Научная статья на тему 'О роли прогнозирования баланса трудовых ресурсов в оценке динамики рынка труда Республики Коми'

О роли прогнозирования баланса трудовых ресурсов в оценке динамики рынка труда Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДЕМОГРАФИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ПРОГНОЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / LABOR-FORCE / LABOR-FORCE BALANCE-SHEET / LABOR MARKET / DEMOGRAPHY / BIRTH RATE / AGEING OF POPULATION / SUPPLY AND DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова И. В., Власова А. В.

В статье представлены данные прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, приведён развернутый анализ ситуации на рынке труда Республики Коми с точки зрения перспектив состояния трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LABOR FORCE BALANCE FORECASTING IN THE EVALUATION OF LABOR MARKET DYNAMICS OF THE KOMI REPUBLIC

In the article the results of labor-force balance forecast in Komi Republik are reflected; wide analyses of the situation on the labor market of this republic from the point of view of perspectives of labor resources is described.

Текст научной работы на тему «О роли прогнозирования баланса трудовых ресурсов в оценке динамики рынка труда Республики Коми»

предметов, изучаемых с 9-го класса. Тест по предметам проводится в специальных центрах по стране, которые определяются Службой тестирования результатов обучения (Education testing service - ETS), одной из частных компаний, не связанных напрямую с университетами и колледжами.

Абитуриент должен также представить в вуз рекомендации от 2-3 учителей, от школьного психолога, профконсультанта и/или директора школы. Все рекомендации анонимно отправляются каждым из этих людей в колледж. В случае если ученик за хорошие академические результаты, достижения в спорте, в культурной и общественной жизни школы включён в школе в Лист почёта, имеет высокий показатель по АСТ (90 и выше баллов) или САТ (1300 и выше баллов), он может отправить заявление в колледж до 15 ноября двенадцатого года обучения в школе. Ответ на заявление будет получен к 1 января и дальнейшее обучение в старшей школе будет направлено лишь на получение свидетельства об окончании школы, которое должно быть представлено в колледж. Такая система значительно сокращает объём нагрузок на нервную систему, который испытывают выпускники школ.

Таким образом, профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы в США обеспечивает дифференциацию и ин-

УДК 331.5 [470.13)

дивидуализацию обучения, которые позволяют за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и образовательными намерениями, а также учитывать изменения потребностей рынка труда [4]. Степень индивидуализации, при которой происходит максимальный учёт индивидуальных запросов и потребностей обучающихся, является одним из основных показателей качества системы профильного обучения как фактора повышения эффективности профессионального образования и дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

1. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития. - URL: http://stats.oecd.org (дата обращения 17.01.2013).

2. Tyak D. Seeking common ground: public schools in a diverse society. - Harvard U. Pr., 2003. - 237 p.

3. Дмитриев Г. Д. Джонни идёт в школу... (Американская школа сегодня). - М.: Новая школа, 2001. - 160 с.

4. Unger H. Encyclopedia of American education. Vol. 1-3. -New York: Facts on File, Inc., 1996. - 1235 p.

5. Arnove R. F. Comparative and international education society (CIES) facing the twenty-first century: challenges and contributions // Comparative Education Review. - 2001. -Vol. 45. - № 4. - P. 477-503.

И. В. Юсупова, А. В. Власова I. Uysupova, A. Vlasova

О РОЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОЦЕНКЕ ДИНАМИКИ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

THE ROLE OF LABOR FORCE BALANCE FORECASTING IN THE EVALUATION OF LABOR MARKET DYNAMICS OF THE KOMI REPUBLIC

В статье представлены данные прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, приведён развернутый анализ ситуации на рынке труда Республики Коми с точки зрения перспектив состояния трудовых ресурсов.

In the article the results of labor-force balance forecast in Komi Republik are reflected; wide analyses of the situation on the labor market of this republic from the point of view of perspectives of labor resources is described.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, демография, рождаемость, смертность, старение

населения, занятость, прогноз баланса трудовых ресурсов, занятость, прогнозные характеристики рынка труда, спрос и предложение на рынке труда.

Keywords: labor-force, labor-force balance-sheet, labor market, demography, birth rate, ageing of population, supply and demand.

Точность и надежность долгосрочного прогнозирования в масштабах страны приобретают все более важное значение. В Послании Президента Российской Федерации о

бюджетной политике на 2011-2013 гг.1 указывается, что «...с нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития... Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов». Модернизация и технологическое развитие экономики России невозможно без прогнозирования рационального использования и развития трудовых ресурсов. Рынок труда, не отвечающий современным требованиям, становится тормозом на пути развития инновационной экономики в результате отсутствия необходимого кадрового состава, способного обеспечить инновационную составляющую. Решить эти проблемы можно путем прогнозирования баланса трудовых ресурсов.

В связи с этим в декабре 2011 года было внесено изменение в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»2. Целью данного изменения было закрепление положения, согласно которому к полномочиям субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения была отнесена в том числе разработка прогноза баланса трудовых ресурсов.

Развитыми странами (США, Германия, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Канада) прогнозирование состояния рынка труда и использование его результатов осуществляется достаточно активно на основе применения различных подходов.

В Российской Федерации опыт и методология составления прогнозного баланса трудовых ресурсов на государственном уровне на протяжении 20 лет были забыты. Однако, понимая необходимость длительного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 3 июня 2011 года № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»3, п. 5 которого субъектам Рос-

1 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 -2015 годах».

2 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) «О занятости населения в Российской Федерации».

3 Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» (вме-

сте с Правилами разработки прогноза баланса трудовых ре-

сурсов).

сийской Федерации рекомендовано разрабатывать аналогичный прогноз.

Согласно поручению заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми - от 25 июля 2011 года не позднее 20 сентября 2011 года следовало подготовить нормативно-правовой акт Республики Коми по вопросу разработки прогноза баланса трудовых ресурсов.

В установленные сроки соответствующий проект нормативно-правового акта Республики Коми был подготовлен сектором статистики Управления Республики Коми по занятости населения, согласован в установленном порядке с заинтересованными органами власти и утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 23 декабря 2011 года № 6124.

Во исполнение п. 3 указанного постановления авторами была разработана и утверждена совместным приказом Управления Республики Коми по занятости населения и Министерства экономического развития Республики Коми от

1 февраля 2012 года № 37/9-П5 Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов.

Во исполнение постановления Правительства Республики Коми от 23 декабря 2011 года № 612 в соответствии с утвержденной Методикой формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми в установленные сроки авторами был разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 2012-2014 гг. с соответствующей аналитической запиской и согласован с Министерством экономического развития Республики Коми.

Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Коми сформирован в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры занятых и служит базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда. В этом процессе было задействовано 14 ведомств, которые формируют занятость в различных отраслях.

4 Постановление Правительства РК от 23.12.2011 № 612 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми» (вместе с Правилами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми).

5 Совместный приказ Управления Республики Коми по занятости населения и Министерства экономического развития Республики Коми от 1 февраля 2012 года №37/9-П «Об утверждении Методики по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми».

Таблица 1

Прогноз баланса трудовых ресурсов по Республике Коми

Показатели Номер строки Алгоритм расчета Год

2012 (оценка) 2013 (прогноз) 2014 (прогноз)

1 2 3 4 5 6

Численность населения 01 886,5 880,1 873,9

I. Формирование трудовых ресурсов

Численность трудовых ресурсов, всего 02 стр.03+стр.05+стр.06 585,1 577,2 568,0

из них: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте 03 546,5 537,4 527,2

в том числе работающие граждане других государств (иностранные трудовые мигранты) 04 4,5 4,6 4,7

- работающие лица старше трудоспособного возраста 05 38,1 39,3 40,3

- работающие лица моложе 16 лет 06 0,5 0,5 0,5

II. Распределение численности трудовых ресурсов 07 (равна стр.02) стр.08+58 585,1 577,2 568,0

Среднегодовая численность занятых в экономике - всего 08 стр.08=стр.09=стр.20 461,4 458,0 455,2

1. Распределение занятых по формам собственности 09 (равна стр.08, стр.20) сумма строк с 10 по 15 461,4 458,0 455,2

- государственная 10 93,5 92,0 90,0

- муниципальная 11 72,0 70,0 69,1

- смешанная российская (без иностранного участия) 12 11,7 11,5 11,2

- иностранная, совместная российская с иностранной 13 25,8 26,0 26,1

- общественные объединения и организации 14 1,7 1,7 1,6

- частная 15 сумма строк с 16 по 19 256,7 256,9 257,2

в том числе: - крестьянские (фермерские) хозяйства 16 0,8 0,7 0,7

- зарегистрированные частные предприятия 17 195,7 197,5 199,5

Продолжение таблицы 1

- лица, занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан 18 54,8 53,5 52,0

- лица, занятые в домашнем хозяйстве, производством продукции для реализации 19 5,4 5,2 5,0

2. Распределение занятых по видам экономической деятельности 20 (равна стр.08, стр.09) сумма строк 21, 22, 23, 26, с 41 по 52 461,4 458,0 455,2

- в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 21 34,6 34,0 33,0

- в рыболовстве, рыбоводстве и предоставлении услуг в этой области 22 0,2 0,2 0,2

- в добыче полезных ископаемых, всего 23 сумма строк 24, 25 30,8 29,3 28,7

в том числе: 1) в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых 24 29,8 28,6 27,9

2) в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 25 0,9 0,7 0,8

- в обрабатывающих производствах, всего 26 сумма строк с 27 по 40 37,0 35,1 34,2

в том числе: 1) в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак 27 5,4 5,2 5,0

2) в текстильном и швейном производстве 28 2,9 2,5 2,6

3) в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви 29 0,3 0,3 0,4

4) в обработке древесины и производстве изделий из дерева 30 11,7 10,7 9,9

5) в целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности 31 6,9 6,8 6,8

6) в производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 32 1,5 1,5 1,4

7) в химическом производстве 33 0,1 0,1 0,1

8) в производстве резиновых и пластмассовых изделий 34 0,5 0,5 0,4

9) в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов 35 0,9 0,8 0,7

10) в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий 36 0,8 0,8 0,9

Продолжение таблицы 1

11) в производстве машин и оборудования 37 2,4 2,6 2,8

12) в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования 38 0,6 0,7 0,8

13) в производстве транспортных средств и оборудования 39 0,7 0,7 0,6

14) в прочих производствах 40 2,0 1,9 1,9

- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 41 22,6 22,2 21,8

- в строительстве 42 36,2 37,6 38,4

- в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 43 48,9 49,1 49,2

- в гостиницах и ресторанах 44 5,4 5,6 5,8

- на транспорте и в связи 45 53,9 55,0 56,0

- в финансовой деятельности 46 6,2 5,9 5,7

- в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлении услуг 47 40,7 40,3 39,6

- в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 48 38,9 37,5 36,8

- в образовании 49 48,7 47,8 46,6

- в здравоохранении и предоставлении социальных услуг 50 38,0 37,8 37,2

- в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 51 18,3 19,9 21,2

- в предоставлении услуг по ведению домашнего хозяйства 52 0,7 0,7 0,8

Удельный вес занятого населения в численности трудоспособного населения, в % 53 стр.08 : стр.03 0,8 0,9 0,9

Удельный вес занятого населения в численности трудовых ресурсов, в % 54 стр.08 : стр. 02 0,8 0,8 0,8

3. Экономически активное население 55 524,0 515,0 511,0

Удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, в % 56 (стр.55 : стр.01) х 100 59,1 58,5 58,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень экономической активности трудоспособного населения, в % 57 (стр. 55 : стр. 03) х 100 95,9 95,8 96,9

Окончание таблицы 1

Население, не занятое в экономике, всего 58 стр.59+стр.60 123,7 119,2 112,8

в том числе: - учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы 59 39,4 38,6 37,8

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике 60 стр.02- (стр.08+стр 59) 84,3 80,6 75,0

Численность безработных, рассчитанная по методологии, приближенной к методологии МОТ 61 38,0 32,0 30,0

В том числе численность лиц, имеющих статус безработного 62 10,2 9,7 9,2

Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии, приближенной к методологии МОТ, в % 63 (стр. 61 : стр.55)х100 7,3 6,2 5,9

Уровень регистрируемой безработицы, в % 64 стр. (62 : стр. 55)х100 1,9 1,9 1,8

Устойчивые тенденции на рынке труда Республики Коми складываются под воздействием макроэкономических, демографических и миграционных процессов. Их можно отследить путем:

- анализа изменения демографической ситуации и факторов, оказывающих своё влияние на данные процессы (естественное движение населения и миграционные процессы);

- анализа фактических данных о среднесписочной численности занятых в экономике по видам экономической деятельности в Республики Коми за последние годы;

- мониторинга ежемесячных данных выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых Федеральной службой государственной статистики, о численности экономически активного населения в регионе, в том числе общей численности занятых и безработных, общем уровне безработицы и занятости;

- изучения данных ведомственной статистики Управления Республики Коми по занятости населения и др.

Необходимым этапом оценки ситуации на рынке труда являются анализ состояния и использования трудовых ресурсов. Важнейшими показателями использования трудовых ресурсов являются уровень занятости населения и уровень безработицы.

При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов за основу принят умеренно-оп-

тимистичный сценарий прогноза социальноэкономического развития Республики Коми на

2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг., разработанный Минэкономразвития Республики Коми.

В течение 2012 года на рынке труда сохранялись позитивные тенденции. По результатам III квартала 2012 года уровень занятости составил около 80 %, что существенно превышает докризисные значения. Рост спроса на труд отмечается по большинству секторов экономики, в особенности в таких видах экономической деятельности, как строительство; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; здравоохранение и предоставление социальных услуг. Снижается численность занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; добыче полезных ископаемых; обрабатывающих производствах; государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании.

Показатели безработицы находятся на минимальном уровне за всю историю наблюдений. Уровень общей безработицы в ноябре 2012 года составил 6,3 % от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы достиг беспрецедентного - 1,5 %.

В 2013-2014 годах в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов (примерно на 8 тыс.

человек ежегодно), что приведет к снижению численности занятых в экономике. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 6,5 % в 2012 году до 7,1 в 2014 году) и иностранных трудовых мигрантов (с 0,7 % до 0,8). В результате численность занятых в экономике в 2013 году снизится на 3,4 тыс. человек, в

2014 году - на 2,8 тыс. человек.

За счет перераспределения трудовых ресурсов структура занятых в экономике изменится в сторону сокращения удельного веса занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве (с 9,7 % в 2012 году до 8,6 в 2014 году), обрабатывающих производствах (с 15,2 % до 14,3). Возрастет удельный вес занятых в строительстве (с 8,1 % до 8,8), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (с 8,1 % до 8,5), оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (с 18,0 % до 18,5). На 0,2-0,3 % увеличится удельный вес занятых в следующих видах экономической деятельности: финансовая деятельность; гостиницы и рестораны; транспорт и связь.

На фоне роста экономики ожидается снижение численности безработных граждан до 38,0 тыс. человек в 2012 году и снижение ее уровня до 30,0 тыс. чел. в 2014 году.

По данным переписи 2010 года, население Республики Коми за последний межпереписной период в целом постарело. Численность жителей старше трудоспособного возраста в 2010 году составила 18 % от общего количества жителей региона (в 2002 г. - 14 %), в трудоспособном возрасте - 65 % (66 %), моложе трудоспособного - 18 % (20 %). Средний возраст жителей республики увеличился на 2,2 года и составил 37,2 года (в 2002 году - 35 лет), мужчин - 34,8, женщин - 39,3 года.

За последние шесть лет (2006-2011 гг.] численность населения республики сократилась на 95 тыс. человек, или почти на 10 %, городского населения - на 51 тыс. чел., или на 7 %, и сельского - на 35 тыс. чел. (15 %) и на начало 2012 года составила соответственно 687 тыс. чел. и 202 тыс. чел. Причем снижение численности населения (по данным переписи населения 2010 г.) на 5 % было обусловлено его естественной убылью и на 95 % миграционным оттоком за пределы республики.

Республика продолжает терять наиболее мобильное население трудоспособного воз-

раста. По данным Комистата, доля лиц этого возраста в общей миграционной убыли составляет почти 80 %. Каждый четвертый мигрант трудоспособного возраста, покинувший республику, имеет высшее и незаконченное высшее профессиональное образование, каждый третий - среднее профессиональное образование.

Вместе с тем в прогнозируемом периоде демографическая ситуация в Республике Коми будет характеризоваться тенденциями естественного прироста за счет роста уровня рождаемости и снижения уровня смертности населения.

Прогнозируется стабилизация демографической ситуации в республике как следствие реализации государственной политики по стимулированию рождаемости, в том числе через систему увеличения размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, систему родовых сертификатов, материнский капитал, выплату регионального материнского капитала (в размере 150 тыс. рублей) за рождение третьего ребенка, ежемесячную денежную выплату с 1 января 2013 года семьям в размере прожиточного минимума при рождении в них третьего ребенка или последующих детей (до достижения ребенком возраста трех лет).

Снижению смертности населения будет способствовать реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, программы «Модернизация здравоохранения», а также мероприятий, направленных на снижение смертности от наиболее распространенных причин: сердечно-сосудистых заболеваний и внешних причин (ДТП, суициды, отравления, несчастные случаи).

Несмотря на улучшение в последние годы показателей рождаемости и снижение смертности, сохранится тенденция к сокращению численности населения республики за счет миграционного оттока, вызванного реализацией федеральных и республиканских программ переселения северян.

В результате реализации федеральных программ в области здравоохранения к 2015 году общий коэффициент рождаемости составит 14,1 родившихся на 1 тыс. человек населения, общий коэффициент смертности - 11,9 умерших на 1 тыс. человек населения. Коэффициент естественного прироста населения прогнозируется на уровне 2,1 (на 1 тыс. человек населения), миграционной убыли - 88,0 (на 10 тыс. человек населения). В результате среднегодовая численность постоянного населения к 2015 году составит 868,0 тыс. человек.

По данным выборочного обследования на-

селения по проблемам занятости, по состоянию на декабрь 2011 г. в Республике Коми численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 527,1 тыс. чел., или 69,6 % общей численности населения этого возраста. В их числе 487,9 тыс. чел. классифицировалось как занятое население, 39,2 тыс. чел. - как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). Для сравнения: в 2006 г. численность занятого населения составляла 475,4 тыс. чел. (к 2011 г. увеличилась на 2,7 %). Уровень общей безработицы в 2011 году. - 7,4 %, в 2006 г. - 12,4 %.

К концу 2011 года численность официально зарегистрированных безработных в Республике Коми составила 10,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,0 %.

Влияние на экономическую активность населения оказали происходящие экономические процессы и структурные преобразования на рынке труда. Специфика территориального распределения занятого в экономике населения заключается в том, что его преобладающая доля (почти 80 %) трудится в городской местности, из них 55 % сконцентрированы на территории трех муниципальных образований: городов Сыктывкара, Воркуты и Ухты.

Развитие малого бизнеса и создание в нем рабочих мест за последние пять лет не компенсировало их сокращение в реальном секторе экономики, по-прежнему сфера занятости определяется деятельностью крупных и средних предприятий.

Положительная динамика развития нефтедобывающей отрасли, рост объемов строительного и промышленного производства, реорганизация лесной отрасли за прошедший период требовали создания новых рабочих мест для квалифицированных специалистов, отсутствие которых на территориальном рынке труда приводило к притоку трудовых ресурсов из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Население республики проявляет большой интерес к свободным рабочим местам с предоставлением жилья или предусматривающим вахтовый метод. Все эти факторы оказывают значимое влияние на развитие рынка труда региона.

Рассмотрим показатели занятости и безработицы в Республике Коми в сравнении с показателями Российской Федерации.

Важным показателем здесь является численность занятых в экономике, а также определение того, как этот показатель меняется на протяжении нескольких лет (табл. 2).

Таблица 2

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Российская Федерация 67186,4 68093,1 68566,0 67462,9 67576,7 67727,2

Республика Коми 475,4 476,1 475,4 467,7 467,5 461,1

Уменьшение численности занятых в экономике как в России, так и в Республике Коми наблюдается в 2009 г., что связано в первую очередь с последствиями глубокого структурного экономического кризиса. В целом

же можно отметить, что динамика показателей занятых в экономике Республики Коми имеет тенденцию к незначительному снижению. Рассмотрим показатели по безработице (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Уровень общей безработицы (в %)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Российская Федерация 7,2 6,1 6,3 8,4 7,5 6,1

Республика Коми 12,4 10,0 7,3 11,8 10,3 7,4

Таблица 4

Уровень зарегистрированной безработицы (в %)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Российская Федерация 2,3 2,1 2,0 2,8 2,1 1,9

Республика Коми 2,5 2,3 2,1 3,1 2,4 2,0

В 2011 году уровень безработицы почти вернулся к докризисному. Это стало возможным благодаря мерам, предпринимаемым государством в сфере занятости, в первую очередь благодаря долгосрочным республиканским и ведомственным целевым программам.

Стабилизация ситуации на рынке труда региона объясняется как улучшением социально-экономического положения в республике в целом, так и положительными результатами работы службы занятости республики, направленной на снижение напряженности на рынке труда. Снижение численности зарегистрированных безработных также связано с увеличением потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявляемых предприятиями и организациями различных видов экономической деятельности, что повышало возможности поиска работы гражданам, ищущим работу, до признания их безработными.

Таким образом, на рынок труда Республики Коми влияют происходящие в регионе и в стране в целом макроэкономические, демографические и миграционные процессы. В последние годы наблюдается «старение» населения и снижение его численности в основном за счет высокого уровня миграции. На сферу занятости существенное влияние оказывают и экономические процессы: финансовый кризис, состояние тех или иных отраслей рынка и пр.

В 2013-2014 годах сохранится неоднозначная демографическая ситуация. Согласно прогнозу Росстата, среднегодовые темпы снижения численности населения будут в пределах 0,5-0,6 %. Возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. В трудоспособный возраст будут продолжать вступать относительно малочисленные поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы. Важным фактором останется рост миграционного оттока в связи с прогнозируемым увеличением численности граждан, выезжающих из республики в рамках реализации федеральных и республиканских программ переселения северян.

Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом экономического развития региона. Колебания спроса и предложения рабочей силы в республике демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализации мероприятий государственной политики в области занятости населения.

В ходе анализа состояния занятости в Республике Коми в период 2006-2012 гг. и ее прогнозных характеристик, обозначенных в прогнозе баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 2013-2014 гг., было выявлено, что на региональном рынке труда наблюдается и прогнозируется достаточно стабильная и управляемая ситуация. Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании, а также служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда.

Анализ ситуации труда, по нашему мнению, неполноценен без анализа уровня занятости населения, численности и состава как занятых, так и безработных граждан; без оценки занятых в разрезе различных форм собственности, а также в отраслевом разрезе; без оценки количества привлеченных трудовых мигрантов, а также резерва, готового перейти из категории экономически неактивного населения в категорию экономически активного населения (выпускники системы ПО, занятые в домашних хозяйствах, младше 15 лет, уволенные в запас из Вооружённых сил, институциональное население, не работающие и не ищущие работу).

Прогнозирование баланса трудовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях имеет важное значение для инновационной экономики России. Помимо использования сведений о будущем состоянии трудовых ресурсов для управления сферой занятости населения, баланс трудовых ресурсов также необходим для планирования своевременной подготовки востребованных специалистов.

Важно отметить, что меры регулирования сферы занятости населения будут предприниматься с учетом и на основе анализа ситуации на рынке труда, который в свою очередь опирается на показатели прогноза баланса трудовых

ресурсов, что, безусловно, будет способствовать сохранению устойчивой тенденции роста удельного веса численности занятых в экономике в общей численности населения и в численности трудовых ресурсов.

УДК / UDC 378 Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов

Р. Н. Абитов, А. И. Туюшева

R. Safin, E. Korchagin, I.Vildanov,

R. Abitov, A. Tuyusheva

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?1

INTERACTION OF INSTITUTIONAL AND CORPORATE PROFESSIONAL EDUCATION:

WHY IS IT NECESSARY?2

В статье обоснована необходимость взаимодействия институционального (государственного) и корпоративного профессионального образования. Взаимодействие будет способствовать подготовке современных конкурентоспособных специалистов, востребованных экономикой и производством. Показано значение взаимодействия как для государственных учебных заведений, так и для промышленных пред-приятий-заказчиков кадров.

The article is devoted to the necessity of institutional (governmental) cooperation and corporate professional education. Interaction will help to prepare today's competitive specialists demanded by economy and industry. The importance of cooperation for state educational institutions and for industrial customers is shown.

Ключевые слова: взаимодействие, способы взаимодействия, профессиональное образование, государственно-частное партнерство, вуз, предприятие, корпоративное образование.

Keywords: interaction, ways of interaction, professional education, public-private partnership, institution, company, corporate education.

Характерной чертой современных социально-экономических условий является усиление внимания со стороны заказчиков кадров, предпринимателей и менеджеров к человече-

скому капиталу как важнейшему фактору конкурентоспособности фирм и компаний. Не только новая техника и технология, но и потенциальная способность работника использовать их с максимальной отдачей все более предопределяют эффективность производства и качество работы предприятий и фирм в целом. На передний план выходят качественные параметры человеческих ресурсов - способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентность.

Во многих зарубежных фирмах, стремящихся к развитию и обеспечению себя высококвалифицированными специалистами и имеющими устойчивое положение на рынке производства, проводится стратегия поливалентности квалификации, в соответствии с которой расширяются и обогащаются трудовые функции специалистов, происходит наделение работников широкими полномочиями в принятии производственных решений. Это позволяет обеспечить высокую эффективность труда на рабочих местах, гибкое и активное взаимодействие между специалистами, создать потенциальные возможности для постоянного участия всех работников в «мозговом штурме» с целью внедрения и реализации нововведений.

1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1008.

2 The study supported by The Ministry of education and science of Russian Federation, project 14.B37.21.1008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.