Научная статья на тему 'Особенности эмоционального отношения работников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям'

Особенности эмоционального отношения работников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВОК / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / РАБОТНИКИ ОВД / THE SETTING’S EMOTIONAL ESTIMATE COMPONENT / JUVENILE OFFENDER’S PERSONALITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SETTINGS / OFFICERS OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплицкая Оксана Викторовна

Рассматривается эмоционально-оценочная составляющая социально-психологических установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Осуществлен сравнительный анализ эмоций и чувств сотрудников относительно несовершеннолетних правонарушителей различных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коноплицкая Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Interior Officers’ Emotional Attitude to Juvenile Offenders

The researcher investigates emotional estimate component of the Interior officers’ social and psychological settings toward different categories of juvenile delinquents. The analysis given compares the officers’ emotions and feelings towards various categories of juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального отношения работников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям»

мостью от наркотиков и желая прекратить их прием, обратились в Центр с просьбой оказать психологическую помощь. Главными задачами ресоциализации аддиктов являются: отказ от приема любых количеств любых наркотиков, качественное изменение личности аддикта и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. В английском языке слово «здоровье» происходит от староанглийского Ьа1, означающего «целый». То же значение имеет славянское слово «исцеление». Задача психолога, работающего в русле подхода «12 шагов», состоит в том, чтобы привести наркозависимого человека к состоянию целостности духа, души и тела. Освобождение от рабства наркомании невозможно без обретения реально существующей духовной основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум. Для христианина обретение такой основы начинается со встречи с Богом. Не с философской доктриной, не с исполнением каких-то обрядов и традиций, а со Всемогущим Богом. Наркозависимые при прохождении курса ресоциализации показали снижение постнаркотических проявлений. Смысл работы психолога с человеком по этой программе в том, чтобы подготовить его общение со священником. В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к религии, священники проводят работу по реабилитации лиц, отбывающих наказание в пенитанциар-ных заведениях. Психолог не подменяет священнического служения, а просто помогает человеку совершить первоначальную работу размышления над собственной жизнью, чтобы он нашел болевые точки собственного Я, которые ему помогут потом покаяться (И. Н. Машков) 7.

Выводы

1. Духовно-ориентированный подход в ресоциа-лизации несовершеннолетних аддиктов должен дополняться другими подходами и техниками (ролевые игры, арттерапия, сказкотерапия), что обусловлено низким уровнем нравственно-правовой, духовной социализации, отсутствием опыта посещения церкви, общения со священником.

2. Следует отметить, что главный мотив убеждения должен быть позитивным, а не только негативным.

3. Программа ресоциализации подростков должна быть обращена к их самолюбию, уверенности в себе и потребности в самоутверждении, чувству гордости за свои (пусть небольшие) достижения.

4. Необходимо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать вину за свои негативные привычки на других или на мифические обстоятельства. 5. Эффективной тактикой является внушение несовершеннолетним и молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.

1 Оргашзащя пращвниками кримшально! мшщи у справах дией профшактики незаконних дш з наркотиками : наук. практ. поабник / В. В. Марков, В. В. Коршенко, О. М. Галина та ш. Харюв, 2010. С. 6.

2 Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2006. С. 188.

3 Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. Л., 1991. С. 26-27 ; Павлова И. В., Герман Е. В., Антипин В. Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 46-49.

4 Землянська О. В. Особисисть як об'ект судово-психолоично! експертизи : монографiя. Харюв, 2004. С. 117.

5 Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. СПб., 2008. С. 266-268 ; Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб., 2008. С. 549-553 ; Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Пере, У Баумана. 3-е изд. СПб., 2012. С. 581-590.

6 Штейн Н. Г. Сучасне трактування поняття «ресощалiзащя» ввдносно наркозалежносп особистоси // Актуальш проблеми сучасно! психологи та педагоики вищих навчальних закладiв МВС Укра!ни : матер. наук.-прак. конф. (Харюв, 24 травня 2013 р.). Харюв, 2013. С. 182-184.

7 Психодиагностика и психокоррекция. С. 269.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОВД К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ

О. В. Коноплицкая

Рассматривается эмоционально-оценочная составляющая социально-психологических установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Осуществлен сравнительный анализ эмоций и чувств сотрудников относительно несовершеннолетних правонарушителей различных категорий.

Ключевые слова: социально-психологические установки, эмоционально-оценочный компонент установок, личность несовершеннолетнего правонарушителя, работники ОВД.

В современных условиях общество и государство ставит перед сотрудниками ОВД Украины задачу способствовать созданию каждому ребенку надлежащих условий для полного и гармоничного развития личности, обеспечить правильность и эффективность правовых решений по несовершеннолетнему, который находится в конфликте с законом, содействовать перевоспитанию и дальнейшей социальной поддержке. Поэтому главным социальным назначением прав о охранит ель -ных органов, приоритетным направлением их многофункциональной деятельности является профилактика правонарушений среди подростков '.

Целью работы являлось изучение эмоционально-оценочной сферы как составляющей социально-психологических установок работников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Для исследования мы использовали цве-

Таблица 1. Выбор цветов, с которыми работники ОВД ассоциируют различные категории несовершеннолетних правонарушителей, %

Цвет Категория деяния Вероятность отличий

административные насильственные корыстно-насильственные р1,2 р2,3 р1,3

Синий 11,7 0,0 0,0 0,01 - 0,01

Зеленый 0,0 0,0 0,0 - - -

Красный 34,2 55,0 87,5 0,01 0,01 0,01

Желтый 23,3 20,0 1,67 - 0,01 0,01

Фиолетовый 30,8 25,0 10,8 - 0,01 0,01

Коричневый 0,0 0,0 0,0 - - -

Черный 0,0 0,0 0,0 - - -

Серый 0,0 0,0 0,0 - - -

товой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда и семантический дифференциал. С помощью этих методик работники ОВД оценивали правонарушителей по трем категориям деяний: первая категория — административные правонарушения; вторая категория — насильственные правонарушения; третья категория — корыстно-насильственные правонарушения.

Исследования проводились с работниками следующих подразделений: криминальная милиция по делам детей, следствие, участковые инспекторы милиции. В опросе приняли участие 120 работников милиции со стажем работы в органах внутренних дел от 1 до 28 лет; 85% опрошенных сотрудников милиции — мужчины, 15% — женщины. Рассмотрим результаты цветового теста отношения при тестировании (табл. 1).

Анализ ответов на основе ассоциаций цвета по первой категории позволяет выяснить следующие различия в выборах цветов: 34,2% работников ОВД ассоциируют несовершеннолетних правонарушителей, совершивших правонарушение, с красным цветом; фиолетовый цвет выбрали 30,8% респондентов; 23,3% от их числа ассоциируют несовершеннолетних с желтым цветом. По мнению правоохранителей, лиц, совершивших административные правонарушения, можно оценить как активных, направленных на поиск выхода из неблагополучной ситуации, с нетривиальным подходом к решению проблем, оригинальностью, стремлением привлечь внимание к себе и вовлечь в сферу своих интересов тех, мнение которых является весомым, с высокой мотивацией достижений, со стремлением к доминированию, непосредственностью и раскованностью поведения, высокой самооценкой. Данной категории несовершеннолетних свойственны потребность в деятельности, эмоциональной увлеченности, общении, признании и стремление к соперничеству в межличностном взаимодействии. Важным аспектом является выбор синего цвета 11,7% правоохранителей, так как он выделен только в данной категории несовершеннолетних правонарушителей. Он символизирует потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешнего воздействия.2

Несовершеннолетние, совершившие насильственное правонарушение, ассоциируются у 55,0% работников ОВД с красным цветом, 25,0% их ассоциируют данную категорию несовершеннолетних с фиолетовым цветом; 20,0% от их числа выбрали желтый цвет. По мнению сотрудников правоохранительных органов, несовер-

шеннолетним, которые совершили насильственные правонарушения, присущи оригинальность мышления, богатое воображение, повышенная тревожность, робость, застенчивость, уязвимость, индивидуалистичность (которая создает трудности в попытке налаживать контакты), целенаправленная активность, самоутверждение, выражение жизненной силы, желание побеждать, высокая мотивация достижений, стремление к доминированию. Агрессивность направлена на противостояние тенденциям окружающей среды.

Несовершеннолетние правонарушители, совершившие корыстно-насильственное правонарушение, вызывают у 87,5% сотрудников ОВД ассоциации с красным цветом. На втором месте, как и в предыдущих случаях, — фиолетовый цвет, который выбрали 10,83% сотрудников, и только 1,7% их ассоциируют несовершеннолетних правонарушителей третьей категории совершивших правонарушение, с желтым цветом. По их мнению, данная группа несовершеннолетних чрезвычайно активна и имеет большое желание самоутвердиться. В них выражены жизненная сила, желание побеждать, присутствует высокая мотивация достижений, стремление к доминированию. Они не терпят, когда им противоречат, чрезвычайно агрессивны и могут без сожаления использовать силу; чтобы достичь цели, склонны к риску.

Как видим, для всех категорий несовершеннолетних правонарушителей правоохранители выбрали три цвета: красный, фиолетовый и желтый. С увеличением тяжести и корысти преступления растет удельный вес ассоциаций с красным цветом (34,2%, 55,0 и 87,5%; р12<0,01, р23<0,01 р13<0,01) и постепенно уменьшается выбор фиолетового (30,8%, 25,0 и 10,8%; р23<0,01 р13<0,01) и желтого цветов (23,3%, 20,0 и 1,67%; р23<0,01 р13<0,01). Это свидетельствует о возрастании целенаправленной активности, самоутверждения, желания побеждать. При этом сильно выражены чувство эгоизма, проявления жестокости, отсутствие сопереживания и сочувствия. Действия и поступки несовершеннолетних правонарушителей становятся более последовательными и рассудительными, не нуждаются в поддержке и одобрении других людей. Работники правоохранительных органов относятся к такому несовершеннолетнему как к взрослой, сформировавшейся личности.

Рассмотрим аспекты неосознанного отношения сотрудников ОВД к различным группам несовершеннолетних правонарушителей.

Таблица 2. Эмоции и чувства, которые испытывают работники ОВД к различным категориям несовершеннолетних правонарушителей (х ± о)

Эмоции и чувства Категория деяний Вероятность отличий

административные насильственные корыстно-насильственные р1,2 р2,3 р1,3

Добродушие -1,3+0,9 -0,5+1,5 -2,0+1,3 0,01 0,01 0,01

Предпочтение -1,0+0,8 -0,9+1,4 -2,1+1,0 _ 0,01 0,01

Уважение -1,2+0,7 -0,7+1,1 -2,5+0,7 0,01 0,01 0,01

Любовь -1,1+1,0 -0,9+1,3 -2,1+1,4 - 0,01 0,01

Радость -0,7+0,8 -0,6+1,2 -1,8+1,4 - 0,01 0,01

Жалость -0,4+1,1 -0,6+1,3 -1,8+1,6 - 0,01 0,01

Успокоение -1,7+1,0 -0,3+1,5 -2,3+1,3 0,01 0,01 0,01

Милосердие -0,7+1,0 -0,2+1,5 -2,5+0,7 0,01 0,01 0,01

Терпение -0,3+1,5 -0,4+1,2 -2,1+1,3 - 0,01 0,01

Сочувствие -0,3+1,6 0,1+1,6 -2,0+1,3 - 0,01 0,01

Безмятежность -0,5+1,5 -0,3+1,7 -2,2+1,2 - 0,01 0,01

Симпатия -0,8+0,7 -0,6+1,2 -1,8+1,6 - 0,01 0,01

Утешение -0,3+1,1 -0,5+1,1 -1,4+1,6 - 0,01 0,01

Заинтересованность -1,0+1,2 -1,2+1,1 -2,0+1,3 - 0,01 0,01

Умиротворение -0,8+0,7 0,0+1,3 -2,2+1,3 0,01 0,01 0,01

Доверие -0,6+0,6 -0,4+1,2 -1,3+1,2 - 0,01 0,01

Уравновешенность -0,8+1,3 -1,4+1,1 -1,3+1,4 0,01 - 0,01

Приверженность -0,6+0,7 -0,3+1,3 -1,2+1,6 - 0,01 0,01

Показатель неосознанного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение, нейтральный — 4,32; насильственное правонарушение — 5,13, а к совершившим корыстно-насильственное правонарушение — 6,10. То есть, с повышением тяжести и корысти преступления увеличивается и отрицательный показатель неосознанного отношения к несовершеннолетним правонарушителям (р12<0,01, р23<0,01 р13<0,01).

Для изучения эмоционально-оценочной составляющей социально-психологических установок сотрудников ОВД относительно различных категорий несовершеннолетних правонарушителей мы также использовали методику семантического дифференциала. Оценки эмоций, которые испытывают правоохранители к различным категориям несовершеннолетних, занесены в табл. 2.

Результаты проведенного нами тестирования позволяют обратить внимание на то, что все эмоции и чувства, которые испытывают правоохранители к несовершеннолетним правонарушителям, являются отрицательными. Выделим наиболее значимые эмоции и чувства сотрудников ОВД к каждой из категорий несовершеннолетних правонарушителей:

1. К несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение:

— возмущение (успокоение: -1,7) — свидетельствует о сильном недовольстве, раздражении данной категорией несовершеннолетних;

— гнев (добродушие: -1,3) — чувство недовольства поведением несовершеннолетних, которое возбуждает и раздражает работников ОВД;

— презрение (уважение: -1,2) — чувство пренебрежения, неуважения к тем, совершил административное правонарушение;

— ненависть (любовь: -1,1) — большая враждебность;

— отсутствие интереса (заинтересованность: -1,0) — незаинтересованность жизнью несовершеннолетних, нежелание изучать их, работать с ними, равнодушие;

— предпочтение (пренебрежение: -1,0) — свидетельствует о презрении, неуважении, невнимательности, халатном отношении к людям и вещам;

— нетерпимость (терпение: -0,3), равнодушие (сочувствие -0,3), обида (утешение: -0,3). Эти эмоции наименее выражены в отношении данной категории несовершеннолетних; их значение близко к 0.

2. К несовершеннолетним, совершившим насильственное правонарушение, правоохранители испытывают нейтральные эмоции (значения колеблются в пределах «0»), за исключением таких особенностей, как:

— беспокойство (уравновешенность: -1,4) — несовершеннолетние вызывают чувство волнения, тревоги;

— отсутствие интереса (заинтересованость: -1,2) — незаинтересованность жизнью несовершеннолетних, нежелание изучать, работать с ними, равнодушие;

— предпочтение («пренебрежение»: -0,9), любовь («ненависть»:-0,9).

3. В отношении несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственное правонарушение, у сотрудников ОВД выражены практически все негативные эмоции, поэтому отметим те, которые выражены меньше:

— презрение (уважение: -2,5) — чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение;

— жестокость (милосердие: -2,5) — проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь;

— возмущение (успокоение: -2,3) — чувство сильного недовольства, раздражения;

— паника (безмятежность: -2,2) — внезапное замешательство, растерянность или проявление страха;

— тревога (умиротворение: -2,2) — беспокойство, смущение, вызванные опасением, страхом, предчувствием неприятного, опасного;

— апатичность (приверженность: -1,2) — чувство незаинтересованности, безразличия, вялости;

— беспокойство (уравновешенность: -1,3) — желание активно действовать;

— недоверие (доверие: -1,3) — испытывают неискренность, не верят;

— грусть (утешение: -1,4) — поведение несовершеннолетних вызывает печаль.

Применение методики семантического дифференциала позволило сделать следующий сравнительный анализ:

— работники ОВД в отношении несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления, в сравнении с теми, кто совершил административные и насильственные правонарушения, чувствуют достоверно более выраженные: презрение (-2,5, -1,2, -0,9; р13<0,01, р23<0,01); жестокость (-2,5, -0,7, -0,2; р13<0,01, р23<0,01); негодование (-2,3, -1,7, -0,3; р13<0,01, р23<0,01); панику (-2,2, -0,5, -0,3; р13<0,01, р23<0,01) и тревогу (-2,2, -0,8, 0,0; р13<0,01, р23<0,01). Как видно из табл. 2, по всем эмоциям обнаружены достоверные различия в сторону их большей выраженности в отношении несовершеннолетних насильственно-корыстной направленности с отрицательным знаком. Исключение составляет «уравновешенность-неугомонность» (-1,3, -1,4; р23>0,01).

Работники ОВД в отношении несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, сравнительно с теми, кто совершил административные правонарушения, чувствуют достоверно более выраженную неугомонность (-1,4 и -0,8; р12<0,01) и достоверно менее выражены: гнев (-1,3 и -0,5; р12<0,01), презрение (-1,2 и -0,7; р12<0,01), негодование (-1,7 и -0,3; р12<0,01), жестокость (-0,7 и -0,2; р12<0,01), тревога (-0,8 и 0,0; р12<0,01).

Таким образом, исследование эмоционально-оценочного компонента установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей показало:

— правоохранители испытывают сильное недовольство поведением несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, чувствуют

раздражение, пренебрежение к ним, враждебность, незаинтересованность их жизнью. Эмоции наименее присущи правоохранителям в отношении административных несовершеннолетних, это: нетерпимость, равнодушие, обида. Но, как видим, правоохранители их, скорее, недолюбливают, чем боятся, так как гораздо менее выражены эмоции паники, тревоги.

В отношении несовершеннолетних, совершивших насильственное правонарушение, правоохранители испытывают нейтральные эмоции и чувства, оценки изучаемых эмоций близки к нулю. Можно сказать, что по отношению к данной категории несовершеннолетних они чувствуют незначительную тревогу, волнение, раздражение, не интересуются их жизнью.

По отношению к несовершеннолетним, совершившим корыстно-насильственное правонарушение, правоохранители испытывают негативные эмоции и чувства, а также ощутимые опасения, тревогу, волнение, страх. Правоохранители готовы ограничить сотрудничество с несовершеннолетними. Как результат, они стараются держаться в стороне от данной категории несовершеннолетних, не интересуются ими, безразлично относятся к их проблемам и испытывают к ним только пренебрежение и презрение.

Изучение психоэмоциональной сферы сотрудников ОВД относительно несовершеннолетних правонарушителей позволило нам выявить эмоционально-оценочную составляющую социально-психологических установок. Обозначенные закономерности показывают, что данная проблема требует продолжения исследования в этой части, особенно в сфере работы с несовершеннолетними.

1 Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи: монография. Барнаул, 2012. 224 с. ; Кудрявцев В. Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. М., 2006. 734 с. ; Гуле-вич О. А., Голынчик Е. О. Правосознание и правовая социализация. М., 2003. 270 с.

2 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 384 с.

УДК 159.9

I ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ | О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ

В. В. Лемиш

В статье анализируется специфика образов старого и пожилого человека в представлениях девушек и юношей, обучающихся на первой ступени профессионального образования. Показано, что эти образы слабо дифференцированы, вместе с тем образ пожилого человека более позитивен, чем старого. В исследовании использовались оценочные шкалы, составленные автором на основе применения метода репертуарных решеток Келли.

Ключевые слова: возраст, возрастной символизм, старение, образ старого человека, образ пожилого человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многопоколенное общество — социальная реальность современности. Без адекватного восприятия и понимания молодежью старшего поколения невозможно эффективное взаимодействие поколений, становится затрудненным передача опыта, как жизненного, так и профессионального, что оказывает негативное влияние на сохранение, функционирование и развитие общества в целом. Возраст является социокультурным феноменом. Возрастные категории, как социально-конструируемые феномены, не только описывают реальность человеческого развития, но и формируют содержание возрастных отношений, влияя на поведение 1. Более того, представления о возрастных особенностях влияют и на самовосприятие.

Целью нашего эмпирического исследования было изучение содержания представлений молодежи о пожи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.