ной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 24; и др.
5 Военный энциклопедический словарь / под ред. Н. В. Огаркова. М., 1983. С.86, 698, 723-724, 725.
6 Рос. газета. 2011. 8 февр.
7 Дралло Ю.Л., Уфимцев О. Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел // Состояние, проблемы и перспективы тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Б. Х. Балкарова Н. Новгород, 2002. С. 4-10.
8 Манышев В. В. Тактическая подготовка: курс лекций. Белгород, 2004. С. 317.
9 Досмотр зданий (сооружений) с целью поиска (ликвидации) вооруженного преступника: методическое пособие по служебно-боевой подготовке. Екатеринбург, 2004. С. 53.
10 Щипин А. И., Лупырь В. Г и др. Примерная программа учебной дисциплины «Огневая подготовка» для образовательных учреждений МВД России. М., 2006. С. 32.
11 Приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955 «Наставление по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
13 Симонов А. Н., Шестопалова Е. В., Дьякова Е. Ю. Примерная программа учебной дисциплины «Огневая подготовка» для курсантов образовательных учреждений МВД России. М., 2011. С. 15.
УДК 338
ДОСТИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
С. В. Кондратюков
Рассмотрены современные подходы к достижению высокой конкурентоспособности охранных организаций различных форм собственности на рынке негосударственной безопасности России. Интенсивная конкуренция между организациями диктует необходимость внедрения непрерывного профессионального обучения сотрудников всех уровней с использованием инновационных форм и методов и предложением услуг высокого качества.
Ключевые слова: конкурентоспособность, сотрудники охранных организаций, профессиональная подготовка, инновационные формы и методы обучения, качество охранных услуг, уровень готовности сотрудников, негосударственная безопасность.
Становление и развитие отечественного рынка негосударственной безопасности происходит в условиях нестабильной экономики, несовершенства законодательной базы и недобросовестной конкуренции. Поэтому формирование цивилизованных отношений между частными охранными организациями (далее — ЧОО) и потребителями (юридическими и физическими лицами) является объективной необходимостью и тем критерием, который определяет степень защищенности объектов и личности от различных угроз, от чего зависит уровень безопасности страны в целом.
Создание системы конкурентных преимуществ ЧОО напрямую связано со степенью готовности сотрудников (охранников) к грамотным действиям как при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах (преступных посягательствах, форс-мажорных обстоятельствах, техногенных авариях и катастрофах), так и в повседневной служебной деятельности.
Не касаясь в данной статье вопросов дополнительного профессионального обучения сотрудников вне организации, которые рассматривались ранее следует отметить важность подготовки персонала в процессе несения службы по охране объектов и при работе с клиентами. Только непрерывный процесс обучения способен обеспечить качественное исполнение служебных обязанностей сотрудниками, сформировать у них конкурентные преимущества, которые определяют надежность охраны объектов, а в дальнейшем — позицию организации на рынке.
Необходимость обучения частных охранников вытекает не только из условий заключенных договоров на охранные услуги, но и из требований к сотрудникам охраны со стороны руководителей объектов и ЧОО.
Роль человеческого фактора трудно переоценить, когда непосредственное общение сотрудников ЧОО и персонала объекта определяет имидж организации, что способствует привлечению новых клиентов. «Именно уровень конкурентоспособности сотрудников зачастую становится главным фактором, определяющим выбор потребителем охранной организации, с которой заключается договор. При этом на первый план выходят имидж охранника и его профессиональные качества, особенно в организации защиты физических лиц (услуги телохранителей)».
При несении службы к охраннику предъявляются следующие основные требования, которые не всегда полностью отражаются в условиях заключенного договора, но должны быть учтены для повышения конкурентоспособности ЧОО:
1. Бдительное несение службы для обеспечения надежной охраны.
2. Вежливое и предупредительное отношение к персоналу охраняемого объекта и посетителям.
3. Опрятный внешний вид и современная экипировка спецсредствами, средствами связи и вооружением.
4. Соблюдение законности при исполнении служебных обязанностей.
5. Наличие оперативной связи с органами внутренних дел, подразделениями МЧС и учреждениями здра-
воохранения при возникновении происшествий на объекте.
6. Высокий профессионализм при задержании преступников и нарушителей общественного порядка.
7. Соблюдение распорядка дня и пропускного режима.
8. Грамотное и аккуратное ведение служебной документации на посту.
9. Оперативность в принятии решений и точность действий при проведении оперативно-тактических учений на объекте и возникновении реальных чрезвычайных ситуаций.
10. Соблюдение правил безопасности при использовании и применении спецсредств и оружия.
11. Умение пользоваться средствами связи, компьютерной техникой, техническими средствами охраны, в том числе охранно-пожарной сигнализацией, установленной на объекте, системами контроля доступа и видеонаблюдения.
12. Постоянное взаимодействие с другими сотрудниками охраны, обслуживающими различные рубежи объекта, с дежурными частями ЧОО, ОВД, МЧС.
13. Соблюдение режима секретности, защита коммерческой тайны.
14. Знание оперативной обстановки на прилегающей территории.
15. Коммуникабельность.
Таким образом, процесс обучения сотрудников ЧОО непосредственно на охраняемых объектах должен способствовать наиболее полному выполнению ими указанных требований, для чего необходимо со стороны руководства ЧОО внести в планы (программы) профессиональной подготовки следующие изменения и дополнения.
Внедрение в практику непрерывного обучения, включающего предлагаемые нами направления, позволит сформировать конкурентные преимущества, повышающие качество охраны и безопасность объектов.
Порядок обучения сотрудников ЧОО действиям в нештатных ситуациях с учетом особенностей охраняемых объектов.
В целях обеспечения надежной охраны объектов с сотрудниками ЧОО следует регулярно проводить занятия по изучению особенностей объекта, его уязвимых мест, работе средств охранно-пожарной сигнализации. Тренировки должны имитировать действия сотрудников при проникновении посторонних на объект, работе тревожной и пожарной сигнализации и сопровождаться реальным алгоритмом действий охранников и их последующим разбором.
Следует «.. .стремиться к тому, чтобы действия в нештатных ситуациях стали рефлекторными, подсознательными, для этого необходим постоянный тренинг как дисциплин тактико-специальной подготовки, так и поведения на данном объекте в случае ЧП» 2.
Здесь требуется подчеркнуть значимость данных занятий с привлечением персонала охраняемого объекта,
что позволит отработать слаженность в совместных действиях и не нарушит деятельность объекта. Тренировки личного состава ЧОО целесообразно проводить как в дневное время, так и ночью, проверять несение службы регулярно, используя негласные формы контроля.
Во время разводов на службу необходимо доведение до сотрудников охраны информации, содержащей ориентировки по совершенным преступлениям в зоне постов и маршрутов патрулирования. Должна обеспечиваться возможность доставки на объект личного состава транспортом организации.
Целесообразно отрабатывать взаимодействие с группами быстрого реагирования ЧОО, патрулями вневедомственной охраны, заинтересованными службами (полиция, МЧС) при отражении вооруженного нападения на объекты охраны, с оперативной корректировкой планов обороны и действий сотрудников.
Необходимо предусматривать доведение до сотрудников охраны современной информации по криминогенной ситуации в регионе, стране и фактам нападения на охраняемые объекты. В сценарий проведения занятий следует включать реальные угрозы безопасности объекту и персоналу (имитировать закладку взрывных устройств, нахождение посторонних предметов, задымление и т. п.).
Разбор проводимых учений желательно вести на основе видеоматериалов и хронометража действий сотрудников охраны.
Порядок обучения сотрудников ЧОО в повседневной служебной деятельности по охране объектов.
Качество выполнения сотрудниками ЧОО своих служебных обязанностей должно соответствовать тем критериям, которые предъявляют клиенты, руководство объекта. Необходимо наличие документации на посту с перечнем служебных обязанностей сотрудника ЧОО, согласованным с руководством объекта.
Кроме того, следует иметь подробный план охраны (обороны) объекта с подъездными, проходными путями и средствами технической укрепленности, маршруты движения охранников как внутри помещений, так и по территории.
Следует обучать сотрудников работе с системами охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, прививая основы технических знаний по обслуживанию данных приборов.
При контроле за несением службы со стороны ЧОО уделяется внимание внешнему виду охранников, хранению спецсредств и вооружения, технике безопасности при организации пропускного режима на объекте, досмотре транспортных средств. Важно обучение правилам поведения сотрудника, отношений с персоналом и посетителями, сохранения психологической устойчивости во время суточных дежурств и в ночное время. На крупных объектах (банки, супермаркеты, рынки) необходимо предусмотреть бытовые комнаты для охранников, оборудованные места для приема пищи и отдыха, помещения психологической разгрузки.
Таблица
Шкала конкурентных преимуществ сотрудников ЧОО
№ Содержание конкурентного преимущества Весомость преимущества для потребителя, в баллах Способ достижения преимущества
1 Обеспечение надежной охраны, бдительное несение службы 10 Организацией службы, техническими средствами и непрерывным обучением
2 Профессиональные действия при чрезвычайных ситуациях и в повседневной работе 8 Проведение тренировок и обучение на объекте
3 Вежливое и внимательное отношение к персоналу и посетителям 6 Постоянный контроль за несением службы и обучение
4 Опрятный внешний вид и современная экипировка 4 Организация снабжения сотрудников ЧОО форменным обмундированием, спецсредствами, средствами связи, вооружением и средствами индивидуальной защиты
5 Знание нормативных актов, регламентирующих функционирование ЧОО, своих обязанностей по охране объекта и их соблюдение 4 Непрерывное обучение сотрудников и своевременное доведение до них информации
6 Соблюдение правил безопасности при несении службы на охраняемом объекте, при использовании спецсредств, физической силы и оружия 4 Непрерывное обучение сотрудников и своевременное доведение до них информации
7 Знание порядка работы средств охраннопожарной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения 3 Непрерывное обучение сотрудников и проведение регулярных тренировок
8 Коммуникабельность и постоянное взаимодействие с руководством охраняемого объекта по вопросам безопасности 2 Непрерывное обучение сотрудников и организация взаимодействия
На объектах, имеющих опасные производства и большие скопления людей, охранники должны обладать способностью оценивать намерения правонарушителей заранее, выявлять их в толпе, вести для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе терактов. Они должны постоянно находиться на связи, иметь возможность подмены при убытии на обед и отдых. Эти организационные вопросы должны быть отработаны совместно с руководством объекта и ЧОО.
Очевидно, что сотрудники, достигшие высоких результатов в служебной деятельности, должны поощряться как морально, так и материально (со стороны ЧОО и руководства объекта).
На основе опроса руководителей охраняемых объектов нами составлена шкала конкурентных преимуществ охранников, которые обобщают изложенные требования. Полученные данные сведены в таблицу, на основе которой руководители ЧОО должны организовать несение службы и обучение сотрудников. Количественная оценка достигнутых конкурентных преимуществ позволит объективно подходить к оценке каждого охранника, формировать профессиональное ядро
и повышать уровень конкурентоспособности ЧОО на рынке (табл.).
Количественная оценка качества несения службы поможет дополнить существующую систему материального стимулирования труда сотрудников ЧОО, разработать меры по совершенствованию защиты объектов в реальном масштабе времени и с учетом мнения клиентов, внедрить на ЧОО мониторинг конкурентоспособности каждого охранника.
Кроме того, для оценки сотрудников ЧОО следует регулярно привлекать руководство объектов как основных субъектов, напрямую заинтересованных в повышении качества оказываемых охранных услуг.
1 Кондратюков С. В. Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников вневедомственной охраны и частных охранных организаций для обеспечения их конкурентоспособности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №4. С. 7-10.
2 Корж П., Клопов И. Негосударственная безопасность: руководство по подготовке профессиональных телохранителей. Ростов н/Д, 2002. 448 с.