Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций...
УДК 159
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»
В. Е. Андреев, А. А. Кучер, Т. Ю. Синицына
В статье рассмотрены вопросы обеспечения психологической подготовленности к деятельности в экстремальных условиях на основе реализации компетентностного подхода. Представлены результаты контент-анализа программ психологической подготовки спасателей. Сформулированы психологические компетенции для спасателей аварийноспасательных формирований Госкорпорации «Росатом», с учетом специфики профессиональной деятельности. Обоснованы рекомендации по формированию компетенций их психологической подготовленности.
Ключевые слова: аварийно-спасательные формирования Госкорпорации «Росатом», чрезвычайные ситуации, психологическая подготовка, психологическая подготовленность, психологические компетенции.
Актуальность исследования проблемы обеспечения психологической подготовленности аварийноспасательных формирований (АСФ) Госкорпорации «Росатом» обусловлена следующими обстоятельствами:
— наличием реальной опасности для жизни и здоровья персонала АСФ, принимающего участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе радиационных аварий и инцидентов;
— негативным влиянием факторов радиационной аварии и других видов ЧС на психику и поведение персонала АСФ;
— требованием руководящих документов по обеспечению психологической готовности персонала АСФ к действиям в условиях ЧС;
— недостаточной методической проработанностью вопросов обеспечения психологической подготовленности персонала АСФ Госкорпорации «Росатом».
Цель исследования — совершенствование системы психологической подготовки персонала АСФ Госкорпорации «Росатом» на основе компетентност-ного подхода.
Задачи исследования:
1. Изучить вопросы учебно-методического обеспечения психологической подготовленности спасателей к действиям в ЧС.
2. Провести контент-анализ учебных программ психологической подготовки спасателей на предмет оценки возможности формирования в процессе их реализации требуемых психологических компетенций.
3. Уточнить и сформулировать психологические компетенции спасателя АСФ Госкорпорации «Росатом».
4. Разработать программы психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом».
Психологическая подготовка спасателей является одним из основных направлений психологического обеспечения профессиональной деятельности данных специалистов в условиях ликвидации последствий ЧС, в том числе радиационных аварий и инцидентов '.
Под психологической подготовкой принято понимать комплекс психологических мероприятий, направленных на формирование, сохранение и развитие у спасателя психологической готовности и психологической подготовленности к выполнению задач в экстремальных условиях 2. При этом под психологической готовностью понимается способность спасателя к адекватному и быстрому профессиональному реагированию в условиях, когда вероятность ЧС велика, а время наступления точно не известно. Под психологической подготовленностью спасателя к профессиональной деятельности понимается наличие у него определенных психологических компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач.
Психологические компетенции рассматриваются как результат психологической подготовки персонала.
Известно, что психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях имеет трехкомпонентную структуру и включает: образ действий в экстремальной ситуации; функциональное состояние оперативного покоя, позволяющее адекватно оценивать ситуацию и принимать решения; психологический настрой на выполнение задач.
В связи с этим формирование психологической подготовленности спасателя к деятельности в ЧС должно осуществляться по следующим направлениям:
— когнитивному (формирование научных знаний о факторах воздействия экстремальной ситуации на психику персонала, возможных эмоциональных реакциях и способах регуляции психического состояния);
— операционному (формирование навыков, умений, привычек психической саморегуляции в экстремальных условиях);
— мотивационному (формирование необходимых психологических установок, настроя на ликвидацию последствий ЧС, уверенности в своих силах).
В соответствии с решаемыми в процессе психологической подготовки спасателя задачами она может подразделяться на общую, специальную и целевую.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие профессионально важных качеств сотрудника, усвоение им знаний, навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения психического здоровья и поддержания профессионального долголетия.
Специальная психологическая подготовка направлена на формирование психологической подго-
16
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формированиякомпетенций...
товленности специалистов АСФ к выполнению задач в различных экстремальных условиях.
Целевая психологическая подготовка направлена на формирование у спасателей психологической готовности к выполнению задач в конкретных условиях чрезвычайной ситуации.
Психологическая подготовка является важной составной частью профессиональной подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» к ликвидации последствий радиационных аварий и других видов ЧС на радиационно опасных объектах. Она призвана обеспечить формирование, сохранение и развитие у спасателей соответствующих АСФ психологической подготовленности к выполнению задач в условиях ЧС, в том числе в условиях радиационных аварий и инцидентов. Основным видом психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» является специальная психологическая подготовка, задачи которой реализуются в процессе плановых учебных занятий. Эффективность психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» во многом предопределяется содержанием соответствующих учебных программ.
В процессе исследования были изучены требования к организации первоначальной и профессиональной подготовки спасателей, задачи, методические указания, примерные учебные, учебно-тематические планы и учебные программы психологической подготовки (Сборник примерных программ первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России).
Был проведен контент-анализ программ первоначальной и последующей психологической подготовки спасателей на предмет оценки возможности формирования в процессе их реализации необходимых психологических компетенций.
В исследовательских целях все психологические компетенции спасателей были поделены на три группы: «знания», «навыки» и «мотивация».
На рис. 1-5 представлены результаты контентанализа содержания учебных планов программ психологической подготовки, используемых в настоящее время для подготовки спасателей различных уровней квалификации.
50 40 30 20 10 0
Рис. 1. Соотношение психологических компетенций по про грамме первоначазьной психологической подготовки
38,7
41,3
:мтШЯШ
20
Знания Ш Навыки ЮЗ Мотивация
60
50
40
30
20
10
0
Рис. 2. Соотношение психологических компетенций по программе психологической подготовки спасателей 3 класса
40 30 20 30 20 10 0
Рис. 3. Соотношение психологических компетенций по пр ограмме психологии еской подоотовки спасателей 2 класса
(20 30 40 30 20 10 0
56,7
56,7 —
:З:оХ:-г:т : ШНХОЛОШ = : = : = :X0 = ::qx: = |
30,4
24
7,2
:с:сО:и::ац|
Зохогт Ш Нхвлог □ Хокгвхцгт
дг
40,г
6,7
Ш Знания Ш Навыки ЕЛ Мотивация
Ц] Знания ^ Навыки ш Мотивация
Рис. 4. Со отноше ние психологических компетенций по программе психологигеской подготовки спасателей 1 класса
160 50 60 50 40 30 20 10 0
69,7
24,3
6 - - от - ,|
Ш Зохогт Ш Нхвлог ШЗ Хокгвхцгт
Рис. 5. Соотношение психологических компетенций по программе психологической подготовки спасателей международного класса
Анализ показал, что в большинстве учебных планов психологической подготовки спасателей мотивационная оставляющая психологических компетенций не нашла должного отражения, а операционная составляющая превышает когнитивную.
П сих опедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
17
Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций...
Таблица 1. Компетенции, представленные в программах психологической подготовки спасателей
различных уровней классификации
Когнитивное направление Операционное направление Мотивационное направление
(знания) (навыки, умения) (мотивация)
Первичная подготовка спасателей
Учебный план первоначальной подготовки
40% (8 час.) 60% (12 час.) 0%
Учебно-тематический план психологической подготовки в первоначальной подготовке
17 ед. текста 0 ед. тескта 0 ед. текста
40% (8 час.) 60% (12 час.) 0%
Целевая установка
19 ед. текста
12 ед. текста
0 ед. текста
Методические указания
19 ед. текста
10 ед. текста
2 ед. текста
64
ед. текста
Организационно-методические указания 15 ед. текста
1 ед. текста
Подготовка категории «Спасатель 3 класса»
Учебно-тематический план психологической подготовки в подготовке спасателя 3 класса
Организационно-методические указания
50% (14 час.) 50% (14 час.) 0%
14 ед. текста 1 ед. текста 0 ед. текста
Подготовка категории «Спасатель 2 класса»
Учебно-тематический план психологической подготовки в подготовке спасателя 2 класса
Организационно-методические указания
40% (12 час.) 60% (18 час.) 0%
16 ед. текста 0 ед. текста 0 ед. текста
Подготовка категории «Спасатель 1 класса»
Учебно-тематический план психологической подготовки в подготовке спасателя 1 класса
Организационно-методические указания
40% (16 час.) 60% (24 час.) 0%
14 ед. текста 0 ед. текста 0 ед. текста
Подготовка категории «Спасатель международного класса»
Учебно-тематический план психологической подготовки в подготовке спасателя международного класса
Организационно-методические указания
20% (8 час.) 80% (32 час.) 0%
22 ед. текста 3 ед. текста 0 ед. текста
В то же время контент-анализ учебно-тематических планов показывает, что реально в содержательном плане учебные занятия направлены на формирование знаний, т. е. сконцентрированы на когнитивной составляющей компетенций спасателя (табл. 1).
Таким образом, анализ программ психологической подготовки спасателей контрастно подчеркивает наличие дисбаланса в формировании когнитивной, операционной и мотивационной составляющих психологических компетенций спасателя. Исходя из этого, мы видим необходимость корректировки про-
грамм психологической подготовки спасателей для устранения их дисбаланса.
Результаты проведенного исследования были учтены нами при разработке программ психологической подготовки для спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом».
Экспертный опрос руководителей и опытных спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» позволил нам рассчитать модель оптимального соотношения психологических компетенций для спасателей различных уровней квалификации АСФ Госкорпорации «Росатом» (рис. 6-8).
18
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций...
Первичная
FFI Спасатель 1 класса
ESa Спасатель 3 класса РП Спасатель 2 класса
И Спасатель
международного
класса
Рис. 6. Показат1^;^и коинитивной соста)з;^>^1^щей психологических компетенций спасателей АСФ Рзскорпорации «Росатом»
Первичная
FFI Спасатель 1 класса
ESa Стасителя 2 класса РП Покакатий 2 кикаак
И Покакатий
международного
класса
Рис. 7. Показатели операционной составляющей психологических компетенций спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом»
Пт^ичнкя
FFI Покакатий 1 кикаак
ESa Покакатий 2 кикаак РЛ Покакатий С кикаак
И Покакатий
Фтгоункриониги
кикаак
Рис. 8. Показатели мотивационной составляющей психологических компетенций спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом»
В основу разработки программ психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» были положены дидактические принципы обучения: единства обучения и воспитания; единство теории и практики; лингвистическая определенность содержания обучения.
Реализация принципа единства обучения и воспитания достигается посредством учета мотивационных компонентов психологических компетенций в программе психологической подготовки.
Принцип единства теории и практики воплощается в соответствующем распределении часов, выделенных на психологическую подготовку, по видам учебных занятий, с преобладанием практических занятий.
Принцип лингвистической определенности содержания обучения реализуется в словесной представленности в учебных, учебно-тематических планах и учебных программах психологической подготовки ведущей роли операционного компонента психологических компетенций спасателя.
Операционные компоненты психологических компетенций спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» с учетом их квалификации представлены в табл. 2.
Для руководителей АСФ Госкорпорации «Росатом» предложены дополнительные компетенции (табл. 3).
Разработанные на данной основе программы психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» учитывают баланс между когнитивной, операционной и мотивационной компонентами психологических компетенций (рис. 9).
50%
37,5
25%
Знания
Навыки
Мотивация
Рис. 9. Соотношение когнитивного, операционного и мотивационного компонентов психологических компетенций в программах психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом»
Результаты контент-анализа (табл. 4) разработанных нами программ психологической подготовки для спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» свидетельствуют о наличии необходимого баланса когнитивной, операционной и мотивационной составляющих психологических компетенций спасателя.
Таким образом, разработанные программы психологической подготовки спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» прошли контрольнодиагностический этап проверки на сбалансированность формирования когнитивной, операционной и мотивационной компонентов психологических
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
19
Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций...
компетенций спасателя и в настоящее время проходят апробацию в процессе профессиональной подготовки специалистов, профессионально предназначенных для действий в экстремальных условиях на радиационно опасных объектах.
1 Синицына Т. Ю., Кучер А. А. Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС. М., 2014. С. 6.
2 Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при радиационных авариях и инцидентах : учеб.-метод. пособие. М., 2014. 89 с.
Таблица 2. Операционные компоненты психологических компетенций спасателей АСФ Госкорпорации «Росатом» с учетом их квалификации
Квалификация спасателя Операционные компоненты психологических компетенций спасателя
Первоначальная подготовка спасателя Способность: — адекватно оценить свое психическое состояние в условиях ЧС — регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции
Спасатель 3 класса Способность: — адекватно оценить свое психическое состояние в условиях ЧС — регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции — оценить психическое состояние окружающих в условиях ЧС и осуществлять психологическую поддержку пострадавших
Спасатель 2 класса Способность: — адекватно оценить свое психическое состояние в условиях ЧС — регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции — оценить психическое состояние окружающих в условиях ЧС и осуществлять психологическую поддержку пострадавших — оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в ЧС
Спасатель 1 класса Способность: — адекватно оценить свое психическое состояние в условиях ЧС — регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции — оценить психическое состояние окружающих в условиях ЧС и осуществлять психологическую поддержку пострадавших — оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в ЧС — эффективно взаимодействовать с пострадавшими в условиях образования агрессивной и панической толпы
Спасатель международного класса Способность: — адекватно оценить свое психическое состояние в условиях ЧС — регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции — оценить психическое состояние окружающих в условиях ЧС и осуществлять психологическую поддержку пострадавших — оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в ЧС — эффективно взаимодействовать с пострадавшими в условиях образования агрессивной и панической толпы — вести переговоры в условиях ЧС
Таблица 3. Дополнительные операционные компоненты психологических компетенций руководителя
АСФ ГК «РОСАТОМ»
Руководитель АСФ Дополнительные психологические компетенции руководителя АСФ
Независимо от имеющейся квалификации Способность: — эффективно управлять коллективом АСФ в условиях ЧС — организовывать и проводить занятия по психологической подготовке с персоналом АСФ
20
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций...
Таблица 4. Компетенции, представленные в программах психологической подготовки спасателей
АСФ Госкорпорации «Росатом»
Когнитивное направление (знания) Операционное направление (навыки, умения) Мотивационное направление (мотивация)
Психологическая подготовка в рамках первоначальной подготовки
Учебный план
40% 60% -
Учебно-тематический план
40% 60% -
Целевая установка и организационно-методические указания
24 ед. текста 8 ед. текста 15 ед. текста
50% 17% 33%
Методические указания
15 ед. текста 10 ед. текста 3 ед. текста
54% 36% 10%
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
46% 43,25% 21,5%
Психологическая подготовка спасателей категории «Спасатель 3 класса»
Целевая установка
24 ед. текста 7 ед. текста 3 ед. текста
70,6% 20,6% 8,8%
Учебно-тематический план
14 часов (50%) 14 часов (50%) -
14 ед. текста 3 ед. текста -
82,4% 17,6%
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
80% 29,4% 8,8%
Психологическая подготовка спасателей категории «Спасатель 2 класса»
Целевая установка
22 ед. текста 5 ед. текста 2 ед. текста
76% 17,3% 6,7%
Учебно-тематический план
12 часов (40%) 18 часов (60%) -
12 ед. текста 4 ед. текста -
75% 25%
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
63,7% 34,1% 6,7%
Психологическая подготовка спасателей категории «Спасатель 1 класса»
Целевая установка
21 ед. текста 5 ед. текста 2 ед. текста
75% 17,9% 5,1%
Учебно-тематический план
16 часов (40%) 24 часа (60%) -
9 ед. текста 6 ед. текста -
60% 40%
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
58,3% 39,3% 5,1%
Психологическая подготовка спасателей категории «Спасатель международного класса»
Целевая установка
24 ед. текста 5 ед. текста 2 ед. текста
77,5% 16,2% 6,3%
Учебно-тематический план
8 часов (20%) 40 часов (80%) -
7 ед. текста 9 ед. текста -
43,75% 56,25%
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
41,7% 50,8% 6,3%
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
21