age aspects of the influence of sports type specification on athletes' social adaptation
E. Parkhomenko, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
^ban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
Some peculiarities of the influence of sports type specification on the athletes' social adaptation are considered in the paper. The consideration is done within the time frames corresponding to the typical sporting carier. In the conditions of an early professionalization the fact of the shifting of professional development normative phases to earlier aged periods is established. Besides, the inevitabil-
ity of the influence of this shift on the children's psychical development who are involved into this process has been proved.
Key words: social adaptation, sports type specification (team and individual), early professionalisation; teenagers' and juvenile age; period of an early adultness.
УДК 796.01:159.9
особенности реакций на неудачи во взаимосвязи
с уровнем субъективного контроля у спортсменов
подросткового возраста
Кандидат психологических наук, доцент С. А. Ольшанская, аспирант Е. Н.Баскакова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Данная работа посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на успешность спортивной деятельности, связанных с особенностями реагирования спортсменов подросткового возраста на фрустрирующие ситуации, а также сделан анализ взаимосвязи уровня субъективного контроля и реакций на неудачи у спортсменов подросткового возраста в игровых видах спорта.
Ключевые слова: спорт; уровень субъективного контроля; фрустрация; психологическая защита.
Достижения в спорте имеют высокую личностную значимость не только для спортсменов высокого класса, но и для юных спортсменов. В связи с этим растет и их пси-
хическая напряженность, возникающая в результате переживания предстартовых состояний, значимого поражения, разнообразных стрессовых ситуаций, вызванных включением во взаимодействие с социальным окружением. Участие в соревнованиях разного уровня также связано с высокой эмоциональной напряженностью. Заметно возросло внимание к реакциям спортсменов на значимые для них организационные факторы подготовки на тренировках и выступлениях в соревнованиях [6]. Требования, предъявляемые к психологической подготовке спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования, обуславливают роль изучения и особенностей реакций на фрустри-
рующую ситуацию во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля, определяющих успешность спортивной деятельности [1, 2].
В работе принималось, что фрустрация - это эмоциональное состояние, которое является реакцией на неудачу в удовлетворении потребности, в достижении цели (проигрыш, несправедливое судейство, выступление ниже собственных возможностей, поломка инвентаря и др.) [5]. А уровень субъективного контроля (локус-контроля) - это уровень осознания личностью своей способности управлять событиями собственной жизни и готовность нести ответственность за них.
Успех спортивной деятельности юных спортсменов во многом зависит от того, в какой мере у подростков развита способность контролировать себя и своё поведение, управлять ситуацией, брать ответственность за происходящее на себя [5]. Следовательно, значимым регулятором деятельности и эмоциональных состояний спортсменов является локус-контроль, который может быть внутренним или внешним. Внутренний локус-контроль (интернальность) указывает на осознание личностью себя как главного регулятора собственной жизни, отведение внешним факторам второстепенной роли в возникновении тех или иных жизненных событий. Внешний локус-контроль (экстернальность) проявляется в том, что личность рассматривает внешние факторы как основную причину того, что с ним происходит, а себя как не обладающего ресурсами для самостоятельного управления ситуацией своей жизни.
В исследовании принимали участие 60 спортсменов младшего и старшего подросткового возраста, а также 60 учащихся средних школ, не занимающихся спортивной деятельностью, в возрасте 12 и 16 лет.
Уровень интернальности изучался с помощью методики «Уровень субъективного контроля» (УСК), в основе которой лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера [3].
Анализ полученных данных указывает на то, что все юные спортсмены принадлежат к интернальному типу (табл. 1). Это свидетельствует об их способности управлять собой в сложных жизненных ситуациях. Спортсмены с внутренним локус-контролем более устойчивы к неудачам, более терпеливы в ожидании признания и наград. Успех побуждает интерналов повышать цели, а неудача вызывает лишь незначительное снижение их сложности. Спортсмены-интерналы обладают способностью преодолевать встретившиеся препятствия и трудности в достижении поставленной цели. Для испытуемых, вошедших в контрольные группы (возрастные ограничения которых составили 12 и 16 лет), характерен экстернальный тип, а именно: они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни и не считают себя способными контролировать эту связь, так как полагают, что большинство событий является результатом случая. Экстерналы в большей степени опасаются неудач, при этом легко снимают с себя ответственность за них, избавляясь, таким образом, от тягостных переживаний.
Данное диагностическое исследование позволило проанализировать уровень интернальности у исследуемых нами подростков в различных сферах деятельности. Обработка показателей по шкалам интерналь-ности позволяет сделать вывод: наиболее значимым и достоверным является показатель интернальности в области достижений, что объясняется тем, что спорт - это деятельность, связанная с достижениями. Юные спортсмены прикладывают значительные усилия, чтобы добиться высоких результатов. Атрибуция успеха объясняется способностью оценить степень приложения собственных усилий и увидеть связь своих действий с достигнутым результатом.
Анализ результатов по исследуемым шкалам опросника у подростков, не занимающихся спортом, показал, что с возрастом уровень субъективного контроля снижается. Практически все показатели интернально-сти (в области неудач, семейных, производственных и межличностных отношений) лежат в диапазоне низких значений и относятся к экстернальному типу (табл.1). Таким подросткам свойственно во всех своих неудачах винить других людей или судьбу. За сложившиеся отношения с друзьями, сверстниками, с членами семьи эти подростки не берут на себя ответственность, считают, что от них ничего не зависит.
Таким образом, у спортсменов преобладающим типом поведения является интернальный, характеризующий значимые события как результат собственной деятельности, то есть подростки, занимающиеся спортом, демонстрируют более зрелую жизненную позицию. Полученные результаты подтверждают положительное влияние спорта на формирование и развитие субъектных свойств личности, умение брать ответственности на себя за собственные поступки.
Занимаясь спортивной деятельностью, юные спортсмены часто сталкиваются с ситуациями проигрыша, несправедливого судейства, выступления ниже собственных возможностей, что, в свою очередь, может вызвать состояние фрустрации. Подросток вынужден реагировать в ситуации неудачи с целью сохранения целостности Я-концепции. Возможны различные способы реагирования на фрустрирующую ситуацию, зависят они от умений, способностей подростка, а также от личностных характеристик юного спортсмена. Характер реакций на ситуации фрустрации во многом определяет степень успешности преодоления неудач в спортивной деятельности [5].
Для изучения фрустрационных реакций у подростков нами была применена проективная методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (компьютерный вариант). В результате анализа полученных данных установлено, что спортсмены 16 лет доминирующим направлением фрустрационной реакции имеют ин-тропунитивную (табл. 2). Это свидетельствует о том, что ответственность и агрессию за постигшие неудачи они возлагают на себя. Юные спортсмены 12-ти лет ситуацию фрустрации рассматривают как неизбежное, преодолимое «со временем» препятствие, а агрессию,
Таблица 1
Достоверность различий средних значений показателей локус-контроля у подростков, занимающихся и
не занимающихся спортом
Показатель локус-контроля Подростки 12 лет Подростки 16 лет
занимающиеся спортом (п=30) не занимающиеся спортом (п=30) занимающиеся спортом (п=30) не занимающиеся спортом (п=30)
1— и общая 6,4*±1,04 5,2*±1,22 6,7*±1,12 2,87*±1,43
достижений 8,1*±1,25 6*±1,86 8,9*±1,22 5,1*±2,17
О неудач 5,4±1,83 5±1,98 5,1*±1,65 3,6*±2,28
-О семейные отношения 4,7±1,34 5,1±1,73 4,9±1,73 4,7±1,24
< о. ш Т производственные отношения 4,8±1,61 4,2±1,33 5,5*±1,41 3,8*±1,54
межличностные отношения 6,3±1,54 6,4±1,86 6,9*±1,31 5*±2,23
здоровья 7,5±2,19 6,6±2,16 6,9*±1,57 5,5*±1,7
Примечание: * достоверность различий (р< 0,01).
Таблица 2
Показатели средних значений фрустрационных реакций у подростков, занимающихся и не
занимающихся спортом
Направление и тип реакции Подростки 12 лет Подростки 16 лет
занимающиеся спортом (п=30) не занимающиеся спортом (п=30) занимающиеся спортом (п=30) не занимающиеся спортом (п=30)
Экстрапунитивные 7,5*±1,78 11,6*±3,88 6,4*±2,83 10,0*±3,06
Интропунитивные 6,9±2,12 6,1±2,32 9,7*±2,61 7,7*±2,58
Импунитивные 9,6*±1,81 6,1*±3,26 7,9**±2,72 6,3**±3
Препятственно-доминантные 5,5±2,39 6,8±3,91 5,0±1,8 6,1±2,66
Самозащитные 7,0*±2,12 9,1*±3,03 5,7**±2,47 7,1**±2,51
Необходимостно-упорствующие 11,4*±2,79 8,0*±3,29 13,2*±2,33 10,8*±2,68
Примечание: * (р< 0,01); ** (р< 0,01- р< 0,05).
Таблица 3
Показатели напряженности психологических защит у подростков, занимающихся и не занимающихся
спортом
Механизмы психологической защиты Подростки 12 лет (п=30) Подростки 16 лет (п=30)
занимающиеся спортом (%) не занимающиеся спортом(%) занимающиеся спортом (%) не занимающиеся спортом (%)
Отрицание 57,5 54,1 67,5* 77,5*
Подавление 43,3 43,3 42,5 45,8
Регрессия 54,2* 63,5* 54,2 47,1
Компенсация 50 55 56 55
Проекция 61,5 70 80,7* 61,5*
Замещение 43,8 53,8 53 50,7
Интеллектуализация 74* 60* 65,8** 56,6**
Реактивное образование 58* 80* 49 50
Примечание: * (р< 0,01); ** (р< 0,01- р< 0,05).
возникшую в результате этой ситуации, они могут направлять «внутрь» себя или во вне, в зависимости от сложившихся обстоятельств, о чем говорит доминирующий показатель импунитивных реакций. В свою очередь подростки, не занимающиеся спортом (12 и 16 лет), имеют ярко выраженную реакцию на фрустрацию, при которой осуждается внешняя причина фрустрации. Такие подростки разрешения ситуации требуют от другого лица. Стремление подростка обвинить окружающих в возникновении фрустрирующих ситуаций можно рассмотреть как способ защиты собственного «Я». Тем не менее, повторяющееся неконструктивное обвинение в неудачах препятствий, закрепившись в опыте подростка, может перейти в устойчивые специфические личностные образования. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга позволяет анализировать не только направление фрустрационной реакции, но и её тип [10].
Полученные данные свидетельствуют о том, что у подростков 12 и 16 лет, занимающихся спортом, доминирующим типом фрустрационной реакции является необходимостно-упорствующий тип (табл. 3). Это говорит о постоянной потребности юного спортсмена найти конструктивное разрешение конфликтной ситуации. У спортсменов эта потребность заключается в поиске помощи от других лиц, либо в принятии на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Второй по степени выраженности типа фрустрирую-щей реакции следует самозащитная. Проявление такой реакции направлено на защиту своего «Я». Сочетание интропунитивных и необходимостно-упорствующих фрустрационных реакций благоприятствует достижениям в спортивной деятельности, способствует развитию адекватной самооценки и активному поиску продуктивного выхода из фрустрирующей ситуации, а также, в силу развитого внутреннего локус-контроля, ответственность за возникшие обстоятельства он берет на себя [7].
Характерной чертой этапа спортивного совершенствования является возросшее психическое напряжение, вызванное включением в соревновательную деятельность с высокой эмоциональной напряженностью, повышением психологических и физических нагрузок. Трудности, с которыми сталкиваются юные спортсмены, требуют от них определенных стратегий и способов реагирования на фрустрирующую ситуацию. Кроме различных типов фрустрационных реакций, юные спортсмены применяют защитные механизмы, используемые на бессознательном уровне и направленные на минимизацию отрицательных переживаний, регулирующих их поведение.
Для исследования защитных механизмов психики у подростков нами была использована методика «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Вассермана), которая и позволила выявить наиболее часто применяемые юными спортсменами защиты [3].
Данные средних значений, характеризующие орга-
низационную структуру психологических защит у подростков, были переведены в проценты и представлены в таблице 3.
В защитном профиле личности спортсмена младшего подросткового возраста доминирующими механизмами защиты выступают интеллектуализация (74 %) и проекция (61,5%). В меньшей степени спортсмены 12 лет склонны к отрицанию (57,5%) и регрессии (54,3%). Действие интеллектуализации в поведении юного спортсмена проявляется в основном в фактах чрезмерно «умственного» способа преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Данный вид защиты считается наиболее зрелым, так как с развитием и по мере усложнения личности увеличивается его проявление [8].
В свою очередь подростки 12 лет, не занимающиеся спортом, наиболее часто в ситуации фрустрации применяют механизм по типу реактивного образования. Защита по типу реактивного образования рассматривается как механизм, который подменяет не приемлемые для осознания побуждения, желания и чувства. По мнению многих зарубежных и отечественных психологов, с началом процесса полового созревания психологическая защита по типу реактивного образования у подростков существенно усиливается. Происходит это, главным образом, тогда, когда у них появляются первые признаки пубертатных изменений, поскольку именно последние обуславливают резкое увеличение психического напряжения личности. В иерархии психологических защит у подростков 12 лет, не занимающихся спортом, второе и третье место заняли такие защиты, как проекция и регрессия. Защитный механизм регрессии рассматривается как наиболее характерный для подросткового возраста способ защиты, что подтверждается исследованиями других авторов [9].
У спортсменов 16 лет наиболее выражен механизм по типу проекции (на что указывает анализ организационной структуры механизмов психологических защит), в основе которого лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли приписываются другим субъектам, таким образом, они становятся как бы вторичными. Проекция позволяет человеку возлагать вину за свои недостатки или промахи на другой объект. Наименьшее использование в данной выборке составили такие механизмы психологической защиты, как отрицание, интеллектуализация и компенсация.
Анализ данных подростков 16 лет, не занимающихся спортом, выявил, что доминирующей защитой является отрицание. Это свидетельствует о том, что эти подростки в большинстве случаев используют механизм, посредством которого происходит отвержение мыслей, чувств, желаний. Этот механизм относится к числу примитивных механизмов и в большей мере свойственен детям.
Таким образом, использование зрелых и конструктивных защит юными спортсменами является признаком благополучия эмоционального развития и социа-
Рис. 1. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями локус-контроля, реакциями на неудачи и механизмами психологических защит у юных спортсменов 12 лет
Примечание:-прямая взаимосвязь, - - - обратная взаимосвязь.
Здесь и далее: (ЯЩИеСЯ1 - механизмы психологической защиты, О Щ> показатели лсиус-контроля , | | фрустрационные реакции.
Рис. 2. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями локус-контроля и способами реагирования на фрустрирующую ситуацию (типы реакций и механизмы защиты) у спортсменов 16 лет
/ ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ \ В ОБЛ. ДОСТИЖЕНИЙ ,
ЭКСТРАПУНИТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
ИНТРОПУНИТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
ИМПУНИТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Примечание: -прямая взаимосвязь, - - - обратная взаимосвязь.
лизации в целом, что способствует лучшему контролю собственных эмоций, самостоятельности в принятии решений.
В задачу нашего исследования входило изучение взаимосвязей показателей локус-контроля, механизма психологических защит с реакциями на фрустрирую-щую ситуацию, применяемых юными спортсменами, занимающимися игровыми видами спорта. Для этого применялся корреляционный анализ Пирсона. Корреляционный анализ показал, что в выборке спортсменов младшего подросткового возраста были установлены многочисленные достоверные корреляционные связи.
В выборке спортсменов 12 лет достоверная взаимосвязь между показателями механизмов психологических защит и реакциями на фрустрирующую ситуацию свидетельствуют о том, что повышение показателей экстрапунитивных реакций на фрустрирую-щую ситуацию приводит к увеличению возможностей проявления вторичных защитных процессов, таких как замещение (рис.1). Достоверные связи между показателями локус-контроля и реакциями на фрустри-рующую ситуацию говорят о способности спортсмена принимать фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя и нести ответственность за неудачи и успехи. Подростки, находящиеся в постоянном поиске конструктивного решения конфликтной ситуации, в большинстве случаев инициативу по ее разрешению берут на себя.
Анализ полученных достоверных корреляционных связей между показателями психологических защит и интернальностью у спортсменов 16 лет (рис. 2) позволил сделать вывод, что развитие интернального локус-контроля в области неудач приводит к использованию юными спортсменами неконструктивных защит, что не способствует снятию их эмоционального напряжения, вызванного психотравмирующей ситуацией. Для сохранения самооценки они склонны искать виновных в окружении. Связано это с усложнением поставленных задач в спортивной деятельности.
Из выше изложенного следует, что высокий уровень интернальности юного спортсмена способствует использованию конструктивных способов реагирования на фрустирующую ситуацию у спортсменов 12 лет, а у спортсменов 16 лет приводит к использованию неконструктивных реакций на неудачи, к склонности винить в проигрыше других при усложнении решаемых задач спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антье Э. Агрессивность. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - 192 с.
2. Брель Е. Ю., Тихонова М. В. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков // Вопросы психологии. -2007. - № 3. - С. 85-91.
3. Быков С. В., Алашеев С. Ю. - Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. Проект «Социологический журнал» [http: // sj. obliq. ru/article/533]. № 1. - 2003 г.
4. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. - Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - СПб.: Издательство СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. - 50 с.
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
6. Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-77.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2-х кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛА-ДОС,1999. - 384 с.
8. Тулупьева Т. В. Особенности психологической защиты в период юности//Ь|Нр:^усЬюЬду^рЬ.ш/агйс^Л^2000/ t13htm
9. Янгичер Е. В. Изучение фрустрации школьников старшего подросткового возраста // Материалы международной научно-практической конференции: «IV Левитовские чтения» (1 апреля 2009 г.). - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - С.133-137.
10. Rosenzweig M. R. Cognitive dissonance. American Psychologist, 1972. - 769 p.
peculiarities of reactions to failures connected with the level of the subjective control in juvenile aged athletes
S. Olshanskaya, Candidate of Pedagogics, E. Baskakova, Post-graduate student,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
The paper is devoted to studying factors influencing on the progress of the sporting activity, and connected with peculiarities of reactions of juvenile aged athletes to frustrating situations. Moreover, the analysis of the interconnection between the level of subjective control and re-
actions to failures in sports games in juvenile athletes has been done too.
Key words: sport; level of the subjective control; frustration; psychological defence.