Priorities for development of the system of professional education УДК/uDC 331.5(470.13) И. В. Юсупова
Irina Jusupova
особенности балансовой модели трудовых ресурсов
РЕСПУБЛИКИ КОМИ SPECIAL ASPETS OF THE BALANCE MODEL OF HuMAN RESOuRCES
of the republic OF KOMI
В статье обосновывается необходимость инвентаризации, рационального размещения, развития трудовой мобильности и, в конечном итоге, обеспечения условий для сбалансированности и воспроизводства трудовых ресурсов в масштабах страны. Проблемы определения оптимальных пропорций распределения занятых в экономике, привлечения иностранной рабочей силы, не создающей давление на национальный рынок труда, создание инклюзивного рынка труда (условий для эффективной занятости всех категорий населения) требуют скорейшего решения. По мнению многих экспертов, одним из способов оценки и планирования рационального размещения трудовых ресурсов применительно к потребностям экономики, а также основной платформой для составления трудовых и дорожных карт является балансовая модель трудовых ресурсов.
The inventory necessity, rational allocation, development of labor mobility are considered in the article and conditions that provide the balance and reproduction of labor resources in the country as a result. The problem of determining the optimal proportions of employment in the economy, attracting foreign labor force, does not create pressure on national labor market, the creation of inclusive labor market (conditions for effective employment of all categories of the population) require urgent solutions. According to many experts, one of the ways the assessment and planning of rational allocation of labor resources in relation to needs of the economy, as well as the base platform for the compilation of labor and road maps is carrying a model of labor resources.
Ключевые слова: население, трудовые ресурсы, оценка трудовых ресурсов, балансовая модель, методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов, трудовая карта, дорожная карта.
Keywords: population, human resources, human resources' estimation, balance model, methods of composing the human resources' balance forecast, labour chart, road map.
Идея балансовой модели трудовых ресурсов принадлежит выдающемуся российскому экономисту С. Г Струмилину (1897-1974), под руководством и при непосредственном участии которого был создан первый пятилетний план развития народного хозяйства России. Таким образом, впервые в мире был разработан перспективный плановый баланс труда на 1927/28-1932/33 гг., идеология которого была основана на принципе: НАСЕЛЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ [2].
Большой опыт оценивания и планирования размещения трудовых ресурсов был наработан в СССР. Каждую пятилетку на основе макроэкономических расчетов плановой экономики составлялся баланс трудовых ресурсов. Национальный доход страны создавался только в отраслях материального производства, а отрасли непроизводственной сферы участвовали в его перераспределении. При разработке баланса трудовых ресурсов и плана подготовки кадров предусматривалось обеспечение полной занятости населения [1].
Подготовка рабочих кадров, высвобождение рабочей силы в результате технического прогресса на действующих предприятиях и своевременное перераспределение трудовых ресурсов внутри территории или за ее пределами — учитывалось все.
Инструментарий планирования трудовых ресурсов в Советском Союзе включал:
1) сводный плановый баланс трудовых ресурсов;
2) балансовые расчеты:
• дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения,
• дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источников ее обеспечения,
• вовлечения молодежи в работу и учебу.
Таким образом, именно в СССР было впервые в мире применено и вполне успешно использовано планирование трудовых ресурсов.
Согласно данным Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, по состоянию на апрель 2013 г из 83 субъектов Российской Федерации прогноз баланса трудовых ресурсов был разработан в 14. Республика Коми принадлежит к числу регионов, имеющих лучшую практику формирования прогноза баланса трудовых ресурсов.
Понимая необходимость длительного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 3.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов», в котором субъектам Российской Федерации было рекомендовано разрабатывать
аналогичные прогнозы по субъектам Федерации (п. 5).
Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми была разработана автором и утверждена 1.02.2012 раньше федеральной соответствующим приказом Минэкономразвития Республики Коми. Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, приказ об ее утверждении и разработанный баланс трудовых ресурсов размещены на сайте Управления Республики Коми по занятости населения (www.komitrud.ru).
Указанная методика принципиально отличается от подобного документа федерального уровня (табл.).
Таблица
Особенности Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми (приказ Управления РК по занятости населения и Министерства экономического развития Республики Коми от 01.02.2012 № 37/9-П) Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.02.2012 № 178 н)
Дата утверждения 01 февраля 2012 г. 29 февраля 2012 г
Алгоритм разработки прогноза 1) Расчет показателей ресурсной части баланса; 2)расчет показателей распределительной части баланса; 3) проверка правильности составления баланса; 4) расчет численности трудовых ресурсов и оценка сбалансированности трудовых ресурсов 1)Расчет численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде; 2)расчет распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде; 3)оценка сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном периоде
Макет прогноза баланса трудовых ресурсов Состоит из двух основных частей: ресурсной и распределительной Состоит из трех основных частей: расчет численности трудовых ресурсов, распределение трудовых ресурсов, в том числе на занятых и незанятых в экономике с детальной разбивкой последних по категориям, распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД
Структура макета 64 строки (более высокий уровень детализации) 21 строка (низкий уровень детализации)
Оценка сбалансированности трудовых ресурсов Совмещена в отдельном разделе с расчетом численности трудовых ресурсов Представлена отдельным разделом
Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов Детализированы (развернуты) по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства Раздел отсутствует
Информационное обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Наличие в методике раздела по Республике Коми, где определены основные понятия, состав трудовых ресурсов, определены ведомства и сроки предоставления данных в Управление по занятости населения Республики Коми Ведомства-поставщики информации для разработки Прогноза баланса трудовых ресурсов и сроки представления данных приведены в Правилах разработки прогноза баланса трудовых ресурсов
Особенности и отличия методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми и Российской Федерации
Priorities for development of the system of professional education
Окончание таблицы
Источники информации, помимо органов исполнительной власти Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Коми, Пенсионный фонд Республике Коми, Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми Государственные внебюджетные фонды и Центральный банк Российской Федерации
Сведения о численности инвалидов и льготных пенсионеров Представлены в таблице как самостоятельная часть прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми Раздел отсутствует
Проверочный алгоритм численности трудоспособного населения Схема расчета численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по Республике Коми Раздел отсутствует
Взаимосвязь показателей прогноза баланса трудовых ресурсов Раздел отсутствует Схема в виде рисунка
Таким образом, в методиках разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми и Российской Федерации имеются 12 принципиальных отличий, заключающихся в степени детализации данных прогноза, наличии алгоритма составления прогноза стадии проверки правильности его составления, сведений о численности инвалидов и др.
В рамках составления прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 20122014 гг. была дана оценка резерву трудовых ресурсов, составляющему 114,2 тыс. человек (рис.). Наиболее значительную категорию трудовых ресурсов в республике представляют студенты очной формы обучения (39,4 тыс. человек), работающие пенсионеры (38,5 тыс. человек) и безработные граждане (35,3 тыс. человек).
Рис. Резерв трудовых ресурсов Республики Коми на основании прогноза баланса трудовых ресурсов на 2012-2014 гг.
Проведенный анализ фактических данных подтвердил составленный в 2012 г. прогноз и доказал обоснованность применения предложенной автором методики использования балансовой модели.
Работодателей интересует, откуда будут по-
ступать трудовые ресурсы и какого качества: трудоспособный возраст незанятого на рынке труда населения, категории лиц пенсионного (предпенсионного) возраста и моложе трудоспособного; «маятниковые», межрегиональные, иностранные трудовые мигранты [3].
Для регулирования спроса и предложения на рынке труда посредством прогноза баланса трудовых ресурсов формируется трудовой потенциал региона по видам занятости: состав и численность подготавливаемых кадров, уровень их образования, трудоспособные граждане, не занятые в экономике на данный момент или занятые частично и/или дополнительно.
Согласно методике разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, базой для расчета баланса трудовых ресурсов являются три укрупненные составляющие: демографические данные по региону, данные ведомственной статистики службы занятости и данные отраслевых министерств о фактической и прогнозной численности занятых (внутри баланса — данные поставщиков информации, формирующих занятость в регионе).
При формировании контингента кадрового потенциала должны учитываться численность постоянного населения, изменение количественных показателей, которые влияют на состав трудовых ресурсов.
В начале 2014 г Управление Республики Коми по занятости населения инициировало разработку прогноза баланса трудовых ресурсов на уровне муниципальных образований. Данная инициатива была поддержана правительством региона, и в результате муниципальным образованиям региона было рекомендовано разрабатывать прогнозы баланса трудовых ресурсов.
С методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов в муниципальных образованиях Республики Коми можно ознакомиться на сайте www.komitrud.ru.
Данные прогнозов баланса трудовых ресурсов муниципальных образований на 20152017 гг. обобщены автором и сопоставлены с данными прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми. Установлены ожидаемые расхождения по отдельным позициям внутри раздела «Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД» регионального баланса и баланса трудовых ресурсов муниципальных образований, так как органы статистики, согласно действующим методикам, не анализируют данные по муниципальным образованиям, а только в целом по региону. В связи с чем прогноз муниципальных балансов трудовых ресурсов основан не на статистическом анализе, а на методе экспертных оценок. Тем не менее можно утверждать, что балансовый метод дает весьма надежную обобщенную информацию о трудовых ресурсах.
Проделанную работу можно назвать своего рода инвентаризацией ресурсов региона и составляющих его муниципалитетов, которая поможет выявить перспективные направления формирования рынка труда с учетом стратегии развития отраслей экономики и, следовательно, повысить эффективность использования данных ресурсов путем их рационального размещения.
Муниципалитеты должны четко представлять, какие трудовые ресурсы им необходимы для реализации планов социально-экономического развития, и строить работу по созданию новых и дополнительных рабочих мест, а также подготовке, привлечению и закреплению необходимых кадров.
Таким образом, Республика Коми располагает фактической и прогнозной оценкой трудовых ресурсов региона, поскольку с 2012 г. разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый двухлетний период, а с 2014 г. уже производится и оценка трудовых ресурсов муниципалитетов.
Процесс инвентаризации трудовых ресурсов может быть и должен быть продолжен на уровне сельских поселений. В ближайшее время автором будет подготовлена методическая основа для подсчета трудовых ресурсов сельских поселений, которые, в свою очередь, формируют трудовые ресурсы муниципалитетов, а муниципалитеты — регионов. Иными словами, будет сформирована целостная картина размещения трудовых ресурсов, которая позволит рационально организовать работу производства, прогнозировать миграционные внутримуници-пальные, внутрирегиональные и межрегиональные процессы, регулировать вопросы внешней миграции, предвидеть «узкие», проблемные места с обеспеченностью трудовыми ресурсами, собственными силами контролировать баланс трудовых ресурсов сельских поселений, муниципалитетов, регионов и страны в целом, в том числе путем развития трудовой мобильности.
Таким образом, можно утверждать, что основа для составления трудовой и дорожной карты региона, а также для принятия решений по размещению новых производств, созданию новых и дополнительных рабочих мест в части обеспечения трудовыми ресурсами Республики Коми практически готова и поддерживается в актуальном состоянии.
В ближайшее время планируется работа по картированию оценки трудовых ресурсов в привязке к ресурсной базе муниципалитетов: в пределах границ каждого муниципалитета
Priorities for development of the system of professional education
будут нанесены обозначения природных ресурсов и оценка численности трудовых ресурсов, а также условные обозначения действующих предприятий и предполагаемых к реализации проектов, то есть будет разработана карта размещения и развития трудовых ресурсов региона с учетом планов социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми.
Сигова С. В., Гуртов В. А. Возможности составления прогноза баланса трудовых ресурсов России // Спрос и
предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по матер. VII Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2010. — Кн. 1. — С. 258-278. Струмилин С. Г. Перспективы развертывания народного хозяйства СССР на 1926-27/1930-31 годы. Материалы центральной комиссии по пятилетнему плану / под ред. С. Г. Струмилина. — М.: «Госплан СССР», 1927. — С. 13. Юсупова И. В., Власова А.В. Роль и место прогноза баланса трудовых ресурсов в оценке процессов, происходящих и ожидаемых на рынке труда Республики Коми // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век : мат-лы междунар. науч.-практ. конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.). - Кемерово: КРИРПО, 2013. - С. 128-133.
УДК/uDC 377:005
В. В. Окружнов V. Okruzhnov
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМы УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй ОБРАЗОВАТЕЛьНОй ОРГАНИЗАцИЕй ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОй
железной дороги на основе менеджмента качества. swot-анализ учреждения
IMPROVING THE MANAGEMENT SYSTEM OF TRAINING FOR THE wEST-SIBERIAN RAILwAY ON THE BASIS OF QuALITY MANAGEMENT BY THE PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATION. SwOT-ANALYSIS OF THE INSTITuTION
В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы управления профессиональной образовательной организацией на основе менеджмента качества. Показан опыт составления SWOT-анализа образовательной организации.
The article deals with the problem of improving the management of professional educational organization based on quality management. The experience of drafting the SWOT-analysis of the educational institution is shown.
Ключевые слова: образовательная организация, управление, менеджмент качества, SWOT-анализ, ключевые факторы успеха.
Keywords: educational organization, management, quality management, SWOT-analysis, key success factors.
Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высо-
чайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века.
Тем не менее, как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, государственный контроль качества образования не может в полной мере обеспечить выполнение современных требований потребителей образовательных услуг и полную реализацию современных принципов менеджмента качества в деятельности образовательных организаций. С точки зрения TQM образовательная организация должна рассматриваться как равноправный член группы партнеров (заинтересованных сторон), объединенных общими интересами и представляющих определенную среду взаимодействия. К таким партнерам, наряду с поставщиками и потребителями (клиентами), относятся также и собственные сотрудники, инвесторы и, наконец, общество в целом (рис. 1).