УДК 378.02
Михайлова Екатерина Викторовна
Курский государственный университет [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТЕПЛО-ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ
В статье рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучено понятие компетентности. Изучена роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов обучающихся по специальности «Тепло-газоснабжение и вентиляция». Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Рассмотрен проблемно-деятельностный подход при формировании коммуникативной компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, сущность компетентности, познавательная активность, самостоятельность мышления, самоконтроль, уровень компетентности.
Коммуникативная компетентность как педагогическое явление стало особен. но популярным в последние десятилетия. Это связано с тем, что в современном мире востребовано образование, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимым уровнем коммуникативной компетентности для решения профессиональных задач с помощью иностранного языка.
Одной из сфер, требующих владения коммуникативной иноязычной
компетентностью является сфера тепло-газоснабжения и вентиляция.
Почему именно студенты технических специальностей обнаруживают низкий уровень развития общей и речевой культуры во время занятий, устных ответов, в общении с преподавателями и сокурсниками? Это связано со спецификой изучаемых предметов, таких как физика, отопление, теплоснабжение, вентиляция, тепло-генерирующие установки, язык которых стандартизирован и формализован, а учебная деятельность их проходит в основном в лабораториях и компьютерных залах. Поэтому процесс образования стуцен-тов технических специальностей должен быть направлен на формирование компетентности, чтобы научить интегрировать знания, применять их для получения новой информации и объяснения явлений в окружающем мире. Профессиональная среда накладывает отпечаток на речь, а культура речи в свою очередь является показателем образованности и воспитанности человека.
В наши дни образование в большей степени воспитывающее, поэтому формирование компе-
тентности является показателем готовности к жизни, а обучению иностранному языку студентов специальности тепло-газоснабжения и вентиляции выполняет особую роль в развитии коммуникативной компетентности, формируя у специалистов данной отрасли совокупность взаимосвязанных качеств личности. Изучение иностранного языка имеет образовательное, воспитательное и практическое значение. Обучение которое улучшает владение родным языком, способствует совершенствованию культуры речи и развитию логики языкового общения. В процессе изучения иностранного языка происходит становление и развитие личности, профессионально значимых личностных качеств.
Важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса формирования коммуникативной компетентности выступает познавательная активность, которая стимулирует развитие самостоятельности, является поиском творческого подхода, побуждая к самообразованию. Так, Г.М. Щукина связывает формирование познавательной активности студентов с деятельностью и понимает её, как процесс неотделимый от деятельности учащегося [3, с. 23].
В современном мире под коммуникативной компетентностью студентов специальности тепло-газоснабжения и вентиляции понимается своевременное применение совокупности коммуникативных умений, знаний правил речевого поведения, способствующие решению нестандартным алгоритмом коммуникативных задач в межличностных отношениях. В.А. Сластёнин определяет компетентность, как совокупность способ-
Подходы: компетентный,
коммуникационный,
интегративный
компетентности,
Принципы:
профессиональной направленности, индивидуальной новизны, функциональности______
Содержание
Познавательный аспект Развивающий аспект
Воспитательный аспект
Учебный аспект
Критерии сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: владение
лингвистическими умениями,
иноязычное владение
дискурсивными умениями; владение социокультурными умениями
Критерии сформированности общей профессиональной
компетенцией: владение способами решения профессионально
направленных задач; владение системой ценностей; необходимы уровень мотивации для выполнения профессионально значимых задач.
і
Уровни
Низкий | Средний Высокий
Технологии формирования иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентности: подготовка и презентация проектов; мозговой штурм; дискуссия по актуальным проблемам в отрасли тепло-газоснабжении; ролевые игры; деловые игры.
Условия: интеграция дисциплины «Иностранный язык» и специальных дисциплин на основе занятий; мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «иностранный язык»; применение современных и коммуникационных технологий._________
Результат: совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов
Схема 1. Теоретическая модель формирования
ностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов происходит через общение. В этом общении происходит овладевание ценностями и профессиональными, и духовными; происходит развитие личности.
В соответствии с действующими стандартами процесс формирования коммуникативной иноязычной компетентности должен быть связан с овладением специальной профессиональной компетентностью.
Формирование коммуникативной компетентности требует разработки специальной модели,
иноязычной профессиональной компетентности
адекватной к профессиональным задачам. Разработка такой модели будущего специалиста может сделать процесс профессиональной подготовки более целенаправленным и эффективным. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов является специальной сконструированной дидактической системой, направленной на формирование иноязычной профессиональной компетентности (схема 1).
Иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов, является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки и представляет собой комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможности
Цель: реализация ПДП к профессиональному иноязычному образованию специалистов сферы тепло-газоснабжении и вентиляции
Профессиональной
направленности
Познавательный
аспект
Принципы
Мотивирован-
ности
Интегративности
" V
Развивающий
Содержание
Воспитательный
Элементарное
воспроизведение
Управляющая
проекция
Уровни
Критерии
Коммуникационной
направленности
Учебный аспект
Самостоятельная
интерпретация
Свободное
творчество
Степень коммуникативно-
технологической готовности к профессиональной деятельности
Степень творческой
самореализации в
образовательной деятельности
Технологии, методы и приёмы
Case study (анализ проблемных профессиональных ситуаций), метод проектов, дискуссия, решение проблемных задач_________________
Условия —*—
Интеграция иностранного языка, мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности, развитие творческой деятельности студентов при решении профессиональных задач, ситуативность и функциональность, диалогичность
Схема 2. Теоретическая модель реализации ПДП к профессиональному иноязычному образованию студентов сферы тепло-газоснабжение и вентиляции
эффективного взаимодействия в отрасли тепло-газоснабжения и вентиляции, в процессе использовании иностранного языка, как средства решения профессиональных задач [5, с. 45].
Процесс формирования компетентности студентов направлен на:
- обеспечение необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности в основных видах речевой деятельности;
- формирование общей компетентности специалистов;
- интеграцию компетентности в процессе самостоятельной деятельности;
- развитие творческого потенциала студентов, их интеллектуальных и профессиональных спо-
собностей в процессе профессиональной подготовки;
- расширение их кругозора на основе решения профессионально значимых задач;
- увеличение профессиональной мотивации;
- развитие личностных и профессиональных качеств.
В модели рассмотренной выше при иноязычном образовании составляющей является иностранная культура, включающая такие аспекты: познавательный, развивающий, воспитательный, учебный. Реализация модели для процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности требует использования специальной технологии, в соответствии с которой функция язы-
ковых явлений в процессе общения является приоритетной при построении форм высказывания.
Сущность компетентности заключается не только в информированности обучаемого, но и в умении им разрешать проблемы, возникающие при познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, а в практической жизни - при выполнении социальных ролей гражданина [2, с. 37].
На современном этапе профессионального образования проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную приобретать не только новые знания, но и вырабатывать новые навыки.
Сущность проблемно-деятельностного подхода (ПДП) специалистов заключается в том, что в процессе иноязычного образования создаются условия, в которых студенты опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысляют профессионально значимую проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её разрешения посредствам иностранного языка. ПДП реализует два основополагающих принципа обучения принцип про-блемности и принцип деятельности в обучении.
Иноязычное образование специалистов на основе ПДП направлено на то, чтобы обеспечить:
- дальнейшее развитие коммуникативной компетентности студентов;
- формирование профессионально направленной компетентности;
- интеграцию коммуникации в процессе творческой самостоятельной деятельности, выполнение которой ведёт к формированию профессиональной коммуникативной компетентности;
- развитие творческого потенциала студентов и их интеллектуальных способностей;
- расширение их профессионального кругозора на основе решения профессионально значимых задач в процессе интеграции иностранного языка [4, с. 38].
Оптимальное соотношение методов и приёмов, позволяющие достичь максимального результата в организации иноязычного образования специалистов, можно представить в виде модели реализации ПДП к профессиональному образованию в сфере тепло-газоснабжение и вентиляции (схема 2).
Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы тепло-газоснабжения и вентиляция требует соблюдения следующих условий. Развитие коммуникативной компетентности будет более эффективным если:
- будут применяться специфические особенности интерактивных методов: дискуссия, ролевая, деловая игра, укрепляющие межличностные отношения и способствующие росту мотивации к учению и развитию коммуникативных качеств, содействующие усвоению знаний о сущности общения и коммуникативных отношений;
- будет реализована технология, обеспечивающая комфортность общения и формирование мотивации студентов;
- в процесс обучения иностранному языку будет использоваться специальное учебно-методическое обеспечение для развития коммуникативной компетенции, способствующие приобретению студентами коммуникативных знаний и умений действовать по образцу, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию к субъекту общения [6, с. 2].
В процессе овладения иноязычной коммуникативной компетентностью происходит не только решение коммуникативно-значимых задач, не только овладение её составляющими, но и овладение профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, происходит развитие профессиональных способностей необходимых для решения профессиональных задач.
Немаловажный вопрос, который встаёт перед учёными современного мира - определение уровня компетентности. Оценить уровень компетентности студентов можно путём проведения профессиональных тестов, тестов учебных достижений; с помощью оценки лабораторно-практических работ, устных экзаменов, рейтинговой оценки письменных работ. Необходимо расширять кругозор студентов об умениях, качествах необходимых специалистам. Учащиеся должны быстро находить тему для разговора, использовать жесты и мимику; уметь проявлять своё расположение, тактичность, уметь доказать, аргументировать, уметь выступить с докладом, проявить организаторские способности.
Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность на занятиях по иностранному языку по техническим специальностям необходимо создать педагогические условия при реа-
лизации данного процесса. К таким условиям относятся:
1. Создание специальной образовательной среды - с помощью разных стратегий (поощрение, вознаграждение за проявление творческих способностей, создания дружественной атмосферы, организация умственной и речевой учебной активности) в её условиях можно более эффективно осуществить воспитательное воздействие на обучаемого.
2. Применение интерактивных методов обучения - применяются ролевые игры, «круглые столы» как методы имитации принятия решений, разработка и внедрение учебно-методического пособия по развитию компетентности студентов технических специальностей. Такие методы применяются для эффективности учебного процесса, развития коммуникативности, способствуя развитию таких составляющих как организаторские способности, культура вербального взаимодействия, самоконтроль.
3. Разработка и внедрение специального методического обеспечения по развитию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей - возможность в ведения в процесс обучения иностранному языку методического пособия, содержащие задания, которые могут помочь приобрести определённые коммуникативные знания, умение действовать, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию [1, с. 122].
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у студентов на занятиях
по иностранному языку, с одной стороны способствует развитию личности, а с другой - коммуникативной способности, позволяя ему решать жизненные и практические ситуации, развивая в личности способность принимать правильные решения, персональную ответственность, внимание к проблемам связанным с достижением поставленных целей, самостоятельность мышления, оригинальность и самоконтроль.
Библиографический список
1. Люлевич И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов // Сборник трудов учёных РГАФК. - М., 2004. - Т. 5. -С. 120-124.
2. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -С. 236.
3. АфанаскинаМ. С. Развитие познавательной активности студентов в процессе организации самостоятельной работы. - Брянск, 2004. - С. 173.
4. ЕфимоваЮ.А. Педагогические условия реализации проблемно-деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиях в вузе).- Курск, 2007. - С. 219.
5. Солодовникова Ю.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, как условие профессиональной подготовки специалиста социальной работы. - Курск, 2009. - С. 201.
6. ШукуроваИ.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. - М., 2006. - С. 18.