Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентное преимущество / устойчивое конкурентное преимущество / виды конкурентных преимуществ / критерии устойчивости конкурентного преимущества / процедуры формирования устойчивых конкурентных преимуществ / competitive advantage / sustainable competitive advantage / types of competitive advantages / criteria for competitive advantage sustainability / procedures for the formation of sustainable competitive advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибук Т. Н.

В статье отражены концептуальные подходы к определению термина «конкурентное преимущество предприятия». Представлены основные условия функционирования конкурентных преимуществ в промышленности. Отражены основные ресурсы создания конкурентных преимуществ предприятия и причины их изменения. Даны определения и критерии формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Рассмотрены основные процедуры формирования конкурентных преимуществ на современных предприятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN ENTERPRISES COMPETITIVE ADVANTAGES FORMATION

The article highlights the conceptual approaches to the definition of “competitive advantage”. The basic conditions for the functioning of competitive advantages in the industry are submitted. The main resources that create competitive advantage and the reasons for their change are given. The definition and criteria for the formation of stable competitive advantage are provided. The main procedures for the competitive advantages formation in modern enterprises are considered

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кибук Т.Н.

кандидат экономических наук, доцент, Московская международная академия

доцент «МИСИС»

Аннотация

В статье отражены концептуальные подходы к определению термина «конкурентное преимущество предприятия». Представлены основные условия функционирования конкурентных преимуществ в промышленности. Отражены основные ресурсы создания конкурентных преимуществ предприятия и причины их изменения. Даны определения и критерии формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Рассмотрены основные процедуры формирования конкурентных преимуществ на современных предприятиях.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, устойчивое конкурентное преимущество, виды конкурентных преимуществ, критерии устойчивости конкурентного преимущества, процедуры формирования устойчивых конкурентных преимуществ

FEATURES OF MODERN ENTERPRISES COMPETITIVE ADVANTAGES

FORMATION

Tatiana N. Kibuk,

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Moscow International Academy, Associate Professor of Economics, The National University of Science and Technology MISIS

Abstract

The article highlights the conceptual approaches to the definition of "competitive advantage". The basic conditions for the functioning of competitive advantages in the industry are submitted. The main resources that create competitive advantage and the reasons for their change are given. The definition and criteria for the formation of stable competitive advantage are provided. The main procedures for the competitive advantages formation in modern enterprises are considered.

Keywords: competitive advantage, sustainable competitive advantage, types of competitive advantages, criteria for competitive advantage sustainability, procedures for the formation of sustainable competitive advantages

последние десятилетия наблюдается обострение конкурентной борьбы почти на всех современных рынках, что влечет за собой необходимость для предприятий поиска путей для сохранения собственной конкурентоспособности. Одним из главных направлений сохранения в долгосрочной перспективе своей конкурентоспособности является создание уникальных конкурентных преимуществ. Однако с развитием разнообразных информационных технологий становится все более актуальным вопрос, что можно считать конкурентным преимуществом для современных предприятий.

Анализ отечественных и зарубежных ученых и исследователей позволил выявить, что есть некоторые разногласия в определении термина «конкурентное преимущество». Все существующие подходы к определению конкурентного преимущества предприятия можно отнести к основным трем. Так, под конкурентным преимуществом могут рассматривать:

- как создание большей ценности, чем у конкурентов (Michael Porter [16], R.M. Grant [2], M. A. Peteref [15] и J.B. Barney [8]);

- в качестве уникальных особенностей компании и ее продукции (Жан-Жак Ламбен [5], Jennifer Lombardo [13], А.С. Попов [6]);

- способность полученная через атрибуты и ресурсы для выполнения на более высоком уровне, чем другие в этой же отрасли или рынке (Liam Fahey [10], John Kay [12]).

Но наиболее полным, по нашему мнению, является определение конкурентного преимущества предприятия как набора уникальных особенностей компании и ее продукции, что создает наивысшую ценность большую, чем у его конкурентов [13].

Мы соглашаемся с мнением M. A. Peteref, что для существования конкурентного преимущества в современной промышленности оно должно соответствовать четырем основным условиям, а именно [15]:

1. Неоднородность ресурсов, то есть существование ренты. Данное условие исходит из того, что количество ресурсов и возможностей неоднородно у разных предприятиях. Эта разнородность может достигаться двумя разными путями. Во-первых, предприятия, имеющие наибольшую ресурсную базу, могут зарабатывать большую прибыль из-за более эффективного производства по сравнению с другими конкурентами. При этом ключевым условием является то, что данные ресурсы других конкурентов поставляются в ограниченном количестве. Во-вторых, предприятия, обладающие рыночной властью, могут зарабатывать монопольную прибыль от своих ресурсов и возможностей из-за умышленного ограничения выпуска продукции.

2. Устойчивость ренты. Должны существовать силы на рынке, которые бы ограничивали конкуренцию за эту ренту для всех других фирм, следующих за предприятием, имеющим наивысшее положение и зарабатывающим эту ренту.

3. Несовершенная подвижность, т.е. рента устойчива в пределах предприятия. При этом наблюдается необходимость поддерживать собственное конкурентное преимущество, для предотвращения возможности перехода данного конкурентного преимущества к конкурентам.

4. Невозможность возмещения ренты с помощью издержек. Таким образом, должна существовать ограниченная конкуренция для достижения такого же положения, что и предприятие с конкурентным преимуществом для всех других конкурентов. Иначе затраты на достижение данного положения будут превышать выгоду от этого

конкурентного преимущества.

На сегодняшний день к основным ресурсам, которые могут обеспечивать конкурентные преимущества, принято относить следующие: инновации, привлечение и удержание наиболее ценных сотрудников, лояльность клиентов, расширение географии рынков, повышение стоимости бренда, взаимодействие с профсоюзами, поддержка местного сообщества и устойчивого партнерства.

Поэтому конкурентные предприятия в современных условиях могут проявиться в самых разных сферах, к которым принято относить:

1. Продуктовое преимущество, которое проявляется в уникальных характеристиках и особенностях продукции (в виде товаров или услуг), способных сделать ее более привлекательной для потребителя.

2. Преимущество в обслуживании клиентов, что проявляется через такую важную составляющую репутации и успеха предприятия, как сервис.

3. Преимущество в маркетинге, которое проявляется в способности предприятия наиболее эффективно привлечь клиентов и удержать их.

4. Технологическое преимущество, связанное с применением новейших и совершенных технологий в таких процессах, как производство, изготовление товаров или же предоставлении услуг [9].

5. Ресурсное преимущество представляет собой наличие доступа к самым дешевым или качественным ресурсам, что включает и наличие эксклюзивных прав на добычу какого-либо сырья.

6. Рыночное преимущество, которое может быть получено через лучшие рекламные кампании, уникальные системы сбыта и дистрибуции.

7. Культурное преимущество, которое формируется с использованием отличий или схожести в культурах тех стран, где предприятие реализует свою продукцию.

8. Управленческое преимущество связано со способностью предприятия привлечь к себе наиболее квалифицированных специалистов. К таким специалистам чаще всего относят топовых маркетологов, а также менеджеров и сотрудников с достаточно большим опытом работы [3].

9. Корпоративная репутация, что делает предприятие в глазах клиентов своеобразным образцом респектабельности.

Кроме того многие передовые предприятия формируют конкурентные преимущества, связанные с низкой стоимостью своей продукции и возможностью своего продукта адаптироваться в соответствии с изменениями в потребностями потребителей. В частности, многие корейские предприятия, которые специализировались на производстве полупроводниковых приборов, а также стали, смогли сформировать конкурентное преимущество в виде выпуска продукции с низкими издержками производства, что стало возможным при помощи применения низкооплачиваемого и производительного труда рабочих и одновременно использование самых передовых зарубежных технологий производства [4].

Анализ конкурентных преимуществ современных предприятий позволил выявить три главных источника их формирования:

- оптимальная организационная структура предприятия;

- качественная ресурсная база, основа выпуска качественной продукции;

- наиболее развитая система коммуникаций, что позволяет избежать большинства проблем в логистике предприятия.

В связи с высокой непредсказуемостью современной внешней среды становится все более сложным вопросом для большинства предприятий поддерживать уже существующие конкурентные преимущества. Так, к основным причинам, ведущим к изменениям в конкурентных преимуществах предприятий чаще всего выделяют следующие: новые технологии, новые или измененные потребительские потребности, появление нового сегмента отрасли, изменение производственных затрат и доступности, изменения в правительственных постановлениях и другие.

Итак, как показывает практика настоящего, достижение конкурентного преимущества не всегда является постоянным или даже продолжительным явлением. После того, как фирма устанавливает себе в отрасли преимущество, другие фирмы пытаются следовать ее примеру с тем, чтобы заработать на их сходстве. Вот почему конкурентное преимущество предприятия должно быть устойчивым, а также в состоянии выдержать испытание временем, для того, чтобы стать длительным. Поскольку большинство конкурентных преимуществ может быть скопировано в течение непродолжительного времени. Так, около 70 процентов всех новых продуктов могут быть дублированы в течение одного года и от 60 до 90 процентов улучшения процесса (обучения) в конечном счете переходят к конкурентам [14].

Таким образом, под устойчивым конкурентным преимуществом можно понимать активы компании, атрибуты или способности, которые трудно дублировать или превышать; и обеспечивающие наивысшее или благоприятное в долгосрочной перспективе положение над конкурентами [11].

Для того чтобы предприятие смогло достичь устойчивого конкурентного преимущества, последнее должно соответствовать следующим основным критериям:

- ценность, то есть иметь существенную ценность для потребителей;

- неповторимость, то есть не может быть легко скопировано или имитировано конкурентами предприятия;

- уникальность, то есть потребители не смогут или не захотят заменить продукцию или услуги данного предприятия подобными предложениями от его конкурентов [17];

- количество разных источников, поскольку большое количество разнообразных конкурентных преимуществ сложнее скопировать;

- постоянное улучшение и модернизация, что означает, что предприятие должно постоянно создавать дополнительные новые конкурентные преимущества, чтобы конкуренты не успевали их копировать в полном объеме [16].

Для формирования устойчивого конкурентного преимущества предприятиям необходимо осуществлять ряд процедур, к которым следует отнести такие, как:

- анализ текущего положения дел на предприятии, что можно осуществить с помощью известной методики SWOT-анализа. После чего часто применяют мозговой штурм среди ключевых специалистов для составления полной картины на предприятии и получения объективных результатов анализа.

- изучение основных конкурентов, а также их продукции. Особенно важно на этом этапе проанализировать не только слабые и сильные стороны конкурентов, но и их позиционирование на рынке, а также представленные ими уникальные торговые предложения.

- проведение глубинных интервью со своей целевой аудиторией для установления основных факторов, которые влияют на выбор компании или товара потребителем,

определения наиболее важных функций и свойств продукции [3].

- анализ полученной информации, при этом лучше всю собранную информацию структурировать в виде таблиц для облегчения понимания какое конкурентное преимущество Вы можете сформировать на своем предприятии.

К главным функциям управления в процессе формирования конкурентных преимуществ предприятия относят следующие:

1. Анализ и планирование мероприятий, направленных на достижение планируемой конкурентной позиции предприятия.

2. Определение изменений и разработка мер, необходимых для их реализации с помощью стратегических и технологических факторов.

3. Координация усилий различных подразделений с целью достижения планируемых конкурентных преимуществ.

4. Контроль за наличием необходимых ресурсов и осуществление соответствующих изменений.

5. Подготовка и проведение различных мероприятий, направленных на адаптацию персонала к внедряемым изменениям и совершенствованию их навыков для их реализации [7, с. 114].

Одним из удачных примеров формирования устойчивого конкурентного преимущества можно было отнести компанию IKEA, которая заполучила устойчивое положение на рынке при помощи реализации высококачественных товаров при наличии доступных цен и качественном послепродажном обслуживании [1].

Таким образом, постоянные изменения в конкурентной среде современных предприятий обостряют вопросы создания долгосрочных конкурентных преимуществ, которые смогут обеспечить предприятию высокую конкурентоспособность. Поэтому каждое предприятие должно осуществлять обоснованный выбор собственных конкурентных преимуществ и обеспечивать их устойчивость. В связи с этим необходимо также изучить вопросы оценки эффективности конкурентных преимуществ предприятия, что станет темой для исследования, как самого автора статьи, так и других экономистов и исследователей конкурентоспособности предприятия.

Список литературы

1. Банки Сегодня. Конкурентные преимущества помпании: как их выявить и развить. [Електронний ресурс] [https://finance.rambler.ru/markets/49257844-konkurentnye-preimuschestva-kompanii-kak-ih-vyyavit-i-razvit/] (07.12.2024).

2. Грант Р. M. Современный стратегический анализ - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 554 с.

3. Конкурентное преимущество. Узнайте, как создать конкурентное преимущество для вашего бизнеса. [Електронний ресурс] [https://sendpulse.com/ru/ support/glossary/competitive-advantage] (07.12.2024).

4. Котенко А.А. Конкурентные преимущества компании в условиях международной конкуренции: теоретический аспект. [Електронний ресурс] [https:// donampa.ru/images/document/repablic_o/1/22.pdf] (07.12.2024).

5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - Санкт-Петербург: Наука, 1996. - 589 с.

6. Попов С. А. Стратегическое управление: Модульная программа для менеджеров. - М : Инфра-М, 1999. - 321 с.

7. Шарафутдинова Н.С., Палякин Р.Б. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. - Казань: ООО «Издательский дом», 2016. - 153 с.

8. Barney J. B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. - 1991. - Vol. 17. - pp. 99-120.

9. Exiterra. Конкурентные преимущества: какими бывают, как их определить и использовать. [Електронний ресурс] [https://exiterra.ru/blog/marketing-blog/ konkurentnye-preimushchestva-kakimi-byvayut-kak-ikh-opredelit-i-ispolzovat/] (07.12.2024).

10. Fahey L. Competitors: Outwitting, Outmaneuvering, and Outperforming. - New York: John Wiley & Sons, 1998. - 576 p.

11. Faulkenberry K. Sustainable Competitive Advantages: Definition, Types, & Examples [Електронний ресурс] [http://www.arborinvestmentplanner.com/sustainable-competitive-advantages-definition-types-examples/] (07.12.2024).

12. Kay J. Foundations of Corporate Success: How Business Strategies Add Value. -USA: Oxford University Press, 2003. - 416 с.

13. Lombardo J. Types of Competitive Advantage: Cost, Product, Niche & Sustainable Advantages [Електронний ресурс] - [http://study.com/academy/lesson/ types-of-competitive-advantage-cost-product-niche-sustainable-advantages.html#leson] (06.12.2024).

14. Olsen E. Competitive Advantage - Building A Lasting Organization [Електронний ресурс]. [http://homebusiness.about.com/od/growing/a/comp_advantage.htm] (05.12.2024).

15. Peteraf M. A. The Cornestones of Competitive Advantage: A Resourse-Based View // Strategic Management Journal. - 1993. - Vol. 14. - pp. 179-191.

16. Porter M. E. Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance / Michael E. Porter. - NY: Free Press, 1998. - 592 p.

17. Waggoner D. Competitive Advantage [Електронний ресурс] [http:// www.referenceforbusiness.com/management/Bun-Comp/Competitive-Advantage. html#ixzz34dD6T8uW] (04.12.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.