Научная статья на тему 'Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем'

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2117
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО И РЕДКО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / OFTEN AND RARELY ILL CHILDREN / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MORBIDITY / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС / PSYCHOSOMATIC STATUS / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Силаев Алексей Алексеевич, Мельникова Ирина Юрьевна

В статье охарактеризованы дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие проблемами со здоровьем. Описаны отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду психологических характеристик. Выявлена корреляционная связь между типами тревожности, соматическими жалобами, а также отношением к болезни и здоровью у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Силаев Алексей Алексеевич, Мельникова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Psychological characteristics of children of preschool and younger school age

with health problems Romancov M.1, Silaev A.2, Mel'nikova I.3 Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем Романцов М. Г.1, Силаев А. А.2, Мельникова И. Ю.3

'Романцов Михаил Григорьевич / Romancov Mikhail - профессор, доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Педагогический институт, г. Черняховск, Калининградская область; 2Силаев Алексей Алексеевич / Silaev Aleksey - студент-дипломник, кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный университет; 3Мельникова Ирина Юрьевна /Mel'nikova Irina - профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой,

кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье охарактеризованы дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие проблемами со здоровьем. Описаны отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду психологических характеристик. Выявлена корреляционная связь между типами тревожности, соматическими жалобами, а также отношением к болезни и здоровью у детей младшего школьного возраста.

Abstract: the article described the children of preschool and younger school age with health problems. Describes the differences of sickly children from their healthy peers on several psychological characteristics. A statistically significant correlation between types of anxiety, somatic complaints, and attitude to illness and health in children of primary school age.

Ключевые слова: часто и редко болеющие дети, заболеваемость, психосоматический статус, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Keywords: often and rarely ill children, morbidity, psychosomatic status, preschool age, younger school age.

УДК 616-053.2

Термин часто болеющие дети появился в отечественной медицинской литературе в начале 80-х г. прошлого века. Отечественная педиатрическая служба выделяет эту категорию детей, так как у них значительно чаще выявляются хронические заболевания ЛОР-органов и бронхолегочной системы, тяжелее протекают аллергические заболевания (бронхиальная астма), они склонны и к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. В структуре заболеваний часто болеющих детей наиболее значительными являются заболевания ЛОР-органов (от 32 % до 87,3 %), органов пищеварения (от 20 % до 25 %), опорно-двигательного аппарата (от 18,3 % до 28,7 %) и болезни нервной системы (неврозы - 23 %, астенический синдром - 16,4 %, малая мозговая дисфункция - 9,8 %, невротические реакции - 6,5 %). Даже в период клинического благополучия выявляются отчетливые изменения межклеточного взаимодействия в иммунной системе. Выявлена недостаточность резервных возможностей интерфероногенеза, особенно в плане синтеза эндогенных интерферонов, осуществляющих мощную противовирусную защиту и иммунную защиту, что объясняет сохранение вялотекущего воспаления в организме даже при отсутствии клинических признаков заболевания. Такое состояние иммунной системы создает высокий риск развития как местных (бактериальное воспаление на различных уровнях дыхательных путей), так и общих (формирование комплексной иммунной патологии) осложнений. Кроме этого, у детей заболевания дыхательных путей, как правило, смешанные вирусно-бактериальные, в связи с чем детям многократно назначают антибактериальные препараты. Выраженные нарушения микробиоценоза снижают резистентность организма к патогенным возбудителям, поддерживают длительный воспалительный процесс, способствуя

развитию хронической интоксикации. В связи со сказанным, помощь часто и длительно болеющим детям должна включать восстановительное (реабилитационное) лечение, санацию местных очагов хронической инфекции и повышение резистентности организма ребенка в целом [1-3].

Приводятся данные [4-8], указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду психологических характеристик. Так, им свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгу быть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг. Плохое самочувствие, ограничение движений, тяжелое и длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям.

С точки зрения субъективной картины болезни, для часто болеющих детей характерно амбивалентное (биполярное) отношение к ней. Так, большинство детей понимает, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, иногда даже можно попасть в больницу. Но на подсознательном уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье: она «выгодна» ребенку, потому что дает ему возможность приблизиться к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Основная часть часто болеющих детей полагает, что во время болезни их будут жалеть, больше обращать внимание и заботиться о них.

Для больного ребенка старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни. Если говорить о поведении, то оно изменяется, часто становится «трудным» для окружающих его взрослых. Ситуация болезни, являясь тяжелой психической травмой, может не только активизировать его компенсаторный потенциал психики, но и разрушительно воздействовать на нее.

Для часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких как горе, страх, гнев и чувство вины. Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения. У больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности - инфантилизму. В дошкольном возрасте у часто болеющих детей более чем у их здоровых сверстников выражена тенденция к адекватной самооценке, но она во многом зависит от типа семейного воспитания. Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми [5].

Кроме того, существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь. Особое влияние оказывает преобладание симбиотического, симбиотически-авторитарного, привязывающе-подавляющего стилей родительского отношения к ребенку. Родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения; наблюдается скованность, замкнутость детей; они менее контактны и общительны; утрачивается непосредственность общения со взрослыми и детьми, нет радости от совместных игр и развлечений; нередки случаи отказа от выполнения режима дня, неподчинения старшим, упрямства; ограничена игровая деятельность (ее возможности и проявления) и, как следствие -двигательная потребность ребенка [5, 9].

При изучении психологического компонента структурного аттрактора болезней часто болеющих детей установлено, что наиболее распространённой патологией среди обследованных детей младшего школьного возраста являются заболевания системы пищеварения (18,9 %), аллергические заболевания, составляющие 16,7 % от всех обследованных детей этой возрастной группы. Уровень общей тревожности значительно выше у часто болеющих младших школьников, чем у здоровых. Также тревога, приводящая к снижению психической активности, и тревога, приводящая к вегетативным реакциям, у часто болеющих младших школьников выше, чем у здоровых. Для часто болеющих детей младшего школьного возраста в структуре социально-психологических факторов на первый план выходят признаки астенического реагирования, проявляющиеся самоизоляцией, психосоматическими жалобами, тревожно-депрессивной окраской настроения, нарушениями внимания [10].

Нами проведено психологическое обследование 78 учащихся третьих и четвёртых классов в возрасте от 9 до 11 лет, что соответствует «младшему школьному возрасту» в общепринятых возрастных периодизациях. Использован комплекс методик, состоящий из четырёх тестов: «Шкала личностной тревожности» в модификации А. М. Прихожан (форма А для школьников 10-12 лет);

«Незаконченные предложения» И. К. Шаца и В. Е. Кагана; Гиссенский опросник соматических жалоб; «Диагностика самооценки» Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан. Статистическая обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 21 for Windows x64 (© IBM Corporation and others, 20'2). Методы: частотный анализ; критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок (проверка на наличие статистически достоверных различий); корреляционный анализ. Перед началом исследования ученики разделены на две группы с учётом индекса резистентности, вычисляемого по формуле, где J - индекс резистентности, число серийных заболеваний - общее количество продолжительных (более недели) болезней в течение 1 года (12 месяцев). Индекс резистентности у часто болеющих детей выше 1, согласно установленным нормативам, а у « редко болеющих» - 0,4-0,49 [2]. I группа - часто болеющие дети (ЧБД) - составила 22 человека; II группа -редко болеющие дети (РБД) - 56 человек. Среди младших школьников ЧБД выявляется меньше, чем среди дошкольников, что и подтвердилось незначительным количеством ЧБД в выборке [7, 11].

Целью исследования явилось выявление психологических трудностей среди наблюдаемых детей, их влияние на частоту заболеваемости.

Актуальность исследования обусловлена тем, что психосоматические расстройства наблюдаются у большинства (80 %) заболеваний. Взаимосвязь соматической заболеваемости детей младшего школьного возраста и психологических трудностей, влияющих на заболеваемость, практически не раскрыта [4].

На основе проведённого частотного анализа с группировкой отметок по нормам методик, мы отметили значительные сходства и небольшие различия между детьми двух наблюдаемых групп.

Выявленные сходства. Дети обеих групп имеют низкий уровень магической тревожности (50 % у ЧБД и 37,5 % у РБД); имеют позитивное/нейтральное представление о здоровье (81,8 % у ЧБД и 91,1 % у РБД), что свидетельствует об их адекватном представлении о здоровье как о важной жизненной ценности. Дети в большинстве имеют позитивное/нейтральное представление о болезни (45,6 % у ЧБД и 50 % у РБД), что можно трактовать как принятие детьми болезни как должного жизненного события. Дети в обеих группах имеют отношение к болезни с малой долей негативных переживаний (59,1 % у ЧБД и 48,2 % у РБД), объясняемое как адекватное отношение к лечению, с нежеланием посещать врачей, их боязнью, боязнью различных процедур, острое нежелание болеть, боязнь не вылечиться, боязнь ухудшений. Однако редко болеющим детям, наравне с малой долей негативных переживаний, свойственно относиться к болезни с повышенной долей переживаний (32,1 %).

Дети имеют позитивное/нейтральное представление о будущем (81,8 % у ЧБД и 80,4 % у РБД), что свидетельствуют о наличии ярких и положительных перспектив в планировании своей дальнейшей жизни. Семьи детей обеих групп имеют позитивное/нейтральное отношение к болезни своего ребёнка (59,1 % у ЧБД и 50 % у РБД %), что расценивается нами, как адекватное отношение к заболеванию с последовательным лечением и выздоровлением ребёнка.

Среди наблюдаемых детей жалобы на дискомфорт со стороны желудочно-кишечного тракта предъявляли 91 % детей из группы часто болеющих и 80,3 % из группы редко болеющих детей. Жалобы на дискомфорт в области сердечно-сосудистой системы указывали 81,9 % детей из группы часто болеющих и 84 % из группы редко болеющих детей. Жалобы суставного характера выявлены у 59 % у детей из группы часто болеющих и у 57,1 % детей, редко болеющих.

Общий уровень притязания достигает очень высокого значения у детей обеих групп (45,9 % у ЧБД и 48,3 % у РБД), что характеризуется как нереалистичное представление об идеальном «Я». Общий уровень самооценки достигает высокого значения также у детей обеих групп (40,8 % у ЧБД и 34 % у РБД), что символизирует, адекватное оценивание себя и своих возможностей. Общий уровень оценки от лица родителей достигает очень высокого значения у детей обеих групп (45,2 % у ЧБД и 50,3 % у РБД), что можно объяснить как интеграцию видения идеального себя с отношением семьи к ребёнку на фоне доверительной и благоприятной взаимосвязи ребёнка с семьёй при отсутствии внутрисемейных проблем.

Высокий уровень притязания отмечен по шкале «Ум, способности» у ЧБД и РБД (54,8 % и 68 % соответственно), уровень самооценки (40,7 % и 32,4 % соответственно) и родительская оценка (38,9 % и 46 % соответственно). По шкале «Характер» ЧБД и РБД имеет очень высокий уровень притязания 40,9 % и 50,1 % детей наблюдаемых групп, соответственно, уровень самооценки (58,8 % и 37,6 % соответственно) и оценку от лица родителей (50,3 % и 53,8 % соответственно). По шкале «Авторитет у сверстников» ЧБД и РБД имеют высокий уровень притязания (36,4 % и 42,4 % соответственно) и оценку от лица родителей (49,7 % и 44,3 % соответственно), на фоне низкой самооценки (41,3 % и 28,8 % соответственно). По шкале «Умение многое делать своими руками» у обеих групп очень высокие уровень притязания (72,6 % у ЧБД и 66,2 % у РБД), уровень самооценки (49,8 % у ЧБД и 60,4 % у РБД) и оценка родителей (49,9 % у ЧБД и 59,2 % у РБД).

По шкале «Внешность» дети обеих групп с высоким уровнем притязания (59,1 % у ЧБД и 60,8 % у РБД), уровнем самооценки (40,7 % у ЧБД и 52 % у РБД) и оценки родителей (63,9 % у ЧБД и 74,8 % у

РБД). По шкале «Уверенность в себе» детям обеих групп характерен очень высокий уровень притязания (63,5 % у ЧБД и 57,3 % у РБД), самооценки (63,4 % у ЧБД и 46,1 % у РБД).

Выявленные различия обусловлены тем, что часто болеющим детям характерен низкий уровень школьной тревожности (63,8 %), в то время, как редко болеющим - средний уровень (46,4 %). Отмечен и низкий уровень самооценочной тревожности (59,1 %) у детей из группы часто болеющих, а у редко болеющих детей наблюдали высокий уровень (37,4 %). У часто болеющих детей отмечен низкий уровень межличностной тревожности (50 %), а у редко болеющих - высокий уровень (46,4 %). Часто болеющие дети в целом имели низкий уровень общей тревожности (50 %), тогда как редко болеющие дети - средний уровень (50 %).

Часто болеющие дети относятся к госпитализации с повышенными негативными переживаниями (36,4 %), чем редко болеющие, относящиеся к пребыванию в лечебных учреждениях с малой долей негативных переживаний (41,2 %).

С помощью критерия и-Манна-Уитни для независимых выборок статистически достоверные различия (при р<0,05) обнаружены по 4 исследуемым шкалам из 37: «Школьная тревожность» (р=0,003), «Самооценочная тревожность» (р=0,012), «Межличностная тревожность» (р=0,025) и «Общая тревожность» (р=0,014).

Корреляционный анализ показал, что тревожность тесно связана с соматическими жалобами и отношением к здоровью и болезни. Самооценка, уровень притязания и оценка от лица родителей имеет в основном обратные связи с тревожностью, соматическими жалобами и отношением к здоровью и болезни.

Несмотря на предпринимаемые со стороны медицины меры по укреплению и сохранению здоровья часто болеющих детей, проблемы, связанные с развитием и социализацией их личности, остаются достаточно острыми. Состояние здоровья детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации, которая представляет собой приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Вопрос адаптации часто болеющих детей к условиям образовательного учреждения является достаточно острым, поскольку поступление ребенка в детский сад и адаптация к нему являются факторами риска в возникновении заболеваний. Это обуславливает необходимость грамотного психолого-педагогического и медицинского сопровождения адаптации часто болеющих детей. Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители — главные социальные партнеры ребенка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим [13-14] предпринята попытка выявления специфики адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению в связи с особенностями их психосоматического статуса и родительского отношения к ним. Часто болеющих детей (в сравнении со здоровыми) отличают более низкие показатели активности поведения, ритмичности нервных процессов, адаптивности, но высока интенсивность реакций, внимание. Выявлена прямая значимая корреляционная связь показателей готовности к дошкольному образовательному учреждению и адаптации с ритмичностью, настроением, порогом чувствительности, адаптивностью у детей обеих исследуемых групп. При определении специфики родительского отношения к детям выявлено, что преобладающим отношением матерей к часто болеющим детям является симбиоз и инфантилизация, у матерей здоровых дошкольников преобладает кооперация. Доминирующими типами отцовского отношения к часто болеющим детям являются авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация. У отцов здоровых дошкольников преобладающими типами родительского отношения являются кооперация и авторитарная гиперсоциализация. Полученные результаты указывают на преобладание неэффективного родительского отношения к часто болеющему ребенку. Матерям и отцам здоровых детей более свойственно отношение к ребенку по типу кооперация. В этом случае родители обладают общей положительной установкой по отношению к ребенку, стараются быть с ним на равных, принимают его, что говорит об эффективности родительского отношения к здоровым детям. Тесную положительную корреляционную связь имеет эффективное материнское отношение (кооперация) с выраженностью таких показателей готовности, как: навыки опрятности, нервно-психическое развитие, игровая и познавательная активность, уверенность в себе, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками и показателями адаптации: аппетит, сон, эмоциональное состояние, социальные контакты; обратная корреляционная связь выявлена между кооперацией и заболеваемостью как часто болеющего, так и здорового ребенка. Неэффективные типы родительского отношения (инфантилизация, симбиоз) имеют наиболее значимую тесную прямую корреляционную связь с такими показателями готовности к ДОУ, как привязанность к взрослому (как у часто болеющих, так и у здоровых детей) и показателями адаптации: заболеваемость, длительность адаптации; обратную корреляционную связь с показателями готовности: уверенность в себе, инициативность в общении со сверстниками и с показателями адаптации: аппетит, сон, эмоциональное состояние, социальные

контакты. У здорового ребенка при авторитарной гиперсоциализации со стороны отца увеличивается заболеваемость. Это можно объяснить неоднозначностью данного типа отцовского отношения, с одной стороны, отец выступает неким связующим звеном между узким внутрисемейным окружением и внешним миром, тем самым предъявляет высокие социальные требования к ребенку, с другой стороны, эти требования могут быть чрезмерно завышенными, препятствующими нормальной активности ребенка, проявлению самостоятельности. Наиболее значимо в период адаптации ребенка материнское отношение к нему, что можно объяснить некоторой «отстраненностью» отца в силу социально-экономических условий и более тесным взаимодействием ребенка с матерью [6, 13, 14].

Для обеспечения благоприятной адаптации часто болеющих детей предложены коррекционно-развивающие программы [13-14], с целью обеспечения благоприятной адаптации часто болеющих детей в образовательном учреждении посредством оптимизации родительского отношения к ним и подготовки детей к деятельности в новой среде. Основные направления программы включают: оптимизацию родительского отношения к часто болеющему ребенку посредством информационно-просветительской работы и тренинговых занятий с родителями; подготовку ребенка к посещению образовательного учреждения через совместную с родителем деятельность в новой среде, посредством игровых занятий с детско-родительскими парами. В рамках занятий происходило принятие ребенком правил новых условий жизни, условия разлуки с близкими взрослыми, установление ритуалов прощания с ребенком через трансляцию их родителем, снятие эмоционального напряжения, развитие игровых и коммуникативных навыков, становление доверия к новому социальному окружению. Результаты контрольного среза выявили положительные изменения специфики адаптации часто болеющих детей экспериментальной группы и родительского отношения к ним: повысились показатели аппетита, сна, настроения, инициативности в общении со сверстниками и взрослыми, уверенности в себе, при этом снизилась аффективная привязанность к взрослому; отмечено повышение показателей адаптации: аппетит; сон; эмоциональное состояние; социальные контакты и их стабилизация, снизилась заболеваемость и уменьшилась длительность адаптационного периода. В контрольной выборке положительные изменения менее существенны.

Контроль состояния здоровья детей, осуществляемый в течение полугода после реализации коррекционно-развивающей программы, позволил выявить позитивные изменения: снижение частоты заболеваемости (46 % детей в течение года не болели совсем; 34 % детей болели значительно реже); уменьшение длительности периода выздоровления (длительность заболеваний составляла от 3-5 дней); отсутствие осложнений после перенесенного заболевания.

Интересно то, что с точки зрения субъективной картины болезни для часто болеющих детей характерно амбивалентное (биполярное) отношение к ней. Так, большинство детей понимает, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, иногда даже можно попасть в больницу. Но на подсознательном уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье: она «выгодна» ребенку, потому что дает ему возможность приблизиться к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Основная часть часто болеющих детей полагают, что во время болезни их будут жалеть, больше обращать внимание и заботиться о них.

Для часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни [4].

К особенностям познавательной деятельности группы часто болеющих старших дошкольников можно отнести: истощаемость психической деятельности, которая проявляется в значительном снижении показателей умственной работоспособности; трудности переключения внимания; снижение продуктивности воспроизведения; снижение продуктивности внимания; уменьшение уровней развития творческого воображения; уменьшение объема произвольной зрительной памяти; большую эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшую самостоятельность, полноту и логическую последовательность [5].

Таким образом, среди особенностей развития личности часто болеющего ребенка выделить приписывание себе отрицательных эмоций, таких как горе, страх, гнев и чувство вины. Выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения. У больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми [5, 6].

Часто болеющие дети младшего школьного возраста обладают низкими уровнями школьной, самооценочной, межличностной, магической и общей тревожностей, в сравнении с редко болеющими детьми. У детей обеих групп не выявлено видимых и статистических различий по интенсивности соматических жалоб. Для часто болеющих, как и для редко болеющих, наиболее характерно наличие жалоб на димфункцию со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и «ревматических» жалоб.

Часто и редко болеющие дети имеют очень высокий уровень притязания, символизирующий нереалистичное представление об идеальном «Я», и высокую самооценку, означающую адекватную оценку себя и своих возможностей.

Дети обеих групп дают очень высокую оценку себе от лица родителей, сопоставимую с уровнем притязания, т. е. идеальным «Я», вследствие чего мы можем предположить, что родители видят своих детей идеальными при благоприятном психологическом климате в семье.

Ум и способности, характер, умение многое делать своими руками, внешность и уверенность в себе дети обеих групп оценивают очень высоко со всех трёх позиций. Однако авторитет у сверстников у детей обеих групп очень высок, как и от лица родителей, а с позиции самооценки - низкие.

Выявлена прямая корреляционная связь между типами тревожности с соматическими жалобами и отношением к болезни и здоровью. Рост тревожности, негативных переживаний по отношению к заболеваемости никак не взаимосвязан с самооценкой и уровнем притязания.

Низкий уровень тревожности, адекватная высокая самооценка и невероятно очень высокий уровень притязания у наблюдаемых детей указывает на феномен психологической устойчивости детей младшего школьного возраста, что можно подтвердить высокой адекватной самооценкой, согласующейся с высоким уровнем притязания (Я-идеальное) как олицетворение принципа «мне есть к чему стремиться»; пониженной тревожностью. Оптимистическое отношение к жизни, являющееся фактором психологической устойчивости, в целом можно связать с позитивными/нейтральными представлениями о здоровье, о болезни и о будущем, отношением к лечению с малой долей негативных переживаний. О вере в достижимость поставленных целей и осуществление желаний может свидетельствовать высокая самооценка, очень высокий уровень притязания и ожидаемые корреляционные взаимосвязи между отдельными измеряемыми критериями, что можно характеризовать как успешную мотивацию детей к самоулучшению и достижению этой цели [5].

Наряду с психологической устойчивостью, часто болеющим детям свойственно использовать совладательные стратегии в трудных ситуациях, т. е. копинг-стратегии. Из копинг-стратегий, с учётом полученных результатов исследования, можно отнести поиск социальный поддержки (в семье, среди сверстников, учителей), самоконтроль (низкий уровень тревожности), позитивная переоценка (низкая тревожность, отношения к болезни и здоровью, высокая самооценка), принятие ответственности (ответственность за своё здоровье и жизнь в целом).

Таким образом, у часто болеющих детей имеют место быть психологические защиты. Такие как вытеснение. Тревога, связанная с заболеванием, вытесняется и заменяется на что-либо интересное для ребёнка, что помогает ему «не вспоминать» о болезни. Рационализация (позитивное/нейтральное представление к болезни указывает на то, что ребёнок воспринимает её как должное, убеждая себя в этом) и, вероятно, сублимация (допускаем, что дети занимаются творчеством, посещают тематические кружки, с помощью чего свою тревогу они переводят в социально одобряемые действия).

Методом предотвращения ухудшения физического здоровья является реабилитация и оздоровление детей при проведении их диспансерного наблюдения. Профилактика снижения частоты заболеваемости возможна только при систематической и комплексной реабилитации, оздоровления с применением медикаментозных средств, лечебной физкультуры и методов физиотерапевтического и психологического воздействия на фоне индивидуального подхода к оздоровлению часто болеющего ребёнка с учётом этиологических и патогенетических механизмов заболевания, а также факторов внешнего окружения [2, 3].

Литература

1. Безруков К. Ю., Стернин Ю. И. Часто и длительно болеющий ребенок. Санкт-Петербург. «ИнформМед», 2008. 169 с.

2. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Респираторные заболевания у часто болеющих детей: настольный справочник для врача / Под ред.Ф. И. Ершова - Фармакотерапия. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2015. 160 с.

3. Романцов М. Г., Ершов Ф. И. Часто болеющие дети. Руководство для врачей Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009. 352 с.

1. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные

действия у детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. 320 с.

2. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. N 2. [Электронный ресурс]. URL: http: // medpsy.ru.

3. Тихонович Т. Ю. Психосоматический статус часто болеющих детей как фактор их успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн., 2015. N 3 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.

4. Михеева А. А. Психические особенности часто болеющих детей // Автореф. Дисс ... канд. психол. наук. Москва. 1999. 19 с.

5. Малиновская Н. Д. Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников Российской Федерации. Психиатрия, т. 6, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http//www.medline.ru.

6. Великанова Л. П. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект // Автореф. дисс. ... д. м. н., Москва, 2008.

7. Малиновская Н. Д. Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск № 19, том 2, 2006. C. 113-117.

8. Макарова З. С., Голубева Л. Г. «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении»; М.: «ВЛАДОС», 2004. 270 с.

9. «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г. С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. 607 с.

10. Кравцова Н. А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами // Автореф. дисс. ... д. п. н., Томск, 2009.

11. Сидоркина Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн, 2013. N 3 (20). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.

Theoretical analysis of the personal and psychological characteristics that influence the social and psychological adaptation of young specialists in the social protection system Fomina T.

Теоретический анализ личностно-психологических особенностей, влияющих на социально-психологическую адаптацию молодого специалиста в системе социальной защиты населения Фомина Т. Д.

Фомина Татьяна Дмитриевна / Fomina Tatiana — студент, направление: организационная психология, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются процессы социально-психологической адаптации. Анализируется воздействие личностно-психологических особенностей специалиста по социальной работе на социально-психологическую адаптацию молодого специалиста в системе социальной защиты населения.

Abstract: this article discusses the process of socio-psychological adaptation. We analyze the interaction between individual psychological characteristics of the expert in social work in the social and psychological adaptation of young specialists in the social protection system.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация молодого специалиста, личностно-профессиональные особенности, социальная работа.

Keywords: socio-psychological adaptation of young professional, personal and professional characteristics, social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.