мостью от наркотиков и желая прекратить их прием, обратились в Центр с просьбой оказать психологическую помощь. Главными задачами ресоциализации аддиктов являются: отказ от приема любых количеств любых наркотиков, качественное изменение личности аддикта и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. В английском языке слово «здоровье» происходит от староанглийского Ьа1, означающего «целый». То же значение имеет славянское слово «исцеление». Задача психолога, работающего в русле подхода «12 шагов», состоит в том, чтобы привести наркозависимого человека к состоянию целостности духа, души и тела. Освобождение от рабства наркомании невозможно без обретения реально существующей духовной основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум. Для христианина обретение такой основы начинается со встречи с Богом. Не с философской доктриной, не с исполнением каких-то обрядов и традиций, а со Всемогущим Богом. Наркозависимые при прохождении курса ресоциализации показали снижение постнаркотических проявлений. Смысл работы психолога с человеком по этой программе в том, чтобы подготовить его общение со священником. В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к религии, священники проводят работу по реабилитации лиц, отбывающих наказание в пенитанциар-ных заведениях. Психолог не подменяет священнического служения, а просто помогает человеку совершить первоначальную работу размышления над собственной жизнью, чтобы он нашел болевые точки собственного Я, которые ему помогут потом покаяться (И. Н. Машков) 7.
Выводы
1. Духовно-ориентированный подход в ресоциа-лизации несовершеннолетних аддиктов должен дополняться другими подходами и техниками (ролевые игры, арттерапия, сказкотерапия), что обусловлено низким уровнем нравственно-правовой, духовной социализации, отсутствием опыта посещения церкви, общения со священником.
2. Следует отметить, что главный мотив убеждения должен быть позитивным, а не только негативным.
3. Программа ресоциализации подростков должна быть обращена к их самолюбию, уверенности в себе и потребности в самоутверждении, чувству гордости за свои (пусть небольшие) достижения.
4. Необходимо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать вину за свои негативные привычки на других или на мифические обстоятельства. 5. Эффективной тактикой является внушение несовершеннолетним и молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.
1 Оргашзащя пращвниками кримшально! мшщи у справах дией профшактики незаконних дш з наркотиками : наук. практ. поабник / В. В. Марков, В. В. Коршенко, О. М. Галина та ш. Харюв, 2010. С. 6.
2 Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2006. С. 188.
3 Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. Л., 1991. С. 26-27 ; Павлова И. В., Герман Е. В., Антипин В. Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 46-49.
4 Землянська О. В. Особисисть як об'ект судово-психолоично! експертизи : монографiя. Харюв, 2004. С. 117.
5 Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. СПб., 2008. С. 266-268 ; Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб., 2008. С. 549-553 ; Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Пере, У Баумана. 3-е изд. СПб., 2012. С. 581-590.
6 Штейн Н. Г. Сучасне трактування поняття «ресощалiзащя» ввдносно наркозалежносп особистоси // Актуальш проблеми сучасно! психологи та педагоики вищих навчальних закладiв МВС Укра!ни : матер. наук.-прак. конф. (Харюв, 24 травня 2013 р.). Харюв, 2013. С. 182-184.
7 Психодиагностика и психокоррекция. С. 269.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОВД К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
О. В. Коноплицкая
Рассматривается эмоционально-оценочная составляющая социально-психологических установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Осуществлен сравнительный анализ эмоций и чувств сотрудников относительно несовершеннолетних правонарушителей различных категорий.
Ключевые слова: социально-психологические установки, эмоционально-оценочный компонент установок, личность несовершеннолетнего правонарушителя, работники ОВД.
В современных условиях общество и государство ставит перед сотрудниками ОВД Украины задачу способствовать созданию каждому ребенку надлежащих условий для полного и гармоничного развития личности, обеспечить правильность и эффективность правовых решений по несовершеннолетнему, который находится в конфликте с законом, содействовать перевоспитанию и дальнейшей социальной поддержке. Поэтому главным социальным назначением прав о охранит ель -ных органов, приоритетным направлением их многофункциональной деятельности является профилактика правонарушений среди подростков '.
Целью работы являлось изучение эмоционально-оценочной сферы как составляющей социально-психологических установок работников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Для исследования мы использовали цве-
Таблица 1. Выбор цветов, с которыми работники ОВД ассоциируют различные категории несовершеннолетних правонарушителей, %
Цвет Категория деяния Вероятность отличий
административные насильственные корыстно-насильственные р1,2 р2,3 р1,3
Синий 11,7 0,0 0,0 0,01 - 0,01
Зеленый 0,0 0,0 0,0 - - -
Красный 34,2 55,0 87,5 0,01 0,01 0,01
Желтый 23,3 20,0 1,67 - 0,01 0,01
Фиолетовый 30,8 25,0 10,8 - 0,01 0,01
Коричневый 0,0 0,0 0,0 - - -
Черный 0,0 0,0 0,0 - - -
Серый 0,0 0,0 0,0 - - -
товой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда и семантический дифференциал. С помощью этих методик работники ОВД оценивали правонарушителей по трем категориям деяний: первая категория — административные правонарушения; вторая категория — насильственные правонарушения; третья категория — корыстно-насильственные правонарушения.
Исследования проводились с работниками следующих подразделений: криминальная милиция по делам детей, следствие, участковые инспекторы милиции. В опросе приняли участие 120 работников милиции со стажем работы в органах внутренних дел от 1 до 28 лет; 85% опрошенных сотрудников милиции — мужчины, 15% — женщины. Рассмотрим результаты цветового теста отношения при тестировании (табл. 1).
Анализ ответов на основе ассоциаций цвета по первой категории позволяет выяснить следующие различия в выборах цветов: 34,2% работников ОВД ассоциируют несовершеннолетних правонарушителей, совершивших правонарушение, с красным цветом; фиолетовый цвет выбрали 30,8% респондентов; 23,3% от их числа ассоциируют несовершеннолетних с желтым цветом. По мнению правоохранителей, лиц, совершивших административные правонарушения, можно оценить как активных, направленных на поиск выхода из неблагополучной ситуации, с нетривиальным подходом к решению проблем, оригинальностью, стремлением привлечь внимание к себе и вовлечь в сферу своих интересов тех, мнение которых является весомым, с высокой мотивацией достижений, со стремлением к доминированию, непосредственностью и раскованностью поведения, высокой самооценкой. Данной категории несовершеннолетних свойственны потребность в деятельности, эмоциональной увлеченности, общении, признании и стремление к соперничеству в межличностном взаимодействии. Важным аспектом является выбор синего цвета 11,7% правоохранителей, так как он выделен только в данной категории несовершеннолетних правонарушителей. Он символизирует потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешнего воздействия.2
Несовершеннолетние, совершившие насильственное правонарушение, ассоциируются у 55,0% работников ОВД с красным цветом, 25,0% их ассоциируют данную категорию несовершеннолетних с фиолетовым цветом; 20,0% от их числа выбрали желтый цвет. По мнению сотрудников правоохранительных органов, несовер-
шеннолетним, которые совершили насильственные правонарушения, присущи оригинальность мышления, богатое воображение, повышенная тревожность, робость, застенчивость, уязвимость, индивидуалистичность (которая создает трудности в попытке налаживать контакты), целенаправленная активность, самоутверждение, выражение жизненной силы, желание побеждать, высокая мотивация достижений, стремление к доминированию. Агрессивность направлена на противостояние тенденциям окружающей среды.
Несовершеннолетние правонарушители, совершившие корыстно-насильственное правонарушение, вызывают у 87,5% сотрудников ОВД ассоциации с красным цветом. На втором месте, как и в предыдущих случаях, — фиолетовый цвет, который выбрали 10,83% сотрудников, и только 1,7% их ассоциируют несовершеннолетних правонарушителей третьей категории совершивших правонарушение, с желтым цветом. По их мнению, данная группа несовершеннолетних чрезвычайно активна и имеет большое желание самоутвердиться. В них выражены жизненная сила, желание побеждать, присутствует высокая мотивация достижений, стремление к доминированию. Они не терпят, когда им противоречат, чрезвычайно агрессивны и могут без сожаления использовать силу; чтобы достичь цели, склонны к риску.
Как видим, для всех категорий несовершеннолетних правонарушителей правоохранители выбрали три цвета: красный, фиолетовый и желтый. С увеличением тяжести и корысти преступления растет удельный вес ассоциаций с красным цветом (34,2%, 55,0 и 87,5%; р12<0,01, р23<0,01 р13<0,01) и постепенно уменьшается выбор фиолетового (30,8%, 25,0 и 10,8%; р23<0,01 р13<0,01) и желтого цветов (23,3%, 20,0 и 1,67%; р23<0,01 р13<0,01). Это свидетельствует о возрастании целенаправленной активности, самоутверждения, желания побеждать. При этом сильно выражены чувство эгоизма, проявления жестокости, отсутствие сопереживания и сочувствия. Действия и поступки несовершеннолетних правонарушителей становятся более последовательными и рассудительными, не нуждаются в поддержке и одобрении других людей. Работники правоохранительных органов относятся к такому несовершеннолетнему как к взрослой, сформировавшейся личности.
Рассмотрим аспекты неосознанного отношения сотрудников ОВД к различным группам несовершеннолетних правонарушителей.
Таблица 2. Эмоции и чувства, которые испытывают работники ОВД к различным категориям несовершеннолетних правонарушителей (х ± о)
Эмоции и чувства Категория деяний Вероятность отличий
административные насильственные корыстно-насильственные р1,2 р2,3 р1,3
Добродушие -1,3+0,9 -0,5+1,5 -2,0+1,3 0,01 0,01 0,01
Предпочтение -1,0+0,8 -0,9+1,4 -2,1+1,0 _ 0,01 0,01
Уважение -1,2+0,7 -0,7+1,1 -2,5+0,7 0,01 0,01 0,01
Любовь -1,1+1,0 -0,9+1,3 -2,1+1,4 - 0,01 0,01
Радость -0,7+0,8 -0,6+1,2 -1,8+1,4 - 0,01 0,01
Жалость -0,4+1,1 -0,6+1,3 -1,8+1,6 - 0,01 0,01
Успокоение -1,7+1,0 -0,3+1,5 -2,3+1,3 0,01 0,01 0,01
Милосердие -0,7+1,0 -0,2+1,5 -2,5+0,7 0,01 0,01 0,01
Терпение -0,3+1,5 -0,4+1,2 -2,1+1,3 - 0,01 0,01
Сочувствие -0,3+1,6 0,1+1,6 -2,0+1,3 - 0,01 0,01
Безмятежность -0,5+1,5 -0,3+1,7 -2,2+1,2 - 0,01 0,01
Симпатия -0,8+0,7 -0,6+1,2 -1,8+1,6 - 0,01 0,01
Утешение -0,3+1,1 -0,5+1,1 -1,4+1,6 - 0,01 0,01
Заинтересованность -1,0+1,2 -1,2+1,1 -2,0+1,3 - 0,01 0,01
Умиротворение -0,8+0,7 0,0+1,3 -2,2+1,3 0,01 0,01 0,01
Доверие -0,6+0,6 -0,4+1,2 -1,3+1,2 - 0,01 0,01
Уравновешенность -0,8+1,3 -1,4+1,1 -1,3+1,4 0,01 - 0,01
Приверженность -0,6+0,7 -0,3+1,3 -1,2+1,6 - 0,01 0,01
Показатель неосознанного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение, нейтральный — 4,32; насильственное правонарушение — 5,13, а к совершившим корыстно-насильственное правонарушение — 6,10. То есть, с повышением тяжести и корысти преступления увеличивается и отрицательный показатель неосознанного отношения к несовершеннолетним правонарушителям (р12<0,01, р23<0,01 р13<0,01).
Для изучения эмоционально-оценочной составляющей социально-психологических установок сотрудников ОВД относительно различных категорий несовершеннолетних правонарушителей мы также использовали методику семантического дифференциала. Оценки эмоций, которые испытывают правоохранители к различным категориям несовершеннолетних, занесены в табл. 2.
Результаты проведенного нами тестирования позволяют обратить внимание на то, что все эмоции и чувства, которые испытывают правоохранители к несовершеннолетним правонарушителям, являются отрицательными. Выделим наиболее значимые эмоции и чувства сотрудников ОВД к каждой из категорий несовершеннолетних правонарушителей:
1. К несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение:
— возмущение (успокоение: -1,7) — свидетельствует о сильном недовольстве, раздражении данной категорией несовершеннолетних;
— гнев (добродушие: -1,3) — чувство недовольства поведением несовершеннолетних, которое возбуждает и раздражает работников ОВД;
— презрение (уважение: -1,2) — чувство пренебрежения, неуважения к тем, совершил административное правонарушение;
— ненависть (любовь: -1,1) — большая враждебность;
— отсутствие интереса (заинтересованность: -1,0) — незаинтересованность жизнью несовершеннолетних, нежелание изучать их, работать с ними, равнодушие;
— предпочтение (пренебрежение: -1,0) — свидетельствует о презрении, неуважении, невнимательности, халатном отношении к людям и вещам;
— нетерпимость (терпение: -0,3), равнодушие (сочувствие -0,3), обида (утешение: -0,3). Эти эмоции наименее выражены в отношении данной категории несовершеннолетних; их значение близко к 0.
2. К несовершеннолетним, совершившим насильственное правонарушение, правоохранители испытывают нейтральные эмоции (значения колеблются в пределах «0»), за исключением таких особенностей, как:
— беспокойство (уравновешенность: -1,4) — несовершеннолетние вызывают чувство волнения, тревоги;
— отсутствие интереса (заинтересованость: -1,2) — незаинтересованность жизнью несовершеннолетних, нежелание изучать, работать с ними, равнодушие;
— предпочтение («пренебрежение»: -0,9), любовь («ненависть»:-0,9).
3. В отношении несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственное правонарушение, у сотрудников ОВД выражены практически все негативные эмоции, поэтому отметим те, которые выражены меньше:
— презрение (уважение: -2,5) — чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к несовершеннолетним правонарушителям, которые совершили административное правонарушение;
— жестокость (милосердие: -2,5) — проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь;
— возмущение (успокоение: -2,3) — чувство сильного недовольства, раздражения;
— паника (безмятежность: -2,2) — внезапное замешательство, растерянность или проявление страха;
— тревога (умиротворение: -2,2) — беспокойство, смущение, вызванные опасением, страхом, предчувствием неприятного, опасного;
— апатичность (приверженность: -1,2) — чувство незаинтересованности, безразличия, вялости;
— беспокойство (уравновешенность: -1,3) — желание активно действовать;
— недоверие (доверие: -1,3) — испытывают неискренность, не верят;
— грусть (утешение: -1,4) — поведение несовершеннолетних вызывает печаль.
Применение методики семантического дифференциала позволило сделать следующий сравнительный анализ:
— работники ОВД в отношении несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления, в сравнении с теми, кто совершил административные и насильственные правонарушения, чувствуют достоверно более выраженные: презрение (-2,5, -1,2, -0,9; р13<0,01, р23<0,01); жестокость (-2,5, -0,7, -0,2; р13<0,01, р23<0,01); негодование (-2,3, -1,7, -0,3; р13<0,01, р23<0,01); панику (-2,2, -0,5, -0,3; р13<0,01, р23<0,01) и тревогу (-2,2, -0,8, 0,0; р13<0,01, р23<0,01). Как видно из табл. 2, по всем эмоциям обнаружены достоверные различия в сторону их большей выраженности в отношении несовершеннолетних насильственно-корыстной направленности с отрицательным знаком. Исключение составляет «уравновешенность-неугомонность» (-1,3, -1,4; р23>0,01).
Работники ОВД в отношении несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, сравнительно с теми, кто совершил административные правонарушения, чувствуют достоверно более выраженную неугомонность (-1,4 и -0,8; р12<0,01) и достоверно менее выражены: гнев (-1,3 и -0,5; р12<0,01), презрение (-1,2 и -0,7; р12<0,01), негодование (-1,7 и -0,3; р12<0,01), жестокость (-0,7 и -0,2; р12<0,01), тревога (-0,8 и 0,0; р12<0,01).
Таким образом, исследование эмоционально-оценочного компонента установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей показало:
— правоохранители испытывают сильное недовольство поведением несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, чувствуют
раздражение, пренебрежение к ним, враждебность, незаинтересованность их жизнью. Эмоции наименее присущи правоохранителям в отношении административных несовершеннолетних, это: нетерпимость, равнодушие, обида. Но, как видим, правоохранители их, скорее, недолюбливают, чем боятся, так как гораздо менее выражены эмоции паники, тревоги.
В отношении несовершеннолетних, совершивших насильственное правонарушение, правоохранители испытывают нейтральные эмоции и чувства, оценки изучаемых эмоций близки к нулю. Можно сказать, что по отношению к данной категории несовершеннолетних они чувствуют незначительную тревогу, волнение, раздражение, не интересуются их жизнью.
По отношению к несовершеннолетним, совершившим корыстно-насильственное правонарушение, правоохранители испытывают негативные эмоции и чувства, а также ощутимые опасения, тревогу, волнение, страх. Правоохранители готовы ограничить сотрудничество с несовершеннолетними. Как результат, они стараются держаться в стороне от данной категории несовершеннолетних, не интересуются ими, безразлично относятся к их проблемам и испытывают к ним только пренебрежение и презрение.
Изучение психоэмоциональной сферы сотрудников ОВД относительно несовершеннолетних правонарушителей позволило нам выявить эмоционально-оценочную составляющую социально-психологических установок. Обозначенные закономерности показывают, что данная проблема требует продолжения исследования в этой части, особенно в сфере работы с несовершеннолетними.
1 Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи: монография. Барнаул, 2012. 224 с. ; Кудрявцев В. Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. М., 2006. 734 с. ; Гуле-вич О. А., Голынчик Е. О. Правосознание и правовая социализация. М., 2003. 270 с.
2 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 384 с.
УДК 159.9
I ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ | О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ
В. В. Лемиш
В статье анализируется специфика образов старого и пожилого человека в представлениях девушек и юношей, обучающихся на первой ступени профессионального образования. Показано, что эти образы слабо дифференцированы, вместе с тем образ пожилого человека более позитивен, чем старого. В исследовании использовались оценочные шкалы, составленные автором на основе применения метода репертуарных решеток Келли.
Ключевые слова: возраст, возрастной символизм, старение, образ старого человека, образ пожилого человека.
Многопоколенное общество — социальная реальность современности. Без адекватного восприятия и понимания молодежью старшего поколения невозможно эффективное взаимодействие поколений, становится затрудненным передача опыта, как жизненного, так и профессионального, что оказывает негативное влияние на сохранение, функционирование и развитие общества в целом. Возраст является социокультурным феноменом. Возрастные категории, как социально-конструируемые феномены, не только описывают реальность человеческого развития, но и формируют содержание возрастных отношений, влияя на поведение 1. Более того, представления о возрастных особенностях влияют и на самовосприятие.
Целью нашего эмпирического исследования было изучение содержания представлений молодежи о пожи-