Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля (в условиях образования с этнокультурной направленностью)'

Формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля (в условиях образования с этнокультурной направленностью) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURE / CRITERIA AND LEVELS / PROCESS OF ITS DEVELOPMENT / CRITERIA AND LEVELS OF COMPLETE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрдниева Э. В.

В работе автор раскрывает сущность коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля, определяет ее состав, критерии и уровни, а также показывает процесс формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля в условиях образования с этнокультурной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрдниева Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HUMANITIES SPECIALISTS (IN THE CIRCUMSTANCES OF ETHNOCULTURAL PURPOSEFULNESS)

In the article the author reveals the essence of the communicative competence of the humanities specialists, defines its structure, criteria and levels, shows the process of the communicative competence of humanities specialists in the circumstances of ethnocultural purposefulness.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля (в условиях образования с этнокультурной направленностью)»

литературная компетентность; 5) независимо от принятия новой научной терминологии, которая может отражать разные научные подходы, мы обязаны сохранить высокий статус литературы как учебного предмета в российской школе. Полагаем также, что нашим зарубежным коллегам есть чему поучиться у российской методической науки, которая за два столетия накопила огромный опыт в области литературного развития читателя-школьника.

В преддверии принятия образовательных стандартов второго поколения выразим мнение о том, что, по нашему глубокому убеждению, литературное образование должно

войти в фундаментальное ядро образования, а литературная компетентность иметь статус ключевой субкомпетенции в составе читательской компетентности, которая в рамках семи-ологического подхода может интерпретироваться предельно широко - как чтение вербальных и невербальных текстов культуры. В этом нам видится один из путей решения проблемы гармонизации отношений между активно развивающимися процессами глобализации и технологизации образования и настоятельной потребностью его гуманизации, которая поможет нам не потерять смысл культурного текста и человека.

Библиографический список

1. Национальная программа поддержки и развития чтения // http://www.fapmc.ru/news/info/item2003.html.

2. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня развития читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения: пособие для работников образовательных учреждений / Э.А. Орлова. - М., 2008.

3. Бородина, В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дисс................... д-ра пед. наук: Санкт-

Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб., 2007.

4. Нарратология. Словарная статья // http://www.i- ru/biblio/forsp.aspx? Русский гуманитарный интернет-университет.

5. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Н.Н. Сме-танникова // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. - М.: МЦБС, 2007.

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по литературе 5-11 классы // http://www.uroki.net/docrus/docrus10.htm.

7. Бирюкова, Л.Г. Чтение глазами участников первой конференции, посвященной читательской культуре в XXI веке / Л.Г. Бирюкова, О.А. Борисова: Русская ассоциация чтения // http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-06.htm.

8. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. - М.: Педагогика, 1976.

9. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие старших школьников в процессе обучения (теоретические вопросы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: МПГИ.-М., 1974.

10. Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - Ч.1.; Ч.2.

11. Цели и структура курса литературы в школе: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы / под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005.

12. Беньковская, Т.Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы в XX веке: дисс. ... д-ра пед. наук: РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2007.

13. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников: уч. пособие / Т.В. Рыжкова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

14. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников / М.П. Воюшина. - СПб., 2007.

15. Сосновская, И.В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведени : дисс. -ра пед. наук: МПГИ. - М., 2005.

16. Сосновская, И.В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: автореф. дисс. . д-ра пед. наук: МПГИ. - М., 2005.

17. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 1974.

18. Ядровская, Е.Р. Творческие работы по литературе в 5-7 классах как диалог с искусством и самим собой: дисс. канд. пед. наук: РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2000.

19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля // http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

20. Стратегии модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. Вариант № 4., - М., 2008 //

http://www.eurekanet.ru/ewww/info.

22. Образовательный стандарт основного общего образования по литературе. Проект 2002 // http://www.schlib.ru/index.php?articles.

23. Hur gor man en litteraturlasare? Om skolans litteraturundervisning i Sverige, Ryssland och Finland / red. Orjan Torell; co-authors: Stig Backman, Olga Gontjarova, Monica von Bonsdorff. - Harnosand, 2002.

24. Тихомирова, И.И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 10.

25. Государственный образовательный стандарт по литературе.-М., 2004. http//www.ed. gov.ru. - сайт Министерства образования и науки РФ.

Статья поступила в редакцию 23. 07.09

УДК 378: 316.613 (470.47)

Э.В. Эрдниева, соискатель КалмГУ, г. Элиста, Республика Калмыкия, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ)

В работе автор раскрывает сущность коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля, определяет ее состав, критерии и уровни, а также показывает процесс формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля в условиях образования с этнокультурной направленностью.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, критерии, уровни, процесс формирования, условия формирования, этнокультурная направленность.

В настоящее время в системе образования на смену тра- щи рефлексии. По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова,

диционному «знаниевому» подходу приходит компетентност- «интеграция в содержании образования понятий, способов

ный подход, предполагающий владение живым знанием, т.е. человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта

знанием практическим, воссозданным внутри себя при помо- проявления собственной позиции осуществляется в процессе

создания обучающимся на основе всех этих видов своего собственного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки» [1].

Обучение на основе компетентностного подхода нацелено на формирование различных компетенций будущего специалиста. И.А.Зимняя выделяет десять ключевых компетенций, разбив их на три условные группы:

- компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

- компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

- компетенции, относящиеся к деятельности человека [2].

Рассматривая указанные компетенции, мы считаем, что

коммуникативная компетенция является одной из ключевых характеристик профессиональной готовности, а применительно к специалистам гуманитарной сферы выступает и как важнейшее профессиональное качество. Речевая культура будущего специалиста выступает как система личностнопрофессиональных качеств, обеспечивающих формирование и проявление коммуникативного потенциала личности.

Современное профессиональное образование ориентировано на создание условий для развития будущего специалиста как носителя коммуникативной компетенции, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру, решать профессиональные задачи, сотрудничая с представителями различных культур. Коммуникативная компетенция студентов национально-регионального вуза, как можно предположить, выступает основой их успешности при реализации фактически всех других компетенций в этнокультурной среде.

Следует отметить, что национально-региональные вузы, с одной стороны, являются основными собирателями, хранителями и пропагандистами национально-культурного достояния этноса, а с другой - главным инструментом строительства стабильной национальной политики в полиэтническом государстве. Развитие идей толерантности и взаимодействия культур в молодежной среде, сохранение гражданского мира в регионе также являются сегодня одной из главных миссий таких вузов. Именно поэтому в условиях развития на-

ционально-региональной системы непрерывного образования особое внимание уделяется разработке этнокультурных компонентов содержания образования, представляемых посредством преемственных образовательных стандартов, программ различных уровней и соответствующих им учебнометодических комплексов. Гуманитарный компонент культуры призван обеспечить благоприятную среду общения, развития и полноценной жизни личности и общества в целом. Одним из проявлений этой культуры является уважение к языку, обычаям, традициям соседей, что следует отнести к важнейшим основам развития современного общества [3].

Подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельной подготовки их к общению малопродуктивна. Специалист, обладающий необходимыми знаниями в соответствующей области, но имеющий скудный опыт общения, затрудняющийся изложить информацию, убедить своих слушателей, презентировать свою позицию, не будет в профессиональном плане достаточно подготовленным. Коммуникативная компетенция - это инструмент профессиональной деятельности будущего специалиста, это умение решать жизненно важные - в том числе и профессиональные - задачи средствами языка.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить студента решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами средств коммуникации, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования коммуникативных средств в различных сферах и ситуациях общения.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит овладение необходимым набором не только речеведческих и языковых знаний, но и умений в области коммуникативного аспекта любой профессиональной деятельности, а также практического использования средств коммуникации, что соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка и культуры речи представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студента, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Содержание стандарта предполагает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но и воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Проведенный нами анализ литературы (Г.А. Китайгородская, В.В. Сериков, А.И. Зимняя), а также наш собственный опыт преподавания русского языка и культуры речи в национально-региональном университете позволили выявить основные признаки коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля национально-регионального университета. Коммуникативная компетенция специалиста гуманитарного профиля выражает его готовность к коммуникациям в полиэтнической и поликультурной среде на профессиональном уровне, способность демонстрировать эталонные образцы речевого общения, владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструментальный аспект); способность строить общение в соответствии с ситуативными целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий (аспект функциональности, или целесообразности); стремление ориентироваться не только на собственные цели, но и принимать во внимание интересы партнеров по общению и общества в целом (этический аспект); умение сосредоточиваться на самом процессе общения, на искусности, совершенстве его форм, его организации (эстетический аспект); умение учитывать национально-культурные особенности норм общения (этнокультурный, или социокультурный аспект).

Инструментальный аспект и аспект функциональности, или целесообразности, предполагают способность осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и адекватно воспринимать информацию; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Этический аспект коммуникативной компетенции предполагает соблюдение этических норм речевого общения, уместное использование языковых средств в различных жизненных ситуациях общения; стремление не только ориентироваться на собственные цели, но и принимать во внимание интересы партнеров по общению и общества в целом.

Социокультурный аспект делает акцент на текст как транслятор национальной культуры, подчеркивает важность этнокультурного и культуроведческого компонентов в содержании обучения русскому языку и культуре речи, способствует формированию адекватной языковой картины мира, развитию языковой способности, развитию речи и личности в целом, а значит — присвоению языка как ценности. Взаимодействие и противодействие внутри общественных групп, диалог культур выдвигают новые требования к обучению русскому языку как основе национального самосознания. Происходит рассмотрение языка как важнейшего условия социализации личности, как средства «вхождения» личности в культуру и освоения ценностей общества.

Социокультурная компетенция — это многоаспектное качество личности, которое включает в себя: знания о мире, об обществе, в котором личность живет и развивается, о народе, к которому принадлежит; это знания, которые отражаются в языковой картине мира; умение адаптироваться к окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с гуманистическими целями и идеалами, владея при этом всеми видами речевой деятельности; опыт использования языка и речи во всех их социально значимых функциях; опыт эмоционально-ценностной ориентации в мире, в обществе, в социуме, владение нормами общества и ценностей культуры с помощью русского языка.

Таким образом, коммуникативная компетенция будущего специалиста - это взаимосвязь специальной, языковой, психологической, профессионально-этической, этнокультурной, дидактической и методической подготовки, готовность к профессиональному самообразованию.

Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля характеризуется наличием следующих критериев: принятие специалистом гуманитарной сферы смысла данной компетенции как условия личностной и профессиональной самореализации в полиэтнической среде; осознание своей специфической миссии как носителя языковой культуры; владение системой знаний о нормах языка как ориентировочной основой коммуникативной компетенции; владение различными формами речевой деятельности как инструментом профессионально-деловой и межличностной коммуникации, умением проектировать и реализовывать различные речевые ситуации.

В соответствии с указанными критериями нами выделены следующие уровни развития коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля: уровень ориентировки в ситуации межэтнического речевого общения; уровень уверенного решения коммуникативно-речевых задач; уровень продуцирования образцов общения в поликультурной среде.

Студенты первого уровня (ориентировки в ситуации межэтнического речевого общения) недостаточно осознают смысл и ценность речевых коммуникаций, роль слова в организации жизнедеятельности человека. Они еще не осознают свою миссию и ответственность как носителей норм и стандартов языка, не владеют техникой использования слова для решения деловых и межличностных задач. Они, хотя и достаточно правильно организуют речевое общение, имеют базовую систему знаний и умений, но не всегда могут применить эти знания как инструмент проектирования и оценки качества речевых контактов, зачастую не умеют преодолевать встречающиеся трудности при решении нестандартных коммуникативных задач. Испытывают, но не всегда реализуют потребность в самоорганизации профессиональной коммуникативной деятельности.

Студенты второго уровня (уверенного решения коммуникативно-речевых задач) пользуются арсеналом разноуровневых средств языка для достижения прагматических целей, устанавливают речевой или текстовый контакт с партнером на основе правил общения, принятых в данном социуме, предвидят поведение другого человека, эффективно решают различные проблемы.

Студенты третьего уровня (продуцирования образцов общения в поликультурной среде) овладевают самоконструи-рованием и разработкой собственных коммуникативных стратегий, уделяют внимание не только своей деятельности, но и деятельности профессионального общества, а также коммуникативному, межкультурному взаимодействию, способны к сотрудничеству, инициативны, адекватны в общении, имеют хорошие организаторские способности. Организация контакта

- умение межличностной коммуникации; поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий - умение межличностного взаимодействия; анализ результатов контакта, рефлексия - умение межличностного восприятия.

Формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля предполагает последовательность этапов, обусловленных логикой становления их коммуникативной компетенции и предполагающих восхождение от ориентировки в ситуации межэтнического речевого общения к уверенному решению коммуникативно-речевых задач и далее к продуцированию образцов общения в поли-культурной среде.

Процесс формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов рассматривается как определенная последовательность проблемно-речевых ситуаций, близких к сфере реальных коммуникаций будущих специалистов. В качестве таковых ситуаций выделены: ситуация рефлексии коммуникативно-речевой задачи; ситуация выбора средств речевого общения с учетом условий этнического окружения; ситуация общения в контексте деловых и межсубъектных проблем; ситуация реализации функций специалиста-гуманитария как инициатора образцов речевого общения, созданных с опорой на этническую культуру.

Условиями формирования коммуникативной компетенции специалистов гуманитарного профиля являются: постановка и совместное со студентами решение коммуникативных задач; формирование у них ориентировочной основы поведения в речевых ситуациях; ознакомление студентов с вариантами речевых действий, привитие умений их комбинировать и находить новые решения; выработка уверенности во владении приемами, основанной на личном опыте; формирование собственного коммуникативного стиля, системы установления и поддержания речевых контактов; поддержка опыта выражения своей личностной позиции в общении, адекватной самооценки «продуктов» коммуникации; саморегуляция и самоконтроль коммуникативной деятельности; ориентация на целостное восприятие ситуации общения; органическое включение коммуникативного опыта в систему внутренних факторов профессиональной и социальной успешности, личностного самовыражения.

Для организации процесса формирования коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный процесс коммуникативным: культурно-речевое образование; реальное общение; личностный смысл; мотивированность любого действия; речемыслительная активность; связь общения с другими видами речевой деятельности; ситуации как системы взаимоотношений; функциональность; новизна и эвристичность; содержательность; проблемность.

Чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, языковую и лингвистическую компетенции, необходима также активная устная и письменная практика для каждого студента группы. Недостаточно насытить занятие условно коммуникативными упражнениями, важно предоставить студентам возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем. Чтобы студенты воспринимали язык как средство межличностного, межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их с этнокультурными реалиями, но и искать способы включения их в активный диалог культур, что позволит избежать ошибок,

связанных с национальной принадлежностью студентов (грамматический и лексический уровень).

В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами.

Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает студентов проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма. Внеситуативно-личностная формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать мысли своего партнера, его переживания, позволяет студенту уточнить представление о самом себе. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

При подготовке специалистов гуманитарного профиля внимание уделяется формированию умений и навыков сравнительного анализа культур, способности быть посредником между родной и «чужой» культурами, что предполагает, наряду с развитием умений сбора, систематизации и интерпретации культуроведческой информации, овладение социокультурными нормами межкультурной коммуникации.

Для развития навыков устного публичного и официального межличностного общения необходимо вводить задания творческого характера, которые успешно готовят студентов к будущей профессиональной деятельности (ролевые и деловые игры, беседы и дискуссии, подготовка и выступление с лекциями, докладами и сообщениями перед разными аудиториями).

Умение общаться с незнакомым человеком или человеком, с которым говорящий находится в официально-деловых отношениях, определяется умением поддержать тему разгово-

ра (или незаметно перевести на другую), тактичностью поведения человека, уважением к собеседнику и эмоциональной отзывчивостью, умением вести спор, обладать выдержкой и чувством собственного достоинства. На практических занятиях полезно выполнить упражнения для застенчивых людей, продумать выход из конкретных ситуаций и средства предотвращения конфликтов.

Эффективность представленных видов работ по курсу русского языка и культуры речи во многом зависят от правильно организованного контроля. Необходимо использовать тесты, включающие языковой минимум по каждому виду литературных норм. Они помогают преподавателю определить соответствие или несоответствие между намеченной целью и достигнутыми результатами. Обратная связь информирует об усвоении знаний, становлении коммуникативных умений и навыков студентов и помогает рационально построить учебные занятия.

Учет взаимодействия речевых структур языковых систем русского и калмыцкого языков, которое является следствием взаимодействия двух этнокультурных и ментальных программ, позволит прогнозировать ошибки студентов, развивать коммуникативные умения и навыки, будет способствовать развитию языкового мышления.

Работа по формированию коммуникативной компетенции будущего специалиста предполагает повышение речевой культуры специалиста; овладение умением убеждать; квалифицированное ведение деловых бесед, переговоров; профессиональное отстаивание взглядов в дискуссиях; вооружение рациональной и эффективной технологией подготовки публичных выступлений. Формирование коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля осуществлялось также и путем сравнительного и сопоставительного анализа этнокультурных и культуроведческих реалий русской и родной культуры студента.

Таким образом, коммуникативная компетенция будущего специалиста гуманитарного профиля - это совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, разработке собственной коммуникативной стратегии, межкультурному взаимодействию.

Библиографический список

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004.

3. Борликов, Г.М. Регионализация образования и воспитание будущих специалистов для работы в полиэтнической среде / Г.М. Борликов // Подготовка преподавателей гуманитарных дисциплин и управленческих кадров для работы в полиэтнической среде. Материалы международного семинара 10-12 октября 2005 г. Элиста, 2006.

Статья поступила в редакцию 05.06.09

УДК 377.5.02:372.8

Т.Ф. Кириченко, канд. пед. наук, доц. РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, Т: 8.911.250.25.49

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ФУНКЦИИ. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ» КАК СРЕДСТВО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ФУНКЦИИ

В статье предложена характеристика элективного курса: сформулированы требования, предъявляемые к курсу, его цели и особенности, приведено тематическое планирование и содержание, которое представляет один из пунктов плана.

Ключевые слова: элективные курсы, самостоятельная деятельность, систематизация знаний, блок заданий (задач), функция, свойства функций.

Переход старшей ступени школы на профильное обучение ставит перед системой образования проблемы, в решении которых ведущая роль принадлежит учителю. При этом учитель оказывается в достаточно сложных условиях: направления реализации концепции профильного обучения проработаны лишь в общих чертах, нет четкости в характеристике профилей, конкретизации их целей, выделении видов и тематики элективных курсов, ориентировочный перечень элективных

курсов, которые могут быть предложены учащимся, выбравшим определенный профиль, не установлен и т.п. Как следствие, наблюдается дефицит информации, предназначенной для того, чтобы помочь учителю в решении проблем, связанных с разработкой тематики, программ элективных курсов, отбором содержания, соответствующего программе того или иного курса, структурированием этого содержания и т.д. Неслучайно в ряде школ, как свидетельствует практика, элективные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.