневедомственной охраны, ставшими руководителями охранных организаций и имеющими формальные и неформальные связи с хозорганами
Таким образом, функционирование и развитие рынка охранных услуг России определяется следующими особенностями: наличие на рынке такой государственной охранной структуры, как вневедом-
ственная охрана, активизирует конкурентную борьбу с частными охранными организациями за коммерческие объекты, что требует формирования равновесных тарифов на большинство услуг и повышения качества их оказания; рост количества охраняемых объектов, несмотря на кризисные явления, позволяет строить оптимистичный сценарий развития отечественного рынка негосударственной безопасности и способен стимулировать хозяйственную деятельность охраняемых объектов при организации их надежной защиты от различных рисков .
1 Волков В Политэкономия насилия, экономический рост и консолидация государства // Вопросы экономики. 1999. № 10 . С. 44-59.
2 Lane F. Economic Consequences of Organized Violense // The Jornal of Economic History. 1958. December. Р. 402-405.
3 North D., Tomas P. The Rise of the Western World: A New Economic History. Cambridge, 1973. Р. 310-315.
4 Tilly Ch. War Making and State Making as Organized Crime Cambridge, 1985 Р 94-105
5 О частной детективной и охранной деятельности в РФ : закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г № 2487-1 (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 379-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации . 1992. № 17, ст. 888 ; Рос. газета . 2009. 31 дек .
6 Там же
7 Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество . 2000. № 4 . С. 54-59.
8 Прасолов В. Оперативная обстановка на объекте: сбор информации и ее анализ // Охранная деятельность 2002 № 5 С. 34-43.
9 Российский рынок услуг безопасности // Там же . № 7. С. 4-6 .
10 О ситуации в сфере охранно-сыскного бизнеса // Там же № 2 С 17-19
11 Резерв для государя Каким быть отечественному рынку безопасности // Мир безопасности . 2002. № 1 . С. 6-7.
12 Гудков Г. Негосударственная система безопасности решила огромную социально-политическую задачу // Там же . № 2. С. 5-7.
13 Сайт МВД России . URL: http://www. mvd . ru ^ои^е/ 8524/) (дата обращения: 18 01 2011)
14 Транзитный М. Момент истины на Охотном ряду // Мир безопасности 2008 №3 С 11-18
15 Сайт МВД России . URL: http://www. mvd . ru ^ои^е/ 8524/) (дата обращения: 18 . 01 . 2011) .
16 Сайт Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны . URL:http://www.соrdvо .ru/ 5 .htm (дата обращения: 18 . 01 . 2011) .