Научная статья на тему 'Особенности типологии несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации'

Особенности типологии несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1296
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / КРИМИНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРОСТОК / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СТРУКТУРА / ТИПОЛОГИЯ / COMPONENTS / CRIMINAL MOTIVATION / MINORS / THE TEENAGER / OFFENDERS / SENSE OF JUSTICE / A CRIME / STRUCTURE / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна

В статье рассмотрены подходы к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя. Выделена типология несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TYPOLOGY OF MINOR OFFENDERS, COMPONENTS OF STRUCTURE OF CRIMINAL MOTIVATION DIFFERENT BY THE PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE

In article approaches to studying of the person of the minor offender are considered. The typology of the minor offenders, components of structure of criminal motivation different by the psychological maintenance is allocated

Текст научной работы на тему «Особенности типологии несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации»

кой по количеству совпадений мотивов выбора профессии по результатам опроса и методики.

Оказалось, что старшеклассников, выбравших свою будущую профессию без учета личных интересов, с адекватной самооценкой меньше, чем с неадекватной самооценкой. То есть при грамотном самоанализе и развитой рефлексии дети чаще склонны учитывать свои индивидуальные особенности при выборе профессии, чем дети, имеющие искаженное представление о себе.

Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые выводы:

1. Большинство современных старшеклассников неверно оценивают свои мотивы выбора профессии, думая, что учитывают свои способности и склонности, но на самом деле ориентируются на престиж и оплату.

2. Среди старшеклассников имеются дети с адекватной и неадекватной самооценкой, причем среди первых доля неучета своих способностей ниже.

3. Таким образом, при планировании профори-ентационной работы в школе целесообразно ориентироваться на повышение навыков рефлексии и самоанализа у старшеклассников, совершенствовать их способности, способствовать построению более адекватного образа «Я».

Список литературы

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое

обеспечение учебно-воспитательного процесса

подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения

личности //Вопросы психологии. - 2002.- № 2. - С. 10-13.

3. Винтин И. А. Особенности социального самоопределе-

ния старшеклассников // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С.9.

УДК 159.9: 34. Ю.А. Малюшина

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя. Выделена типология несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации

Ключевые слова: компоненты, криминальная мотивация, несовершеннолетние, подросток, правонарушители, правосознание, преступление, структура, типология.

J.A. Malyushina Kurgan State University

TYPOLOGY FEATURES OF JUVENILE DELINQUENTS DEFFERING PSYCHOLOGICAL CONTENT OF CRIMINAL MOTIVATION STRUCTURE COMPONENTS

Annotation. In article approaches to studying juvenile delinquent's personality are considered. The typology of juvenile delinquents, differing psychological content of criminal motivaltion structure components is pointed out.

Key words: components, criminal motivation, juveniles, a teenager, a delinquent, sense of justice, a crime, a structure, a typology.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в современной психологической, криминологической литературе разработано множество классификаций несовершеннолетних правонарушителей. В основу классификации могут быть положены отдельные психологические понятия и категории, не отражающие динамику изменений всей личности, имеющие первостепенное значение для разрешения поставленных задач.

Для того, чтобы осуществлять эффективную работу с несовершеннолетними правонарушителями, необходимо изучить их типологию.

В данной статье приводятся результаты исследования мотивации криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.

А.Г. Ковалев подразделил преступников на три «криминальных типа личности»: 1. Глобальный - человек, характеризующийся полной преступной зараженностью, отрицательно относится к труду, к окружающим людям, анамнез отягощен «алкогольной наследственностью и другими неблагоприятными условиями внутриутробной жизни», недостаток воспитания и несформированность нравственного поведения и воли. 2. Парциальный - человек с частично криминальной зараженностью, у него наблюдаются черты нормального социального типа и черты преступника, чаще всего совершающего хищения. 3. Предкриминальный - человек, обладающим такими морально-психологическими свойствами, что под влиянием определенных обстоятельств он совершает преступления. К этому типу относятся люди с повышенной возбудимостью и недостаточным самообладанием, они обычно совершают хулиганство или убийство на почве ревности, мести и т.п. Либо, не прикладывая усилий, стремятся удовлетворить свои потребности. Данная классификация требует уточнения, так как она не учитывает влияния внешних условий на формирование данных типов. Ю.Д. Блувштейн (1971) в качестве критерия типологии использовал конкретную форму антисоциальной направленности. В.Т. Лашко (1965) выделяет среди

осужденных несовершеннолетних основные структурные типы характеров: чувствительный, агрессивный и лицемерный. В основе данной классификации лежит представление о том, что психологической основой преступного поведения являются преобладание процесса возбуждения над торможением, импульсивность, безволие и т.п. Впервые предложил классифицировать подростков-правонарушителей исходя из мотивации антиобщественного поведения, П.П. Вельский (1924). Он разделил их на следующие группы: 1. Активно стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности; 2. Поддающиеся в силу слабоволия и внушаемости подстрекательству; 3. Мечтатели; 4. Морально и умственно дефективные; 5. Действующие под влиянием истерии или психопатии [3].

Л. И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп правонарушителей, у которых имеется разное соотношение антиобщественных наклонностей и нравственных стремлений. Если подросток, совершивший бесчестный поступок, испытывает угрызения совести, то можно предположить, что его поступок был мотивирован сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение - воздержаться от бесчестного поведения [2].

Основываясь на концепции П.П. Вельского, взглядах Л.И. Божович, Г.Г. Бочкарева выделяет три группы несовершеннолетних правонарушителей:

1. Тип «раскаивающиеся»; 2. Тип «бесконфликтных». Анализ асоциальных и аморальных мотивов «бесконфликтных» правонарушителей показывает наличие у них сильных примитивных потребностей; 3. Тип «циники» в отличие от других типов характеризуется не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений.

Таким образом, нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, и это выразилось в чувстве неудовлетворенности собой. Если это так, то преступления, сопровождающиеся раскаянием, угрызениями совести, свидетельствуют о доминировании в мотивационной сфере таких подростков элементарных потребностей при имеющихся нравственных побуждениях. Этой группе правонарушителей нами было дано условное название «раскаивающиеся». Другие правонарушители не испытывают угрызений совести. Совершив преступление, они опасаются только наказания; если же преступление остается нераскрытым, они удовлетворены этим. Согласно идеи Л. И. Божович, можно предположить, что этим переживаниям в мотивационной сфере соответствует, с одной стороны, наличие достаточно настойчивых примитивных потребностей и стремлений, с другой - отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с первыми. У некоторых подростков этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть и не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам, в которых

они часто являются соучастниками. Такие подростки составляют вторую группу, которую обозначают как «бесконфликтную». Третью группу составляют подростки, которые сознательно противопоставляют себя моральным требованиям общества. У них не только отсутствует конфликт между примитивными потребностями и моральными побуждениями, но их правонарушения находят поддержку в их антиморальных убеждениях. Сильно развитые антиобщественные потребности они удовлетворяют, следуя своей циничной «морали», которая позволяет им с легкостью идти на преступление. Правонарушителей этой группы мы условно назвали «циниками». В мо-тивационной сфере «циников» также нет конфликта между моральными и примитивными потребностями, поэтому в каком-то смысле «циники» - это разновидность «бесконфликтных».

Следует сказать, что в основу этого деления на группы положен главный и существенный признак -соотношение нравственных мотивов с непосредственно действующими примитивными потребностями, с чем связаны и характерные для этих соотношений переживания, т.е. структуру мотивационной сферы несовершеннолетних.

Абсолютно с других позиций классифицирует несовершеннолетних правонарушителей Г.М. Минь-ковский (1971). В основу классификации им были положены черты общей направленности личности. Он выделяет четыре типа правонарушителей, для которых общественно опасное деяние является: 1. Случайным (коллизионным), противоречащим общей направленности личности; 2. Возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; 3. Результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, определенного образца криминального поведения других; 4. Результатом преступной установки личности, активный поиск повода и ситуации для преступления, соответствующей системе антисоциальных оценок и отношений. Данная классификация достаточно четко и конкретно определяет основные варианты направленности личности правонарушителя и достаточно хорошо показывает процесс формирования определенных психологических особенностей личности подростков.

Ю.М. Антонян, учитывая субъективные стимулы преступного поведения и его мотивы выделяет, три наиболее крупные типологические группы преступников: корыстные, насильственные и корыстно-насильственные. Известна типология, в которой преступников дифференцируют исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности. По этой типологии выделяют два основных типа: криминогенный и случайный. В свою очередь, криминогенный тип подразделяется на три под-

типа: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Обратим внимание на то обстоятельство, что вопросы типологизации преступников интересовали криминологов и ранее, при этом их исследования и сегодня представляют определенный интерес. Так, например, И.В. Шмаров и М.П. Мелентьев (1971) выделяют следующие типы правонарушителей: 1) правонарушители с особо стойкой активной антиобщественной установкой личности и 2) правонарушители с выраженной социальной деградацией личности, антиобщественная установка у которых не имеет определенной направленности, но носит достаточно стойкий характер. Характерно, что помимо общих типологий, делались попытки типологизации отдельных категорий преступников. Например, А.М. Яковлев (1964) по степени социальной и нравственной запущенности подразделял рецидивистов на две категории: с антисоциальной установкой и асоциальной установкой. К первым он относил преступников, у которых образ жизни сознательно направлен против правопорядка; ко вторым - тех, у кого свойства личности обесценены в социальном аспекте, а их интересы находятся вне сферы нормальных отношений [3].

Следует отметить, что различные типологии преступников могут быть достаточно успешно применимы и в административной, и в уголовной практике органов внутренних дел.

После проведенного анализа полученных результатов нами были выделены следующие типы несовершеннолетних правонарушителей, в основе которых положено психологическое содержание ком-

понентов структуры криминальной мотивации.

Для доказательства гипотезы о том, что существуют определенные типы несовершеннолетних правонарушителей на основании психологического содержания доминирующего компонента структуры криминальной мотивации, после проведенного эмпирического исследования с помощью вышеперечисленных психодиагностических методик нами были выделены следующие типы несовершеннолетних правонарушителей (табл.1).

Нами был проведен дискриминантный анализ, который позволил с максимальной эффективностью разделить всех несовершеннолетних правонарушителей на определенные группы. По значениям F статистики для переменной были определены статические значимости при дискриминации между совокупностями, то есть мера вклада каждой переменной в предсказании членства в совокупности. Затем был определен характер дискриминации для каждой дискрими-нантной функции (по всем психодиагностическим методикам) и построены графики дискриминантных функций, которые представляют определенную структуру.

При помощи дискриминантного анализа изучались различия между группами испытуемых по нескольким переменным одновременно. Он был сделан отдельно по каждой методике, при этом проводилось изучение межгрупповых различий (дискриминации), а также возможности классификации наблюдений по группам несовершеннолетних.

Обсуждение результатов

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Таблица 1

Типология несовершеннолетних правонарушителей

Название типа Доминирующие характеристика типа

Первый тип Аксиологический компонент. Ценности: здоровье, самоконтроль, материальные блага, собственное мнение, воля, аккуратность, свобода Эмоциональный компонент. Чувства: гедонические, астенические. Потребностно-мотвиационный компонент. Мотивы: криминальный, вызванный агрессивными потребностями (агрессивный криминальный мотив); аморальный. Структура мотивации: социальная полезность, жизнеобеспечение, творческая активность. Поведенческий компонент. Межличностные отношения: отчужденность, конфликтность, агрессивность. Механизмы психологической защиты: компенсация, гиперкомпенсация, отрицание, рационализация. Копинг-стретегии: разрешение и избегание

Второй тип Аксиологический компонент. Ценности: материальные блага, независимость, собственное мнение, активная деятельная жизнь, воля, признание, друзья. Эмоциональный компонент: Чувства: гедонические, меланхолические. Потребностно-мотивационный компонент. Мотивы: агрессивный криминальный мотив, аморальный мотив, мотив самоутверждения. Структура мотивации: общение, общественная активность, жизнеобеспечение, социальный статус. Поведенческий компонент. Межличностные отношения: агрессивности, конфликтность. Механизмы психологической защиты: отрицание, рационализация. Копинг-стратегии: разрешение и поиск

Третий тип Аксиологический компонент. Ценности: независимость, здоровье, материальные блага, активная деятельная жизнь, дисциплинированность, самоконтроль. Эмоциональный компонент. Чувства: астенические и гедонические. Потребностно-мотивационный компонент. Мотивы: аморальный, агрессивный криминальный, а также эмоциональный мотивы. Структура мотивации: общение, жизнеобеспечение и творческая активность. Поведенческий компонент. Межличностные отношения: конфликтность и отчужденность. Механизмы психологической защиты, как гиперкомпенсация, замещение и регрессия. Копинг-стратегии: поиск и избегание

1. Были выделены 3 группы несовершеннолетних правонарушителей. Результаты наблюдений показали, что испытуемые несовершеннолетние правонарушители по типологии преступлений различной степени тяжести были разделены на 3 группы: подозреваемые в совершении особо тяжких, тяжких преступлениях, подозреваемые в совершении преступлений средней степени тяжести и подозреваемые в совершении преступлений небольшой степени тяжести.

2.Группы несовершеннолетних, подозреваемых в особо тяжких и тяжких преступлениях, выявили идентичность по большинству исследуемых признаков, что позволило нам объединить их в одну группу. Для достоверности дискриминантный анализ был проведен по нескольким методикам.

3.Выделение среди несовершеннолетних правонарушителей данных типов, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации могут иметь практическое значение.

4.Данная типология дает основания для индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям при проведении различных следственных действий (допросов, очных ставок, опознания, осмотр места происшествия, обыска и т.д.), при проведении судебных заседаний с участием несовершеннолетних подсудимых, а также при разработке мероприятий по профилактике рецидивов преступлений среди несовершеннолетних.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996

№ 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ,

17.06.1996, № 25, ст. 2954

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.:

Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,

1997. - 352 с.

3. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. -

М.: Наука, 1986. - 303 с.

4. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственно-

сти. -М.: Изд. НОРМА, 1998. - 285 с.

УДК 371.927 Л.С. Дмитриевских

Курганский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий «языковая способность» и «коммуникативная способность». Раскрыты основные психолого-лингвистические положения, лежащие в основе проблемы формирования коммуникативных и языковых умений и навыков как структурных компонентов диалогического общения. Представлен анализ методик изучения и формирования диалогического общения у старших дошкольников.

Ключевые слова: диалогическое общение, языковая способность, коммуникативная способность.

L.S. Dmitrievskikh Kurgan State University

DIALOGUE COMMUNICATION FORMING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. There is an analysis of current approaches to the terms definitions «language skills» and «communicative ability». The basic psycholinguistic positions are revealed, which are in the basis of the problem of forming of communicative and language skills and abilities as structural components of dialogue communication. There is the analysis of learning methods and forming of dialogue communication with senior preschool children.

Key words: dialogue communication, language skills, communicative ability.

ВВЕДЕНИЕ

Речь, выступая одной из основ для всех прочих психических явлений у человека, всегда представляет интерес для исследователей. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще достаточного практического осмысления.

Актуальность исследования подтверждают существующие противоречия между возросшими требованиями, предъявляемыми современной дошкольной и школьной системой образования, и невысоким уровнем речевой подготовки детей, которые испытывают трудности в условиях значительной речевой активности; между личностно-ориентированными целями образования и неготовностью педагогов к работе, направленной на формирование гармонически развитой личности; между необходимостью осуществления коррекционной работы на основе творческой деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением такой деятельности на всех уровнях обучения и воспитания.

I Теоретическое обоснование проблемы

1.1. Анализ психолого-педагогических и психолингвистических подходов к определению понятия «диалогическое общение».

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Специальными исследованиями, проведенными отечественными дефектологами Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Г.В. Чиркиной, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.