ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Часто болеющий ребенок, тревожность, волевое действие, социальная ситуация развития ребенка, родительское отношение.
В современной психологии детству отводится роль важнейшего периода жизни человека, в ходе которого закладываются основы дальнейшего развития его личности, раскрываются основной потенциал и направленность этого развития. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности ребенка в период дошкольного детства особенно важно. В многочисленных исследованиях семья является своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. При всех изменениях общества и политических систем человечество не придумало другой формы жизни людей, воспитания подрастающих поколений.
Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его соматическое здоровье. Принято считать, что часто болеющие дети - феномен специфически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа часто болеющих детей (ЧБД) являются важной медико-социальной и экономической проблемой в системе охраны здоровья матери и ребенка. На долю ЧБД приходится от 25 до 56,9 % всех заболеваний детей дошкольного возраста [Исаев, 2004; Ковалевский, Дус-казиева, 2009].
Анализ литературы показал, что часто болеющие дети имеют ряд особенностей, дезадаптирующих их и, как следствие, провоцирующих рецидивы болезни: например, чрезмерная зависимость от взрослого, психологическая инфантильность, повышенная тревожность [Арина, Коваленко, 1995; Дубовик, 2004 и др.]. Тревожность имеет гендерную и возрастную специфику, а также зависит от социальной ситуации развития ребенка [Выготский, 2001]. Для часто болеющих детей характерна особая социальная ситуация развития [Николаева, 1987; Ковалевский, Груздева, 2010], в том числе неэффективное родительское отношение, которое может способствовать развитию высокой тревожности у детей [Менделевич, 2001; и др.]. Кроме того, у данной категории детей зачастую нарушена и структура семьи, что связано с психологической отстраненностью отца от диады «мать — ребенок» и укорочением дистанции между матерью и ребенком, что нередко приводит к инфантилизации последнего [Ковалевский, Урываев, 2006]. Особенно значима данная проблема для часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст — это возраст наибольшей выраженности тревожности, что обусловлено как интенсивным эмоциональным развитием, так и когнитивным — возросшим пониманием опасности [Спиваковская, 2000; и др.].
Одной из специфических особенностей старшего дошкольного возраста является начало формирования и развития волевой составляющей личности. Анализ исследований по проблеме развития воли показал, что его совершенствование связано с общим интеллектуальным развитием детей, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Волевое действие, составляющее сущность и единицу волевого поведения, требует особо пристального внимания в плане изучения степени его сформированнос-ти в период дошкольного детства. Кроме того, в контексте данной проблемы актуаль-
ными являются исследование структуры волевого действия, характера влияния на его развитие как эндогенных, так и экзогенных факторов, а также изучение качественных характеристик, касающихся возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста [Смирнова, Быкова, 2000; Эльконин, 2001].
Неразработанность проблемы формирования высокой тревожности и замедления развития волевого действия у часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а также оптимальных способов их коррекции в связи с особенностями семейной среды определяют проблемное поле исследования. Необходимость данного исследования обусловливается также следующими противоречиями:
— между социальным заказом общества на формирование физически и психологически здоровой личности и ростом в последнее время уровня заболеваемости детей;
— между необходимостью снижения уровня тревожности часто болеющих детей и недостаточной практической разработанностью аспектов данной проблемы с учетом гендерной специфики;
— между необходимостью развития волевого действия часто болеющих детей и недостаточной практической разработанностью аспектов данной проблемы;
— между необходимостью формирования адекватного родительского отношения к часто болеющему ребенку и отсутствием эффективных способов его оптимизации.
Цель исследования: выявление особенностей тревожности и волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна данной работы состоит в том, что:
— впервые выявлены гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и особенности родительского отношения матерей и отцов к ним;
— выявлено, что одной из психологических характеристик часто болеющих детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития волевого действия; отмечены качественные различия в структуре волевого действия часто болеющих детей по сравнению со здоровыми сверстниками;
— отмечено, что значимыми факторами в развитии волевого действия в старшем дошкольном возрасте являются «Эффективное материнское отношение», «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка — часто болеющий ребенок».
В качестве представителей контрольной и экспериментальной групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, посещающие детские дошкольные учреждения, а также их матери. Все обследуемые дети находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения. Эмпирическое исследование проводилось совместно с аспирантами кафедры психологии детства с 2006 по 2009 г. Ж.Г. Дусказиевой и О.В. Волковой на базе МДОУ № 35, 63, 136, 161, 170, 176, 177, 250 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 173 ребенка (часто болеющие — 42 мальчика и 42 девочки, здоровые — 44 мальчика и 45 девочек) в возрасте 5— 7 лет, 173 матери и 108 отцов.
Для исследования использовались следующие методы и методики:
— опросник-анкета для выявления тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых — родителей, педагогов (Костина Л.И.);
— проективная методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.), позволяющая определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка (5— 7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми;
— «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.), позволяющая выявить тревожность детей старшего дошкольного возраста в определенных видах деятельности;
— метод сбора эмпирических данных, с помощью которого был проведен анализ состояния здоровья каждого ребенка (индивидуальные карты развития ребенка, форма № 026/у);
— методы оценки уровней развития каждого из компонентов волевого действия: выбор и осуществление цели (Котырло В.К.), принятие решения (Гуткина Н.И.), планирование (Дыркун H.A.), исполнение намеченного (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.), совершение усилий (Эльконин Д.Б.), оценка результата (Череднико-ва Т.В.);
— «Тест-опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.), позволяющий выявить особенности родительского отношения к детям;
— «Исследование когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей 5-7 лет» (Каган B.C.);
— методы математической обработки и корреляционного анализа (критерий Стьюден-та, Х2-критерий Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена).
Исследование особенностей тревожности часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сравнении со здоровыми сверстниками показало, что существуют достоверные различия между индексом тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков (р<0,01), часто болеющих и здоровых девочек (р<0,05), часто болеющих мальчиков и девочек (р<0,05). При анализе результатов методики «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.) были выявлены по признаку соматического статуса достоверные различия между уровнем учебной (р<0,01), самооценочной (р<0,01) и межличностной (р<0,01) тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков, а также уровнем учебной (р<0,05) и межличностной (р<0,05) тревожности часто болеющих и здоровых девочек. При сравнении результатов по признаку гендерной принадлежности выявлены достоверные различия между уровнем самооценочной (р<0,01) и межличностной (р<0,05) тревожности часто болеющих ма льчиков и девочек. Между показателями уровня межличностной тревожности здоровых мальчиков и здоровых девочек достоверного различия не выявлено (рис.).
Индекс
тревожности
Учебная Самооценочная Межличностная
Тревожность
■ЧБД
(мальчики)
■ЧБД
(девочки)
■ Здоровые (мальчики)
□ Здоровые (девочки)
Рис. Обобщенная характеристика показателей индекса тревожности, учебной, самооценочной и межличностной тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (%)
Таким образом, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем их здоровые сверстники, так как они находятся в особой социальной ситуации развития, характеризующейся «дефицитарными» условиями для развития личности, и, как следствие, испытывают определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что приводит к неуверенности в себе, боязливости, повышенной тревож-
ности. Исследования особенностей родительского отношения в семьях с часто болеющими мальчиками и девочками (в сравнении со здоровыми) показали наличие взаимосвязей родительского отношения и гендерных особенностей тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. В семьях с часто болеющими детьми доминирующими типами родительского отношения у отцов являются симбиоз, авторитарная гиперсоциализация (к мальчикам) и симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (к девочкам). Матери в отношении часто болеющих детей проявляют симбиоз, инфантилизацию (к девочкам) и симбиоз, инфантилизацию, отвержение (к мальчикам). Следовательно, часто болеющих девочек принимают и инфан-тилизируют оба родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков со стороны матерей наблюдается противоречивое родительское отношение: сочетание сильной привязанности, чрезмерной опеки и эмоционального отвержения. Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам являются кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, в отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминируют симбиоз и кооперация.
Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их сверстников, относящихся к категории соматически здоровых детей. Статистически достоверные различия присутствуют на уровне 99,9 %. Выводы о выявленных изменениях в сторону снижения уровня развития исследуемого качества справедливы в отношении всех компонентов волевого действия, а именно: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата (табл. 1).
Таблица 1
Значимость различий по уровню развития волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста,
1>критерий Стьюдента
Компоненты волевого действия ЗД (М+т) ЧБД (М+т) % достоверности различий
Выбор и осуществление цели 2,35+0,11 1,59+0,12 > 99,9 %
Принятие решения 2,46+0,11 1,44+0,11 > 99,9 %
Планирование 2,46+0,13 1,44+0,12 > 99,9 %
Исполнение намеченного 2,15+0,13 1,41+0,11 > 99,9 %
2,15+0,12 1,55+0,12 > 99 %
Совершение усилий 2,19+0,15 1,22+0,10 > 99,9 %
2,12+0,13 1,37+0,11 > 99,9 %
Оценка результата 2,12+0,13 1,15+0,09 > 99,9 %
Суммарный балл 17,85+0,59 11,19+0,50 > 99,9 %
Условные обозначения: ЗД — здоровые дети; ЧБД — часто болеющие дети.
Анализ корреляционных связей (на основе подсчета коэффициента корреляции Спирмена) компонентов волевого действия и таких социальных факторов, как тип материнского отношения, возраст и образовательный статус родителей, а также соблюдение здорового образа жизни, показал наличие связи с развитием волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления степени этого влияния нами был проведен факторный анализ. Результаты исследования подверглись процедурам факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением факторов. По результатам факторизации матрицы были выделены 8 факторов. Факторы и их соотношение представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты факторизации матриц данных по группе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Факторные нагрузки
Идентификация фактора Собственный вклад (%)
Фактор 1 «Эффективное материнское отношение» 19, 090
Фактор 2 «Эффективное отношение матери к здоровью» 13, 913
Фактор 3 «Социальный статус семьи» 13, 173
Фактор 4 «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка» 9, 481
Фактор 5 «Социальная зрелость ребенка» 8, 645
Фактор 6 «Оценка ребенком результата своей деятельности» 7, 360
Фактор 7 «Взаимодействие ребенка с матерью» 5, 199
Фактор 8 «Соматический статус ребенка — ЧБД» 4, 879
Можно сделать вывод о том, что, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем здоровые, поскольку они находятся в особой социальной ситуации развития, которая характеризуется «дефицитарными» условиями для развития личности, следовательно, могут испытывать определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что предрасполагает к неуверенности в себе, боязливости, повышенной тревожности. Связано это с противоречивым родительским отношением к часто болеющему мальчику как следствием неоправданного ожидания матери, так как требования социума к маскулинному типу поведения противоречат его личностным особенностям. Существуют прямая взаимосвязь между уровнем тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и неэффективным родительским отношением к ним (высокий уровень отвержения, авторитарной гиперсоциализации и др.), а также обратная связь между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и эффективным типом родительского отношения к ним (нормативные показатели всех типов родительского отношения).
Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их здоровых сверстников. Полученные результаты свидетельствуют о проявлении низкого уровня развития всех компонентов волевого действия у детей, относящихся к категории часто болеющих: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата. Результаты факторного анализа позволили выделить восемь основных факторов и степень их влияния на развитие волевого действия часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста. Среди них (в порядке наибольшей степени воздействия): «Эффективное материнское отношение», «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка — часто болеющий ребенок».
Библиографический список
1. Арина Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2, № 3. С. 116-125.
2. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 366 с.
3. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка // Развитие личности больного ребенка: сб. статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2004. С. 29—37.
4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004. 384 с.
5. Ковалевский В.А., Дусказиева Ж.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5—7 лет // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 65—68.
6. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка — пациента соматической клиники: практикум. Ярославль: ЯГМА, 2006. 87с.
7. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социально-психоло-гического развития (результаты комплексного исследования) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 115-122.
8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.: МЕДпресс, 2001. 592 с.
9. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987. 166 с.
10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3—14.
11. Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. М.: Апрель Пресс, 2000. Т. 2. 464 с.
12. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие. М.: Academia, 2001. 141с.