Научная статья на тему 'Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки'

Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЛИЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ИНВЕСТИЦИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / AGROLEASING / STATE SUPPORT / LEASING PAYMENTS / LEASING COMPANY / INVESTMENTS / AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / THE FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Екатерина Александровна

Определены особенности агролизинга как метода финансирования сельскохозяйственных организаций, состоящие в специфичности объектов (не только технических, но и биологических), и его роль в материально-техническом обеспечении АПК. Рассмотрены отличия лизинговой сделки от кредитного договора. Предложены меры государственной поддержки агролизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROLEASING DEVELOPMENT AS THE ELEMENT OF THE FINANCIALLYCREDIT INFRASTRUCTURE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Features of agroleasing as the method of financing agricultural organizations, consisting in specificity of objects (not only technical, but also biological) and its role in agrarian and industrial complex material support are defined. Differences of the leasing transaction from the credit contract are considered, measures of the state support of agroleasing are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки»

©Шкарупа Е.А., 2012

УДК 631.16 ББК 65.32-21

ОСОБЕННОСТИ АГРОЛИЗИНГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Е.А. Шкарупа

Определены особенности агролизинга как метода финансирования сельскохозяйственных организаций, состоящие в специфичности объектов (не только технических, но и биологических), и его роль в материально-техническом обеспечении АПК. Рассмотрены отличия лизинговой сделки от кредитного договора. Предложены меры государственной поддержки агролизинга.

Ключевые слова: агролизинг, государственная поддержка, лизинговые платежи, лизингодатель, инвестиции, сельскохозяйственные товаропроизводители, федеральный бюджет.

Переход на инновационный путь развития и ускорение технологической модернизации аграрного производства без обновления материально-технической базы не представляется возможным. В современных условиях реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», несмотря на усиление финансовой поддержки АПК, оснащенность сельского хозяйства современными техническими средствами остается очень низкой, что сдерживает развитие отечественного сельскохозяйственного производства и повышение его конкурентоспособность на мировом продовольственном рынке.

Необходимость развития агролизинга обусловлена ограниченными финансовыми возможностями для приобретения сельскохозяйственной техники, что требует присутствия и непосредственного участия государства.

Для продавца оборудования лизинг - это одна из наиболее эффективных форм реализации готовой продукции, для лизингодателя лизинг выступает как вид предпринимательской деятельности, а для лизингополучателя лизинг можно рассматривать как эффективную форму привлечения инвестиций.

Агролизинг необходимо рассматривать с позиции системных взаимоотношений субъектов лизинговых операций и сделок, имеющих для каждого из них свой характер хозяйственных операций и способ решения задач субъектов АПК.

Экономическую сущность агролизинга наиболее полно позволяют раскрыть характерные особенности лизинга в аграрной сфере, связанные с вовлечением в производственный процесс естественно-биологических факторов. Своеобразие лизинга в сельском хозяйстве выражается прежде всего в том, что при традиционных формах лизинговых сделок объектом сделки может выступать только движимое и недвижимое имущество, а при агролизинге наряду с ними - биологические объекты в виде племенного скота, элитных семян и др. Сезонный характер производства и использования объектов агролизинга, особенности земли, территориальная разбросанность производственных объектов, предполагающая преобладание в качестве объектов агролизинга движимого имущества и естественнобиологических факторов, увеличивает хозяйственный риск и зависимость результатов производства от объективных обстоятельств.

В агролизинговой сделке участвуют: производители и собственники сельскохозяйственного оборудования и техники, собственники недвижимости, владельцы скота; финансовокредитные организации; инвесторы, государство; лизингодатели; лизингополучатели - сельскохозяйственные товаропроизводители (см. рис. 1).

Финансово-кредитные

организации

заемные средства финансовые средства

возврат заемных средств и процентов по ним

денежные средства

Лизингодатели

Производители и собственники сельскохозяйственного оборудования и техники, собственники недвижимости, владельцы

лизинговые платежи (денежные средства, продукция)

объект лизинга

Инвесторы, государство

Рис. 1. Субъектно-объектная структура агролизинга :

* Составлено автором.

Суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных собственных и (или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя. При этом лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Второе существенное отличие лизинга от других способов инвестирования заключается в разных правах сторон на предмет сделки. Кредитор не обладает правом собственности на имущество, если оно не является обеспечением кредитного договора (выступает залогом).

Полным собственником лизингового имущества является лизингодатель. По договору лизинга он уступает лизингополучателю лишь право временного пользования принадлежащим ему имуществом. По завершении сделки и всех расчетов по ней лизингополучатель обязан вернуть имущество собственнику.

В этом сходство лизинга с арендой. Однако, в отличие от арендополучателя, лизингополучатель может выкупить имущество и получить право собственности на него по окончании сделки, если такая возможность была изначально предусмотрена договором.

Для предприятий преимущество лизинга состоит в том, что они получают не денежные средства, а непосредственно средства производства, необходимые для обнов-

ления и расширения производственного аппарата. Немаловажно для них и то, что риск физического и морального износа имущества, являющегося предметом лизинга, целиком лежит на лизингодателе.

В лизинге заинтересованы и производители, и поставщики оборудования, так как лизинговые операции служат инструментом расширения рынков сбыта их продукции и увеличения спроса на нее за счет потребителей, которым из-за недостатка средств недоступно приобретение имущества за полную стоимость.

Для инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с кредитом), так как передаваемое в лизинг имущество одновременно служит обеспечением сделки и всегда может быть востребовано лизингодателем.

Для преодоления лизингополучателем последствий сезонности производства и острого дефицита денежной массы в определенный период времени года при расчетах за технику, переходящую в лизинг, допускаются формы натуральной оплаты сельскохозяйственной продукцией.

Лизинговая сделка отличается от кредитного договора по таким параметрам, как:

- расчеты по налогу на добавленную стоимость (НДС по лизинговым платежам принимается к вычету в соответствии с графиком выплат, при кредите же НДС, начисленный поставщиком, принимается

к вычету единовременно при принятии имущества к учету, проценты банка НДС не облагаются);

влияние на величину налога на прибыль (лизинговые платежи включаются в расходы в полном объеме, а проценты по кредиту учитываются только в пределах норм, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации); уплата налога на имущество и транспортного налога (при кредите оба налога уплачиваются предприятием, а при лизинге можно возложить их уплату на лизингодателя);

предпринимательские риски (при лизинге имущество находится в собственности у лизингодателя, то есть оно не может быть продано, заложено, арестовано, изъято, а при кредите имущество находится в собственности предприятия, то есть его можно заложить, продать, но его могут арестовать, изъять) [4, с. 210].

Важным звеном кредитно-финансовой системы АПК является ОАО «Росагроли-зинг», который с 2008 г. является исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе по системе федерального лизинга [3, с. 15].

ОАО «Росагролизинг» осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет технологическое оборудование для хранения и переработки рыбной продукции, а также сельскохозяйственную технику для орошения и мелиорации, оборудование для овощехранилищ, технику для пожаротушения.

Центральное место Госпрограммы занимают мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства, включая пополнение уставных фондов ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг» (см. табл. 1).

Таблица 1

Финансовое обеспечение программных мероприятий развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

в России, млн руб.*

Наименование Годы

2008 2009 2010 2011 2012

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями 2 450 5 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 4 000 2 000 — — —

Всего расходов из федерального бюджета б 450,0 7 360,1 8 450,0 10 297,4 11 547,4

* Составлено по: [1].

В 2008 г. товаропроизводители получили 159,3 млрд рублей. Программой предусмотрено направить государственные финансовые средства на стимулирование освоения сельхозтоваропроизводителями современных аграрных технологий и создание условий для широкомасштабного внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологичных машин и оборудования для различных форм хозяйствования.

К 2012 г. Программа предусматривает рост парка тракторов в 1,4 раза, комбайнов -в 1,35 раза (см. табл. 2).

Однако агролизинг как форма государственной поддержки сельского хозяйства оказался весьма недостаточным. Это объясняется: -несовершенством самой системы распределения финансовых средств федерального лизингового фонда (отсутствует федеральный лизинг во многих регионах РФ);

- технику по лизингу получают в основном стабильно развивающиеся хозяйства, которые представляют незначительную часть сельхозтоваропроизводителей;

- существующие на сегодня объемы лизингового фонда крайне незначительны и покрывают всего 4-5 % потребностей, поэтому в лизинговой деятельности участвуют единицы сельхозтоваропроизводителей и он мало влияет на положение дел в сельском хозяйстве;

- не учитывается специфика крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время существенной проблемой агролизинга является поставка техники по лизингу, которая не отвечает установленным техническим условиям и стандартам.

Другим недостатком агролизинга выступает получение хозяйствами только отдельных машин, а не машинных комплексов, что

приводит к снижению проектных эксплуатационных показателей. Такая система взаимоотношений не способствует заметному повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

На наш взгляд, необходимо использовать преимущества вертикальной интеграции для повышения эффективного использования по целевому назначению средств федерального бюджета и негосударственных инвесторов, а также горизонтальной - для малых форм агробизнеса, объединив их в более крупные формы сельскохозяйственных производственных или потребительских кооперативов, что снимет проблемы загрузки техники и повышения эффективности ее эксплуатации.

Таблица 2

Обновление основных видов сельскохозяйственной техники в РФ *

Наименование Наличие сельскохозяйственной техники, тыс. ед. Годы 2012 г. в % к 2006 г.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Обновление основных видов сельскохозяйственной техники к уровню парка 2007 г., %: - тракторы; 544 523 6,8 7,2 7,8 8,4 9,2 140

- комбайны 182 173 5,7 6,3 7,0 7,7 8,4 135

Количество кормоуборочных комбайнов на 1 000 голов КРС, ед. 1,8 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,4 133,3

* Составлено по: [1].

Выраженная сезонность производства, растянутый во времени производственный цикл и несовпадение рабочего периода с периодом производства - эти факторы требуют особого подхода к кредитованию сельхозтоваропроизводителей и составлению графика расчетов по агролизингу, учитывая неравномерное поступление денежной выручки в течение года и региональных особенностей сельскохозяйственного производства.

Агролизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время по содержанию собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом.

Сервис можно рассматривать не только как квалифицированное обслуживание и ремонт, восстанавливающие работоспособность техники, но как широкий комплекс услуг, оказываемых потребителю в приобретении и

высокопроизводительном использовании средств производства, конечной целью реализации которого является снижение цены потребления технических средств в расчете на единицу работы или продукции [2, с. 110]. Вместе с тем стоимость и рыночная цена техсервиса во многом зависят от формы его реализации, которая, в свою очередь, трансформируется, исходя из меняющихся условий производства, его организации, направлений совершенствования.

В данном контексте технический сервис следует определить как самостоятельное звено воспроизводственного процесса основных фондов сельского хозяйства, а лизинг - как одну из форм организации воспроизводства основных средств АПК, использование которой в хозяйственной системе обусловлено необходимостью обновления материально-технической базы агропромышленного комплек-

са страны в целях обеспечения экономического роста в аграрной сфере на основе современных технологий и инноваций.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему организации финансирования агролизинга с использованием средств федерального бюджета. Так, в системе финансирования лизинга сельскохозяйственной техники часть выделенных ОАО «Росагролизинг» денежных средств из федерального бюджета на лизинг техники направлять напрямую сельхозтоваропроизводителям.

Данная мера даст возможность рационального использования финансовых ресурсов, предоставит более широкие возможности заказывать и получать именно ту сельхозтехнику и оборудование, которые необходимы, а также самостоятельно выбирать производителей и поставщиков данной сельхозтехники.

Меры государственной поддержки агролизинга посредством активизации налоговой и финансово-кредитной политики могут позволить более эффективно регулировать и формировать лизинговые отношения (см. рис. 2).

Меры государственной поддержки агролизинга

Снижение суммы налогов, применение * налоговых льгот. '

Освобождение лизингодателя от уплаты налогов на лизинговые платежи в течение первого года.

Освобождение лизингодателя от уплаты налога на прибыль при сроке действия договора агролизинга не менее 3 лет.

Освобождение лизингодателя от НДС на выполняемые лизинговые услуги

Усиление связи выделяемых инвестиций с результатами сельхозпроизводства.

Субсидирование процентных ставок по лизинговой технике.

Прекращение списания долгов и покрытия убытков товаропроизводителей.

Частичное субсидирование процентной ставки по кредитам

Рис. 2. Меры государственной поддержки агролизинга

Составлено автором.

*

К основным направлениям развития агролизинга можно отнести следующие:

- в посткризисных условиях необходимо формировать и размещать государственный заказ на производство техники, поставляемой производителям сельхозпродукции по договорам федерального лизинга;

- предоставить возможность сельхозпроизводителям передавать продукцию сельского хозяйства в качестве лизинговых платежей по уже заключенным договорам федерального лизинга по фик-

сированным ценам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на начало года, то есть на условиях фьючерсных сделок;

- ограничить доступ зарубежной сельскохозяйственной техники на российский рынок;

- совершенствовать нормативно-правовую базу агролизинга и ее агропромышленное направление.

Реализация предложенных направлений позволит повысить эффективность использования агролизинга и улучшить инвестиционную привлекательность АПК России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.rshb.ru/ gosprograms/now/agro.php. - Загл. с экрана.

2. Козлов, Д. В. Обеспечение сельскохозяйственной техникой и оборудованием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан на условиях лизинга с привлечением государственных инвестиций / Д. В. Козлов // Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2007. - С. 110-112.

3. Трушин, Ю. В. Экономическое регулирование сельского хозяйства Российской Федерации на основе развития системы кредитования : авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук / Ю. В. Трушин ; ГНУ «Всерос. науч.-исслед. ин-т организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН». - М., 2010. - 40 с.

4. Юшкевич, Т. В. Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики / Т. В. Юшкевич // Материалы 4 (15) Междунар. науч. конф., 17-18 февраля 2011 года : сб. докл. Т. 1 / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н. П. Радковской. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011.- С. 208-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AGROLEASING DEVELOPMENT AS THE ELEMENT OF THE FINANCIALLY-CREDIT INFRASTRUCTURE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

E.A. Shkarupa

Features of agroleasing as the method of financing agricultural organizations, consisting in specificity of objects (not only technical, but also biological) and its role in agrarian and industrial complex material support are defined. Differences of the leasing transaction from the credit contract are considered, measures of the state support of agroleasing are offered.

Key words: agroleasing, state support, leasing payments, leasing company, investments, agricultural commodity producers, the federal budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.