УДК 371.3, 373.6
К. Е. Осетрин, М. А. Червонный
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Авторы статьи предлагают пути повышения качества образования и доступности профильного обучения в малокомплектных школах за счет организации интерактивных форм и внедрения инновационных образовательных программ.
Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, государственная политика в образовании, дополнительное образование учителей, тьютор дистанционного образования, профильное обучение, инновационные образовательные программы.
Актуальность комплексной программы модернизации малокомплектной школы (МКШ) обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования - необходимостью формирования комплексной технологии модернизации малокомплектных ОУ, реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных педагогических технологий, моделей подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности.
Между тем развитие региональных систем общего образования сталкивается со множеством противоречий в деятельности МКШ, в том числе между потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре вариативных и эффективных образовательных услуг и низкой степенью их удовлетворения в МКШ; потребностями во внедрении эффективных нормативно-правовых условий деятельности региональной и муниципальных образовательных систем и слабой степенью возможности перехода МКШ на нормативно-подушевое финансирование.
Решение данных противоречий связано с оптимизацией деятельности и развитием малокомплектных сельских школ - разработкой и внедрением комплексной технологии модернизации МКШ в целях формирования современных образовательных моделей процесса обучения, ориентированных на реализацию образовательных услуг, обладающих высокой степенью качества, доступности, эффективности, в рамках сетевых, муниципальных, региональных образовательных систем.
Реализованная в Томской области программа эксперимента по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования Томской области на 2004-2007 гг. позволила к 2008-2009 учебному году перевести обучающихся старшей ступени школы на профильное обучение. Однако удельный вес детей профильных 10-11 классов в 2008 году (по проведенному нами мониторингу) составил только 57 %. Всего в сельских районах Томской области обучается 5 451 школьник, только 3 153 из них доступен профильный уровень образования.
Недостаточный уровень полученных результатов (охват профильным обучением чуть выше 50 % обу-
чающихся в Томской области старшеклассников) обусловлен геотерриториальными, инфраструктурными особенностями Томской области, что определяет специфику региональной системы - большое количество малокомплектных (33 % от всего числа ООУ Томской области), малочисленных и отдаленных сельских школ; слабая возможность их внешней реструктуризации в рамках сетевого взаимодействия и, соответственно, организации профильного обучения.
Реализация моделей, описанных концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, реально была возможна в городских школах, имеющих классы с несколькими параллелями. Механизм же профилизации сельской школы с отсутствием параллелей пока не имеет ни должной прак-тико-теоретической разработки, ни специальных учебно-методических комплексов профильного обучения.
Кроме того, для областного бюджета организация профильного обучения для 2 298 школьников МКШ ввиду малочисленности классов и невозможности формирования разновозрастных классов-комплектов из-за отсутствия специальных УМК финансово затратна. В целом на организацию образовательного процесса одного ученика региональный бюджет тратит от 20 до 100 тыс. руб., т. е. от 46 млн 960 тыс. рублей до 229 млн 800 тыс. в год.
Все это обязывает государственные органы, органы управления образованием, методические службы, учреждения дополнительного профессионального образования разрабатывать вариативные модели организации профильного обучения в данной группе сельских школ.
В попытках решить указанные проблемы в Томской области на территории сельских районов сформированы образовательные округа, в каждом из которых создана система взаимодействия базовой (районной) и малокомплектных школ. В базовые школы направлены значительные средства с целью создания необходимых условий для обеспечения высокого качества образования, перехода к профильному обучению, развертывания ресурсных центров. Реализуются проекты глобальной компьютеризации сельских школ и развития телекоммуникаций, создан региональ-
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)
ный телепорт, действующий на базе спутников «Ямал-100» и «Ямал-200». В систему входят приемопередающие терминалы, смонтированные в школах или узлах связи районов области. Возможности телепорта позволяют организовать телевизионное вещание, телефонную связь, видеоконференции, видеоконсультации. В рамках проекта к Интернету подключены все школы Томской области, в том числе по технологии коммутируемого доступа. Создана транспортная сеть по программе «Школьный автобус», которой охвачено 10 % детей сельских школ. Сложность дальнейшего распространения этой программы связана с тем, что лишь 22 % малокомплектных школ находится в зоне благоприятного транспортного обслуживания.
В связи с этим особенно актуальным является создание условий для повышения качества и доступности профильных образовательных программ посредством дистанционного образования для учащихся МКШ. Реализация поставленной цели возможна лишь при решении ряда задач. Во-первых, потребуется создание или развитие дистанционных образовательных сетей региональной образовательной системы, механизмов взаимодействия участников сетевого взаимодействия, его ресурсного обеспечения. Во-вторых, педагогические университеты должны взять на себя разработку, апробацию и внедрение комплексной технологии модернизации МКШ в рамках формирования современных социально-ориентированных моделей данного вида образовательных учреждений и дистанционных образовательных сетей. Наконец, цель может быть достигнута лишь при концентрации кадровых, учебно-методических ресурсов и формировании банка мультимедийных профильных курсов.
Томский государственный педагогический университет разработал и предлагает к принятию комплексную программу модернизации малокомплектных школ Томской области, одним из направлений которой является организация интерактивной модели профильного обучения. Реализация данного направления программы, как полагают ее авторы, приведет к созданию дистанционной сети профильного обучения для МКШ Томской области. Первыми шагами на пути осуществления указанных мероприятий станут теоретическое обоснование и экспериментальная апробация дистанционных интерактивных технологий организации педагогического процесса профильного обучения в сельских образовательных учреждениях (ОУ). Кроме того, потребуется разработка системы нормативно-правового обеспечения формирования новой нормативно-правовой и финансово-экономической базы дистанционного профильного обучения в сельских ОУ Новым элементом программы является постановка задачи разработки и реализации моделей психолого-педагогического (тьюторского) сопровождения процесса профильного обучения в МКШ. Формирование системы дистанционного научно-методического обеспечения требует подготовки и повыше-
ния квалификации кадров, позволяющих обеспечивать и создавать современные дистанционные модели профильного обучения в сельских ОУ. Томский государственный педагогический университет предлагает подготовку тьюторов дистанционного образования МКШ и специалистов ресурсных центров дистанционного образования.
В рамках дистанционных региональных образовательных сетей потребуется разработка и апробация новых социально-ориентированых моделей МКШ (дидактическая, воспитательная системы, технологии управленческой деятельности, технологии научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов). Отработка оптимальных механизмов организации дистанционного образования, обеспечивающих положительную результативность обучения, поставит задачу тесного сотрудничества университета со школами области и Департаментом общего образования Томской области.
Главным направлением достижения результата видится создание новой организационной структуры -центра поддержки сельской МКШ, задачами которого станет разработка банка компетентностно-ориентиро-ванных мультимедийных профильных курсов, разработка и реализация на их основе инновационных учебно-методических комплексов; создание дистанционных интерактивных технологий организации педагогического процесса профильного обучения в сельских ОУ.
Подготовкой специалистов-тьюторов (для работы с учащимися МКШ, педагогами-координаторами МКШ, управленцами МКШ и т. д.) должен будет заняться специально созданный в университете в рамках системы дополнительного образования учителей центр подготовки кадров МКШ.
Еще одним направлением комплексной программы модернизации МКШ Томской области является внедрение инновационных электронных образовательных программ для старших (профильных) классов школ, сочетающих достоинства электронных учебников и тренажеров по ЕГЭ.
Разработка средств обучения на основе информационных технологий - вынужденная и обоснованная необходимость. При этом традиционные средства обучения не должны вытесняться из учебного процесса. Наоборот, некоторые из них необходимо рационально использовать только на бумажных носителях. Например, рабочая тетрадь или большинство дидактических материалов. Учебно-методический комплекс для обучения в малокомплектной школе может включать взаимосвязанные и взаимодополняющие, традиционные и инновационные средства обучения. К инновационным средствам можно отнести тестирующие программы, аудио- и видеоматериалы, образовательные ресурсы сети Интернет и другие.
В отличие от существующих образовательных программ предполагаются инновационные, которые будут
построены по принципу следования за базовыми курсами, предлагающими в концентрированном виде учебный материал с элементами углубления знаний по предмету (для профильных классов), включающими вопросы и задания из перечня ЕГЭ, предоставляющими возможность для самостоятельной или под руководством тьютора работы с текстом (заданиями) с автоматической проверкой выполнения, располагающими обучающим тренажером.
Предполагаемые инновационные образовательные программы в отличие от существующих электронных тренажеров по ЕГЭ будут группировать вопросы по одной теме для более простого их узнавания экзаменуемым, формировать задания по принципу «от простого к сложному» для создания у экзаменуемого ощущения успешности и уверенности в силах, предлагать определять ответ с опорой на отобранные при работе с обучающими текстами ключевые понятия, создавать условия при неверно выбранных вариантах ответа для изучения определенных отрывков из обучающего текста, оценивать и выбирать наиболее предпочтительный ответ, содержать элементы экспертных систем, позволяющих реализовать педагогический анализ на основе заданных эвристик.
Для реализации данного направления программы предполагается создать региональный образовательный сайт (или портал) поддержки МКШ, задачами которого станет анализ ресурсов учебных фондов МКШ, выявление уровня профессиональной подготовки и ИКТ-компетенций учителей, создание обра-
зовательных программ нового поколения и обучающих текстов по предметам старшей школы, формирование электронных учебно-методических комплексов и апробация созданных инновационных образовательных программ.
Организация интерактивных форм профильного обучения в сельских малокомплектных школах и внедрение инновационных образовательных программ в практику потребуют создания инновационной непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей МКШ, при этом обеспечит совершенствование структуры и повышение качества общего образования в МКШ за счет внедрения новых технологий; будет способствовать повышению качества образования в МКШ до уровня базовых ООУ, в том числе по результатам ЕГЭ и ком-петентностно-ориентированного тестирования, повышению доступности образования в рамках реализации вариативных образовательных услуг и повышению профессиональной компетентности педагогов.
Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».
Осетрин К. Е., доктор физико-математических наук, профессор, проректор по инновационной политике и информатизации. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Червонный М. А., кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления научной поддержки образовательных программ.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 17.11.2009
K. E. Osetrin, M. A. Chervonny CREATION OF ONLINE MODEL OF SPECIALIZED EDUCATION AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ONLINE EDUCATIONAL PROGRAMS IN SENIOR FORMS OF UNGRADED SCHOOLS (BY WAY OF TOMSK REGION EXAMPLE)
The authors of the article offer ways to improve quality of education and make specialized education in ungraded schools readily available by means of providing of online forms of education and implementation of innovative educational programs.
Key words: education, ungraded school, state educational policy, teachers extended training, online education tutor, specialized education, innovative educational programs.
Osetrin K. E.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
Chervonny M. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.