Научная статья на тему 'Особенности функционирования рынка картофеля в республике Саха (Якутия)'

Особенности функционирования рынка картофеля в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / РЫНОК / КАРТОФЕЛЬ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA) / STATUS PRODUCTION / MARKET / POTATOES / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурова З. А.

В статье рассматриваются особенности рынка картофеля в республике Саха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE OPERATION MARKET POTATOES IN REPUBLIC SAHA (YAKUTIYA)

In article features of the market of a potato in republic Sakha are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования рынка картофеля в республике Саха (Якутия)»

- содержать информацию из открытых и доступных источников.

Была построена двухуровневая схема свойств модели инвестиционной привлекательности предприятия. В качестве факторов первого уровня определены финансовое состояние и рыночное окружение, второго уровня

- финансовые коэффициенты и факторы рыночного окружения (инвестиционный климат региона, инвестиционная привлекательность отрасли, рынок сбыта продукции, стадия жизненного цикла основного вида продукции, степень конкуренции на рынке и др.).

Для оценки предлагается использовать статистический подход, который позволяет выбрать из множества финансовых коэффициентов те, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Сущность статистического подхода на основе корреляционного анализа может быть сведена к следующим основным моментам. Формируется выборка данных финансовой отчетности организаций и рассчитываются основные финансовые коэффициенты. Затем определяется корреляционная взаимосвязь между ними и составляется группировка финансовых коэффициентов по величине парных линейных коэффициентов корреляции. Далее исключаются те показатели, которые содержат признаки дублирования информации, т.е. имеют величину корреляции более 0,7. Значения коэффициента корреляции от 0,3 до 0,7 характеризуют слабую взаимосвязь, а менее 0,3 - ее практически

полное отсутствие.

На основе проведенных исследований для анализа можно использовать минимальный набор следующих финансовых коэффициентов: коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность продаж по чистой прибыли; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.

Для определения значений коэффициентов весомости факторов модели инвестиционной привлекательности нами был осуществлен сбор исходной информации методом очного и заочного опроса экспертов, в качестве которых выступали портфельные и финансовые инвесторы. Был определен коэффициент весомости факторов первого уровня (финансового состояние и рыночного окружения) и факторов второго уровня.

Значение каждого фактора может быть измерено различными способами, в том числе с помощью балльной системы оценок. Сущность способа заключается в том, каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая оценка в баллах. Абсолютные значения и балльная оценка факторов инвестиционной привлекательности приведена в таблице 2.

Далее может быть определено отношение показателя качества оцениваемого объекта к показателю качества объекта, принятого за эталон.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАРТОФЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

З. А. ВИНОКУРОВА, аспирант, Якутская ГСХА

Применительно к нашему исследованию требуется рассчитать отношение объективных фактических параметров предприятия к субъективно индивидуальным желаниям этих параметров инвестором. Данная величина была названа интегральным коэффициентом инвестиционной привлекательности (Кип) и рассчитана по следующей формуле: £ Fi

Кип = '=1

F max

где i = 1, 2, 3 ... n - количество факторов;

Fi - балловая оценка i-го фактора с учетом его весомости;

Fmax - максимальное возможное суммарное количество баллов, равное 3.

Чем ближе значение интегрального коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия к 1, тем привлекательнее оно для инвестора. Значение коэффициента свыше 0,8 может характеризовать организацию, как высокопривлекательную для инвесторов, от 0,6 до 0,8 - как среднепривлекательную, менее 0,6 - как низкопривлекательную.

Выводы.

Предлагаемая методика отличается от ряда существующих методик тем, что позволяет количественно отобразить влияние качественных показателей, а также относительной простой и удобством в применении, использованием информации из открытых и доступных источников.

Тел. 89241687454, 8 (4112) 35-89-44

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), современное состояние производства, рынок, картофель, направления развития.

тофелем составляет 6948 га, основные площади посадок картофеля находятся в Олекминском (823 га), Ханга-ласском (718 га), Ленском (650 га), Алданском (408 га) районах, в г. Якутске (896 га) и г. Нерюнгри (478 га). В этих же улусах имеется тенденция роста валового сбора и урожайности, отмечается наибольший удельный вес в производстве и потреблении картофеля, в целом по республике прослеживается снижение перечисленных показателей [1].

Специфика формирующегося регионального рынка картофеля в республике определяется особенностями природных и экономических условий, преобладанием преимущественно мелкого

Рынок картофеля как экономическая категория представляет совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями - желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.

Производство картофеля зависит от

региональных особенностей в большей степени, чем другие отрасли земледелия. Республика Саха (Якутия) является крупнейшим в территориальном и экономическом отношениях регионом Севера, занимая 1/5 часть России и 30 % площади северных территорий, расположена на северо-востоке России (площадью в 3103,2 тыс. км2). Несмотря на суровые условия, сельское хозяйство республики среди северных областей является наиболее развитым, с удельным весом продукции в зоне Севера РФ около 20 %.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), общая посевная площадь под кар-

Рисунок 1

Производство и реализация картофеля в Республике Саха (Якутии) за

2001-2007 гг.

Таблица 1

Средние закупочные и розничные цены на картофель, руб. за кг

2002 г 20 03 г 2004 г 200 5 г 2 006 г 2007 г

З акупочная цена картофеля за 1 кг 5,26 5,0 5 ОО 5 5,83 5,5 7 6,3 1

Розничная цена картофеля за 1 кг 12,66 0 5 ОО со 5 17,87 2 8 28,85

Таблица 2

Формирование и использование ресурсов картофеля в Республике Саха

(Якутия), тыс. т

Показатели Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Запасы на начало года Производство Ввоз, вкл.импорт Итого Производств енное потребление Потери Экспорт Личное Ресурсы

36.5 65.6 46,5 148.6 31,4 70.0 50,6 152.0 35.6 65.6 53,2 154,4 34.0 75.1 45.1 155.1 37,3 88,6 43,8 160,7 42.3 62.4 50,7 155.4 37,2 62,6 52,8 152,6

Использование ресурсов

35,8 2,3 70 1 35.0 1.0 80,4 34.7 1.7 83 1 35,2 2,1 80,5 37,7 2,6 87 1 35,3 1,0 «1 0 35,6 1.5 78.5

потребление Запасы на конец года 31,4 35,6 34,0 37,3 42,3 37,2 37,0

землепользования, производством основной части картофеля в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения. Поэтому более половины урожая картофеля (за вычетом семян) не вовлекается в сферу товарного обращения (рис. 1). В результате значительная часть валового сбора минует рыночные каналы сбыта.

Производители картофеля составляет рынок свободной конкуренции. Основное отличие этого типа рынка от других типов - большое число производителей и продавцов стандартной продукции при большом числе потребителей. В результате самостоятельные продавцы вынуждены соглашаться с ценой рынка, не могут диктовать ее. Они приспосабливаются к рыночной цене как к объективному фактору, в лучшем случае добиваясь лишь небольшого ее повышения.

Продавцы картофеля не имеют собственной ценовой политики и не могут оказывать значимого влияния на рыночную цену. Они получают за единицу продукции одинаковую, независимую от объема собственного производства цену. Продажа продукции поцене выше рыночной нереальна ввиду стабильности цен конкурентов. Экономически нецелесообразно снижение цены, поскольку картофель не относится к продуктам длительного хранения и есть возможности проведения собственной тактики реализации. Основной канал реализации картофеля в республике представляют организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, которые в 2007 г. составили около 80 % всех покупателей. На картофель, покупаемый для государственных нужд, устанавливается гарантированный уровень закупочных цен, который в течение пяти лет увеличился всего на 1,05 руб. (от 5,26 до 6,31 руб.). Остальной картофель реализуется по договорным ценам, установленная цена в 2007 г. возросла в 2,3 раза по сравнению с 2002 г. и на 17 % по отношению к 2006 г. и составляет 28,85 руб. Для картофеля характерны колебания цен, связан-н ые с с езонн ос т ь ю п р ои зв одс тв а в отрасли (табл.1).

Улучшить положение на рынке картофеля и заинтересовать товаропроизводителей в расширении производства картофеля можно было бы путем уменьшения разницы между розничными и закупочными ценами, за счет роста закупочных цен. Продовольственный рынок Якутии формируется за счет собственного производства и завоза из других регионов. Потребность населения в отечественном картофеле удовлетворяется на 40-70 %, в зависимости от складывающихся погодных условий. Большой объем продукции поступает на рынок в период ее массовой уборки, в другие периоды разнообразие под-

держивается за счет импорта (табл. 2).

Доля ввозимого картофеля в общем объеме ресурсов составляет в среднем 40-50 тыс. т. Наибольшее использование ресурсов картофеля направлено на личное потребление, при обусловленном кризисными явлениями снижении реальных доходов населения в последние годы, сокращение потребления продуктов животноводства, овощей и плодов в значительной мере возмещается картофелем. Производственное потребление составляет 4-ую часть ресурсов, потери - в пределах 1,5 %. Несмотря на значительный спрос населения на картофель, сельскохозяйственные предприятия вынуждены ежегодно сокра-

щать посевные площади под ними, так как не могут составлять конкуренцию индивидуальным товаропроизводителям; под урожай 2007 г. их площадь составляла 20 % от площади хозяйств всех категорий.

Решение проблем формирования и развития рынка картофеля должно осуществляться комплексно с учетом региональных особенностей как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения картофеля от поля к конечному потребителю. Удовлетворение спроса на карто-

Republic Sakha (Yakutia), status production, market, potatoes, priority directions of development.

фель в условиях рынка должно обеспечиваться не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет рационального его использования, что связано с сокращением потерь во время уборки, послеуборочной доработки, транспортировки и хранения. В настоящее время к особенностям формирования рынка картофеля в республике можно отнести следующие:

- ослабление экономической роли крупнотоварных предприятий при одновременном расширении доли продукции личных подсобных хозяйств;

- резкое снижение технического уровня производства в результате подрыва материально-технической базы отрасли;

- выход на рыночные каналы сбыта картофеля незначительной части его валового сбора, вследствие большого направления на личное потребление;

- теневые взаимоотношения участников рынка, приводящие к распространению бартерных сделок, препятствующих нормальному хозяйственному обороту;

- недостаточное бюджетное финансирование и государственное регулирование [3].

Ограниченность внутренних ресурсов и зависимость от ввоза налагают особые условия продовольственного обеспечения. Это объясняется относительно большими затратами на производство, хранение

и реализацию картофеля; неразвитостью системы продвиженияместной продукции на рынок из-за низкой ценовой конкурентоспособности, неразвитостью маркетинговой политики, недостаточной поддержкой государства.

В результате производство, реализация и потребление картофеля замыкаются на определенном регионе. Учитывая ресурсные потенциалы и фактические показатели прошлых десятилетий, можно говорить, что республика имеет реальные возможности для значительного увеличения производства и реализации картофеля в количественном и качественном отношении.

Литература

1. Основные показатели АПК РС(Я). Статистические сборники за 2000-2007 гг. Якутск.

2. Гомзякова З. А. Основные тенденции формирования и развития рынка картофеля в условиях РС(Я). Наука, методика и опыт - в образовательный процесс. Материалы научно-практической конференции. Олекминск, 2007 г. с. 51-52.

3. Самсонова И. В., Гомзякова З. А. Современное состояние рынка картофеля и основные направления его развития в Республике Саха (Якутия). АПК: экономика и управление. 2008. №2. с. 49-50.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, зав.кафедрой права, Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 371-33-63

Ключевые слова: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации; Концепция продовольственной безопасности Уральского федерального округа; Нормативы потребностей в продуктах питания; Показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции в субъектах УрФО. Механизм реализации Концепции продовольственной безопасности УрФО.

Под эгидой аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в октябре 2010 года была разработана и принята Концепция продовольственной безопасности Уральского федерального округа. Автор настоящей статьи входил в рабочую группу по подготовке этой Концепции и был модератором на научно-практической конференции, прошедшей 15 октября в г.Кургане.

На этой конференции представители всех субъектов, входящих в УрФО обсудили содержание Концепции и приняли ее к исполнению.

Правовой основой для организации и развития сельскохозяйственной деятельности по обеспечению продовольственной безопасности населения субъектов Уральского федерального округа являются федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» №264 - ФЗ от 29.12.2006г. (с изм.

и доп.); «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 02.01.2000 (с изм. и доп.); «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г. (с изм. и доп.); «О государственном контроле и надзоре за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» №183-Ф3 от 27.12.2002 (с изм. и доп.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002г. (с изм. и доп.); другие федеральные законы прямо или опосредованно регулирующие аграрные отношения и социальноэкономическое развитие сельских территорий. Указы Президента Российской Федерации: №120 от 30.01.2010г. «О Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации»; «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» №537 от 12.05.2009г; Постановления Правительства Российской Федерации № 446 от 14.07.2007г. «О государствен-

ной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»; «О социальном развитии села до 2012 года» №858 от 03.12.2002 г.; Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17 ноября 2008г. «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; а так же законы и иные нормативные правовые the Doctrine of food safety of the Russian Federation; the Concept of food safety of the Ural federal district; Specifications of requirements for foodstuff; Indicators of manufacture of principal views of agricultural production in subjects of UrFO. The mechanism of realization of the Concept of food safety of UrFO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.