Научная статья на тему 'Балансовая модель трудовых ресурсов Республики Коми'

Балансовая модель трудовых ресурсов Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗА БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ТРУДОВАЯ КАРТА / ДОРОЖНАЯ КАРТА / HUMAN RESOURCES' ESTIMATION / POPULATION / HUMAN RESOURCES / BALANCE MODEL / METHODOLOGY OF FORECASTING THE BALANCE OF HUMAN RESOURCES / ROAD MAP / LABOUR CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Ирина Валерьевна

В статье представлена авторская Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми как рекомендованная правительством РФ к использованию при расчетах баланса трудовых ресурсов в других субъектах Федерации. Приведены результаты сравнения данной и федеральной методик, а также цифры, подтверждающие прогноз, составленный по авторской методике, что доказывает обоснованность ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The balance model of human resources of the Komi Republic

The article presents the author's Method of forecasting the balance of human resources of the Komi Republic as a methodology recommended by the Government of the Russian Federation for application in the calculation of the balance of labor resources in other federal entities. The author considers the results of the comparison of the original and federal procedures, as well as the figures confirming the forecast compiled according to the original method, which proves the validity of its application.

Текст научной работы на тему «Балансовая модель трудовых ресурсов Республики Коми»

УДК 332.145 Юсупова Ирина Валерьевна

кандидат экономических наук,

заместитель начальника отдела

Управления Республики Коми по занятости населения

БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Yusupova Irina Valeryevna

PhD in Economics, Deputy Head of the Control and Analytics Division, The Employment Department of the Komi Republic

THE BALANCE MODEL OF HUMAN RESOURCES OF THE KOMI REPUBLIC

Аннотация:

В статье представлена авторская Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми как рекомендованная правительством РФ к использованию при расчетах баланса трудовых ресурсов в других субъектах Федерации. Приведены результаты сравнения данной и федеральной методик, а также цифры, подтверждающие прогноз, составленный по авторской методике, что доказывает обоснованность ее применения.

Ключевые слова:

население, трудовые ресурсы, оценка трудовых ресурсов, балансовая модель, методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов, трудовая карта, дорожная карта.

Summary:

The article presents the author's Method of forecasting the balance of human resources of the Komi Republic as a methodology recommended by the Government of the Russian Federation for application in the calculation of the balance of labor resources in other federal entities. The author considers the results of the comparison of the original and federal procedures, as well as the figures confirming the forecast compiled according to the original method, which proves the validity of its application.

Keywords:

population, human resources, human resources' estimation, balance model, methodology of forecasting the balance of human resources, labour chart, road map.

Республика Коми имеет выгодное географическое положение на европейской части России. Территория республики - 416,8 тыс. кв. км, численность населения на начало 2014 г. - 872,1 тыс. чел. Расстояние от столицы Коми Сыктывкара до Москвы - 1410 км, до Санкт-Петербурга - 1125 км.

По данным переписи 2010 г., на территории республики проживало около 100 национальностей, из них коренное население - коми - составляло 22,4 %, русские - 61,7 %. В республике 10 городов, 32 поселка городского типа, 741 сельский населенный пункт. Наиболее крупные города - Сыктывкар, Воркута, Ухта, Инта и Печора.

Республика располагает уникальным (по запасам, условиям залегания, разнообразию и качеству) сочетанием минерально-сырьевых ресурсов. На территорию республики приходится половина запасов нефти, треть запасов газа и половина площади и запасов лесов Европейского Севера [1]. Наиболее известное крупное производство в Коми - гигант на реке Вычегда ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Это один из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности и крупнейший производитель бумажной продукции в России. Предприятие специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, также производит газетную бумагу и картон «топ-лайнер». Практически в каждом офисе есть продукт этой компании - бумага «Снегурочка». На предприятии трудятся 6,5 тыс. чел.

Основное богатство Республики Коми - это ее население. Республика имеет стабильные значения уровня занятости и безработицы, поэтому является удобным и показательным вариантом, чтобы рассмотреть на ее примере методику по разработке баланса трудовых ресурсов и ее особенности.

Идея балансовой модели трудовых ресурсов принадлежит выдающемуся российскому экономисту Сергею Густавовичу Струмилину (1897-1974). Первый пятилетний план развития народного хозяйства России был создан под руководством и при непосредственном участии С.Г. Стру-милина. Таким образом, впервые в мире был разработан перспективный плановый баланс труда на 1927/28-1932/33 гг., идеология которого была основана на принципе: НАСЕЛЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ [2].

Большой опыт оценки и планирования размещения трудовых ресурсов был наработан в СССР. Каждую пятилетку на основе макроэкономических расчетов плановой экономики составлялся баланс трудовых ресурсов. Национальный доход страны создавался только в отраслях материального производства, а отрасли непроизводственной сферы участвовали в его перераспределении. При разработке баланса трудовых ресурсов и плана подготовки кадров предусматривалось обеспечение полной занятости населения [3].

Поступление рабочей силы, высвобождение рабочей силы в результате технического прогресса на действующих предприятиях и своевременное перераспределение работников внутри территории или за ее пределами - учитывалось всё.

Инструментарий планирования трудовых ресурсов в Советском Союзе представлял собой:

1) сводный плановый баланс трудовых ресурсов;

2) балансовые расчеты:

- дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения,

- дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источников ее обеспечения,

- вовлечения молодежи в работу и учебу.

Одним словом, именно в СССР был впервые в мире изобретен и вполне успешно работал этот инструмент.

Согласно данным Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, по состоянию на апрель 2013 г. из 83 субъектов Российской Федерации прогноз баланса трудовых ресурсов был разработан в 14. Республика Коми принадлежит к числу регионов, реализовавших лучшую практику формирования прогноза баланса трудовых ресурсов.

Понимая необходимость длительного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда, правительство Российской Федерации приняло постановление от 3 июня 2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов», пунктом 5 которого субъектам Российской Федерации было рекомендовано разрабатывать аналогичные прогнозы по субъектам Федерации.

Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми была разработана автором и 1 февраля 2012 г. (раньше федеральной методики) утверждена соответствующим совместным приказом Минэкономразвития Республики Коми. Методика формирования прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми и Приказ, так же как и разработанный баланс трудовых ресурсов, размещены на сайте Управления Республики Коми по занятости населения [4].

Указанная методика принципиально отличается от федеральной методики (табл. 1).

Таблица 1 - Отличия в методиках разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми и Российской Федерации_

№ п/п Характеристика методики Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов РеспУблики Коми Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации

1 Дата утверждения 01 февраля 2012 г. (утв. совместным приказом Управления РК по занятости населения и Минэкономразвития Республики Коми № 37/9-П) 29 февраля 2012 г., (утв. приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 178н)

2 Алгоритм разработки прогноза включает 1) расчет показателей ресурсной части баланса; 2) расчет показателей распределительной части баланса; 3) проверку правильности составления баланса; 4) расчет численности трудовых ресурсов и оценку сбалансированности трудовых ресурсов 1) расчет численности трудовых ресурсов; 2) расчет распределения трудовых ресурсов; 3) оценку сбалансированности трудовых ресурсов

3 Структура макета прогноза баланса трудовых ресурсов Состоит из 64 строк (более высокий уровень детализации) Состоит из 21 строки (низкий уровень детализации)

4 Наличие сведений о численности инвалидов и льготных пенсионеров Таблица со сведениями как самостоятельная часть прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми Раздел отсутствует

5 Наличие проверочного алгоритма (схемы расчета) численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте По Республике Коми - есть Раздел отсутствует

6 Взаимосвязь показателей прогноза баланса трудовых ресурсов Раздел отсутствует Наличие схемы в виде рисунка «Взаимосвязь показателей прогноза баланса трудовых ресурсов»

Продолжение таблицы 1

7 Оценка сбалансированности трудовых ресурсов Оценка сбалансированности трудовых ресурсов совмещена в отдельном разделе с расчетом их численности Представлена отдельным разделом

8 Детализация показателей прогноза баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности Детализированы (развернуты) показатели по добыче полезных ископаемых и обрабатывающим производствам Раздел отсутствует

9 Раздел по информационному обеспечению разработки прогноза баланса трудовых ресурсов В разделе определены основные понятия, которые относятся к трудовым ресурсам, их состав, определены ведомства и сроки представления данных в Управление по занятости населения РК Ведомства - поставщики информации для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов и сроки представления данных приведены в Правилах разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, а не в Методике

10 Источники информации, помимо органов исполнительной власти Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК, Пенсионный фонд РК, Управление Федеральной миграционной службы России по РК Государственные внебюджетные фонды и Центральный банк Российской Федерации

11 Макет прогноза баланса трудовых ресурсов Состоит из двух основных частей: ресурсной и распределительной Состоит из трех основных частей: расчет численности трудовых ресурсов, распределение трудовых ресурсов, в том числе на занятых и незанятых в экономике с детальной разбивкой последних по категориям, распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД

Таким образом, в методике разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми и методике разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации имеются 11 принципиальных отличий, заключающихся в степени детализации данных прогноза, наличии в алгоритме составления прогноза стадии проверки правильности его составления, сведений о численности инвалидов и др.

В рамках составления прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 20122014 гг. была дана оценка резерва трудовых ресурсов, составляющего 114,2 тыс. чел. (рис. 1). Как видим, наиболее значительным резервом трудовых ресурсов в республике являются студенты очной формы обучения (39,4 тыс. чел.), работающие пенсионеры (38,5 тыс. чел.) и безработные граждане (35,3 тыс. чел).

Рисунок 1 - Оценка резерва трудовых ресурсов Республики Коми на основании прогноза баланса трудовых ресурсов на 2012-2014 гг.

Проведенный анализ фактических данных подтвердил составленный в 2012 г. прогноз, что доказало обоснованность применения предложенной автором методики использования балансовой модели.

Рынок труда интересует, откуда будут поступать ему трудовые ресурсы и какого качества: трудоспособное в трудоспособном возрасте население, лица старших возрастов, подростки моложе трудоспособного возраста, «маятниковые» мигранты, межрегиональные мигранты, иностранные трудовые мигранты [5].

Также рынок труда интересует резерв рабочей силы с целью определения доли участия в формировании трудового потенциала региона для детального представления об использовании трудовых ресурсов по видам занятости: состав и численность подготавливаемых кадров, уровень их образования, трудоспособные граждане, не занятые в экономике на данный момент, а также могут ли эти категории и в каком качестве дополнительно быть задействованы в экономике региона.

Согласно Методике разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, базой для расчета баланса трудовых ресурсов являются три укрупненные составляющие: демографические данные по региону, данные ведомственной статистики Службы занятости и данные отраслевых министерств о фактической и прогнозной численности занятых (внутри баланса -данные поставщиков информации, формирующих занятость в регионе).

Как следует из Методики, формирование контингента трудовых ресурсов должно строиться на базе численности постоянного населения, изменение количественных показателей и состава которого влечет за собой изменение в численности и составе трудовых ресурсов

В начале 2014 г. Управление РК по занятости населения инициировало разработку прогноза баланса трудовых ресурсов на уровне муниципальных образований. Данная инициатива была поддержана правительством региона, и в результате муниципальным образованиям региона было рекомендовано разрабатывать прогнозы баланса трудовых ресурсов.

Методика разработки Прогноза баланса трудовых ресурсов в муниципальных образованиях Республики Коми размещена на сайте www.komitrud.ru.

На сегодняшний день данные представленных прогнозов балансов трудовых ресурсов муниципальных образований на 2015-2017 гг. обобщены автором и сопоставлены с данными Прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми.

Установлены ожидаемые расхождения по отдельным позициям внутри раздела 3 «Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД» регионального баланса и баланса трудовых ресурсов муниципальных образований ввиду того, что органы статистики, согласно действующим методикам, не высчитывают составляющие данного раздела в разрезе муниципальных образований, а только в целом по региону. В связи с чем данные этого раздела муниципальных балансов трудовых ресурсов основаны не на статистическом анализе, а на методе экспертных оценок. Тем не менее можно утверждать, что балансовый метод дает весьма надежную обобщенную информацию о трудовых ресурсах.

Проделанную работу можно назвать своего рода инвентаризацией ресурсов региона и составляющих его муниципалитетов, которая поможет выявить перспективные направления формирования рынка труда с учетом стратегии развития отраслей экономики, а следовательно, повысить эффективность использования данных ресурсов путем их рационального размещения.

Муниципалитеты должны четко представлять, какие трудовые ресурсы им необходимы для реализации планов социально-экономического развития, чем они располагают, и, исходя из этого, строить работу по созданию новых и дополнительных рабочих мест, а также по подготовке, привлечению и закреплению необходимых кадров.

Таким образом, Республика Коми располагает фактической и прогнозной оценкой трудовых ресурсов региона, поскольку начиная с 2012 г. разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый двухлетний период, а с 2014 г. - уже производится и оценка трудовых ресурсов муниципалитетов.

Однако процесс инвентаризации трудовых ресурсов может быть и должен быть продолжен - на уровне сельских поселений, т. е. в ближайшее время будет подготовлена методическая основа для подсчета трудовых ресурсов сельских поселений, которые, в свою очередь, формируют трудовые ресурсы муниципалитетов, а муниципалитеты - регионов. Иными словами, будет сформирована целостная картина размещения трудовых ресурсов, которая позволит рационально размещать производства, прогнозировать миграционные внутримуниципальные, внутрирегиональные и межрегиональные процессы, регулировать вопросы внешней миграции, предвидеть «узкие», проблемные места с обеспеченностью трудовыми ресурсами, собственными силами обеспечивать сбалансированность трудовыми ресурсами сельских поселений, муниципалитетов, регионов и страны в целом.

Таким образом, основа для составления трудовой и дорожной карты региона, а также для принятия решений по размещению новых производств, созданию новых и дополнительных рабочих мест в части обеспечения трудовыми ресурсами Республики Коми практически готова и поддерживается в актуальном состоянии. В ближайшее время будет проделана работа по картированию оценки трудовых ресурсов в привязке к ресурсной базе муниципалитетов: в пределах границ каждого муниципалитета будут нанесены обозначения природных ресурсов и оценка численности трудовых ресурсов, а также условные обозначения действующих предприятий и предполагаемых к реализации проектов.

Ссылки:

1. Фаузер В.В., Рожкин E.H., Загайонова Г.В. Республика Коми в XX веке: демография, расселение, миграция. Сыктывкар, 2001. С. 7.

2. Струмилин С.Г. Перспективы развертывания народного хозяйства СССР на 1926-27/1930-31 годы : материалы центральной комиссии по пятилетнему плану / под ред. С.Г. Струмилина. М., 1927. С. 13.

3. Сигова C.B., Гуртов В.А. Возможности составления прогноза баланса трудовых ресурсов России // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по материалам VII Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Петрозаводск, 2010. Кн. 1. С. 258-278.

4. Служба занятости по Республике Коми [Электронный ресурс]. URL: www.komitrud.ru (дата обращения: 15.02.2015).

5. Юсупова И.В., Власова И.В. Роль и место прогноза баланса трудовых ресурсов, происходящих и ожидаемых на рынке труда Республики Коми // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век : материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.). Кемерово, 2013. С. 128-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.