Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности выпускников направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях'

Формирование психологической готовности выпускников направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УСЛОВИЯ ТРУДА / МАТРОС-СПАСАТЕЛЬ / БОЕЦ СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / EMERGENCY SITUATION / READINESS / PSYCHOLOGICAL STABILITY / COMPETENCE / WORKING CONDITIONS / RESCUE SAILOR / FIGHTER OF SAVING GROUP / PUBLIC YOUTH POLICY / CIVIC AND PATRIOTIC UPBRINGING / VOLUNTEERING / SAFETY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лустгартен Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрен подход к формированию готовности выпускника направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Проведен анализ условий труда спасателя в чрезвычайных ситуациях. Определены опасные факторы, характеризующие чрезвычайные ситуации. Сформулированы компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в блоке спасательных работ. Определены проблемы качества подготовки и трудоустройства выпускников. Сформулирована основная цель формирование специалиста-спасателя психологически готового к действиям в чрезвычайных ситуациях. Предложены пути решения. Формирование компетенций спасателя необходимо проводить в тесном взаимодействии с профильными организациями и подразделениями. Определена целесообразность формирования спасательного отряда. Основная задача государственной молодежной политики в области гражданско-патриотического воспитания, популяризации добровольчества и культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лустгартен Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of psychological readiness of graduates of the direction of technosphere safety for actions in emergency situations

Approach to formation of readiness of the graduate of the direction of technosphere safety to actions in emergency situations is considered in the article. The analysis of working conditions of the rescuer in emergency situations is carried out. Dangerous factors characterising emergency situations, are defined. Competences which students in the block of rescue efforts have to seize are formulated. Problems of quality of training and employment of graduates are defined. The main objective formation of the specialist rescuer who is psychologically ready to actions in emergency situations is formulated. Solutions are offered. Formation of competences of the rescuer are necessary to be carried out in close interaction with the profile organisations and divisions. The expediency of formation of saving group is defined. The main objective of the public youth policy in the field of civic and patriotic upbringing, promoting of volunteering and a safety culture is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности выпускников направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях»

УДК 159.9:316.6; 331

Лустгартен Татьяна Юрьевна

кандидат технических наук Костромской государственный университет e-mail: tlustgarten@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье рассмотрен подход к формированию готовности выпускника направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Проведен анализ условий труда спасателя в чрезвычайных ситуациях. Определены опасные факторы, характеризующие чрезвычайные ситуации. Сформулированы компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в блоке спасательных работ. Определены проблемы качества подготовки и трудоустройства выпускников. Сформулирована основная цель - формирование специалиста-спасателя психологически готового к действиям в чрезвычайных ситуациях. Предложены пути решения. Формирование компетенций спасателя необходимо проводить в тесном взаимодействии с профильными организациями и подразделениями. Определена целесообразность формирования спасательного отряда. Основная задача государственной молодежной политики в области гражданско-патриотического воспитания, популяризации добровольчества и культуры безопасности.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, готовность, психологическая устойчивость, компетенция, условия труда, матрос-спасатель, боец спасательного отряда, государственная молодежная политика, гражданско-пат-риотическое воспитание, добровольчество, культура безопасности.

Каждый день происходят аварии, катастрофы, взрывы, пожары, стихийные бедствия, которые приводят к значительному социальному и материальному ущербу. Достаточно вспомнить аварии на Чернобыльской атомной электростанции, АЭС «Фукуси-ма-1» (Япония), на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на шахте «Ульяновская», Севезо (Италия), Бхопале (Индия), катастрофические наводнения в Якутии (Ленск), в Дальневосточном и Южном федеральном округе, крупные землетрясения на Сахалине, в Турции и т. д. [5].

Рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера вынудил руководство создать в субъектах РФ спасательные службы и подразделения [6].

Чрезвычайные ситуации характеризуются экстремальными факторами: высокий уровень ответственности, дефицит времени, новизна, опасность и внезапность (повторные взрывы, обрушения зданий), дефицит информации, неопределённость, увеличение темпа действий, ненормированный рабочий день (16-18 часов), воздействие критических температур (1200-1500°С при пожарах), эмоциональная насыщенность, напряжённость (при общении с пострадавшими и их родственниками), вид трупов и фрагментов человеческих тел, нарушение режима и качества питания (преобладание консервов), усталость и недостаток сна (частые подъемы ночью по тревоге) и т. д.

Чрезвычайные ситуации характеризуются особыми условиями - работа в неблагоприятных метеоусловиях, работа с сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ); работа на высоте (использование альпинийского снаряжения), работа в задымленном, загазованном помещении, работа в зоне радио -активного заражения, водолазные работы, работа в средствах индивидуальной защиты (СИЗ).

Эффективность и качество проведения поисковых, аварийно-спасательных работ зависит от уровня профессиональной подготовки - знаний, навыков, умений спасателя, стажа работы по специальности, количества освоенных смежных профессий и практического опыта.

При подготовке специалистов техносферной безопасности в области аварийно-спасательных работ должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции.

Среди них готовность к использованию эмоциональных и волевых особенностей своей личности, способность к сотрудничеству, обладание расовой, национальной, религиозной терпимостью, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность и толерантность. Наряду с ними: склонность к самосовершенствованию и самообразованию; способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, готовность принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. А еще, в процессе подготовки, необходимо освоить умение использовать основные методы защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; умение работать в коллективе, умение организовать, спланировать и реализовать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды [2].

Высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов при ведении аварийно-спасательных работ в подразделениях и отрядах требует новых подходов к организации их обучения.

На сегодняшний день обеспечить рынок труда такого уровня специалистами достаточно трудно по причине отсутствия соответствующей матери-

70

Вестник КГУ 2017

© Лустгартен Т.Ю., 2017

ально-технической базы на кафедрах вузов, профессорско-преподавательского состава, имеющего практический опыт участия и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На наш взгляд, главным критерием подготовки высококвалифицированного специалиста является его готовность к действиям в чрезвычайной ситуации, определяющими и составляющими элементами которой являются приобретение и владение теоретическими знаниями, практическими навыками владения и использования специальных машин, оборудования и инструмента, приобретение опыта ведения спасательных работ, мотивация, владение навыками психологической саморегуляции. Процесс обучения должен проводиться в условиях максимального приближения к реальным условиям конкретного региона, что способствует формированию психологической готовности к выполнению текущих задач - а значит, ситуационной готовности.

Ситуационная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия [4].

Рассмотрим некоторые подходы формирования готовности выпускников направления техносфер-ной безопасности к действиям в чрезвычайной ситуации, которые были сформулированы нами в результате анализа трудоустройства выпускников, отзывов работодателей и результатов участия в соревнованиях.

Процесс обучения студентов в области спасательных работ начинается с разъяснения им смысла и содержания предстоящих видов профессиональной деятельности. Процесс овладения знаниями состоит из ряда этапов: восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике.

Большую роль в формировании психологической готовности играет знание и уверенное владение спасательной техникой, оборудованием, инструментом. Занятия по организации ведения и безопасности аварийно-спасательных работ, машин и оборудования проходят на базовой кафедре - центре гражданской защиты. Под руководством преподавателей курсов гражданской защиты, опытных спасателей обучающиеся узнают назначение и область применения спасательного оборудования и инструмента (комплекта гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) «Спрут», приемы и способы работы с ГАСИ «Медведь» и пр.). В процессе обучения формируются объективные представления о возможных стихийных проявлениях в регионе, авариях, пожарах, взрывах на предприятиях и характере действий в ходе спасательных работ.

Для изучения тактики тушения пожаров занятия проводятся в специализированной части по

тушению крупных пожаров опытными пожарными. Обучающиеся приобретают навыки быстрой экипировки пожарного: боевой одежды (БОП), каски с забралом, сапог термостойких, рукавиц, спасательного пояса. Предложенная форма обучения способствует возникновению тесного контакта обучающихся со специалистами-пожарными в процессе которого проговариваются и правильно расставляются акценты и приоритеты при выполнении задач в конкретных ситуациях, открываются профессиональные тонкости при тушении пожара и передается пожарными накопленный годами опыт молодому поколению, будущим специалистам.

Одной из составляющих общей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях является психологическая готовность, определяемая психологическими факторами. Для этого нами предусмотрена дисциплина «Психологическая устойчивость», где рассматриваются не только основные понятия психологической устойчивости спасателя, решаются (проигрываются) ситуационные задачи, проводится анализ ситуации, что позволяет выработать эффективную последовательность действий в конкретной ситуации. Проговарива-ние и моделирование (постановка) той или иной ситуации позволяет психологически подготовить обучающегося к действиям в аналогичных чрезвычайных ситуациях. В процессе обучения студенты осваивают современные психологические методы саморегуляции своего психологического состояния. Считаем, что для преподавания данной дисциплины должен привлекаться практикующий психолог, имеющий опыт работы в экстремальных ситуациях (служба в «горячих точках», ликвидация чрезвычайных ситуаций) по оказанию психологической помощи пострадавшим. Данный факт оказывает также глубокое воспитательное влияние на формирование личности спасателя.

Для формирования способности к социальной адаптации, коммуникативности и умения работать в команде необходимо постоянно участвовать в соревнованиях различного уровня.

Участие студентов в ежегодных Всероссийских соревнованиях «Человеческий фактор» по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим, способствует быстрому построению взаимоотношений с социумом и формирует умение работать в команде.

Анализ участия во Всероссийском конкурсе студентов-спасателей выявил проблему: вузы выпускают «спасателей-теоретиков», которые знают, но не могут участвовать в соревнованиях с применением инструмента при ликвидации техногенной, природной чрезвычайной ситуации. Только у двух студентов, из заявившихся к участию вузов, были допуски к работам на высоте. Организаторы вынуждены были упростить уровень конкурсных заданий. В рамках конкурса проверяется уровень

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

71

физической подготовки, подготовки по ведению аварийно-спасательных работ - транспортировка пострадавшего на носилках (без использования инструмента) и отработки навыков по пожарно-прикладному спорту.

Для участия в конкурсах более высокого уровня необходимо иметь допуски к работам на высоте (альпинист) и работам с инструментом, что возможно только при аттестации на квалификацию «спасатель», «спасатель 3-го класса» [1; 3].

Данный факт способствовал поиску решений данной проблемы и определения новых форм обучения по организации и ведению спасательных работ в мирное и военное время.

Со студентами направления техносферной безопасности проводится анализ участия в соревнованиях. Совместно сформулирована цель - по окончании вуза быть аттестованным спасателем, что позволит быть конкурентоспособным и иметь преимущества при устройстве на работу и, соответственно, рассчитывать на более высокий уровень заработной платы.

Для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи: пройти теоретическое обучение в аккредитованном учебно-методическом центре по ГО и ЧС Управления региональной безопасности (УРБ) и практическую подготовку по ведению спасательных работ, аттестоваться на квалификацию спасателя.

Для расширения возможностей взаимодействия с профильными подразделениями ГУ МЧС и УРБ создается студенческий спасательный отряд. Бойцы отряда проходят профессиональный отбор, который включает два этапа: первый - по психологической пригодности, второй - по физической подготовке. Прошедшие профессиональный отбор, допускаются к обучению в учебно-методическом центре Управления региональной безопасности.

Обучение и отработка практических навыков спасательных работ проводится на базе полигона спецчасти по тушению крупных пожаров, где обстановка максимально приближена к реальным условиям различных чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных), при использовании всех имеющиеся спасательных средств. Цель данного обучения - отработать рабочие приемы и довести их выполнение до автоматизма. Поскольку ликвидация чрезвычайных ситуаций происходит в условиях больших физических и отрицательных эмоциональных нагрузок.

Для проведения учений из числа бойцов формируются команды, строятся учебные городки, оборудуются учебные места с созданием очагов пожаров, зон задымления, завалов, заграждений, разрушений, затоплений. В начале, все этапы проходят в медленном темпе, при повторном прохождении скорость выполнения действий увеличивается, приобретается четкость исполнения действий.

Создаются ситуационные условия различные по степени сложности. Этапы сопровождаются звуковыми эффектами - крики о помощи, плач ребенка, что обуславливает нервно-эмоциональное напряжение. Гарантией выработки навыков владения инструментами и оборудованием является многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение практических упражнений, что способствуют формированию уверенности в надежности и безотказности инструментов, способствует развитию четкой координации движений, специфического мышления, реакции на меняющиеся факторы и условия чрезвычайной ситуации. Уверенность в своем умении использования инструментов и высокой квалификации ослабит негативное воздействие возникающих стресс-факторов и обусловит психическую устойчивость бойца и способность его к принятию нестандартных решений в экстремальных условиях. Таким образом, во время занятий бойцы закрепляют полученные знания, совершенствуют практические навыки и морально закаляются, испытывая психологические нагрузки. При проведении такого рода обучения формируется быстрота и качество ликвидации чрезвычайной ситуации, умение четко и слаженно работать в команде появляется уверенность в высоком уровне подготовки, взаимовыручке и надежности товарища, что снижает нервно-психологическую нагрузку на спасателя.

Качество проведения обучения определяется совокупностью методов: словесное описание ситуации, анализ совершенных действий, выработка необходимого алгоритма, показ кино- и видеофильмов и обязательная отработка на практике приемов и способов спасательных работ, характерных для данной местности.

У каждого региона имеются свои особенности. Особенностью костромского региона является наличие значительного числа водных объектов. Для формирования навыков спасения на водных объектах студенты проходят практику в качестве матроса-спасателя - несение дежурства на пляже реки Волги в летний сезон, где обучающийся находится в реальных условиях и приобретает опыт психологических переживаний, близких к тем, которые могут возникнуть в дальнейшем при различных чрезвычайных ситуациях. Только постоянная практика поможет приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость к стресс-факторам. Малейшая растерянность и проявление страха в момент аварии, катастрофы или развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым и непоправимым последствиям.

Для повышения статуса спасательного отряда и возможности общения со спасателями и сотрудниками МЧС, обмена с ними знаниями и опытом, согласования своих действий, сотрудничества в общем, коллективном действии все бойцы отряда

72

Вестник КГУ ^ 2017

входят в молодежное крыло регионального отделения РОССОЮЗСПАСА. Подобное взаимодействие положительно влияет на развитие познавательных процессов, обогащает эмоциональную сферу, социальные, морально-психологические чувства, укрепляет волю, закаляет характер, сформирует такие черты, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированность, деловую активность, коллективизм и товарищество.

Членство в РОССОЮЗСПАСЕ - это и общественно-полезная деятельность. Основным содержанием ее в обычных условиях является специальная и морально-психологическая подготовка подрастающего поколения (воспитанников детских садов и учащихся школ) к различным ситуациям в жизни: при возникновении пожара в лесу, в помещении, если заблудился в лесу, провалился под лед и т. д.). Данное взаимодействие позволит бойцам отряда понять психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях.

Организация спасательного отряда и проведение обучения в профильных организациях и подразделениях способствует не только развитию «профессиональных» навыков спасателя, но и решает основные задачи государственной молодежной политики в области гражданско-патриотиче-ского воспитания, популяризации добровольчества и культуры безопасности.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (с изм. и доп. от 6 марта 2015 г., 17 декабря 2016 г.). [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. - Режим доступа: http:// base.garant.ru (дата обращения: 30.11.2017).

2. Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 № 246 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 30.11.2017).

3. Профессиональный стандарт Спасатель. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mchs.gov.ru (дата обращения: 30.11.2017).

4. Психологическая готовность. [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь по пси-

хологии и педагогике. - Режим доступа: https:// psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 30.11.2017).

5. РИА НОВОСТИ Крупные техногенные катастрофы в мире в 2000-2013 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/spravka/ 20130418/933253431.html. (дата обращения: 30.11.2017).

6. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 30.11.2017).

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 dekabrya 2011 g. № 1091 «O nekotoryh voprosah attestacii avarijno-spasatel'nyh sluzhb, avarijno-spasatel'nyh formirovanij, spasatelej i grazhdan, priobretayushchih status spasatelya" (s izm. i dop. ot:6 marta 2015 g., 17 dekabrya 2016 g.) [EHlektronnyj resurs] // SPS GARANT. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru (data obrashcheniya: 30.11.2017).

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.03.2016 № 246 (red. ot 13.07.2017) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.03.01 Tekhnosfernaya bezopasnost' (uroven' bakalavriata)». [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 30.11.2017.)

3. Professional'nyj standart Spasatel'. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mchs.gov.ru (data obrashcheniya: 30.11.2017).

4. Psihologicheskaya gotovnost'. [EHlektronnyj resurs]. EHnciklopedicheskij slovar' po psihologii i pedagogike: - Rezhim dostupa: https ://psychology_ pedagogy.academic.ru (data obrashcheniya: 30.11.2017).

5. RIA NOVOSTI Krupnye tekhnogennye katastrofy v mire v 2000-2013 gg [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://ria.ru/spravka/ 20130418/933253431.html. (data obrashcheniya: 30.11.2017).

6. Federal'nyj zakon ot 22.08.1995 № 151-FZ (red. ot 18.07.2017) «Ob avarijno-spasatel'nyh sluzhbah i statuse spasatelej». [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 30.11.2017).

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.