ИЮНЬ №6 (243)
7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зуева Е.Т., Фомин Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и европейских стандартов к качеству и безопасности. М.: Протектор, 2003. 320 с.
Репс В.Ф. Экспериментальное обоснование лечебно-профилактического применения питьевых минеральных вод при нарушении функций печени: Дис. ... докт. биол. наук. Пятигорск, 2001. 223 с.
Контактная информация:
Лесцова Наталья Анатольевна , тел. 8 (3532) 77-71-26; 8 (922) 829-73-08, e-mail: [email protected] Contact Information: Lestsova Natalia,
phone: 8 (3532) 77-71-26; 8 (922) 829-73-08 e-mail: [email protected]
-♦♦♦-
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ НЕДОСТАТОЧНОЙ НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
А.Г. Сетко, С.Г. Каштанова, С.П. Тришина, М.М. Мокеева
FEATURES OF THE ORGANS AND SYSTEMS FOR MEDICAL STUDENTS AT THE UNIVERSITY OF SECURITY INSUFFICIENT NUTRIENTNOY
A.G. Setko, S.G. Kashtanova, S.P. Trishina, M.M. Mokeeva ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Приводятся результаты изучения функционального состояния сердечно-сосудистой, центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем, уровень гармоничности физического развития, а также фактического питания студентов-первокурсников медицинского вуза. Выявленные нарушения в питании первокурсников являются одним из ведущих факторов, негативно влияющих на адаптационные возможности организма студентов.
Ключевые слова: питание студентов, нутриентная обеспеченность, функциональное состояние сердечнососудистой и центральной нервной систем, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, физическое развитие.
The paper presents the results of the nutrition study students of the first year of the Orenburg Medical Academy and assessment of its impact on nutritional status. These data suggest that nutrition of the students is irrational and inadequate due to the low nutritional value of diets, inadequate intake of macro-and micronutrients, which lead to a breach of nutritional status of students. It is evident by the increase in the percentage of students with significant and sharp decrease of functional reserves and with deviations in physical development.
Keywords: students' nutrition, nutrient provision, functional state of cardiovascular system and central nervous system, physical development, biochemical status.
В настоящее время состояние здоровья современной студенческой молодежи характеризуется негативными тенденциями, отмечается рост функциональных отклонений и хронических заболеваний не только у студентов старших курсов по сравнению с младшими, но и у первокурсников по сравнению с абитуриентами. Это обусловлено различными факторами: адаптацией к новому режиму дня, ломкой «школьного» стереотипа, отсутствием постоянного и систематического контроля взрослых, неумением самостоятельно распределять свое время, высокой учебной нагрузкой [6]. В медицинском вузе система обучения довольно специфична, и помимо воздействия перечисленных факторов студенты вынуждены проводить в стенах учебного заведения более длительное время — не только на лекциях и практических занятиях, но и в рамках внеаудиторной деятельности, что отрицательно сказывается на работоспособности, адаптационных возможностях организма и состоянии здоровья.
Эффективность начального периода адаптации к обучению во многом будет зависеть от исходного функционального состояния организма и в первую очередь от характера регуляции сердечно-сосудистой системы, так как ее конечным результатом является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма [5]. Снижение адаптационных возможностей и ухудшение функционального состояния сердечнососудистой системы организма фактически являются маркерами нарушений в соматическом, психическом и репродуктивном здоровье [3]. Своевременная диагностика функциональных отклонений позволяет вовремя принять необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.
В то же время важным фактором, от которого решающим образом зависит эффективность адаптации к новым условиям в жизни первокурсников, является рациональное и адекватное питание. В связи с этим необходимо достаточное и регулярное снабжение организма студентов всеми необходимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами.
Целью исследования явилось изучение фактического питания и его влияния на функциональное состояние и физическое развитие студентов медицинского вуза.
Объектом исследования явились 469 студентов первого курса медицинского вуза в возрасте 17—21 года, из них девушек 361 и 108 юношей.
Фактическое питание студентов изучалось с помощью специально разработанной анкеты, позволяющей оценить организацию и режим питания студентов. Нутриентная обеспеченность организма оценена путем определения пищевой и энергетической ценности рационов с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов. Проводилась оценка функционального состояния основных органов и систем (физиологического статуса), позволяющего своевременно диагностировать ранние отклонения в состоянии здоровья. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучено с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М.П. Мороз (2001). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определялось по данным вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кардиоритмо-графического комплекса ORTO Expert [2]. Физическое развитие оценивалось при помощи региональных центильных таблиц с определением гармоничности физического развития (Сетко Н.П., Кузнецова М.В., 2005).
В результате проведенных исследований фактического питания установлено, что рационы студентов были дефицитны по энергетической ценности и составили (1 757,6 ± 24,1) ккал/сутки у девушек (при норме 2 000 ккал/сутки) и (2 066,3 ± 53,2) ккал/сутки у юношей (при норме 2 450 ккал/сутки), причем поступление жиров с пищевыми рационами девушек выше физиологической нормы на 23,4 %, у юношей на 24,1 %, а уровень потребления углеводов, напротив, ниже физиологической нормы у девушек на 37,1 %, у юношей на 43,3 %. Анализ поступления с пищей минеральных веществ показал, что поступление кальция было ниже нормативных показателей на 52,7 % у девушек и на
0
ЗНиСО ИЮНЬ № (243)
Таблица. Показатели физического развития студентов (М ± т)
Показатель Юноши Девушки
Длина тела, см 176,7 + 0,63 163,1 + 0,33
Масса тела, кг 69,6 + 1,21 56,6 + 0,43
Динамометрия, правая рука, кг 40,1 + 0,92 24,4 + 0,23
Динамометрия, левая рука, кг 38,1+ 0,67 23,1 + 0,24
ЖЕЛ, мл 3340 + 0,08 2230 + 0,03
53,6 % у юношей. Рационы студентов были дефицитны как у юношей, так и у девушек по содержанию магния на 47,4—51,6 %, калия на 25,1—26,4 %, натрия на 16,8— 28,6 %, хлора на 42,4—50,2 %, цинка на 19,2—35,8 %, йода на 61,5—62,7 %, селена на 15,8—23,1 %, фтора на 14,5—23,0 %. Содержание фосфора превышало нормы у юношей и девушек на 11,4—26,9 %. При этом у юношей установлен избыток поступления с рационами питания железа на 75,0 и меди на 30,0 %.
При анализе поступления витаминов выявлено сниженное поступление ретинола, аскорбиновой кислоты у юношей на 77,1 и 37,1 %, у девушек на 80,8 и 24,2 % соответственно. Содержание витаминов группы В в рационах студентов было ниже рекомендуемых величин как у юношей, так и у девушек: тиамина на 26,7—40,0 %, рибофлавина на 44,4—50,0 %, ниацина на 28,0—41,5 %, пиридоксина на 10—20 %, пантоте-новой кислоты на 37—46 % и биотина на 63,2—68,4 %. Содержание витамина Е в рационе недостаточно у девушек на 21,3 % и избыточно у юношей на 13,3 %.
Исходя из основ доказательной медицины, исследовано влияние питания на изменение компонентов алиментарного статуса. Учитывая регуляторную функцию пищи, проведен анализ функционального состояния систем организма первокурсников, который является одним из ключевых показателей диагностики нарушения пищевого статуса студентов.
В результате исследования физического развития получены следующие данные о морфофункциональных характеристиках организма студентов обследованной группы (табл.).
Оценка функционального состояния дыхательной и костно-мышечной систем показала, что студентов с нормальной и отличной жизненной емкостью легких (ЖЕЛ) зарегистрирована лишь треть среди всех обследованных. Так, 29,6 % юношей и 21,5 % девушек имели нормальную ЖЕЛ, 2,8 % юношей и 1,1 % девушек — отличную. Юношей и девушек, имеющих сниженные показатели ЖЕЛ, выявлено 41,7 и 45,8 % соответственно. Низкие показатели ЖЕЛ отмечались у 25,9 % юношей и 31,6 % девушек.
При оценке кистевой динамометрии регистрировалась нормальная сила сжатия правой руки лишь у 54,6 % юношей и 83,6 % девушек. Отличная сила сжатия — у 7,4 % юношей и 5,2 % девушек. Сниженная и очень низкая сила сжатия — у 38 % юношей и 11,2 % девушек. Доля студентов, имеющих нормальную и отличную силу сжатия левой руки, составила у юношей 77,8 и 7,4 % , у девушек 76,6 и 19,6 % соответственно. Сниженная сила сжатия левой руки установлена у 14,8 % юношей и 3,8 % девушек.
При оценке уровня физического развития студентов было выявлено, что гармоничное физическое развитие имели 77,0 % юношей и 73,6 % девушек. Доля студентов, имеющих дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие, составила у юношей 15,7 и 7,3 %, у девушек 18,8 и 7,6 % соответственно.
В структуре студентов с гармоничным физическим развитием преобладал средний уровень как у юношей (25,0 %), так и у девушек (27,2 %). Физическое разви-
тие ниже среднего установлено у 14,8 и 13,8 % юношей и девушек соответственно. Физическое развитие выше среднего регистрируется у 19,6 % девушек и 13,9 % юношей. Девушек, имеющих высокое физическое развитие, на 5,5 % меньше, чем юношей (10,3% ). Низкое физическое развитие выявлено у 6,5 % юношей и 4,3 % девушек.
Среди студентов с дисгармоничным физическим развитием максимальное количество человек выявлено с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела (7,4 % юношей и 6,8 % девушек). В структуре подростков с резко дисгармоничным развитием наблюдалась аналогичная ситуация — преобладали студенты с резко дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела (3,7 % юношей и 2,7 % девушек).
В результате исследований физиологического статуса установлено, что функциональный уровень нервной системы, отражающий приспособительную деятельность ЦНС студентов-первокурсников, составил у юношей (2,54 ± 0,03) ед., у девушек (2,45 ± 0,01) ед., что ниже физиологической нормы, составляющей (4,6 ± 0,1) ед. и является прогностическим признаком возможного функционального отклонения в состоянии здоровья подростков.
Анализ временных показателей двигательной реакции студентов позволил рассчитать величину устойчивости нервной реакции, которая является наиболее чувствительным показателем самых ранних изменений в деятельности ЦНС. Так, при обследовании у юношей показатель УР был равен (1,54 ± 0,07) ед., у девушек (1,34 ± 0,04) ед., что не соответствует установленным нормативам, составляющим (2,0 ± 0,1) ед. При проведении хронорефлексометрии был оценен критерий функционального состояния ЦНС — уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы. Эта величина характеризует работу высшей нервной деятельности и основных анализаторных систем, обеспечивающих целостность трудового процесса. Так, УФВ у юношей составил (2,78 ± 0,08) ед., у девушек (2,52 ± 0,04) ед. Оба показателя находятся ниже физиологической нормы (3,8 ± 0,1) ед.
При оценке уровня работоспособности учащихся установлено, что юношей с нормальным уровнем работоспособности было 31,1 %, со сниженными способностями функциональной деятельности ЦНС — 68,9 %. Девушек с нормальным уровнем работоспособности зарегистрировано 20,6 %, а изменения умственной работоспособности различной степени выраженности отмечались у 79,4 % студенток. При этом у первокурсников незначительно сниженный уровень умственной работоспособности, возникающий на начальных стадиях развития утомления, а также при астенизации организма при различных заболеваниях, определен у 42,7 % юношей и 46,7 % девушек. Кроме того у 23,3 % юношей и у 28,6 % девушек встречается сниженный уровень умственной работоспособности, формирующийся при резком переутомлении или в начальных стадиях заболеваний. Значительно сниженный и ограниченный уровни работоспособности встречаются у 2,9 % юношей и 4,1 % девушек.
В результате исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы получены данные об исходном уровне функционирования вегетативной нервной системы организма студентов всей обследованной группы. Выявлено, что 65,2 % юношей и 57,1 % девушек являлись ваготониками. Симпатикотония регистрировалась у 23,9 % юношей и 24,1 % девушек. Студентов с эйтонией среди юношей 10,9 %, среди девушек 18,8 %.
При оценке уровня адаптации организма студентов установлено, что 46,7 % юношей и 47,2 % девушек име-
ИЮНЬ №6 (243)
9
ют напряжение адаптации. Доля студентов, имеющих удовлетворительную адаптацию и срыв, примерно одинакова и составила у юношей 22,8 и 23,9 %, у девушек 20,1 и 21,6 % соответственно. Неудовлетворительная адаптация регистрировалась у 6,6 % юношей и 11,1 % девушек (рис.).
При изучении состояния функциональных резервов организма установлено снижение функциональных резервов у 32,6 % юношей и 29,3 % девушек. Резкое снижение функциональных резервов организма наблюдалось у 23,9 % юношей и 24,1 % девушек. Снижение функциональных резервов организма отмечалось у 14,6 % юношей и 17,6 % девушек. Значительное снижение функциональных резервов регистрировалось у 6,5 % юношей и 8,3 % девушек. Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции имели 11,9 % юношей, что на 5 % больше, чем девушек. Повышенный расход функциональных резервов и достаточные функциональные возможности организма выявлены у 7,6 и 3,3 % юношей и у 9,6 и 4,3 % девушек.
В результате проведенных исследований установлено, что у юношей и девушек первого года обучения при нерациональном и неадекватном питании наблюдаются некоторые изменения в компонентах алиментарного статуса, связанных с функционированием основных органов и систем. Три четверти студентов имеют нарушения процессов адаптации организма к повышенным условиям режима обучения. В структуре физического развития имеются выраженные отклонения — каждый четвертый
юноша и каждая третья девушка имеют дисгармоничное или резкодисгармоничное физическое развитие.
Таким образом, полученные данные позволяют судить о влиянии факторов внутривузовской среды, в частности фактического питания, на функциональное состояние организма студентов, а также установить группы риска для разработки первоочередных профилактических мероприятий по укреплению здоровья учащейся молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенёва. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. 204 с.
2. Баевский Р.М., Берсеньева А.П.Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболевания. М., 1997.
3. Боева А.В., Лещенко Я.А. Характеристика физического развития и функциональных возможностей организма студентов //Сибирский медицинский журнал. 2009. № 5. С.97—99.
4. Кучма, В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2002. 280 с.
5. Поборский А.Н., Юрина М.А., Лопацкая Ж.Н. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма в неблагоприятных условиях среды //Гигиена и санитария. 2008. № 5. С. 70—73.
6. Проскурякова Л.А. Гигиеническая оценка питания и здоровья студентов //Гигиена и санитария. 2008. № 3 С. 49—52.
Контактная информация:
Каштанова Светлана Георгиевна, тел.8(987)8482526
Contact Information:
Kashtanova Svetlana, phone 8(987)8482526
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВИТАМИННОГО И АНТИОКСИДАНТНОГО СТАТУСА ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА
Л.А.Чеснокова, Н.А. Кузьмичева, С.И.Красиков, Н.В. Шарапова, И.В. Михайлова
SOME INDICATORS OF VITAMIN AND ANTIOXIDATIC STATUS OF INHABITANS OF REGION.
L.A. Chesnokova, N.A. Kusmicheva, S.I. Krasikov, N.V. Sharapova, I.V. Michaylova ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Изучали содержание витаминов А, Е, С, В1, В2, В6 у детей, проживающих в разных территориально-экономических зонах региона с различной степенью экологической нагрузки, показали более выраженный полигиповитаминоз на территории наиболее экологически неблагополучной Восточной зоны. У студентов определяли показатели витаминного и антиоксидантного статусов до и после курса витаминотерапии, отмечено повышение уровня витаминов В1 и В6 после приема, а также снижение активности каталазы, что свидетельствует об уменьшении выраженности окислительного стресса. Ключевые слова: витамины, антиоксидантный статус, дети, студенты, экологическая нагрузка. Studied the maintenance of vitamins A,E, C, B1, B2, B6 at children living in different territorialy-economic zones of region with various degree of an ecological load, have shown more expressed hypovitaminosis in territory of most ecologicalle unsuccessful East zone. At students defined indicators vitamin and antioxidatic the status before and after a course of vitamin therapy, have noticed increase of level of vitamins B1 and B6 after reception, and also decrease in activitu of a catalase that testitifios to reduction of expressiveness of oxidizing stress. Keywords: vitamins, antioxidant status, children, students, and environmental pressures.
При недостатке витаминов увеличивается риск развития многих заболеваний, в том числе сахарного диабета, и усугубляется их течение; одним из проявлений дефицита биоантиоксидантов (витамины Е, С, каро-тиноиды) является усиление развитие атеросклероти-ческих изменений сосудов и нарушения клеточного иммунитета [2, 4]. В условиях экологического неблаго-
получия в организме развивается окислительный стресс, характеризующийся усилением процессов по типу свободно-радикального окисления биомолекул, угнетается активность антиоксидантных систем организма, в частности увеличивается расход витаминов [1]. В таких условиях актуальной является диагностика уровня содержания витаминов, микро- и макроэлементов,