ГАДЖИГИШИЕВ XT.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В АПК
В настоящей статье рассматриваются основные элементы системы лизинговых отношений, представлены организационные модели агролизинга и приводится их характеристика.
GADZШGISШE V Н.а
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF LEASING RELATIONS IN AGRICULTURE
This article discusses the basic elements of leasing, represented AGROLEASING organizational models and describe their characteristics.
Ключевые слова: системы лизинговых отношений, экономическая система, лизинг, агролизинг, агрохолдинг, концепция, организационная структура.
Keywords: system of leasing, the economic system, leasing, agroleasing, agricultural holding, the concept, the organizational structure.
Система лизинговых отношений, как и любая другая открытая экономическая система, состоит из определенного числа элементов и компонентов. Элементы и компоненты находятся в определенной связи и взаимосвязи между собой, в некоторые моменты (а в отдельных случаях и постоянно) оказывая друг на друга функциональное воздействие.
Система лизинговых отношений вбирает в себя, по меньшей мере, восемь основных элементов, среди которых:
❖ субъекты и объекты лизинга;
❖ содержание лизинга^
❖ процедуры3;
— 4
❖ лизинговые платежи ;
❖ правовое регулирование5, см. рис. 1.
Элементы системы лизинговых отношений функционируют и развиваются под воздействием многообразной гаммы факторов. Можно выделить факторы как макроэкономического характера, так и внутреннего, внутрисистемного толка. Применительно к агролизингу среди внешних факторов (мак-
2 понятия, функции, принципы, виды и формы, финансирование, преобразование собственности, наём имущества, поставки
3 конкурс на право лизинга, экспертиза проектов, цена объекта лизинга, процентный ставки, оценка рисков, договоры, реклама
4 состав, размер, виды и формы, график, закрытые сделки, порядок выкупа имущества, методика расчетов
5 нормативные акты, договорные отношения, статус партнеров, мотивация, формы самоуправления, информационное обеспечение
роэкономического характера) нами изучались внешнеэкономические факто-
6
ры .
Субъекты Правовое регулирование
Объекты / \ ЛИЗИНГ \ У Лизинговые платежи
Предложение Содержание
Процедуры Спрос
Рис. 1. Системализинговых отношений.
Анализу подвергались и рыночные факторы, среди которых:
❖ формы рынка лизинговых и агротехсервисных услуг;
❖ динамика спроса и предложения на технику и оборудование, передаваемых в лизинг;
❖ жизненные циклы спроса на объекты лизинга;
❖ цены на факторы производства;
❖ антимонопольное законодательство.
Среди факторов конкуренции, несмотря на монопольное положение ОАО «Росагролизинг», нами рассматривались такие из них, как:
❖ соперничество, уязвимость конкурентов,
❖ скорость предпринимательских реакций,
❖ доля на рынке,
❖ имидж организации,
❖ появление новых конкурентов,
❖ шансы на успех,
❖ темпы обновления объектов лизинговых сделок. Диагностируя влияние многообразных факторов на элементы системы
лизинговых отношений был сделан вывод, что не все из них способны противостоять в силу своего несовершенства их экстремальному воздействию. Наиболее уязвимы в этой системе:
❖ элемент - субъекты лизинга: сельхозтоваропроизводители - лизингополучатели);
❖ элемент - процедуры: в части цены объекта лизинга и процентной ставки);
❖ элемент - правовое регулирование: действующее лизинговое законо-
6 темпы инфляции и дефляции, бюджетный баланс, стабильность курса рубля, ставки по кредитам, тарифы на транспортные услуги, налоговые ставки, паритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, развитие агросервисной структуры, государственный протекционизм
дательство не учитывает специфику сельскохозяйственного производства).
Что касается взаимодействия субъектов лизинговых отношений, то следует особо подчеркнуть возможности лизинга инновационной техники и технологий в аграрной сфере, поскольку он позволяет связать их в единый комплекс - объединить интересы производителей, потребителей и разработчиков. Такого рода взаимоотношения, когда в лизинговую схему, наряду с сельхозтоваропроизводителями, включаются предприятия-переработчики и предприятия оптовой торговли, могут в значительной степени укрепить позиции непосредственно производителя сельхозсырья -лизингополучателя. При такой схеме возможно использование, так называемого дифференцированного, лизинга, когда партнеры учитывают финансовое состояние сельхозтоваропроизводителя и позволяют ему осуществлять лизинговые платежи в натуральной и смешанной формах. В таком случае лизинговые платежи могут возмещаться непосредственно не самим лизингополучателем, а предприятием-переработчиком сырья в счет договоров поставок сельхозпродукции. Другими словами, за счет этого может быть усилена эффективность элемента - субъекты лизинговых отношений.
Принципиальная схема агролизинга может быть представлена следующим образом, см. рис. 2.
Рис. 2. Принципиальная схема агролизинга.
Центральный блок схемы - это своего рода лизинговый центр, другими словами - структура, организующая и обеспечивающая агролизинг.
Учитывая тот факт, что пользователи услуг агролизинга (на схеме это блок 2), как привило, разобщены территориально и не располагают необходимыми мощностями для сервисного обслуживания и ремонта сельскохозяй-
ственной техники, то функции лизингового центра должны быть значительно шире тех, которые выполняет обычная коммерческая лизинговая фирма.
Третий блок представляет изготовителей и поставщиков новой техники и технологий и формирует вместе с блоками 1 и 2 своего рода основную вертикаль лизинговой сделки. Блоки 4 и 5 (инвесторы и финансовые институты) обеспечивают финансирование лизингового механизма. Блок 6 отражает роль органов государственного управления, которые могут предоставлять централизованное бюджетное финансирование, решать вопросы, связанные с различного рода льготами как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В случаях осуществления лизинговых сделок с зарубежными поставщиками государственные структуры могут выступать в качестве гарантов целостно -сти и надежности реализации договорных отношений.
В тех случаях, когда договор агролизинга предусматривает возможность оплаты услуг полностью или частично в компенсационной форме, в вышеприведенную схему включаются блоки 7, 8 и 9. Такой подход стимулирует непосредственное взаимодействие лизингодателя с переработчиками и торговлей. Причем предприятия указанных блоков могут сами стать участниками лизинговой фирмы и выполнять функции инвесторов.
Легко заметить, что при реализации такой схемы агролизинга соблюдаются такие принципы, как равноправие договорных отношений, целенаправленность и конкретность, экономичность, имущественная ответственность, экономическая заинтересованность и добровольность отношений.
Налицо сочетание интересов изготовителей сельскохозяйственной техники, ее потребителей и лизинговой структуры.
Получаемый при этом эффект объясняется рядом причин: наряду с традиционными преимуществами лизинга перед другими формами и вариантами приобретения техники в этой схеме просматриваются и особые льготы,
7
которые предоставляются агропромышленному комплексу .
Так выглядит своего рода «идеальная» (теоретическая) схема. Что касается практического опыта, то желаемого положительного эффекта общая схема пока не дала. Среди причин нарушения основных принципов и снижения эффективности лизинговых отношений можно выделить следующие:
❖ реализация государственной политики технического оснащения и техперевооружения сельского хозяйства осуществляется через монопольные структуры ОАО «Росагролизинг» ;
❖ фактическое отсутствие регионального рынка агролизинговых ус-
9
ЛУГ
❖ по сути, лизинг становится фиктивным, превращаясь в жестко регулируемый, централизованно распределяемый кредит, а, следовательно, его преимущества не могут быть реализованы с полной эф-
7 использование бюджетных ресурсов, фьючерсных сделок, возможность натуроплаты услуг, отсрочка лизинговых платежей, равномерное возмещение стоимости имущества, переданного в лизинг без учета инфляции и др.
8 госрегулирование сводится к детальной регламентации всех процессов, административному распределению централизованных ресурсов, квотированию поставок техники и т.д.
9 наблюдается монопольное положение уполномоченных компаний
фективностью;
❖ в отдельных регионах нормативно-правовые документы регулируют списание задолженностей сельхозпредприятий перед лизинговыми фирмами;
❖ лизинговые фирмы, контролируемые государственными структурами, практически не взаимодействуют с переработчиками и предприятиями торговли.
При данной схеме лизинговых отношений не могут проявиться такие специфические характеристики лизинга, как ведущая роль пользователя, гибкость, следовательно, не реализуется его потенциальные возможности. В современных условиях государственная поддержка развития лизинга в аграрной сфере просто необходима, но возможны и иные формы ее организации, более гибкие и разнообразные.
Среди инновационных подходов можно выделить несколько схем организации агролизинга:
❖ при ведущей роли изготовителя сельхозтехники и оборудования;
❖ реализация лизинга в рамках финансово-промышленной группы;
❖ создание регионального агрохолдинга с лизинговой компанией, снабженческими, ремонтно-техническими и агросервисными структурами.
Рис. 3. Схема организации агролизинга при ведущей роли предприятия-изготовителя.
В первой схеме (рис. 3) ведущая роль в организации агролизинга отводится российским предприятиям сельхозмашиностроения, которые, в первую очередь, заинтересованы в сохранении и расширении рынков сбыта своей продукции. Они могут выступать в качестве учредителей лизинговых компаний и предоставить в качестве вклада в уставный капитал собственную продукцию, которая и будет передаваться в лизинг. При такой схеме возможно привлечение перерабатывающих предприятий в число учредителей, кроме того, они могут включаться и в договор лизинга, частично выплачивая лизинговые платежи. Отличительной особенностью такого варианта является то,
что изготовитель техники и оборудования не только реализует свою продукцию по договору купли-продажи лизинговой компании, но и в то же время является ее учредителем. Другой характерной чертой является включение переработчиков в лизинговую цепочку, что придает ей целостность. Не исключается и возможность участия в учреждении лизинговой компании и самих пользователей объекта лизинга, т.е. лизингополучателей. В зависимости от размера учредительного взноса, сельхозтоваропроизводители будут иметь определенные преимущества при получении объектов в лизинг.
Во второй схеме, приведенной на рис. 4, предприятие-изготовитель находится в составе финансово-промышленной группы, где есть и банк, и, следовательно, условия привлечения заемных средств должны быть значительно мягче. Расчеты за объекты лизинговых сделок предполагаются с использованием льготного кредитования, установленного органами государственного управления. Лизинговая компания в составе финансово-промышленной группы создает сеть филиалов и работает с пользователями через эти структуры. Учитывая территориальную разобщенность лизингополучателей, такую организационную деятельность следует признать оправданной, см. рис. 4.
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА
Лизинговая фирма
1
Филиал лизинговой фирмы — Филиал лизинговой фирмы - Филиал лизинговой фирмы — -I
ц- ц- ц-
"I. - 'I. 'I.
1
Лизингополучатели на территории -1 Лизингополучат ели на территории | Лизингополучатели на территории -1 -I
■л- Н- ■л-
■л- ■л- ■л-
Рис. 4. Организация деятельности лизинговой фирмы при территориальной разобщенности пользователей.
В процессе исследования была разработана концепция формирования холдинга по материально-техническому обеспечению. Цель создания: дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, формирование эффективного производственно-технологического сервиса, проведение единой технологической политики в сфере обслуживания сельских товаропроизводителей, развитие лизинговой деятельности и др. В холдинг могут войти все районные агроснабы, ремтехпредприятия, машинно-технологические станции, агрофирмы, другие дочерние предприятия (рис. 5).
Для создания холдинга не потребуется дополнительных финансовых средств, так как базы снабжения и ремонтно-технические предприятия могут уже иметь складские помещения, отлаженную товаропроводящую сеть, подготовленные высокообразованные кадры, знающие проблемы АПК.
Холдинг сможет контролировать финансовые и товарные потоки, станет непосредственным координатором реализации стратегического плана развития АПК региона и исполнителем ежегодного постановления о поддержке АПК за счет бюджетных ассигнований в части создания и серийного производства новых видов машин, оборудования, технологий восстановления деталей, технического перевооружения агропредприятий, а также рационального и эффективного использования технических субсидий и лизингового фонда.
Рис. 5. Организационная структура агрохолдинга.
К основным функциям создаваемого холдинга следует отнести:
❖ организация необходимых видов работ совместно с Минсельхозом региона по созданию сезонных запасов материально-технических средств для АПК;
❖ совершенствование, координация и контроль сети головных технических центров и их филиалов по региону с целью проведения работ по предпродажной подготовке реализуемой техники, ее гарантийному обслуживанию и реализации запасных частей;
❖ внедрение прогрессивных технологий, нового ремонтно-технологического оборудования, оснастки и инструмента в ремонт-но-обслуживающем производстве сельскохозяйственной техники;
❖ совместно с Минсельхозом региона участие в формировании МТС, уборочно-транспортных отрядов, пунктов проката техники и продажи подержанных машин и оборудования (включая вторичный лизинг);
❖ организация работ по заключению договоров с заводами- изготовителями (лизингодателями);
❖ проведение маркетинговых исследований рынка материально- технических ресурсов и мониторинг рынка агролизинговых услуг;
❖ создание оптовых рынков материально-технических ресурсов и вы-
ставок техники и оборудования;
❖ развитие сети стационарных и передвижных магазинов, мелкооптовой и розничной торговли продукцией производственно-технического назначения и др.
Взаимодействие внутри холдинга снабженческих структур, ремонтно-технических предприятий, службами агротехсервиса будет способствовать развитию лизингового потенциала территории и совершенствованию агроли-зинговых отношений в регионе. Создание агрохолдинга позволит в более сокращенные и сжатые сроки сформировать цивилизованный региональный рынок агролизинговых услуг.
При такой схеме взаимодействия партнеров считаем целесообразным, чтобы техника по лизингу (с использованием бюджетных средств) поступала в централизованном порядке крупным агропромышленным формированиям по типу агропромтехснаблизинг, которые будут ее распределять по агрофирмам (другим структурам, т.е. непосредственно лизингополучателям). В агрофирмы должны поступать не отдельные машины или их случайный набор, а упорядоченные машинные комплексы для выполнения всех полевых работ в соответствии с севооборотом. Такие комплексы должны, в первую очередь, сосредотачиваться в машинно-технологических станциях агрофирм (других интегрированных формирований).
С созданием агрохолдинга, наряду со средствами, выделяемыми из бюджета в форме бюджетного кредита, а также технических субсидий, будут привлекаться и средства холдинга, полученные в результате собственной коммерческой деятельности, которые будут использоваться для систематического приобретения по лизингу тракторов, комбайнов, другой сложной техники. В свою очередь, агрохолдинг по возможности может продавать эту технику агрофирмам в рассрочку. Техника продается на три года под 3-5% годовых от цены машины, тогда как общая сумма «накруток» в системе российского агролизинга составляет, по меньшей мере, 25-40% к балансовой цене машины.
Нельзя не согласиться и с точкой зрения ведущих экономистов-аграрников, которая заключается в том, что необходимо пересмотреть лизинговую политику государства в части расширения круга поставщиков сельскохозяйственной техники на лизинговой основе10.
Организационная схема поставок техники по лизингу с участием региональных агрохолдингов представлена на рис. 6. Настоящая схема движения финансовых средств и поставок сельскохозяйственной техники по лизингу наиболее оптимальна и экономически целесообразна.
Система лизинговых отношений постоянно изменяется и совершенствуется, появляются новые элементы и компоненты.
Исследования показывают, что большинство элементов системы лизинговых отношений все же не в полной мере учитывают особенности агропромышленного комплекса. Требует дополнительного осмысления само содер-
10 будут затронуты элементы системы лизинговых отношений - спрос и предложение
жание агролизинга (функции, принципы, виды и формы), необходимы новые подходы к совершенствованию его процедуры (с учетом иерархичности механизма лизинга), возможен поиск механизмов повышения эффективности взаимодействия в звене «лизингодатель - лизингополучатель». Необходима целенаправленная работа по разработке эффективных схем правового регулирования, адекватного специфике отрасли.
_Литература_
1. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. - 336 с.
2. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. A.M. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 320 с.
3. Советова Н.П., Пахолков H.A. Организация управления лизингом в региональном АПК/Под общ. ред. H.A. Пахолкова. - Вологда: ВоГТУ, 2004.-155 с.
4. Шабашев В.А., Федулова Е.А., Кошкин A.B. Лизинг: основы теории и практики: Учеб.пособие / Под ред. проф. Г.П. Подшиваленко. - М.: КНО-РУС,2004.-192с.