ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ НЕКОТОРЫХ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Акулина М.В.
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань
С возрастом величины ВИК снижаются и в экспериментальной, и в контрольной группе. Такая направленность в перестройке ВНС на наш взгляд объясняется адаптацией детей школьного возраста к учебной нагрузке, к «принятию» окружающей среды депривированными школьниками.
Нами также изучалась динамика величины ВИК с учетом пола обследованных детей (рис.1). Выявлено, что в экспериментальной группе во всех возрастных периодах и среди девочек, и среди мальчиков, более высокие величины ВИК по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (р < 0,05).
40 35 30
I 25
Л 20
15
10 5 0
период второго детства подростковый период юношеский период
г—мальчики экспериментальном группы •- девочки экспериментальной группы
-мальчики контрольной группы девочки контрольной группы
Рис. 1. Средние величины вегетативного индекса Кердо всех мальчиков и девочек экспериментальной и
контрольной групп.
Следует отметить, что с возрастом в обеих группах наблюдалось снижение значения ВИК, что может указывать на снижение порога адаптации, на снижение напряжения в ВНС. Т.е. с возрастом школьники обеих групп адаптируются легче.
Рис. 2. Возрастная динамика средних величин индекса функциональных изменений (ИФИ) всех школьников экспериментальной и контрольной групп.
период второго детства
подростковый период
юношеский период
-экспериментальная группа
-контрольная группа
Увеличение значения ИФИ свидетельствует о нарастании напряжения адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС). Оказалось, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение значения ИФИ с возрастом, тогда как в контрольной группе эта величина остается на том же уровне. Это говорит о том, что адаптация глухих и слабослышащих детей достигается за счет большего напряжения со стороны ССС. Причем, если в периоде второго детства величина ИФИ в экспериментальной группе достоверно ниже, чем в контрольной, то в подростковом и юношеском возрасте она значительно достоверно выше. Это говорит о том, что в периоде второго детства депривированные по слуху школьники достаточно адаптированы, а с возрастом их адаптационные возможности снижаются.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Различия оказались достоверными в подростковом периоде. По-видимому, адаптационные механизмы испытывают наибольшее напряжение у школьников подросткового возраста. Но у глухих и слабослышащих детей механизмы адаптации функционируют более напряженно, по сравнению с контролем. Что, по-видимому, говорит о том, что депривированные по слуху школьники платят большую «физиологическую цену» за адаптацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва