Научная статья на тему 'К 1020-летию принятия христианства на Руси'

К 1020-летию принятия христианства на Руси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2804
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Батюк Л. И.

Принятие христианства один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси. Крещение киевлян и дальнейшее обращение в христианство народов всей Русской земли имело свою предысторию. Крещение киевлян это первое событие, которое прошло в один день. Крещение Руси целая эпоха, которая растянулась на столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adopting Christianity is one of the initial events of a long process of Christianization of Ancient Russ. Christening of Kiev dwellers and further Christianization of people of the Russian land had its history. Christianization of Kiev dwellers was the first step which took one day while Christianization of Russ is an era which lasted many centuries.

Текст научной работы на тему «К 1020-летию принятия христианства на Руси»

Канд. ист. наук Л. И. Батюк

К 1020-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Принятие христианства - один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси. Крещение киевлян и дальнейшее обращение в христианство народов всей Русской земли имело свою предысторию. Крещение киевлян - это первое событие, которое прошло в один день. Крещение Руси -целая эпоха, которая растянулась на столетия.

В 2008 г. исполняется 1020 лет со дня принятия христианства на Руси. Христианизация восточных славян была важным актом той эпохи, который был осуществлен киевским князем Владимиром. Это был длительный и постепенный процесс, начало которого относится к более ранним временам, чем княжение Владимира. Восточная церковь Римской империи, от которой произошло крещение Руси, обладала для славян бесценным преимуществом, так как предлагала богослужение на родном древнеславянском языке.

Проследим в хронологическом порядке появление христианства в нашей стране.

Христианство было известно славянам с незапамятных времен. Царь Иван Грозный с гордостью заявлял: «...мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим.» [11]. Систематические набеги славян на Византию, происходившие начиная с VI в., неминуемо знакомили их с господствовавшей в этом государстве верой и с нравами его народа. Торговые связи с Византией и оставшиеся в Крыму племена после Великого переселения народов приняли христианство от готских племен. На юге мы имели отношения с некоторыми христианизированными хазарами. Это также говорит о том, что христианство было знакомо славянам задолго до его принятия.

Существует предание о принятии христианства в Константинополе киевскими князьями Аскольдом и Диром в 60-е гг. IX в. И сразу после этого события византийский патриарх Фотий учредил в Константинополе первую епархию для славян и варягов. В 866 г. он писал, что «россы. уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши.» [7. С. 101].

Летописец Нестор в Повести временных лет свидетельствует, что во времена князя Игоря в Киеве уже были христиане. Первой русской христианкой на княжеском троне была княгиня Ольга, которая приняла крещение в 955 г., и притом в зрелом возрасте. Мы считаем эту дату классической и оспаривать ее не собираемся. Летописи сообщают, что крещение состоялось при византийском императоре Константине Багрянородном. В крещении Ольга получила имя Елена в честь матери византийского императора Константина I.

В 988 г. князь Владимир, внук княгини Ольги, принял христианскую веру от византийского духовенства. В крещении он получил имя Василий. Князю Владимиру было приписано прозвание равноапостольного.

Нам понятны мотивы принятия христианства, так как в них были заинтересованы обе стороны. Византия стремилась привязать к себе религиозными узами своего сильного северного соседа, обретя в нем союзника в борьбе с беспокойными соседями. Нашему государству нужно было получить религиозно-идеологическую опору для укрепления начал государственности в формировавшемся феодальном порядке и объединении населения всех земель, т. е. политического и идеологического подчинения его единому властителю, который «...был поставлен от Бога на казнь злым и добрым на помилование...» [4]. Принятие христианства для Древней Руси также означало вхождение ее в союз христианских государств, тем самым открывая путь для политических контактов с Европой.

Первым митрополитом, пришедшим с Владимиром из Корсуня, был Михаил. Время его святительства прошло только в первоначальном распространении христианства по Руси, вследствие чего русская митрополия при нем еще не успела устроиться. Первое правильное ее устройство дал преемник Михаила Леонтий, который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Всех епархий тогда, по летописи, было шесть: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде. Далее к этому перечислению летопись прибавляет, что епископы были поставлены и в другие города, может быть, в Тмутаракань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. С увеличением княжеств росло количество и епархий. В связи с феодальной раздробленностью Киевской Руси на отдельные княжества богатый Новгород в 1165 г. выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа - тогда еще первый и единственный на Руси.

Кафедра первых митрополитов находилась в Переяславле. При Ярославе Мудром, когда был построен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, митрополит стал жить в Киеве, тем самым усиливая власть великого князя.

Введение новой веры сопровождалось постоянными волнениями в народе. О крещении новгородцев сохранилась пословица, что «Путятя крестил их мечом, а Добрыня огнем». Это говорит о том, что новая вера была встречена открытым возмущением и подавлением сопротивления, которое оказали новгородцы.

Сопротивление христианизации народов на севере государства было упорнее и ожесточеннее, чем на юге, так как они больше тяготели к Новгороду, чем к Киеву. Акты сопротивления народа христианизации продолжались в течение всего XI в. в разных местах Киевской Руси. Особые трудности вызвала христианизация неславянских племен и народностей - угро-финских и тюркских, поскольку помимо географических и этнических факторов большое значение имели признаки социальной принадлежности. Социальные низы Древней Руси принимали новую веру постепенно, так как в ее основе лежали не столько религиозные факторы, сколько причины социально-политического порядка.

В 1024 г., как свидетельствует Повесть временных лет, состоялось восстание в Суздале [9]. В 1071 г. произошло еще одно крупное восстание в Новгороде, и это через 80 лет после того, как Добрыня, дядя Владимира по мате-

ринской линии, окрестил новгородцев. Все новгородцы стали на сторону защитников старой, языческой веры. Многие славяне приняли Иисуса Христа как еще одного дополнительного Бога. Троичный Бог воспринимался обращаемыми в христианскую веру как форма сожительства трех Богов.

Иоанн Креститель совпал с Купалой на том основании, что он сам крестил (купал) в воде. Прочное место в жизни народа занимали те обряды, которые бытовали в их семьях. В жилищах долгое время вдали от ока церковных и светских властей хранились статуэтки языческих божков. Среди семейных праздников и обрядов христианские нововведения прививались с большим трудом. Христианские браки заключались по-старинному - хождением вокруг ракитового куста, а то и просто при помощи умыкания девиц. Несколько проще вошел в быт обряд христианских похорон.

Для синкретизации (объединения) обеих религий большое значение имели бытовые праздники. Новые христианские праздники переплелись со славянско-языческими и во многом впитали в себя их содержание. Этому способствовало то обстоятельство, что на территории Римской империи христианские праздники были связаны с земледельческими языческими культами. В календарном отношении они приурочивались к тем же сезонам, что и праздники у славян. Получилось совпадение в сроках ряда праздников языческого и христианского календарей, которое облегчило их слияние. По форме они стали христианскими.

Основателем церкви в Древнерусском государстве считается Ярослав Мудрый. Его роль в этом отношении так охарактеризована летописцем: «. при нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться.» [3. С. 22-23]. Ярослав понимал, что церковь может оказать ему большую помощь в деле сохранения единства государства и мощи центральной власти в нем. Церковь на Руси была создана княжеской властью, которая по византийским канонам считалась божественной. Пропаганда этой идеи занимала во всей церковной проповеди еще большее место, чем популяризация основных догматических истин христианства.

В 1036 г. из Византии Русь получила первого митрополита русской церкви - грека Феопемпта, который обосновался уже непосредственно в Киеве. Киевская митрополия была богатейшей в составе Византийской патриархии. Феопемпт принял активное участие в приобщении славянских народов к христианству. Ему подчинялись епископы. При нем были заложены храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, началось строительство церквей и монастырей. Церковь объединяла христиан в церковную общину и создавала духовную основу объединения населения всех земель. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с ней - и книжное просвещение (богослужебные книги и богословская литература). Из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, к нам пришел первый межславянский литературный язык -старославянский. Он стал языком религиозной литературы. При монастырях стали возникать школы с учителями-священниками, появились книжники, собиравшие, переводившие и переписывавшие летописи.

Через назначаемых митрополитов Византийская патриархия оказывала немалое влияние на внутренние и внешние отношения в Древнерусском государстве. После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в религиозно-культурной сфере, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права.

В Древней Руси до принятия христианства источником права был обычай, или обычное право. Устная форма обычного права не давала возможности закрепить то или иное правовое положение. В 1Х-Х вв. на Руси еще отсутствовали письменные правовые сборники.

После принятия христианства основой для внутреннего церковного управления на Руси служили византийские Своды законов, или Номоканоны, включавшие церковные и государственные царские законы. Они существовали у нас в славянском переводе и назывались Кормчей книгой. Из византийских источников в свои церковные уставы и уставные грамоты делали заимствования князья Владимир и Ярослав. Эти грамоты уже определяли отношения между церковью и светской властью, устанавливали повинности феодально-зависимого населения и имели другие положения.

Постепенно наши князья стали настороженно относиться к законодательству Византии. Ярослав делал многое, чтобы избавиться от церковного влияния Византийской патриархии. В 1051 г. без согласия константинопольского патриарха он поставил митрополитом русского священника Иллариона, человека выдающихся дарований и большой по тому времени образованности. Илларионом были написаны многие литературные произведения. Наиболее известным стал его трактат «Слово о законе и благодати». Политико-правовые идеи Иллариона оказали определенное влияние на созданный при Ярославе первый писаный свод законов русского феодального права - Русскую Правду (1054).

В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, которое сохранилось до наших дней. Основная причина разделения - это борьба за верховенство в церкви между римскими папами и константинопольскими патриархами. Разделению церкви способствовали различия между западными и восточными церквами, ставшие явственными уже с VII в. Эти различия заключались в догматике и церковных обрядах.

16 июня 1054 г. папа Лев IX прислал в Константинополь своих легатов (уполномоченных) с особой миссией во главе с кардиналом Гумбертом. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий отказался вступать с ними в переговоры по существу папских обвинений. Представители Рима явились в церковь, где при большом стечении народа в присутствии патриарха возложили на алтарь папскую буллу (распоряжение римского папы), в которой содержалось отлучение от церкви патриарха и всех его приверженцев. Булла содержала обвинение руководства восточной церкви во всех мыслимых ересях. Патриарх, который в булле именовался «неправильно названным патриархом», ответил в адрес представителей Рима тем же. Был собран собор, в решении которого легаты характеризовались как «нечестивые люди», которые «пришли из тьмы в царство благочестия, чтобы низвергнуть истину» [5. С. 8991].

В 1065 г. римский папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей. Но соединения церквей не произошло, поскольку продолжали сохраняться теологические разногласия.

В связи с расколом христианства Русь стала православной, так как христианство мы приняли из Византии. Слово «православие» является переводом греческого слова «ортодоксия», первая часть которого (орто) означает правильное, а вторая (доксия) имеет два значения - суждение и слава. Восточная христианская церковь перевела слово «ортодоксия» как православие, т. е. как правильно славить Бога. Слово «ортодоксия» у христианских писателей было известно еще во II в., в самом начале становления христианской церкви.

Называя себя православными, христиане подчеркивали правильность своей веры, точное соблюдение учения Христа и апостольских традиций, единство верующих. Православие - это Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь и православная вера, берущая начало с апостольских времен, сохраняющая и строго исполняющая соборные правила.

В настоящее время православные церкви действуют в Греции, в славянских странах, в Румынии, Грузии, на Ближнем Востоке. Церковные здания православной церкви обычно имеют форму креста. Для православного храма характерен иконостас - большая перегородка, украшенная иконами и отделяющая алтарь от собравшихся прихожан. В центре иконостаса располагаются две двери, через которые священник выходит во время осуществления евхаристии (причащения присутствующих на литургии хлебом и вином). Литургия -это основное христианское богослужение.

Все важнейшие вопросы церкви решались соборно, т. е. всеми церковными иерархами (высшими церковными чинами) на собрании - соборе. Постановления соборов были обязательными для исполнения всеми христианами. Христиане - это сторонники Иисуса Христа. Впервые они были названы так в 43 г. в Антиохии в «Деянии святых апостолов» (гл.11, ст. 26). Сначала это название применялось противниками новой общины как бранное слово, однако скоро вошло в обиход в самой общине.

Об Иисусе Христе написано множество книг. Нам хотелось бы отметить, что он родился в Вифлееме более двух тысяч лет тому назад. Запомнить это очень легко, так как его рождение ознаменовало собой новую эру в истории человечества, и современная система летосчисления ведет отсчет времени от Рождества Христова. В 30 лет Иисус Христос был крещен в реке Иордан Иоанном, названным за свою миссию Предтечей (предшественником) и Крестителем Господа Иисуса Христа. После крещения Иисус стал проповедовать Царство Божие и совершать невероятные чудеса. Господь избрал 12 учеников и послал их возвещать евангелие (с греч. - благая весть). Ученики Христа получили название апостолов, что значит «посланник». После смерти и воскресения Иисуса Христа число христиан стало быстро расти. Уверовавшие во Христа объединялись вокруг апостолов в общины, которые постепенно приобретали организованные устроения, т. е. церкви. Церкви, у истоков которых стояли апостолы, пользовались особым почитанием и были самыми многочисленными.

Церкви и епископии были построены во многих городах и считались церковными организациями единой церкви Христовой, или христианской. В целях сохранения единства христианского вероучения представители церкви стали организовывать специальные собрания - Вселенские соборы, на которых вырабатывалась общая для всех позиция по всем важнейшим вопросам. Первый Вселенский собор проходил в Нике в 325 г., это был собор епископов. Он был созван по инициативе императора Константина I.

Из истории принятия христианства как государственной религии нам известно, что в конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство. Его наиболее яркими проявлениями были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 286 г. император Диоклетиан повторно провел административное деление империи на Западную и Восточную части, в каждой из которых правил свой император. Легализация христианства в Восточной части Римской империи произошла в 311 г. и была связана с именем императора Галерия. С 313 г. христианство становится государственной религией за совместной подписью императоров-союзников Константина и Лициния.

В 324 г. Константин I перенес столицу Римской империи на восток - в новый город, возводимый недалеко от легендарной Трои. Этот город, получивший с 330 г. название Константинополя, стал восточным центром христианства. Он сыграл важную роль в судьбе нашего государства и нашего народа. Христианство дало человечеству основы морали и правовых отношений.

Подводя итог, следует отметить, что христианская религия и ее традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций.

Список литературы

1. Большой путеводитель по библии : пер. с нем. - М., 1993.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры. - М., 2003.

3. Гупперт Ф. Итоги четырехсотлетнего самобытного развития немецкого протестантизма к началу 20-го столетия : (По протестантским источникам). - Харьков, 1910.

4. Знаменский П. В. История русской церкви. - М., 2000.

5. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. - М., 1930.

6. КрывелевИ. А. История религий. - М., 1988. - Т. 1.

7. Малинин В. А. Русь и Запад. - Калуга, 2000.

8. Оливер П. 101 ключевая идея: мировые религии. - М., 2002.

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965.

10. Хроника мировой культуры. - М., 2001.

11. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. I, II. - Лейпциг; СПб., 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.