Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-99-103
Особенности формирования коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля
в условиях поликультурной среды
@ 2018 Эрдниева Э. В., Кекеева З. О., Эльдерова М. З.
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Определить методы, средства, позволяющие эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях поликультурной среды. Методы. Анализ, обобщение, педагогический эксперимент. Результат. Использование различных педагогических методов и средств способствует формированию коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля. Вывод. Предложенная методика повышает уровень коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, средства, методы, методика формирования.
Формат цитирования: Эрдниева Э. В., Кекеева З. О., Эльдерова М. З. Особенности формирования коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 99-103. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-99-103_
The Features of Humanitarian Bachelors' Communicative Competence Formation in the Conditions of Multicultural Environment
@ 2°i8 Ervena V. Erdnieva, Zinaida O. Kekeeva, Maria Z. Elderova
B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russian, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to determine the methods and means allowing to form the communicative competence in multicultural environment. Methods. Analysis, generalization, pedagogical experiment. Result. The application of different pedagogical methods and techniques provides the formation of communicative competence of humanitarian bachelors. Conclusion. The proposed methodology increases the level of bachelors' communicative competence in multicultural environment.
Key words: communicative competence, means, methods, methodology of formation.
For citation: Erdnieva E. V., Kekeeva Z. O., Elderova M. Z. The Features of Humanitarian Bachelors' Communicative Competence Formation in the Conditions of Multicultural Environment. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 99-103. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-99-103 (In Russian)
Введение
Готовность выпускника к
профессиональной деятельности в поликультурной и полиэтнической среде может быть отнесена к одной из его общекультурных ключевых компетенций, а
применительно к бакалаврам
гуманитарной сферы и к важнейшим профессиональным качествам
(компетенциям). Коммуникативная
компетенция гуманитария выступает как система личностно-профессиональных
качеств, которые обеспечивают
эффективное решение коммуникативных задач. Республика Калмыкия является полиэтническим регионом: в ней проживают представители разных национальностей. Центром науки и образования республики является Калмыцкий государственный университет, который в 2017 году получил статус опорного университета. В КалмГУ на сегодняшний день обучаются студенты из 40 стран мира и 25 регионов России. Калмыцкий университет создает все необходимые условия для развития и формирования коммуникативной
компетенции бакалавра, для того чтобы студент приобщался к культуре, традициям, ценностям предков, сохранял национальную самобытность, а также чтобы он научился решать профессиональные задачи в
сотрудничестве с представителями других культур. Коммуникативная компетенция бакалавра гуманитарного профиля, обучающегося в таких условиях, выступает основой его успешности общения в поликультурной среде. Создаваемые в ходе эксперимента условия способствуют эффективному формированию
коммуникативной компетенции.
От бакалавра гуманитарного профиля в наше время требуется владение комплексом профессионально значимых знаний и умений, набором речевых средств, которые станут инструментом для успешной коммуникации в любой сфере и любом направлении деятельности. Это
способствует, в том числе и социализации личности, что является важным качеством в условиях поликультурной среды.
Цель статьи - рассмотреть возможности формирования коммуникативной
компетенции бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды.
Методы исследования - анализ, обобщение, педагогический эксперимент.
Работа по формированию
коммуникативной компетенции бакалавра гуманитарного профиля была направлена на развитие речевой культуры студента; на овладение умением логично и убедительно говорить; на умение продуктивно вести различные деловые беседы; на вооружение эффективной технологией публичных выступлений.
Формирование коммуникативной
компетенции бакалавров гуманитарного
профиля (далее - КК БГП) предполагало последовательность определенных этапов. Эти этапы были обусловлены логикой становления КК БГП и предполагали качественное изменение КК в зависимости от восхождения от одного этапа к другому. Например, на начальном этапе БГП умеет ориентироваться в ситуации
межкультурного и межэтнического общения, а уже на заключительном этапе он уверенно и грамотно решает различные коммуникативные задачи.
При определении критериальной базы мы учитывали требования, предъявляемые к бакалаврам гуманитарного профиля. Для исследования были использованы тесты, анкеты, опросы, которые были дополнены результатами бесед, анализом письменных и устных текстов.
Нами были определены следующие критерии сформированности КК БГП: мотивационный - БГП принимает смысл коммуникативной компетенции как способ для своего личностного роста, а также для профессиональной самореализации в условиях поликультурной и
полиэтнической среды; содержательный -БГП знает основные языковые нормы, успешно их использует, и это является ориентировочной основой КК; владеет различными видами речевой деятельности и использует их в качестве средства в деловой и межличностной коммуникации; деятельностный - БГП способен моделировать и проектировать различные речевые ситуации, активно использует свои знания, умения и навыки при реализации и решении коммуникативных задач.
Результаты и обсуждение
Целью эксперимента было определение проверки эффективности разработанной методики формирования
коммуникативной компетенции
бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды. В соответствии с целью решались следующие задачи: организация работы по экспериментальной методике; анализ промежуточных и конечных результатов.
Разработана концепция опытно-экспериментальной работы, сформирована база исследования. Исследование осуществлялось на базе гуманитарного факультета, а также Института калмыцкой и восточной филологии Калмыцкого государственного университета. Всего в эксперименте участвовало 250 человек. Замеры проводились в начале учебного
года, а также по окончании изучения определенной дисциплины.
Использовались педагогические методы фиксирования, оценки показателей, характеризующих КК БГП: метод опроса; метод наблюдения, оценки; изучение продуктов деятельности бакалавров гуманитарного профиля; ведение записей показателей на основе данных решения предложенных задач, игр, творческих заданий. Все эти методы были подобраны таким образом, чтобы они уточняли, дополняли, корректировали получаемые данные.
Проводился анализ письменных работ (курсовых работ, выпускных
квалификационных работ), анализ устных ответов, выступлений бакалавров на семинарах, научно-практических
конференциях.
С целью выявления уровня сформированности КК БГП на первом этапе было проведено тестирование, в рамках которого студенты оценивали свои коммуникативные качества и отвечали на вопросы анкеты по профессиональной направленности. Бакалавры-гуманитарии определяли наиболее важные для их будущей деятельности коммуникативные качества. Был предложен список коммуникативных качеств и умений, необходимо было их распределить по степени значимости для профессиональной деятельности в поликультурной среде (по десятибалльной шкале). Так, были выделены следующие, по мнению опрашиваемых, основные для БГП качества и умения: умение общаться публично (9,8); умение анализировать вербальное и невербальное поведение собеседника (9,7); владение культурой и искусством речи (9,53) и др. Это позволило сделать вывод о том, что коммуникативные качества и умения, определенные бакалаврами как основные для будущей профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды, являются определяющими в нашей модели коммуникативной компетенции бакалавра гуманитарного профиля и отражают все ее компоненты.
Проблемы, выявленные в ходе анкетирования: боязнь публичных выступлений; особенности построения текстов различных стилей и жанров; знание и использование различных вербальных и невербальных средств; умение наладить контакт с незнакомым человеком; гибкость, логичность речи; знание некоторых
этнокультурных норм; владение речевым этикетом.
Отвечая на вопросы анкеты, бакалавры гуманитарного профиля, обучающиеся на старших курсах, отметили, что обучение в университете помогло повысить уровень коммуникативной компетенции. Из дисциплин, повлиявших на развитие коммуникативной культуры, они выделили следующие: риторика (47 %); русский язык и культура речи (39 %); различные дисциплины гуманитарного цикла (14 %).
На наш взгляд, многие дисциплины гуманитарного блока имеют потенциал для развития и формирования КК БГП, поэтому в программы этих дисциплин можно включать коммуникативно-ориентированные задания.
Для того чтобы получить ясное представление студентов, участвующих в эксперименте, о целях выбора именно данного направления бакалавриата, о коммуникативных качествах, о стремлении к профессиональному общению и общению и дальнейшей деятельности в условиях поликультурной среды, проводилось анкетирование. Были получены следующие результаты: 84 % респондентов отметили осознанный выбор направления подготовки и желание обучаться на данном профиле, остальные указали иные цели. Студенты из других стран ответили: «В своей стране мы можем преподавать русский язык, работать в качестве переводчика в совместных компаниях». Многие из иностранных студентов планируют в будущем работать в России. Студенты из Калмыкии и других регионов РФ отмечают: «Филологическое образование поможет трудоустроиться». На вопрос о том, возникают ли проблемы в общении, 64 % ответили положительно, 12 % отрицательно, 24 % ответили, что проблемы возникают в определенных ситуациях (чаще всего в официальном общении). У многих студентов возникают трудности на занятиях тогда, когда необходимо дать не подготовленный заранее ответ. В общении со сверстниками на внеучебные темы не возникает никаких трудностей. БГП отметили, что общение с однокурсниками доставляет им радость, развивает их.
Используемые в ходе эксперимента средства был ориентированы на формирование и совершенствование у студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Филология», культуры устной и письменной речи, умения мотивированно и целенаправленно использовать различные речевые средства в определенных речевых ситуациях, с учетом этнокультурных традиций.
В рамках эксперимента необходимо было разработать и реализовать мероприятия, ориентированные на: формирование у БГП понимания их коммуникативной роли в поликультурной среде с учетом различных ситуаций общения; владение БГП необходимым набором речевых средств и разновидностей общения; формирование навыков эффективного общения в соответствии с профессионально-деловыми и личными целями; формирование потребности в обеспечении комфортности и
толерантности общения; овладение способностью сосредоточиваться на совершенстве процесса общения; формирование потребности учитывать национально-культурные особенности норм общения.
Выделение компонентов технологии формирования КК БГП, определение основных проблем, с которыми сталкиваются бакалавры в процессе коммуникации, позволили обозначить этапы и формы опытно-
экспериментальной работы.
Модель формирования КК БГП представляет собой процесс
последовательного создания
содержательных блоков и пути ее достижения. Формирование КК БГП рассматривается как определенная последовательность речевых ситуаций, приближенных к сфере реальных коммуникаций БГП. В качестве таких ситуаций нами были выделены следующие: ситуация общения в контексте деловых и межсубъектных проблем с учетом их этнокультурной интерпретации и прогноза психологических последствий; ситуация
адекватного понимания коммуникативной задачи, ситуация выбора речевых средств для успешного общения с учетом традиций и условий этнического окружения.
При моделировании ситуаций основное внимание уделялось: созданию
профессиональных ситуаций; развитию творческой активности; созданию ситуаций для сомнений и рефлексии; формированию умения презентировать себя, представить собственные оригинальные идеи, умения отстаивать свою точку зрения; принятию ответственности БГП.
Проведенное исследование показало, что опыт формирования коммуникативной компетенции БГП особенно успешно реализуется в условиях применения различных технологий: диалоговых, игровых, проектных, компьютерных, интеграционных.
В процессе обучения практически каждый студент перешел в группу более высокого уровня. Заметные
положительные изменения, прежде всего, проявлялись во всех компонентах сформированности коммуникативной компетенции.
Вывод
Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетенции
бакалавров гуманитарного профиля сопровождался в целом положительной динамикой. Можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция бакалавра гуманитарного профиля - это совокупность различных средств, это речевые умения, которые неразрывно связаны с личностью говорящего, его способностью правильно оценивать речевую ситуацию, это готовность изменить ранее намеченный план речевого взаимодействия, умение адекватно воспринимать речевое поведение партнера, это способность к эффективной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 35 с.
2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 1821.
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [The key competences as a
result-aimed basis of the competitive approach in education]. Moscow, 2004. 35 p. (In Russian)
2. Zimnyaya I. A. General culture and socio-professional competence of man. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2005. No. 11. Pp. 18-21. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Эрдниева Эрвена Владимировна, старший преподаватель, кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (КГУ им. Б. Б. Городовикова), Элиста, Россия; e-mail: ervena_21 @rambler.ru
Кекеева Зинаида Очировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии, КГУ им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail: [email protected]
Эльдерова Мария Загировна, кандидат педагогических наук, кафедра технологии и менеджмента профессионального
образования, КГУ им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail:
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Ervena V. Erdnieva, senior lecturer, the chair of Russian Language and Common Linguistics, Russian and World Literature, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russian, e-mail: [email protected]
Zinaida O. Kekeeva, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Psychology, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russian, e-mail: [email protected]
Maria Z. Elderova, Ph. D. (Pedagogy), the chair of Technology and Management of Professional Education, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russian, email: [email protected]
Принята в печать 17.09.2018 г.
Received 17.09.2018.