ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗ ДЕФЕКТА СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ И ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Белова О.А.
ГОУ ВПО «Рязанский Государственный университет имени С.А.Есенина», кафедра биологии и методики её преподавания, г. Рязань
Рассматривая проблему школьных трудностей, их причины и характер, нельзя обойти один из аспектов этой проблемы - умственную работоспособность, адаптацию к школьному обучению. Проблемы становления личности ребенка отражены в фундаментальных философских исследованиях. Диагностика умственной работоспособности учащихся в настоящее время является одним из интегральных критериев понимания развития высшей нервной деятельности (ВНД) учащегося, особенно в критические периоды развития. Основой формирования личности является полноценное физическое развитие и здоровье ребенка. Школьное обучение оказывает значительное влияние на развитие когнитивных процессов, так как вся жизнь школьника коренным образом перестраивается по сравнению с его дошкольным детством. Обучение в школе 6-летних детей ускоряет развитие у них различных психических свойств по сравнению с одногодками, посещающими детский сад. В этом периоде развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека. Дети отличаются по признакам силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Существенное влияние на работоспособность оказывает мотивационно - эмоциональное состояние. Для оптимизации состояния здоровья необходимо владеть и использовать различные здоровьесберегающие методики, а также постоянно работать с детьми, развивая их физиологические, психофизиологические; психологические способности. При работе следует придерживаться определенных принципов: комплексности; постепенности; научности; системного подхода; индивидуального подхода. О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: 1. Снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); 2. Ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); 3. Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений); 4. Появление чувства усталости. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стёртостью и большой изменчивостью.
В результате проведенных исследований в общеобразовательной школе в г. Рязани и в районном центре г. Спасска Рязанской области и в школе-интернате для детей, депривированных по слуху получены следующие результаты. Обследовано 280 школьников. В оценку каждого выполненного задания включалось вычисление коэффициента продуктивности <^» и коэффициента подвижности нервных процессов «К». Оценка физического развития осуществлялась методом центильных шкал, работоспособности - с помощью корректурных проб. Были получены следующие результаты: в 6 классах школы г. Рязани отмечено 8% девочек с резкодисгармоничным развитием, к 12 годам происходит увеличение их количества до 20%. Это связано с тем, что в 11- 12 лет у девочек начинается период полового созревания, и от того, в каких условиях оно происходит, зависит состояние физического развития и работоспособность. В данном случае к таким факторам относятся обучение во вторую смену и большая умственная нагрузка. Среди мальчиков: в 12 лет также появляются дети с резкодисгармоничным развитием -19%. У учеников Спасской гимназии наблюдается деакселерация физического развития: увеличивается количество детей с резкодисгармоничным развитием в 11 лет: девочек 23%,мальчиков 25%.Возможно, это связано с большей умственной нагрузкой: начиная с 10 лет, все уроки сдвоенные и многие дисциплины изучаются по углубленной программе. В то же время к 12 годам состояние физического развития у детей Спасской гимназии улучшается: уменьшается количество детей с резкодисгармоничным развитием до 17% среди девочек. Исследование работоспособности показало, что более высокие показатели характерны для наиболее гармонично развитых детей 11 лет школы г. Рязани; объем работы равен 556,8±4,13;продуктивность - 44,7± 0,34 коэффициент подвижности нервных
процессов 1,8 ±0,015 . Для школьников 11 лет Спасской гимназии также характерны высокие показатели объема работы 522,2± 12,14. Это связано с тем, что при зачислении в первый класс школы учитывается успеваемость детей в ДОУ. В то же время у детей 11 лет Спасской гимназии отмечается значительное снижение коэффициента продуктивности 30± 0,91, что говорит о развитии утомления. Это происходит на фоне процесса деакселерации физического развития, связано с нерациональной организацией учебного процесса. Эти показатели изменяются у учеников 12 лет. У девочек 12 лет г. Рязани наблюдается снижение показателей объема работы 521,7± 5,9 и коэффициента подвижности нервных процессов в сторону развития процесса торможения 1,7 ±0,021. Обучение во вторую смену неблагоприятно и, в сочетании с высокой нагрузкой, отрицательно проявляется при оценке биологического возраста. У девочек 12 лет
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
Спасской гимназии наблюдается обратная ситуация: показатель объема работы объем увеличивается 650 ±43,3, улучшается и продуктивность 52,5± 5,15. Это связано, так же, как и улучшение состояния физического развития, с тем, что начало полового созревания, происходит в более благоприятных условиях, по сравнению с детьми г. Рязани, а именно обучение в первую смену и лучшая экологическая обстановка (р<0,01). При оценке умственной работоспособности у подростков в школе для глухих и слабослышащих детей в начале учебного года среднее значение коэффициента «К» года составляет у мальчиков 1,77±0,12 (торможение преобладает над возбуждением), у девочек - 2,04±0,04 Среднее значение «К» у мальчиков всех трех школ достоверно не отличается друг от друга. В середине учебного года между девочками обеих школ нет достоверных различий по этому показателю. Среднее значение <^» у глухих и слабослышащих мальчиков в начале учебного года составляет 46,33±4,02, у девочек -53,4±2,74. В середине учебного года это значение у мальчиков - 53±5,17, у девочек - 55,4±2,73. Т.е. коэффициент продуктивности несколько повышается к середине учебного года, что соответствует литературным данным. Достоверных различий по этому показателю между учащимися школы - интерната и здоровыми детьми нет. Также среднее значение <^» достоверно не изменяется от начала к середине учебного года, хотя прослеживается общая тенденция к увеличению этого показателя. В среднем значение <^» соответствует норме. Показатель объема работы у учащихся школы-интерната незначительно ниже и равен 500± 21,2. После зарядки для глаз объем работы (количество просмотренных знаков) у юношей, так же как у девушек всех школ увеличивается. Худшие показатели показали те учащиеся, которые имели значительные отклонения и проблемы в состоянии здоровья. Учащиеся имеют также достаточно высокие индивидуальные способности, мотивацию к обучению, что непосредственно также связано с успешностью их обучения в специализированном классе.
Умственная работоспособность подростков является сложной результирующей многих экзо - и эндогенных факторов, воздействующих на организм (возрастно-половые особенности, смена, в которую проходит урок, время урока, день недели, учебная четверть, режим дня и т.д.). Изучение умственной работоспособности подростков необходимо для контроля за функциональным состоянием ЦНС и его изменением под действием различных факторов. Ухудшение функционального состояния ЦНС происходит при развитии умственного утомления, связанного с напряжённой и сложной умственной работой. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения психического здоровья детей и подростков.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011