ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Георгий Русланович Авсарагов, аспирант,
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Аннотация
Рассматриваются особенности физического воспитания студентов вуза на первом курсе, а также в течение учебного семестра и в период сессии.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, психоэмоциональное состояние.
PECULIARITIES OF UNIVERSITY STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION AT THE DIFFERENT PERIODS OF ACADEMIC ACTIVITY
Georgiy Ruslanovich Avsaragov, the postgraduate-student,
Sochi State University of Tourism and Recreation
Annotation
The specifics of physical education at first year university students' studying as well as during the term and examination period have been considered in the thesis.
Keywords: physical culture, students, psycho-emotional condition.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к проблемам физического воспитания студентов. Установлено снижение уровня физической подготовленности, уменьшение двигательной активности студентов от первого курса к четвертому курсу [1, 2, 3]. Занятия по физической культуре, наряду с повышением уровня физической и функциональной подготовленности, призваны уменьшить негативное влияние психоэмоциональных нагрузок в период сессии на организм студентов [4].
В различные периоды учебного процесса у студентов (в течение семестра, в период сессии и каникул) происходят значительные изменения в привычном образе жизни, изменяется объем двигательной активности, что должно учитываться при построении занятий по физической культуре.
Исследование проводилось в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела (2007-2010 гг.). В исследовании принимали участие студенты 1го курса (n=80).
В таблице 1 и 2 представлена динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса в течение осеннего семестра.
Таблица1
Особенности динамики физической и функциональной подготовленности
студентов первого курса (девушки) в течение осеннего семестра (n=41)
Тесты Начало семестра ( Х±ст) Конец семестра ( Х±ст) После сессии и каникул( Х±ст)
Сит - тест, усл.ед. 14,2±6,33 11,0±6,01* 12,9±5,92**
Высота прыжка вверх с места, см 17,5±4,17 19,7±4,03* 17,9±5,01
Челночный бег 3х10 м, с 8,69±0,51 8,41±0,47* 8,58±0,50**
Силовая выносливость мышц спины, с 98,2±31,7 129,8±30,4* 95,3±27,8*
Силовая выносливость мышц живота, с 8±6,4 13±5,9* 11±6,2
Уровень тревожности, усл.ед. 13,1±4,42 37,6±4,17* 11,4±3,84**
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку,% 61,3±19,3 45,2±16,4* 53,8±16,4**
Реакция ПД на стандартную дозированную нагрузку, % 26,8±17,1 39,1±17,9* 35,9±15,1
Индекс Кардю, усл.ед. 15,2±3,1 22,1±3,7* 13,8±3,0**
* - различия в уровне подготовленности в начале и в конце семестра достоверны; ** - различия в уровне подготовленности в конце семестра и после сессии и каникул достоверны.
Таблица 2
Особенности динамики физической и функциональной подготовленности
студентов первого курса (юноши) в течение осеннего семестра (п=39)
Тесты Начало семестра ( Х±а) Конец семестра ( Х±а) После сессии и каникул( Х±ст)
Сит - тест, усл.ед. 15,5±4,65 10,9±5,22* 12,1±5,02**
Высота прыжка вверх с места, см 28,6±5,21 32,6±4,64* 30,9±4,55
Челночный бег 3х10 м, с 7,67±0,57 7,19±0,51* 7,48±0,49**
Силовая выносливость мышц спины, с 100,7±29,8 121,4±28,9* 109,1±28,1**
Силовая выносливость мышц живота, с 18±6,1 23±5,2* 21±4,8
Уровень тревожности, усл.ед. 12,9±5,64 36,8±5,21* 10,8±4,64**
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 54,9±14,7 44,1±13,1* 48,8±11,7**
Реакция ПД на стандартную дозированную нагрузку, % 21,8±7,36 41,0±9,21* 36,7±10,0
Индекс Кардю, усл.ед. 10,6±2,3 18,2±3,4* 10,8±2,8**
Регулярные (два раза в неделю по два часа) занятия физической культурой вызывают значительные положительные изменения тестов характеризующих физическую и функциональную подготовленность, как у девушек, так и у юношей первого курса (табл. 1, 2). Достоверно улучшились результаты сит-теста (на 22,5% девушки и 29,7% юноши), результаты в прыжке вверх с места (на 12,6% девушки и 13,9% юноши), в челночном беге (на 3,3% девушки и 6,7% юноши), значительно улучшилась силовая выносливость мышц спины и живота (р<0,05).
Достоверное изменение процента увеличения ЧСС на стандартную дозированную нагрузку в конце семестра, изменение характера реакции организма девушек и юношей на стандартную дозированную нагрузку (на нормотонический тип), свидетельствует о положительном влиянии занятий физической культурой.
Увеличение значений вегетативного индекса Кардю (ВИ) и достоверные изменения уровня тревожности (высокий уровень тревожности), как у девушек, так и у юношей, можно объяснить тем, что тестирование проводилось в преддверии сессии, что вызывает беспокойство даже у примерных студентов.
За время экзаменационной сессии и каникул, когда студенты не занимаются физической культурой, произошли достоверные изменения, прежде всего, показателей функциональной подготовленности студентов. Значительно снизился уровень аэробных способностей студентов, результаты сит-теста у девушек снизился на 17,3%, у юношей на 11%. Значительно увеличилась частота сердечных сокращений (ЧСС) в ответ на стандартную дозированную нагрузку, как у девушек, так и у юношей.
Снижение значений вегетативного индекса Кардю (ВИ) и уровня тревожности после каникул свидетельствует о том, что организм студентов за время отдыха полностью восстановился и может продолжать обучение.
В течение весеннего семестра отмечаются аналогичные тенденции динамики физической и функциональной подготовленности студентов. Что позволило разработать и обосновать авторскую методику применения различных по направленности средств физической культуры в зависимости от периода учебного процесса в вузе и индивидуальных особенностей организма студентов.
Таким образом, можно констатировать, что динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса в различные периоды учебного процесса характеризуется волнообразными изменениями, улучшением за время занятий и снижением за время экзаменов и каникул. В то же время динамика психоэмоционального состояния студентов несколько отличается от динамики физической подготовленности. Отдых на каникулах, переключение с учебной деятельности на другую деятельность, благотворно действуют на психоэмоциональное состояние студентов. Выявленные закономерности могут служить основанием для внесения изменений в
процесс построения занятий по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения / А. А. Горелов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 1 (47). - С. 28-33.
2. Медведев, В.А. Проектирование оздоровительных технологий физического воспитания учащейся и студенческой молодежи / В.А. Медведев, О.П. Маркевич // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье». Том 1. - СПб. : Олимп-СПб, 2003. - С. 255-256.
3. Никитина, А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.04 / Никитина А. А. - Калининград, 2006. - 43 с.
4. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса : автореф. дис. ... д-ра биолог. наук / Щербатых Ю.В. - СПб., 2001. - 32 с.
Контактная информация: [email protected]
ДИНАМИКА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Алексей Михайлович Артёмов, капитан милиции, преподаватель,
Тульский филиал Московского университета МВД России,
Илья Маркович Туревский, доктор педагогических наук, профессор,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
(ТГПУим. Л.Н.Толстого)
Аннотация
В статье раскрываются возможности повышения уровня профессионального саморазвития курсантов вузов МВД как в интегративном виде, так и во взаимосвязи составляющих компонентов.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, физическая подготовка, интеллектуальный компонент, мотивационный компонент, эмоционально-волевой компонент, практико-ориентированный компонент, эксперимент.
DYNAMICS OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF CADETS IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING Alexey Mihajlovich Artemov, the captain of militia, teacher,
The Tula branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ilja Markovich Tourevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Tula State Pedagogical University named after L.N.Tolstoy
Annotation
The author describes the possibility of increasing the level of professional selfdevelopment of MIA's students both in integrated form and in correlation of components.
Keywords: professional self-development, physical training, intellectual component, motivational component, emotional component, strong-willed component, practical-oriented component, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России представляет собой структурированную систему наиболее оптимальных педагогических способов и средств управляемого достижения целей обучения и воспитания курсантов. [1]
Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе физической подготовки