МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Н. Д. БАГРЕЦОВ (фото), кандидат экономических наук, доцент А. В. ШУЛЬГИНА, старший преподаватель, Курганская ГСХА
641300, Курганская область, Кетовский район, c. Лесниково Курганская ГСХА
Ключевые слова: инвестиционный рынок, инвестиционная привлекательность, модель оценки инвестиционной привлекательности.
Конъюнктура инвестиционного рынка во многом определяется соотношением таких элементов рынка, как спрос на инвестиции, предложение, уровень цен и степень конкуренции. Оценка и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка осуществ-
ляются на основе изучения инвестиционной привлекательности его сегментов (рисунок 1).
Результаты исследований.
Для разработки стратегии инвестирования необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвести-
Рисунок 1
Этапы изучения конъюнктуры инвестиционного рынка
Таблица 1
Методики оценки инвестиционной привлекательности организаций
Г руппы методик оценки показателей Показатели оценки инвестиционной при влекательности организаций Преимущества методического подхода Н едостатки методического подхода
1 Рыночной капитализации предприятия Привлекательности и эффективности ин вестирован ия в ценные бумаги предприятия-эмитента Исп ользование объективных индикаторов и нв е с тиц ио нно й привлекательности в условиях развитого фондового рынка Недостаточная до стов ерн ость результатов в услов иях росси йской экономики и невозможность применения для организаций-неэмитентов
2 Финансовоэкономических показателей Финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой активности, рентабельности Доступ ность информации, использование традиционных групп финансовых коэффициентов Оценка ин вести ци онн ой привлекательности только с позиций финансового состоя ни я организации
3Обобщающего (инте грального) критерия Финансово-экон омические показатели и неформализованные критерии Обобщенная характеристика уровня и нв е с тиц ио нно й привлекательности с учетом количественных и качественных показателей Сложность объективной оценки неформализованных критериев инвестиционной привлекательности
ционного рынка, начиная с макроуровня (инвестиционной привлекательности государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельной организации). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких организаций, которые имеют лучшие перспективы в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору требуемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков.
Процедура инвестирования осуществляется непосредственно в организацию, поэтому инвестора, кроме эффективности инвестиционного проекта, интересует инвестиционная привлекательность всей организации, реализующей этот проект. Одновременно инвестором рассматривается принадлежность организации к отрасли (развивающиеся или депрессивные отрасли) и ее территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют собственные уровни инвестиционной привлекательности, которые включают в себя инвестиционную привлекательность отдельных предприятий и проектов.
Следовательно, инвестиционная привлекательность организации испытывает инвестиционное воздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность предприятий образует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов формируется инвестиционная привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, изменения в налоговом законодательстве, увеличение доходов населения в регионе, таможенные пошлины на продукцию отдельных отраслей, требования к экологии и др.) непосредственно отражаются на инве-
Investment market, investment attractiveness, model of estimation of investment attractiveness.
стиционной привлекательности организаций.
Изучение факторов инвестиционной привлекательности региона и отрасли, способствующих повышению или понижению инвестиционной привлекательности организации, является важным для раскрытия всей совокупности факторов инвестиционной привлекательности организаций. Так, организация может иметь меньшую величину собственной инвестиционной привлекательности, но самый высокий интегральный рейтинг из-за того, что находится в синергетическом поле наиболее инвестиционно привлекательных регионов и отраслей.
Методики оценки инвестиционной при-влекательности организаций, существующие на сегодняшний день, можно условно разделить на три группы:
- методики на основе анализа рыночной капитализации предприятии и производных от нее показателей (привлекательности и эффективности ценных бумаг предприятия-эмитента);
- методики на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
- методики на основе вычисления единого обобщающего (интегрального) показателя - коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия.
Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций представлены в таблице1.
Таким образом, все указанные методики оценки инвестиционной привлекательности организаций несвободны от недостатков. В этой связи, на основании существующих методик, нами была разработана модель оценки инвестиционной привлекательности организаций с использованием системы количественных и качественных факторов, характеризующих финансовое состояние и рыночное окружение.
Алгоритм разработки модели включает следующие этапы:
- построение иерархической структурной схемы («дерева») свойств;
- расчет коэффициентов весомости свойств;
- определение значений абсолютных показателей свойств и приведение их к единому масштабу измерения;
- свертка и вычисление интегрального показателя - коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия.
Перед тем как выбирать наиболее значимые факторы инвестиционной привлекательности предприятий, были выбраны критерии отбора. Включенные в модель факторы должны:
- характеризовать привлекательность предприятия с позиций ее соответствия требованиям инвесторов;
- охватывать большую часть рисков, возникающих в фазе проведения прединвестиционных исследований;
Таблица 2
Оценка факторов инвестиционной привлекательности организации
Фактор инвестиционной привлекательности Абсолютное значение фактора Оценка в баллах Интеграль- ный коэффи- циент весомости Оценка фактора с учетом весомости
1 Оценка финансового состояния
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств от 0,5 до 1 меньше 0,5 больше 1 3 2 1 0,09 0,27 0,18 0,09
Коэффициент текущей ликвидности больше 1,7 от 1,2 до 1,7 меньше 1,2 3 2 1 0,16 0,48 0,32 0,16
Коэффициент оборачиваемости активов больше 0,6 от 0,4 до 0,6 меньше 0,4 3 2 1 0,16 0,48 0,32 0,16
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % больше 16 от 8 до 16 меньше 8 3 2 1 0,12 0,36 0,24 0,12
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % больше 8 от 3 до 8 меньше 3 3 2 1 0,09 0,27 0,18 0,09
Сумма максимальных значений в баллах по разделу 1: 1,86
2 Оценка рыночного окружения
Инвестиционный климат региона Благоприятный Неблагоприятный Крайне неблагоприятный 3 2 1 0,05 0,15 0,10 0,05
Инвестиционная привлекател ьность отрасли Высокая (нефтедобывающая нефтеперерабатыв ающая и газовая промышленность, электроэнергетика, связь) Средняя (черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, пищевая, стекольная промышленность, машиностроение и металлобработка) Низкая (сельское хозяйство, легкая, лесная, деревообрабатыва ю-щая, целюлозно- бумажная промышленность, промышленность строительных материалов) 3 2 1 0,05 0,15 0,10 0,05
Рынок сбыта продукции Зарубежный и российский Российский Региональный 3 2 1 0,08 0,24 0,16 0,08
Стадия жизненного цикла основного вида продукции Рост Зрелость Старение 3 2 1 0,06 0,18 0,12 0,06
Степень конкуренции на товарном рынке Низкая Средняя Высокая 3 2 1 0,08 0,24 0,16 0,08
Экологическая нагрузка на природную среду Незначительная Значительная Разрушительная 3 2 1 0,03 0,09 0,06 0,03
Развитость транспортной инфраструктуры 3 вида транспорта 2 вида транспорта 1 вид транспорта 3 2 1 0,03 0,09 0,06 0,03
Сумма максимальных значений в баллах по разделу 2: 1,14
Сумма максимальных значений в баллах по всем разделам: 3,00
- содержать информацию из открытых и доступных источников.
Была построена двухуровневая схема свойств модели инвестиционной привлекательности предприятия. В качестве факторов первого уровня определены финансовое состояние и рыночное окружение, второго уровня
- финансовые коэффициенты и факторы рыночного окружения (инвестиционный климат региона, инвестиционная привлекательность отрасли, рынок сбыта продукции, стадия жизненного цикла основного вида продукции, степень конкуренции на рынке и др.).
Для оценки предлагается использовать статистический подход, который позволяет выбрать из множества финансовых коэффициентов те, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Сущность статистического подхода на основе корреляционного анализа может быть сведена к следующим основным моментам. Формируется выборка данных финансовой отчетности организаций и рассчитываются основные финансовые коэффициенты. Затем определяется корреляционная взаимосвязь между ними и составляется группировка финансовых коэффициентов по величине парных линейных коэффициентов корреляции. Далее исключаются те показатели, которые содержат признаки дублирования информации, т.е. имеют величину корреляции более 0,7. Значения коэффициента корреляции от 0,3 до 0,7 характеризуют слабую взаимосвязь, а менее 0,3 - ее практически
полное отсутствие.
На основе проведенных исследований для анализа можно использовать минимальный набор следующих финансовых коэффициентов: коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность продаж по чистой прибыли; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.
Для определения значений коэффициентов весомости факторов модели инвестиционной привлекательности нами был осуществлен сбор исходной информации методом очного и заочного опроса экспертов, в качестве которых выступали портфельные и финансовые инвесторы. Был определен коэффициент весомости факторов первого уровня (финансового состояние и рыночного окружения) и факторов второго уровня.
Значение каждого фактора может быть измерено различными способами, в том числе с помощью балльной системы оценок. Сущность способа заключается в том, каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая оценка в баллах. Абсолютные значения и балльная оценка факторов инвестиционной привлекательности приведена в таблице 2.
Далее может быть определено отношение показателя качества оцениваемого объекта к показателю качества объекта, принятого за эталон.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАРТОФЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
З. А. ВИНОКУРОВА, аспирант, Якутская ГСХА
Применительно к нашему исследованию требуется рассчитать отношение объективных фактических параметров предприятия к субъективно индивидуальным желаниям этих параметров инвестором. Данная величина была названа интегральным коэффициентом инвестиционной привлекательности (Кип) и рассчитана по следующей формуле: £ Fi
Кип = '=1
F max
где i = 1, 2, 3 ... n - количество факторов;
Fi - балловая оценка i-го фактора с учетом его весомости;
Fmax - максимальное возможное суммарное количество баллов, равное 3.
Чем ближе значение интегрального коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия к 1, тем привлекательнее оно для инвестора. Значение коэффициента свыше 0,8 может характеризовать организацию, как высокопривлекательную для инвесторов, от 0,6 до 0,8 - как среднепривлекательную, менее 0,6 - как низкопривлекательную.
Выводы.
Предлагаемая методика отличается от ряда существующих методик тем, что позволяет количественно отобразить влияние качественных показателей, а также относительной простой и удобством в применении, использованием информации из открытых и доступных источников.
Тел. 89241687454, 8 (4112) 35-89-44
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), современное состояние производства, рынок, картофель, направления развития.
тофелем составляет 6948 га, основные площади посадок картофеля находятся в Олекминском (823 га), Ханга-ласском (718 га), Ленском (650 га), Алданском (408 га) районах, в г. Якутске (896 га) и г. Нерюнгри (478 га). В этих же улусах имеется тенденция роста валового сбора и урожайности, отмечается наибольший удельный вес в производстве и потреблении картофеля, в целом по республике прослеживается снижение перечисленных показателей [1].
Специфика формирующегося регионального рынка картофеля в республике определяется особенностями природных и экономических условий, преобладанием преимущественно мелкого
Рынок картофеля как экономическая категория представляет совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями - желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.
Производство картофеля зависит от
региональных особенностей в большей степени, чем другие отрасли земледелия. Республика Саха (Якутия) является крупнейшим в территориальном и экономическом отношениях регионом Севера, занимая 1/5 часть России и 30 % площади северных территорий, расположена на северо-востоке России (площадью в 3103,2 тыс. км2). Несмотря на суровые условия, сельское хозяйство республики среди северных областей является наиболее развитым, с удельным весом продукции в зоне Севера РФ около 20 %.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), общая посевная площадь под кар-