Cqj/Z:
®C6)
Вестник «öp.fiey»-kst
Н.И. Долбня,
главный специалист отдела МОИР ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Нег1зг1 свздер: педа-гогтардыц бЫктМгт арт-тыру жуйеа, шшыктан оцыту, (гхнгтеи бшм алу Kdciou кузыреттЫк.
Ключевые слова: система повышения квалификации педагогов, дистанционное обучение, самообразование, профессиональная компетентность.
ж Keywords: system of
m professional development of
^ teachers, distance learning,
Й self-education, professional
2 competence.
и и
й -Q
I
X
о
m
о x
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ацдатпа
Макал ада кашыктан окыту жуйеа нщ артьщшыльщта-ры мен мэселелер1 кеншен ашылып, oi лисп лисп арттыру жуйесшдеп педагог уипн непзп ерекшелштер бершедг
Аннотация
В статье раскрываются достоинства и проблемы системы дистанционного обучения, а также отражены основные положительные особенности для педагога в системе повышения квалификации.
Annotatoin
In article advantages and problems of system of distance learning reveal, and also the main positive features for the teacher are reflected in professional development system.
Повысить качество педагогических кадров и престиж профессии учителя, сформировать преподавателя новой формации - одна из главных задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Реализация данной задачи возможна не только в очной форме, но и в заочной.
Сегодня педагогическим работникам необходимо иметь доступ к тем знаниям, которые востребованы, с одной стороны, для его духовного роста и повышения своей профессиональной компетентности, а с другой стороны, для применения на практике в решении проблемы повышения качества обучения. Повышение квалификации становится неотъемлемой частью жизненного процесса как для педагога, так и для руководителя современной школы, оно переходит в непрерывную стадию на основе современных технологий и эффективных форм обучения.
Интерес к дистанционному обучению сформирован. Дистанционному виду обучения, как одной из форм заочного получения знаний в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, уделяется особое внимание. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды. Оправдываются ли они? Смогут ли педагоги использовать потенциал технических средств и средств новых информационных технологий? Станут ли курсы дистанционного обучения полноправным компонентом системы образования?
Система дистанционного обучения (СДО) позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помо-
Вестник «Орлеу»-!^
S
щью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, в интернет-кафе, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения [1, с.43].
Отметим основные положительные особенности дистанционного обучения:
Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до организации образования (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовать технологию обучения и учения независимо во времени, то есть по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также
могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.
Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50 % дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большее количество обучающихся и других факторов [2].
В системе повышения квалификации педагогов, когда процесс происходит в учебное время, многим педагогам сложно выехать на курсы повышения квалификации и использование системы дистанционного обучения решает многие вопросы:
-повышение результативности образовательного процесса;
-индивидуализация и интенсификация обучения;
-повышение мотивации учения и активности обучающихся;
-возможность знакомиться с инновационными разработками в области образования;
- возможность получения консультации и информационных материалов от высококлассных специалистов;
-возможность обучаться без отрыва от основной деятельности и обеспечение комфортной среды обучения;
-практическая направленность обучения.
Идея идеей, но на практике иногда возникают проблемы и трудности. До конца этой формы обучения доходят не все. Те, кто «потерялся» в процессе обучения, мотивируют это следующим:
• очень большая дополнительная нагрузка;
• тяжело самостоятельно осваивать но-
га О
Рч
w О
о о
Н -а X X О S
га о х
срхо)
Вестник «Эрлеу»-!^
га
о
Рч РЧ
О
О
о §
Н -а X X О
га
о х
выи материал;
• доступ к компьютеру ограничен;
• не понравилось обучаться дистанционно;
• перестал интересовать данный курс.
Все выше перечисленные высказывания слушателей, конечно, не могут умалить нужности и необходимости дистанционного обучения. Ведь важное отличие дистанционного курса от других видов образовательной деятельности и состоит именно в том, что от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность. Как правило, на традиционных занятиях, проводимых в рамках очных курсов, роль обучаемого не всегда активна -он выполняет ту работу, которую предлагает ему преподаватель (например, предлагается прослушать новую тему, выполнить задание). Активной стороной процесса обучения здесь является преподаватель: он выстраивает стратегию проведения занятий, подбирает учебный материал и задания для ученика, оперативно задает слушателю вопросы, помогает ему выйти из трудной ситуации, создает доброжелательную, комфортную атмосферу на уроке.
В чем же основные преимущества дистанционного образования с точки зрении обучающегося? Я считаю, что это:
•самостоятельный выбор интересующего курса;
•выбор преподавателя;
•выбор собственного режима работы;
•право отказаться от занятий в любое время.
Дистанционная форма обучения предусматривает значительно большую активность самого слушателя. На первое место выступает организация регулярных самостоятельных занятий: подготовка рабочего места, самостоятельная постановка учебной задачи, выполнение намеченных упражнений, самостоятельный разбор возникающих трудностей, прогнозирование и достижение намеченных результатов. Часто возникает соблазн отложить работу до лучших времен, а эти «лучшие времена» почему-то потом долго не наступают.
В начале курса у слушателя обычно доминирует мнение, что учиться в таком режиме значительно проще и комфортнее: появляется возможность свободно планировать свое время. Но, приступив к обучению, слушатель убеждается в том, что такой вид получения новых умений и навыков требует достаточно серьезного напряжения сил, умения планировать свое время, ставит перед слушателем определенные задачи [3].
В Костанайской области складываются благоприятные условия для организации дистанционного обучения педагогических кадров. Во всех организациях образования имеется доступ к ресурсам Интернет. Организация системы повышения квалификации в дистанционной форме на базе телекоммуникаций в дополнение к основной очной системе или как самостоятельная система обучения по определенным проблемам педагогической теории и практики предполагает несколько направлений:
-разработку курсов (важно четкое определение их специфики и назначения);
-системы консультационной помощи (консалтинговой службы);
-разных форм обучения: самообучения либо обучения под руководством тьютора (преподавателя).
Дистанционное обучение в системе повышения квалификации предполагает основу на образовательные ресурсы мирового масштаба. Электронные и виртуальные библиотеки и музеи расширяют возможность педагога на этапе его социально-профессиональной зрелости. Особое место в дистанционном обучении педагогов отведено ресурсам, доступным педагогическому сообществу через информационно-образовательные порталы (сайты).
Работа филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области над темой «Дистанционное обучение» выдвигает на первый план следующую цель: формирование условий для организации дистанционных форм повышения квалификации педагогических работников.
Дистанционное образование и информатизация общества тесно связаны с разви-
Вестник «Bp.riey»-kst
тием и ресурсным наполнением сети электронных телекоммуникаций, необходимым для профессионального роста работников организаций образования. Культура человечества стремится к овладению основ культуры «информационных компьютерных коммуникаций» [4,с.43] как одной из важнейших составляющих постдипломного образования взрослых, позволяющих учитывать неотъемлемые черты информационного общества -новизну, быстротечность и ускорение.
Таким образом, дистанционное обучение педагогов достигает цели не только получения знаний, но и выработку умения самоорганизоваться, самообразовываться, а также повышения своей профессиональной компетентности. Педагоги вводят в процесс обучения элементы дистанционного обучения с учащимися. Только тогда, когда учитель сам пройдет хотя бы один дистанционный курс, он лучше освоит данную технологию и
успешнее станет применять на практике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бычкова, С.С. Дистанционное обучение в учебном процессе. [Текст]/ Профессионал Казахстана №11, 2010, с.43-45.
2. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Новые направления в работе завуча. Серия «Технология управления современной школой» - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Нацкевич, Ю.А. Мое видение дистанционного образования. [Электронный ресурс]/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lseptember.ru/ аП1с1ез/101589/
4. Пигичка Ю Л. Формирование информационной культуры - неотъемлемая составляющая процесса повышения квалификации педагога. // Педагогическая информатика. М: - 2001. - №1. - с.43-44.
%
Цурметт1 эрштестер!
«врлеу» БА¥0» АК филиалы К°станай облысы бойынша ПК БАИ аздер ушш «Вестник «Орлеу» - kst» гылыми-эдютемелш журналын басып шыгарады.
Бпдш журналдыц беттершде Кдзакстан мен Ресейдщ, баска елдердщ галымдары, 01здщ облыстьщ жацашыл мугашмдер1 макала жариялайды.
Б1з спдермен эрттеспкте жумыс жасай отырып, аздерд! кызьщтыратын мэселелер бойынша галымдардыц шкфлерш жариялаймыз.
Журнал С1здерге педагогикальщ гылым мен инновацияльщ практиканьщ турл1 мэселелер! бойынша макала жариялау мумкшд1гш бередц бул ез алдына 01Л1кт1Л1к санатын арттыру ушж кажетп шара.
Журналга ISSN 2312-8399 белг^ бершдь
Журнал Казпоштаныц жызылым каталогына енпзшдц оньщ индекс! - 74783. Жылдьщ жазылымныц багасы: кала ушш - 4531,80 тецге (6 ай - 2265,90 тецге ); аудандар мен селолар ушш - 4546,28 тецге (6 ай - 2273,14 тенге ).
Eiз журналга жазылу багасын окырмандар ушш кол жетерлж етпк.
Журналга жазылгандар ушш макала орналастыру - теНн. Журналга жазыл-маган макала авторлары ушш материал жариялау багасы -1500 тецге.
Журналдыц электронды нускасы www.orley-kost.kz институт сайтында жариялана-
ды.
Слздерден журналга жазылып, ез ужымдарыцызда журналга жазылуды уйымдасты-руларьщызды сураймыз.
Редакциялык кецес
Макалаларды басып шыгару сурактары бойынша 54-32-66 телефонына жэне lzdaÄ orley-kost.kz электронды адресше хабарласыцыздар.