ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 5 (145), 2015
УДК 378.14
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «АГРОНОМИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Светлана Вячеславовна НИКИТИНА
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И.И. Иванова, г. Курск, Российская Федерация, доцент кафедры иностранного и русского языков, e-mail: klang@klang.kgsha.ru
Цель - выявить основные возможности формирования коммуникативной компетентности у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Агрономия» на основе проблемно-деятельностного подхода. Данный подход имеет огромный образовательный потенциал для формирования вышеуказанного феномена: 1) развивает коммуникативные умения студентов; 2) расширяет их межкультурный кругозор; 3) развивает лингвистические способности; 4) формирует профессиональную мотивацию в агрономической сфере; 5) способствует продуктивному овладению иностранным языком. В своем исследовании автор придерживается соблюдения двух основополагающих принципов обучения - проблемности и деятельности, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса. Положения опираются на разработки, посвященные задачам в области преподавания иностранного языка, а также работы в сфере инновационных технологий. Подчеркнута важность вовлеченности студентов в процесс поиска решения профессиональных задач в сфере агрономии во время занятий по иностранному языку, т. к. в этом случае возрастает их интерес к дисциплине и профессии. Проблемно-деятельностный подход помогает создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся, их самостоятельной познавательной активности для получения теоретических знаний и практического опыта, а также повышает роль преподавателя как наставника, помогает осуществить переход высшей школы к школе, формирующей специалистов нового типа, которые отвечали бы современным требованиям. Приводится детальный анализ приемов и методов, способствующих более успешному формированию коммуникативной компетентности студентов. Представленный подход может быть использован при проведении занятий по иностранному языку в вузах, подготавливающих квалифицированные кадры в области агрономии.
Ключевые слова: проблемно-деятельностный подход; коммуникативная компетентность; бакалавры по направлению подготовки «Агрономия».
Сегодня иностранный язык рассматривается не только как учебный предмет, но и как инструмент подготовки профессионала новой формации, готового к самообразовательной деятельности, творчеству, способного постичь культуру, традиции страны изучаемого языка и адекватно соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом контексте.
Введение новых специальностей и специализаций в значительной мере оказывает влияние на содержание обучения иностранному языку студентов разных специальностей. Содержание и структурная организация иноязычного образования бакалавров по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» определяются Государственным образовательным стандартом ФГОС ВПО. Иноязычное образование студентов данного направления должно решить следующие задачи:
1) обеспечить развитие коммуникативной компетентности;
2) сформировать профессионально направленную компетентность, которая представлена следующими видами компетенций: ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-2 умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-15 владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; ПК-23 готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований [1];
3) интегрировать вышеперечисленные компетенции в процессе обучения;
4) развить творческие способности и интеллектуальный потенциал;
5) расширить кругозор в профессиональной сфере.
Основными составляющими коммуникативной компетентности бакалавров по на-
правлению подготовки «Агрономия» являются:
1) система речевых средств адекватных коммуникативной ситуации;
2) система ведущих коммуникативных стратегий при выполнении профессионально значимых заданий;
3) владение формальным и неформальным стилями общения для решения профессиональных задач в различном социокультурном окружении;
4) знание национально-культурных традиций;
5) система лингвистических средств, обеспечивающих профессионально-направленное общение в сфере агрономии;
6) знание базового уровня грамматики для обеспечения высказываний по темам профессионального общения;
7) система основных интонационных моделей, необходимых для профессиональной коммуникации.
В процессе формирования коммуникативной компетентности происходит овладение 4 аспектами содержания иноязычного образования: развивающим (развитие коммуникативных способностей); воспитательным (воспитание профессиональных ценностей в агросфере, формирование морально-этических норм профессионального общения в данной, адекватному восприятию и толерантности по отношению к другой культуре, самостоятельности, воли, трудолюбия); познавательным (знакомство с профессиональной культурой специалистов в агросфере; формирование представлений об особенностях профессионального стиля общения в стране изучаемого языка; изучению зарубежных инновационных технологий в агро-сфере); учебным аспектом (развитие коммуникативных умений, формирование лексических, грамматических, интонационных навыков; формирование общеучебных умений организации процесса обучения; развитие дискурсивных умений; владение стратегиями профессиональной коммуникации).
Для достижения данной цели во многом приходится отказаться от традиционной опоры на пассивные формы обучения в пользу активных методов и форм. В этой связи представляется значимой концепция А.А. Вербицкого, который считает, что необходимо осуществить переход от «школы воспроизведе-
ния» к «школе понимания», к «школе мышления» [2].
Реализации данной цели способствует проблемно-деятельностный подход (ПДП). Обратимся к рассмотрению его сущности относительно высшего профессионального образования бакалавров по направлению подготовки «Агрономия». ПДП предоставляет широкие возможности для развития мыслительных операций студентов, что способствует продуктивности их профессионального мышления. ПДП применительно к профессиональному образованию бакалавров данного направления предполагает соблюдение двух ведущих принципов обучения -проблемности и деятельности. Данный подход, как считают его сторонники, открывает перспективы не только приобретения новых знаний, навыков и умений, но и способствует накоплению опыта творческого подхода к решению проблем профессионального плана.
Принцип проблемности основывается на «зоне ближайшего развития (ЗБР)» (Л.С. Выготский), в границах которой устанавливаются цели современного профессионального образования. Для реализации целей необходимо создание обучающей среды, в которой студенты, преодолевая трудности и осуществляя самообразовательную деятельность, постигают основы наук. Наибольшая эффективность проблемно-деятельностного подхода в обучении достигается в результате приобретения знаний, развития активности, самостоятельности и сознательности, воспитания творческого подхода при осуществлении профессиональной деятельности.
Принцип деятельности предполагает усвоение опыта субъектом в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, а не во время простой передачи информации субъекту. Во время деятельности осуществляется процесс формирования личности, т. к. «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть» [3].
Таким образом, можно сказать, что сущность ПДП состоит в создании во время учебных занятий особых условий, при которых студенты, основываясь на полученных знаниях, способны самостоятельно обозна-
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 5 (145), 2015
чить, проанализировать профессиональную учебную проблему с тем, чтобы найти для нее наиболее приемлемое практическое решение. В ходе коммуникации на иностранном языке, с учетом специфики профессиональной деятельности в сфере агрономии в результате учебного процесса, построенного на основе ПДП, усиливается роль самостоятельной познавательной деятельности студентов в разрешении проблемных ситуаций, возрастает интенсивность их мышления в процессе получения новых знаний и новых способов решения задач в аграрной области. Участие преподавателя при данном подходе заключается в общем руководстве и направлении самостоятельной деятельности обучающихся.
В данном случае высока доля педагогической эвристики во время моделирования познавательных ситуаций. Такой тип образования предполагает преодоление индивидуальных порогов доступности и возникающих затруднений. Проблемно-деятельностный подход выражается в конструировании знаний, мотивации и интенсификации общения преподавателя с обучающимися. Благодаря этому подходу студенты получают большую свободу действий, что ведет к повышению их коммуникативной активности и большей самостоятельности при получении профессионального образования.
Применение ПДП должно проходить в процессе учебной коммуникативной деятельности, которая имеет следующие особенности: 1) ее цель - решение учебных задач; 2) в процессе ее реализации усваиваются общие научные понятия; 3) она мотивирует их к саморазвитию, удовлетворяя познавательные потребности студентов; 4) вызывает психические и личностные изменения обучающихся, которые зависят от результатов их собственных действий.
В процессе осуществления ПДП происходит поэтапная постановка перед студентами проблем с опорой на ЗБР, что приводит к творческому разрешению данных проблем обучающимися не только благодаря усвоению «знаниевой компоненты профессиональной деятельности, навыков ее осуществления» [4], приобретению опыта профессиональной деятельности, но и в результате развития необходимых личностных качеств.
Таким образом, ПДП основывается на методах и приемах, стимулирующих самостоятельность студентов, их активность и развивающих мыслительную деятельность. При реализации данного подхода осуществляется удовлетворение познавательных потребностей студентов в сфере агрономии, происходит усвоение знаний, формирование коммуникативных навыков, развитие умения, овладение опытом профессиональной деятельности, что ведет к повышению не только уровня коммуникативной компетентности, но и профессиональной компетентности в целом. На занятиях по иностранному языку необходима дидактическая координация ПДП с другими подходами, тщательный выбор проблемных ситуаций, опора на его ключевые идеи [5].
Процесс формирования коммуникативной компетентности на базе ПДП основывается на следующих принципах: принцип разрешения противоречий; принцип творческого отношения к действительности; принцип научности; принцип мотивированности; принцип эмоционального отношения к процессу обучения.
Деятельностная сущность иноязычного образования заключается в использовании «деятельностных» заданий, которые включают различные виды коммуникации и основываются на игровом, имитационном и свободном общении, в ходе которого решаются профессионально значимые задачи. Процесс формирования коммуникативной компетентности на базе ПДП является самостоятельным процессом овладения знаниями, умениями и навыками, а также приобретения опыта деятельности в сфере агрономии. Цель данного процесса - подготовка кадров нового типа с высоким уровнем коммуникативных умений и профессионального мышления.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400 «Агрономия» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 811. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
3. Петровский А.В. К пониманию творческой активности субъекта // Семинар по методологическим проблемам творчества. М., 1974.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004.
5. Пассов Е.И. Теория и методики: цель и содержание иноязычного образования. Липецк, 2013.
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 110400 "Agronomiya" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"), utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot
22.12.2009 g. № 811. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
2. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod. M., 1991.
3. Petrovskiy A.V. K ponimaniyu tvorcheskoy ak-tivnosti sub"ekta // Seminar po metodologi-cheskim problemam tvorchestva. M., 1974.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Peda-gogika. M., 2004.
5. Passov E.I. Teoriya i metodiki: tsel' i so-derzhanie inoyazychnogo obrazovaniya. Lipetsk, 2013.
Поступила в редакцию 3.03.2015 г.
UDC 378.14
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE PROBLEM-SOLVING APPROACH OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF BACHELORS IN THE FIELD OF "AGRONOMY"
Svetlana Vyacheslavovna NIKITINA, Kursk State Agricultural Academy named after professor I.I. Ivanov, Kursk, Russian Federation, Associate Professor of Foreign and Russian Language Department, e-mail: klang@klang.kgsha.ru
The aim is to reveal the main peculiarities of communicative competence formation at the department of agronomy at the basis of problem-solving approach. The problem-solving approach which contains a great educational potential to form communicative competence during foreign teaching training: 1) it develops communicative skills of students; 2) it widens their cross cultural outlook; 3) it develops linguistic abilities; 4) it develops professional motivation in the sphere of agronomy; 5) it contributes to foreign language acquisition. This research follows two basic principles of education - problem and activity which provide efficiency of educational process. These regulations are based on developments which are devoted to tasks in the sphere of education of foreign language and also of work in the sphere of innovational technologies. The importance of involvement of students in the process of answers search in the sphere of agronomy during foreign language courses as in this case their interest to the discipline and profession grows. Problem-solving approach helps to create good conditions for revealing creative potential of the students their personal cognitive activity for getting theoretical knowledge and practical experience and also the role of the teacher as of master grows, helps to make a change from higher school to school forming specialists of new type which could suit new demands. Detailed analysis of approaches and methods which promote more successful formation of communicative competence of students is given. This approach may be used in giving foreign language courses in higher educational institutes which prepare qualified staff in the sphere of agronomy.
Key words: problem-solving approach; communicative competence; bachelors in the field "Agronomy".