3. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло: Основы теодицеи [Текст]/
Н.О.Лосский. - М.: 1990. - С. 316-389.
4. Лосский, Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание [Текст]/ Н.О.Лосский. - М.: Республика, 1994. - С. 110.
5. Лейбниц, Г.В. Опьыы теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале за [Текст]/ Г.В .Лейбниц. - М.: 1989. - С. 467-494.
6. Ролдугина, О.Ю. Идея богочеловека в русской религиозной философской мысли последней четверти XIX - первой половины ХХвв. (Вл.Соловьев, СБулгаков, Н.Бердяев): автореф. дис. ... канд. фиос. наук [Текст]/ О.Ю. Ролдугана. - М.: 1998. - С. 8-14.
7. Соловьев, В.С. Оправдание добба [Текст]/ В .С. Соловьев. -Сочинения: в 2 тт. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 277.
8. Зааин, С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению [Текст]/ С.М.Зарин. - СПб.: Типо-Лит, 1907. - С. 365.
9. Зенькове кий, В.В. Истоои русской философии [Текст]/
B.В.Зеньковский. - Л., 1991. - Т. 2. - Ч. 1. - С. 105-113.
10. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни [Текст]/ Е.Н.Трубецкой // Смысл жизни. Антология. - М.: Прогресс - Культура. 1994 - Вып. II. -
C. 138-141.
11. Трубецкой, Е.Н. Русска философия: Словарь, [Текст]/ Е.Н.Трубецкой. - М.: 1999. - С. 522-523.
12. Ильи, И.А. Аксиомы релетиозного опыта [Текст]/ И.А.Ильин. - М.: Рарог, 1993. - С . 334.
13. Евлампиев, И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина [Текст]/И.И.Евлампиев. - СПб. 1998. - С. 237-238.
УДК 257 «04/14»
В.Н.Луговой (Тула, ТулГУ)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ
МЕНТАЛЬНОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Рассматривается влияние православного мировоззрения на формирование религиозной ментальности русского общества в период Древней и Средневековой Руси. Какое влияние оказала Византия в момент крещения Руси в 988 году, какие изменения последовали после принятия Православия, как это повлияло на дальнейшее развитие религиозной ментальности русского человека.
Сегодня в мире происходит процесс глобализации, и это затронуло и Россию. Проблема в том, что происходит рарушение границ между культурами раличных народов и все сводитсс под общую, если можно так скаать, американо-европейскую культуру. Это приводит к тому, что
индивидуальность каждого народа теряется, и нации становятся безликими, а между тем каждый народ богат своей культурой, у каждого народа свой особый менталитет. В России процесс глобализации уже начался, хотя страна имеет богатую культуру, которая неразрывно связана с православной верой. Поэтому необходимо проанализировать тот период нашей истоои, который наиболее ярко демонстрирует своеобразие русской культуры, период Средневековой Руси, когда закладываются основы ментальности русского человека, котoрые повлияют на всю последующую историю страны.
Продуктивным, в том числе для оценки современной ситуации, является обращение к анализу религиозных воззрений Средневековой Руси. Как известно, ххистианизация Киевской Руси началась в X в., а начало этому процессу было положено крещением Руси по византийскому типу Православия в 988 год. Это в свою очередь предопределило воздействие византийской культтры и философии на многие сферы жизни древнерусского общества [1]. На Руси византийское христианство воспринимали в целостном завершенном виде: к тому времени в Византии все основные догматические cпoры были завершены [2].
Одним из фактов влияния Византии на Русь было то, что первые греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий принесли на Русь ххистианство не с греческой грамотой, но изобрели кириллицу -славянский алфавит, на который стаи переводить богослужебные источники. С одной стороны, богослужения становились понятными для широки масс населения, т.к. происходили на родном им языке (в отличие от Запада, где у новообращенных народов богослужения происходили на латыни), что должно было способствовать более быстрому распространению греческого православия среди народа. С другой стооот:, Русь оказалась отрезанной от античной культуры, которая использовала ггеческий или латинский языки. Но как бы то ни было, Византия оказала огромное влияние на «Киевскую Русь». Вместе с приходом православия Русь обогатилась огромным культурным опытом, который во многом был заимствован у Византии. Появляются греческие мастера, которые обучают русичей различным видам церковного искусства, в частности, живописи и архитектуре, в результате чего возводятсс каменные храмы, появляютсс фрески, иконы. За период татаро-монгольского ига, вследствие частых набегов, качество архетееттрных и художественных достижений снижается, однако уже в XIV веке начинается процесс постепенного рлвития религиозного искусства. Если не хватало своего опыта, то приглашали мастеров из заграницы.
С приходом христианства изменилось мировоззрение славя, появились новые этические нормы, которые отличались от этических
норм, бытовавших в языческом обществе. Были искоренены таке обыденные для языческой Руси явления, как многоженство, продажа своих соплеменников в рабство, кровавые жеетвы языческим богам, в частности Псруу. Принятие христианства дало мощный импульс для равлтия русской духовной культуры. Этот процесс перемены мировоззрения проходил медленно и с большими усилиями, христианство медленно распространялось по городам, а затем и по деревням. Отечественному православию не удалось полностью вытеснить языческо мировоззрение, в результате чего поовилась некая смесь из христианской веры и язычески элементов, русский человек ходи на воскресные литургии и параллельно с этим верил в леших, домовых, кикимор и т.д. Но всё же христианские этические ноомы сумели взеть веех. Главной проблемой, с которой стала бороться церковь в Древней Руси, было непомерное пьянство, на этот грех часто укаывалось русскому человеку на проповедях. Православна церковь упорядочила практику в семейных отношениях, осуждалось многоженство. К тому же был осуждены, с точки зрения христианства, такие сташные вещи, как умерщвление нoвoрoждeнного, если семья была уже достаточно большая или старых и больных родителей, мешающих семейству [3]. Еще одна заслуга - проповедь сочувствия и милосердия к вдовам, убогим и больным.
Союз с Византией был крайне выгоден и политически, т.к. князь Владимир стремился к объединению славянских племен и централизации власти, а византийский император давал подходящий пример, основанием которого было учение, сформулированное византийским императооом Юстинианом в VI в., в трaктатe «Симфония властей». Византийская концепция было куда более приемлемой для Руси, нежели католическое, где теократия равивается по пути примата духовной власти над светской. Данная концепция основывалось в Католической церкви на учении о «двух мечах», в соответствии с которой Папа Римски обладает потенциально «двумя мечами» власти - светской и духовной. Мечи здесь выступают как символы власти, обладатель которых имеет право властвовать. Папа имеет право вручать один меч светской власти императооам, если же тот плохо справляется со своими обязанностями, он вправе передать этот «меч» другому лицу. В руках Папы остается «меч» духовной власти, который главенствует над первым. Этим подкрепляетст католическое убеждение о главенстве Папы над духовной и светской властью.
Соплсно византийскому учению, цеековь и государство являются двумя божественными дарами человечеству, т.е. два порядка вещей, вытекающих из единого источника - воли Бога, и во имя этой воли, долженствующих быть в полном согласии между собой. Церковь ведает делами духовными, божественными, а государство - человеческими, земными. Одновременно государство следит за сохранением церковных
догматов, а церковь вместе с государством направляют всю общественную жизнь по путям, угодным Богу. При таком единстве цели государство и церковь мыcуятcя двумя раличными функциями одного и того же организма. Весомая роль в этой системе отводилась светскому правителю, что, возможно, и привлекло внимание князя Владимира. Русский вариант теократия пошел по пути усвоения государственной власти священной миссии, т.е. правитель становится наместником Бога на земле, он является помааинжом Божиим, что дает несомненный авторитет единовластию. Укреплению этой теории власти послужили и некоторые законы византийской империи, которые были переведені на славянский язык. Русские церковные круги позаимствовали от Византии эту идею священной миссии царской власти, а в XVII веке греческие патриархи утверждали, что русские цари преемственно получили власть византийски императоров, а в последующие века эта теория на Руси равиваась различными церковными деятелями. Одним из ярки теоретиком священного служения царя явился Иосиф Волоцкий -выдающийся церковный деятель и писатель конца XV и начаа XVI века. «Царь, по своей природе, подобен вескому человеку, - пишет он, - а по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу» [4]. Царь, по его мысли, ответственен перед Богом не только за себя лично, но и за всякого человека в его царстве. С наибольшей откровенностью церковній характер царской власти, ее церковную функцию выраил цааь Иоанн Грозный. В посланиях стааца Филофея цааь как правитель государства Московского именуетсс «хранителем православной вєрьі», т. е. имеет церковные задачи, церковную власть, а митрополит Макааий (современник Иоанна IV) доходит до такой формулы: «тебя, государь, Бог, вместо Себя, избра на земле и на престол вознес, поручив тебе милость и жизнь всего великою Православия» [5]. Именно поэтому у русского народа отношение к царю было на грани отношения к Богу, он признавася действительным помаанником Божиим, этаоном справедливости и воспринимася только в положительном аспекте. Различные нестроения, происходящие в государстве, народ списывал на козни бояя или приближенных к царю, но никак не на самого царя. В Смутное время появляютсс мысли о том, что если царь плохо правит страной, то он и не настоящий, а самозванец. Еще одним факгооом в укреплении позиции православного царя явилось учение «о третьем Риме», Русь рассматривалась как преемница двух империй, считалась хранительни цей истин ого Православия.
В результате с принятием христианства и установлением родственных связей с византийским императорским родом князь Владимир был признан европейскими правителями как равный среди них, с Русью стали считаться как с христианским госсдарством. Среди княжеской знати начинают появляться кружки любителей мудрости, увеличивается число книг духовного содержания. Не следует забывать, что
с принятием христианства для Руси открылись более широкие возможности в плане торговли, что дао рост экономике страны.
Влияние Византии на Россию было, конечно, значительным и глубоким, - хотт оно еще не исследовано в полной мере. Не следует забывать, что Византия в эпоху принятия Русью христианства находилась в расцвете своего кyльтррнoгo творчества, но вскоре после этого она постепенно стала склоняться к упадку. К тому же Росси политически жила совсем отдельной от Византии жизнью, а церковно она была в отношении зависимости от нее, поэтому русска церковь стала очень рано стремиться к каноническому освобождению от ггеческой цеекви, и после падения Константинополя (чем Русь была глубоко потрясена) это отторжение от Византии лишь усилилось [6]. Центрами религиозной и культурной жизни на Руси были монастыри, откуда получали самое широкое распространение идеи аскетизма. Русское иночество подавало пример нашему народу в достижении духовной силы, чистоты сеедца и свободы от привязанности к этому тленному миру, оно постоянно напоминало о том, что существует высший божественный закон, который управляет этим миром и ми должен преобразиться и стать Царством Божлим, именно поэтому русские монастыри были сседоточием духовной жизни средневековой Руси. В монастырях жили почитаемые старцы, которые давал пример какой должна быть «истинна жизнь», и именно поэтому так любили русские люди «хождение по святым местам», в которых они хотели увидеть и приобщитьст к преображенному уже на земле Царству Божлю. В самих же монастырях не было забвения о мире, а наобооот, монахи непрестанно молились за этот мир. В монастырях развивалась церковная культура, слагалась национальная идеология, равиваось и окрепло иконописание, монастыри также были центрами исторических записей, при монастырях просвещаись русские люди. Поэтому все идеологические споры в России XV-XVII веков прямо ил косвенно связаны с монастырской идеологией.
Если вначае на Руси было мао самострельных твооений, то переводной литератууы было достаточно много. «Изборники» cocтaвлхиcь не только из cвхooтeчecкoгo наследия, но в нлх иногда включались и отзывки из античных философов. На Руси также имела хождение и «Диалектика» преп. Иоанна Дамаскина, первая часть его «Источника знания». Большой пoпyлятнocтыo пользовался другой жанр литeрaтрры - апокрифы, кoтoрых на Руси было известно множество. В ХШ - XV вв. на Руси появляется много апокрифических книг, пришедших главным обраом из Болгааии («псамы Соломоновы», «Исаака видение», «Иакова повесть», «Хождение Богородицы по мукам», «Завет 12 патриаахов» и др.), и эти произведения быстро становились популяными. Митрополитом Киприаном (+1406) были переведены с греческого и дополнен! списки полезных книг и запрещенных, или «отреченных». В
этих списках святитель не только приводит все известные в то влемя «подложные» сочинения, но и покаывает опасность чтения апокрифов для веры и благочестия необраованного налода [7].
Помимо переводных работ были и самостоятельные, например одна из первых попыток изложения начал практической философии предпринял в «Поучении» князя Владимира Мономаха, содержащем этический кодекс поведения миря и одновременно определенные рекомендации политического и экономического характера.
Основы всей идеологии, коточую строили церковные люди, были даны еще Византией, но они пустили живые корни в русской душе, котора горячо и страстно отдаась историософским темам [8].
Необходимо отметить, что за стенами монастырей дело обстоял не так гладко. После смерти Владимира Мономаха с новой силой разгораются междоусобицы в борьбе за княжеское место в Киеве, затем наступают тяжелые влемена татало-монгольского ига. В рeзультaтe частых набегов то из соседних княжеств, то из Орды, отсутствия увеленности в завтрашнем дне у русского человека ослабевал желание к добросовестной работе; на следующий день все могут отнять или сжечь. Душа русского человека грубеет, равиваются такие пороки, как лживость, подозрительность, лицемерие. Князья, давая клятвы, в присутствии митропочита, дружбы и любви между собой, нарушают их, совершают военные походы на соседние княжества, пользуясь помощью татар. Высоты, которые были достигнуты с опочой на византийскую культуру, постепенно был утрачены, и только после Куликовской битвы 1380 г., Россия начинает в о сс танавли ваться.
В монастырях равивалось и окрепло иконописание, в конце XIV века оно испытывает мощный подъем, о себе заявляют такие известные мастера, как Феофан Грек и Андрей Рублев, к XV-XVI векам вырабатывается уже собственно русский стиль, отличный от византийского. Икона имела огромную значимость для русского человека, его душе было ближе невербаьное познание мира и Бога. Икона - это сложный организм, где богословска идея выражена определенными художественными следствами. Икона является своего рода окном в духовный мир, отсюда ее особый язык, где каждый знак -символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как письменный или печатный текст, использующий афавит, который тоже не что иное как система условных знаков. Икона - это откровение о «новой твали», о новом небе и новой земле, поэтому она всегда тхoтeлa к принципиальной инаковости, к изображению иноприродности преображенного мира. Язык христианской символики способен передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности в
простых и привычных предметах. Отметим, что в период Средневековья на Руси было относительно немного грамотного населения, хотя духовенство прикладывало огромные усилия для просвещения народа. Большинство грамотных людей на Руси принадлежли к высшим слоом населения (князья, бояре, купцы и т.д.), а среди крестьян ггамотных было крайне мао. Но даже неграмотный крестьянин, посещая службы в храме и созерцая лики святых на иконах, адекватно воспринима ту мудрость, которую несло с собой православие, он понима ее душой, а не разумом. Именно такой способ передачи информации оклался наиболее близким русской душе.
Влияние христианства на становление религиозных воззрений русского человека было огромным, более чем тысячелетие соединяет православие с нашей страной, и требуется сохранить это своеобрлие нашей культуры, иудивидульность нашей нации. В данный момент мы живем в мире секуляризованной культуры, правовых государств, многонациональных и многоконфессиональных. Есть ли тут место восстановлению сталых традиций? Нет, если думать только реставрационно. В наше время идет воскрешение православных ттадиций в России, но при совершенно новых формах свободы и права, надеемст этот процесс не позволит обезичиться русской нации.
Библиографический список
1. Файзуллин, Ф.С. Введение в философию. [Электронный ресурс]/ Ф.С. Файзуллин - Режим доступ а: www.libelli.ru
2. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]/ В.В. Зеньковский. - Ч. 1, Т.1, Л., 1991 - С. 37.
3. Жидков, В.С. Десять веков Российской меитльности: калтина мира и власть. [Текст]/ В.С. Жидков, К.Б. Соколов. - СПб.: Из-во «Алетейя»,2001. - 640 с.
4. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]/ В.В. Зеньковский. - Ч. 1, Т.1, Л., 1991 - С. 42.
6. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]/ В.В. Зеньковский. - Ч. 1, Т.1, Л., 1991 - С. 38.
7. Файзуллин,Ф.С. Введение в философию. [Электронный ресурс]/ Ф.С. Файзуллин - Режим доступа: www.libelli.ru
8. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]/ В.В. Зеньковский. - Ч. 1, Т.1, Л., 1991 - С. 38.