ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ.
М.В.Акулина
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань
Проблема физического развития школьников на сегодняшний день остается одной из актуальных в современной возрастной физиологии. Наше исследование посвящено изучению особенностей физического развития у глухих и слабослышащих школьников.
При оценке физического развития школьников экспериментальной (депривированные по слуху школьники) и контрольной (нормально слышащие школьники) групп оказалось, что у 68,2% школьников - гармоничное развитие, у 21,97% - дисгармоничное развитие, у 9,8% - резко дисгармоничное развитие, большинство за счёт дефицита веса.
Распределение по полу показало, что распределение мальчиков по уровням физического развития такое же, как и по школе в целом, а распределение девочек отличается от общего. Причем, имеются достоверные различия в количестве гармонично развитых девочек (р < 0,05) и дисгармонично развитых мальчиков (р < 0,05).
Таким образом, можно сказать, что количество гармонично развитых школьников в обеих группах достоверно больше, чем дисгармоничных и резко дисгармоничных (р < 0,01). В экспериментальной группе гармонично развитых школьников меньше, чем в контроле, а дисгармоничных и резко дисгармоничных больше. Все это позволяет предположить, что депривация по слуху оказывает влияние на физическое развитие, в частности, на его гармоничность.
Рис. 1. Физическое развитие всех исследованных школьников экспериментальной и контрольной групп.
1 2 3
1) гармоничное развитие;
2) дисгармоничное развитие;
3) резко дисгармоничное развитие
Ш экспериментальная группа □ контрольная группа
* 100% - каждая школа.
40,0%
35,0%
30,0%
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5,0%
0,0%
1 2 3 4 5 6
1-3) девочки 4-6) мальчики
1,4) гармоничное развитие; 2,5) дисгармоничное развитие;
3,6) резко дисгармоничное развитие
I □ экспериментальная группа □ контрольная группа I
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
* 100% - мальчики каждой школы и 100% - девочки каждой школы.
Рис. 2. Физическое развитие всех исследованных мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной
групп.
Проведенный факторный анализ подтвердил наше предположение о связи депривации по слуху с гармоничностью физического развития. Установлена зависимость гармоничности физического развития от фактора слуха, которая составляет не менее 24% от всех действующих факторов (р < 0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва