УДК 796.034.2
ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ
Г.Р. Авсарагов - аспирант
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Сочи
REASONS AND EXPERIMENTAL TESTING OF THE EFFICIENCY OF METHODICS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
G.R. Avsaragov - post-graduate student Sochi State University for Tourism and Recreation
Sochi
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, методика, динамика физической подготовленности, средства физической культуры, педагогические тесты.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов. Обосновывается авторская методика построения занятий физической культурой с учетом периода обучения.
Key words: physical education, students, methodic, dynamics of physical training, means of physical culture, pedagogical tests.
Summary. This article covers the questions of the improvement of the efficiency of physical education of students. Author's methodic of physical education lessons' scheme depending on the periods of learning is being proved.
Введение. Занятия по физической культуре в вузе должны быть направлены на улучшение физической подготовленности, повышение функциональных возможностей, расширение адаптационного потенциала организма студентов. Представляется, что сбалансированное применение различных по направленности средств физической культуры в различные периоды учебной деятельности - один из способов повышения эффективности физического воспитания, увеличения двигательной активности и нормализации психологического состояния студентов.
Обоснование методики занятий физической культурой. В ходе анализа научно-методической литературы и результатов собственных экспериментальных исследований получены данные, характеризующие особенности физического воспитания студентов в различные периоды учебного процесса. Это проявляется в динамике показателей физической и функциональной подготовленности и изменении психологического состояния студентов. Отмечается, что в период зачетно-экзаменационной сессии и каникул происходит снижение физической и функциональной подготовленности студентов, изменяется уровень тревожности. Выявленные особенности рассматриваются, как основные показатели, которые необходимо учитывать при разработке методики использования средств физической культуры в ходе занятий физической культурой со студентами вуза.
Следует отметить, что студенты первого и второго курсов занимались физической культурой четыре часа в неделю в рамках регламентированных занятий по учебному расписанию, а для студентов третьего и четвертого курсов учебные часы, отводимые на дисципли-
ну «Физическая культура», были перераспределены. Занятия проводились «блоком»: два раза в неделю в течение ноября и декабря (восемь, девять учебных недель), что представляется более предпочтительным, исходя из результатов предварительного исследования.
В каждом учебном семестре можно выделить три периода. Разумно предположить, что методика занятий физической культурой в каждый период должна иметь свои, характерные для этого периода, особенности, так как уже установлены особенности динамики физической и функциональной подготовленности студентов. К основным особенностям организации и предлагаемой методики занятий физической культурой в различные периоды обучения в вузе следует отнести:
1) в учебный период, когда проводятся академические занятия по физической культуре со студентами в рамках учебного расписания. В данный период предусматривается изменение последовательности использования средств физической культуры различной направленности в течение этого учебного периода. В первые недели учебных занятий решаются задачи, связанные с освоением техники выполнения упражнений, что позволяет постепенно увеличивать величину нагрузки. Затем, акцентируется внимание на решении задачи - развитие двигательных способностей и расширение адаптационного потенциала организма студентов путем выполнения индивидуально запланированного объема повторений каждого упражнения. Эта задача решается на основе реализации принципа сознательности и активности;
2) период зачетно-экзаменационной сессии. В период зачетно-экзаменационной сессии напряжённость умственного труда студентов значительно возрастает, в то же время двигательная активность значительно снижается. Проведение факультативных занятий физической культурой в этот период является наиболее рациональной и приемлемой организационной формой. Дополнительные факультативные занятия физической культурой в вечернее время позволят оптимизировать психологическое состояние студентов (снизить уровень тревожности) и поддержать или повысить уровень физической и функциональной подготовленности студентов. Направленность занятий должна учитывать спортивные интересы студентов, а также предусматривать комплексное воздействие на основные системы организма студентов (общефизическую подготовку). В начале занятия выполняются беговые упражнения и степ-аэробика с постепенным увеличением объема выполнения двигательных заданий, затем упражнения по интересам (игра в настольный теннис, волейбол) и заключительная часть занятия посвящается выполнению локальных силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме методом круговой тренировки с использованием силовых тренажеров;
3) в период каникул, когда студенты не посещают университет, можно только рекомендовать самостоятельные занятия физической культурой или каким-либо видом спорта. Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний по дисциплине «Физическая культура» позволяет стимулировать студентов к систематической учебной деятельности, творческой активности и самостоятельной работе на протяжении всего периода обучения, а также обеспечивает контроль этой деятельности. Переход на новую систему оценки усвоения знаний, умений и навыков по дисциплине «Физическая культура» не изменяет содержания учебной дисциплины: общее количество лекционных и практических занятий (часов) остается прежним.
Характеристика педагогического эксперимента. С целью экспериментальной проверки эффективности разработанной методики занятий по физической культуре в вузе в различные периоды учебного процесса был проведён основной педагогический эксперимент.
В связи с тем, что количество учебных часов, отводимых программой дисциплины «Физическая культура» для студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов различное, в педагогическом эксперименте принимали участие, как студенты первого, так и студенты четвертого курсов. Можно говорить о двух параллельных экспериментах, в которых использован единый методический подход, позволяющий выявить влияние предлагаемой методики на эффективность построения физического воспитания со студентами разных
курсов, занимающихся с разным количеством учебных часов.
Были сформированы две экспериментальные группы и две контрольные группы:
- экспериментальная группа (Э1) из студентов первого курса (п=38);
- экспериментальная группа (Э4) из студентов четвертого курса (п=32);
- контрольная группа (К1) из студентов первого курса (п=40);
- контрольная группа (К4) из студентов четвертого курса (п=33).
Студенты, участники педагогического эксперимента (контрольные и экспериментальные группы) были одного возраста и не отличались друг от друга по основным антропометрическим показателям. Продолжительность педагогического эксперимента включала три основных периода, характерных для вуза (учебный, зачетно-экзаменационный и каникулярный) и составляла один учебный семестр.
Основные организационные особенности использования средств физической культуры студентами первого курса заключались в том, что:
- студенты контрольной группы (К1) занимались по программе, разработанной на основе примерной программы дисциплины «Физическая культура», рекомендуемой Министерством образования РФ (2000). Студенты экспериментальной группы (Э1) использовали те же средства физической культуры, но с акцентированным выполнением циклических аэробных упражнений и упражнений мягкого стретчинга в конце семестра непосредственно перед зачетно-экзаменационной сессией;
- студенты экспериментальной группы (Э1) дополнительно, в период сессии, три недели занимались факультативно в секции общей физической подготовки три раза в неделю. Продолжительность занятия составляла один час, при этом использовались те же средства, что и в период учебы. Отличие заключалось в увеличении выполнения аэробных упражнений на одну минуту на каждом занятии, также увеличивалось время выполнения локальных силовых упражнений на основные мышечные группы.
Основные организационные особенности использования средств физической культуры студентами четвертого курса заключались в том, что:
- студенты контрольной группы (К4) занимались один раз в неделю два часа по программе, разработанной на основе примерной программы дисциплины «Физическая культура», рекомендуемой Министерством образования РФ (2000);
- студенты экспериментальной группы (Э4) занимались физической культурой «блоком», при этом первую половину учебного семестра (сентябрь - октябрь) не занимались физической культурой, а во второй половине учебного семестра (ноябрь - декабрь) занимались физической культурой два раза в неделю по два часа.
Контроль за индивидуальной величиной нагрузки при выполнении циклических аэробных упражнений осуществлялся по ЧСС. Нагрузка соответствовала умеренной и средней зонам интенсивности и составляла 130-140 уд/мин.
Контроль за индивидуальной величиной нагрузки при выполнении локальных силовых упражнений осуществлялся подбором индивидуальной величины сопротивления при выполнении упражнений на силовых тренажерах и изменением исходных положений при выполнении упражнений с весом собственного тела. Нагрузка подбиралась таким образом, чтобы продолжительность выполнения упражнения до отказа составляла 30-35 секунд [2].
В соответствии с программой основного педагогического эксперимента, в его начале и в конце (первая неделя сентября и последняя неделя декабря), проводилось тестирование, которое предусматривало оценку уровня физической и функциональной подготовленности участников эксперимента и определение величины изменения уровня физической подготовленности в ходе эксперимента.
Анализ исходных и итоговых результатов проведённых тестирований в контрольных и экспериментальных группах позволяет определить эффективность применения разработанной методики. Различная организационная схема, связанная с последовательностью использования средств физической культуры и «блочным» прохождением учебного материала,
позволит определить оптимальный вариант планирования в физическом воспитании студентов вуза.
Динамика показателей физической подготовленности студентов первого курса за время педагогического эксперимента.
Исходный уровень физической подготовленности студентов первого курса экспериментальной группы по всем показателям не отличался (р>0,05) от уровня физической подготовленности участников педагогического эксперимента контрольной группы. Следует отметить, что уровень аэробных возможностей студентов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента оценивается, как ниже среднего и низкий. Это указывает на необходимость и обоснованность включения в занятия физической культурой циклических аэробных упражнений.
Результаты тестов, оценивающих скоростно-силовые способности (высота прыжка вверх с места и время в челночном беге 3х10 метров) могут быть оценены, как средние. Следовательно, перед началом эксперимента уровень подготовленности студентов оценивается, как низкий и средний, что указывает на необходимость систематических занятий физической культурой.
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса контрольной группы и экспериментальной группы за время педагогического эксперимента представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса
контрольной группы за время педагогического эксперимента
Тесты Начало cеместра ( Х±о) Конец ceMecTpa ( X±s) р* После сессии и каникул ( Х±о) р**
Сит-тест, усл.ед. 15,1±5,91* 13,3±4,92 11,6±4,04 10,0±3,89 р<0,05 р<0,05 13,7±5,47 13,1±4,99 р<0,05 р<0,05
Высота прыжка вверх с места, см 17,1±4,42 27,7±4,57 20,3±3,63 31,4±4,12 р<0,05 р<0,05 17,3±5,66 29,2±5,23 р<0,05 р>0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,60±0,51 7,51±0,50 8,27±0,37 7,11±0,39 р<0,05 р<0,05 8,57±0,49 7,32±0,47 р<0,05 р<0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 101,2±28,3 89,8±31,4 129,2±27,3 112,1±29,2 р<0,05 р<0,05 123,5±29,8 103,2±32,3 р<0,05 р<0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±4,4 18±4,1 15±3,6 22±3,8 р<0,05 р<0,05 14±5,1 21±4,3 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 21,1±2,81 20,9±3,04 37,8±5,21 31,9±4,86 р<0,05 р<0,05 20,7±4,12 20,6±3,88 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 54,2±16,5 51,8±14,6 41,1±10,2 39,7±13,5 р<0,05 р<0,05 51,4±14,5 47,6±14,9 р<0,05 р<0,05
Индекс Кардю, усл.ед. 13,4±2,75 11,6±2,81 22,1±3,04 24,4±3,14 р<0,05 р<0,05 13,8±3,91 12,2±2,94 р<0,05 р<0,05
* - верхняя строка - девушки, нижняя строка - юноши
За время учебного семестра, когда студенты занимались два раза в неделю по два часа, в контрольной группе по большинству показателей, характеризующих физическую и функциональную подготовленность студентов первого курса, произошли достоверные положительные изменения (табл. 1), как у девушек, так и у юношей. В конце учебного семестра достоверно увеличился уровень тревожности. Отмечается преобладание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о влиянии предстоя-
щих зачетов и экзаменов, а также о необходимости коррекции этого показателя средствами физической культуры.
За время экзаменационной сессии и каникул, когда студенты не занимаются физической культурой, у студентов 1 курса произошли достоверные негативные изменения большинства показателей. Высота прыжка вверх с места у юношей и силовая выносливость мышц живота у юношей и девушек изменились не достоверно. Возможно, это связано с особенностями самих тестов, с тем, что студенты, дополнительно, дома выполняют эти тестовые задания. Динамика показателей физической и функциональной подготовленности значительно зависит от двигательной активности студентов во время каникул, что, косвенно, подтверждается увеличением показателей стандартного отклонения по сравнению с показателями в конце семестра.
Студенты первого курса экспериментальной группы занимались физической культурой в течение учебного семестра по разработанной методике, у них также, как и в контрольной группе, произошли достоверные положительные изменения всех исследуемых показателей (табл. 2).
Таблица 2
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса
экспериментальной группы за время педагогического эксперимента
Тесты Начало семестра ( Х±с) Конец семестра ( Х±с) р* После сессии и каникул ( Х±с) р**
Сит-тест, усл.ед. 15,4±5,56 13,4±5,01 10,0±2,84 8,4±2,21 р<0,05 р<0,05 10,9±3,01 8,9±2,37 р>0,05 р>0,05
Высота прыжка вверх с места, см 17,0±4,29 27,4±4,24 20,4±3,47 30,9±3,32 р<0,05 р<0,05 20,9±3,87 30,1±3,62 р>0,05 р>0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,59±0,52 7,52±0,48 8,24±0,41 7,11±0,33 р<0,05 р<0,05 8,28±0,49 7,13±0,40 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 99,2±29,7 90,8±32,9 134,8±23,2 128,4±27,1 р<0,05 р<0,05 131,7±21,3 124,8±24,2 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±4,7 17±4,3 16±3,2 22±3,6 р<0,05 р<0,05 16±3,4 22±3,7 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 21,3±3,01 20,8±2,94 29,2±3,82 27,9±3,69 р<0,05 р<0,05 20,7±3,11 18,9±3,71 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 52,9±17,7 50,4±16,4 36,1±9,61 35,8±10,12 р<0,05 р<0,05 38,4±10,12 39,2±10,23 р>0,05 р>0,05
Индекс Кардю, усл.ед. 13,0±3,06 11,8±2,93 18,7±3,13 19,4±3,04 р<0,05 р<0,05 13,9±3,31 12,5±3,16 р<0,05 р<0,05
* - верхняя строка - девушки, нижняя строка - юноши
Следует отметить, что в экспериментальной группе за период экзаменационной сессии и каникул негативные изменения физической и функциональной подготовленности студентов менее выражены. По большинству показателей изменения статистически не достоверны (р>0,05). Можно констатировать только тенденцию к снижению уровня подготовленности за время сессии и каникул, что свидетельствует о несомненном влиянии предлагаемой методики занятий физической культурой со студентами первого курса вуза.
Сравнение результатов педагогических тестов и функциональных проб контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента свидетельствует о том, что применяемая методика оказала выраженное воздействие на подготовленность студентов. В конце учебного семестра подготовленность студентов экспериментальной группы значительно отличается от подготовленности студентов контрольной группы по большинству по-
казателей. Таким образом, перераспределение парциальных объемов различных по направленности средств физической культуры и включение дополнительных факультативных занятий в экзаменационный период, повышают уровень физической и функциональной подготовленности студентов и снижают уровень личностной тревожности в период экзаменационной сессии.
Динамика показателей физической подготовленности студентов четвертого курса за время педагогического эксперимента.
Студентам, занимающимся физической культурой два часа в неделю (третий и четвертый курсы) было предложено заниматься физической культурой, используя блочную систему планирования. Результаты эффективности такого планирования были проверены в ходе основного педагогического эксперимента.
В таблице 3 представлена динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса, которые занимались на протяжении учебного семестра один раз в неделю по два часа (контрольная группа). За время педагогического эксперимента у студентов контрольной группы достоверно улучшилась силовая выносливость мышц спины, что, возможно, связано с лучшей мотивацией к проявлению максимальных результатов в конце семестра. Отмечено снижение уровня скоростно-силовой подготовленности студентов по результатам высоты прыжка вверх с места и времени челночного бега 3х10 метров. По остальным изучаемым показателям не выявлено достоверных изменений уровня подготовленности студентов контрольной группы за время педагогического эксперимента.
Таблица 3
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса _контрольной группы за время педагогического эксперимента_
Тесты Начало семестра ( Х±о) Конец семестра ( Х±о) р* После сессии и каникул ( Х±о) р**
Сит-тест, усл.ед. 13,6±4,66 13,8±3,42 13,0±3,48 12,9±4,23 р>0,05 р>0,05 13,9±3,62 14,0±3,31 р<0,05 р<0,05
Высота прыжка вверх с места, см 20,1±2,85 38,6±6,91 17,6±2,49 32,9±3,47 р<0,05 р<0,05 18,1±3,07 31,1±3,63 р>0,05 р>0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,31±0,43 7,29±0,48 8,39±0,40 7,39±0,36 р<0,05 р<0,05 8,38±0,47 7,37±0,46 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 100,5±33,6 92,8±34,3 114,1±29,8 118,7±31,4 р<0,05 р<0,05 101,9±29,8 116,8±24,9 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±3,1 20±4,7 13±3,0 21±3,3 р>0,05 р>0,05 13±3,4 22±3,1 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 13,1±3,07 13,2±4,12 29,7±3,88 28,2±3,96 р<0,05 р<0,05 11,9±3,32 12,2±3,41 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 54,4±22,7 50,4±19,7 49,9±19,4 47,8±21,8 р>0,05 р>0,05 51,4±19,8 49,2±23,2 р>0,05 р>0,05
Индекс Кардю, усл.ед. 13,6±2,8 12,7±2,8 28,8±3,22 27,9±3,14 р<0,05 р<0,05 12,1±3,37 11,6±3,18 р<0,05 р<0,05
* - верхняя строка - девушки, нижняя строка - юноши
Повышение уровня личностной тревожности студентов в преддверии сессии, выражено, значительно, в меньшей степени, чем в группе студентов первого курса, что вполне объяснимо, так как к четвертому курсу студенты адаптируются к предстоящим зачетам и экзаменам.
После сессии и каникул произошло снижение уровня аэробной выносливости (по ре-
зультатам сит-теста), уровня личностной тревожности и индекса Кардю. Отмечена тенденция снижения и других исследуемых показателей. Таким образом, одно занятие физической культурой в неделю может рассматриваться только как средство поддержания достигнутого уровня физической и функциональной подготовленности студентов.
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса, которые занимались на протяжении учебного семестра по предложенной методике (экспериментальная группа) свидетельствует о несомненном положительном влиянии внесенных изменений (табл. 4).
Таблица 4
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса
экспериментальной группы за время эксперимента
Тесты Начало семестра ( Х±с) Конец семестра ( Х±о) р* После сессии и каникул ( Х±о) р**
Сит-тест, усл.ед. 15,1±5,52 11,9±5,01 11,0±3,84 10,6±4,21 р<0,05 р<0,05 10,9±3,23 10,9±3,31 р>0,05 р>0,05
Высота прыжка вверх с места, см 17,1±4,3 33,4±7,2 20,5±3,5 37,6±8,3 р<0,05 р<0,05 20,4±3,8 36,1±3,6 р>0,05 р>0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,58±0,51 7,48±0,42 8,24±0,40 7,10±0,39 р<0,05 р<0,05 8,27±0,42 7,13±0,41 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 99,7±29,7 82,4±18,9 134,4±23,3 112,4±27,1 р<0,05 р<0,05 132,2±21,8 110,8±24,9 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±4,4 17±4,3 16±3,4 22±4,6 р<0,05 р<0,05 16±3,5 22±3,7 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 16,3±2,81 16,8±2,92 29,7±3,64 28,5±3,63 р<0,05 р<0,05 20,1±3,13 18,4±3,74 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 51,7±21,1 50,4±20,3 36,1±19,6 35,8±18,1 р<0,05 р<0,05 38,7±20,2 39,4±20,3 р>0,05 р>0,05
Индекс Кардю, усл.ед. 13,3±3,12 11,8±2,93 21,8±3,02 20,4±3,11 р<0,05 р<0,05 13,6±3,23 12,6±3,25 р<0,05 р<0,05
* - верхняя строка - девушки, нижняя строка - юноши
За время основного педагогического эксперимента у студентов этой группы (Э4) произошли достоверные изменения большинства показателей, характеризующих уровень физической и функциональной подготовленности студентов (сит-теста, высоты прыжка вверх с места, челночного бега 3х10 метров, силовой выносливости мышц спины и др.). Достоверное улучшение уровня подготовленности студентов экспериментальной группы свидетельствует о положительном влиянии занятий физической культурой по предлагаемой методике.
Уровень личностной тревожности студентов экспериментальной группы, в преддверии сессии, повысился, значительно, в меньшей степени, чем в контрольной группе студентов, что может быть объяснено влиянием занятий физической культурой по предлагаемой методике. Проведение основного педагогического эксперимента позволило выявить влияние предложенных организационно-методических условий построения регламентированных занятий по физической культуре со студентами вуза.
Заключение. Совершенствованию процесса физического воспитания студентов постоянно уделяется повышенное внимание со стороны многих исследователей. Исследуются эффекты от применения в физическом воспитании студентов новых средств физической культуры и т.д. Однако при этом, практически, не учитываются особенности различных периодов обучения в вузе. При разработке новых методик оптимального и эффективного варианта построения процесса физического воспитания студентов представляется необходимым
учитывать особенности, связанные с различными периодами обучения в вузе.
Эффективность методики построения занятий по физической культуре в вузе, построенной на основе учета особенностей динамики физической и функциональной подготовленности студентов в различные периоды учебного процесса в вузе, комплексного использования средств физической культуры различной направленности (аэробные циклические упражнения, локальные силовые упражнения, стретчинг и т.д.) и внесенных изменений в планирование прохождения учебного материала проверена экспериментально, тем самым подтверждена гипотеза исследования. За время эксперимента у всех участников повысились объективные показатели, характеризующие физическую и функциональную подготовленность организма, его работоспособность и способность к восстановлению после стандартной дозированной нагрузки. Отмечено снижение личностной тревожности у студентов экспериментальных групп, что характеризует положительное влияние занятий по предложенной методике. Использование общеразвивающих упражнений, выполняемых по показу с волнообразным изменением интенсивности, лежит в основе тренировочного эффекта. Значительное утомление мышц при выполнении локальных силовых упражнений, которое студенты стремятся преодолеть за счет психического напряжения, тренирует не только мышцы, но и психофизиологические способности.
Предложенная методика создает реальные предпосылки к заметному повышению эффективности процесса обучения в вузе. Положительные результаты экспериментальных исследований дают основание для внедрения предлагаемой методики занятий физической культурой со студентами в практику работы кафедр физического воспитания вузов.
Литература
1. Апанасенко, Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апа-насенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.
2. Дембо, А. Г. Врачебный контроль в спорте / А.Г. Дембо. - М.: Медицина, 1988. - 284 с.
3. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: Спорт АкадемПресс, 2001. - 172 с.
Literature
1. Apanasenk, G.L. Physical health and maximum individual aerobic capacity / G.L. Apanasenko, R.G. Nau-menko // Theory and Practice of Physical Culture. - 1988. - № 4. - P. 29-31.
2. Dembo, A.G. Medical control in Sport. / A.G. Dembo. - Moscow: Medicine, 1988. - 284 p.
3. Seluyanov, V.N. Technology of Physical Culture of Recuperation / V.N. Seluyanov. - Moscow: SportAka-demPress, 2001. - 172 p.