Научная статья на тему 'Организационные аспекты совершенствования системы лизинговых отношений в АПК'

Организационные аспекты совершенствования системы лизинговых отношений в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛИЗИНГ / АГРОЛИЗИНГ / АГРОХОЛДИНГ / КОНЦЕПЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / SYSTEM OF LEASING / ECONOMIC SYSTEM / AGROLEASING / AGRICULTURAL HOLDING / CONCEPT / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджигишиев Хасбулла Гаджигишиевич

В настоящей статье рассматриваются основные элементы системы лизинговых отношений, представлены организационные модели агролизинга и приводится их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF LEASING RELATIONS IN AGRICULTURE

This article discusses the basic elements of leasing, represented AGROLEASING organizational models and describe their characteristics.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты совершенствования системы лизинговых отношений в АПК»

ГАДЖИГИШИЕВ XT.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

В настоящей статье рассматриваются основные элементы системы лизинговых отношений, представлены организационные модели агролизинга и приводится их характеристика.

GADZШGISШE V Н.а

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF LEASING RELATIONS IN AGRICULTURE

This article discusses the basic elements of leasing, represented AGROLEASING organizational models and describe their characteristics.

Ключевые слова: системы лизинговых отношений, экономическая система, лизинг, агролизинг, агрохолдинг, концепция, организационная структура.

Keywords: system of leasing, the economic system, leasing, agroleasing, agricultural holding, the concept, the organizational structure.

Система лизинговых отношений, как и любая другая открытая экономическая система, состоит из определенного числа элементов и компонентов. Элементы и компоненты находятся в определенной связи и взаимосвязи между собой, в некоторые моменты (а в отдельных случаях и постоянно) оказывая друг на друга функциональное воздействие.

Система лизинговых отношений вбирает в себя, по меньшей мере, восемь основных элементов, среди которых:

❖ субъекты и объекты лизинга;

❖ содержание лизинга^

❖ процедуры3;

— 4

❖ лизинговые платежи ;

❖ правовое регулирование5, см. рис. 1.

Элементы системы лизинговых отношений функционируют и развиваются под воздействием многообразной гаммы факторов. Можно выделить факторы как макроэкономического характера, так и внутреннего, внутрисистемного толка. Применительно к агролизингу среди внешних факторов (мак-

2 понятия, функции, принципы, виды и формы, финансирование, преобразование собственности, наём имущества, поставки

3 конкурс на право лизинга, экспертиза проектов, цена объекта лизинга, процентный ставки, оценка рисков, договоры, реклама

4 состав, размер, виды и формы, график, закрытые сделки, порядок выкупа имущества, методика расчетов

5 нормативные акты, договорные отношения, статус партнеров, мотивация, формы самоуправления, информационное обеспечение

роэкономического характера) нами изучались внешнеэкономические факто-

6

ры .

Субъекты Правовое регулирование

Объекты / \ ЛИЗИНГ \ У Лизинговые платежи

Предложение Содержание

Процедуры Спрос

Рис. 1. Системализинговых отношений.

Анализу подвергались и рыночные факторы, среди которых:

❖ формы рынка лизинговых и агротехсервисных услуг;

❖ динамика спроса и предложения на технику и оборудование, передаваемых в лизинг;

❖ жизненные циклы спроса на объекты лизинга;

❖ цены на факторы производства;

❖ антимонопольное законодательство.

Среди факторов конкуренции, несмотря на монопольное положение ОАО «Росагролизинг», нами рассматривались такие из них, как:

❖ соперничество, уязвимость конкурентов,

❖ скорость предпринимательских реакций,

❖ доля на рынке,

❖ имидж организации,

❖ появление новых конкурентов,

❖ шансы на успех,

❖ темпы обновления объектов лизинговых сделок. Диагностируя влияние многообразных факторов на элементы системы

лизинговых отношений был сделан вывод, что не все из них способны противостоять в силу своего несовершенства их экстремальному воздействию. Наиболее уязвимы в этой системе:

❖ элемент - субъекты лизинга: сельхозтоваропроизводители - лизингополучатели);

❖ элемент - процедуры: в части цены объекта лизинга и процентной ставки);

❖ элемент - правовое регулирование: действующее лизинговое законо-

6 темпы инфляции и дефляции, бюджетный баланс, стабильность курса рубля, ставки по кредитам, тарифы на транспортные услуги, налоговые ставки, паритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, развитие агросервисной структуры, государственный протекционизм

дательство не учитывает специфику сельскохозяйственного производства).

Что касается взаимодействия субъектов лизинговых отношений, то следует особо подчеркнуть возможности лизинга инновационной техники и технологий в аграрной сфере, поскольку он позволяет связать их в единый комплекс - объединить интересы производителей, потребителей и разработчиков. Такого рода взаимоотношения, когда в лизинговую схему, наряду с сельхозтоваропроизводителями, включаются предприятия-переработчики и предприятия оптовой торговли, могут в значительной степени укрепить позиции непосредственно производителя сельхозсырья -лизингополучателя. При такой схеме возможно использование, так называемого дифференцированного, лизинга, когда партнеры учитывают финансовое состояние сельхозтоваропроизводителя и позволяют ему осуществлять лизинговые платежи в натуральной и смешанной формах. В таком случае лизинговые платежи могут возмещаться непосредственно не самим лизингополучателем, а предприятием-переработчиком сырья в счет договоров поставок сельхозпродукции. Другими словами, за счет этого может быть усилена эффективность элемента - субъекты лизинговых отношений.

Принципиальная схема агролизинга может быть представлена следующим образом, см. рис. 2.

Рис. 2. Принципиальная схема агролизинга.

Центральный блок схемы - это своего рода лизинговый центр, другими словами - структура, организующая и обеспечивающая агролизинг.

Учитывая тот факт, что пользователи услуг агролизинга (на схеме это блок 2), как привило, разобщены территориально и не располагают необходимыми мощностями для сервисного обслуживания и ремонта сельскохозяй-

ственной техники, то функции лизингового центра должны быть значительно шире тех, которые выполняет обычная коммерческая лизинговая фирма.

Третий блок представляет изготовителей и поставщиков новой техники и технологий и формирует вместе с блоками 1 и 2 своего рода основную вертикаль лизинговой сделки. Блоки 4 и 5 (инвесторы и финансовые институты) обеспечивают финансирование лизингового механизма. Блок 6 отражает роль органов государственного управления, которые могут предоставлять централизованное бюджетное финансирование, решать вопросы, связанные с различного рода льготами как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В случаях осуществления лизинговых сделок с зарубежными поставщиками государственные структуры могут выступать в качестве гарантов целостно -сти и надежности реализации договорных отношений.

В тех случаях, когда договор агролизинга предусматривает возможность оплаты услуг полностью или частично в компенсационной форме, в вышеприведенную схему включаются блоки 7, 8 и 9. Такой подход стимулирует непосредственное взаимодействие лизингодателя с переработчиками и торговлей. Причем предприятия указанных блоков могут сами стать участниками лизинговой фирмы и выполнять функции инвесторов.

Легко заметить, что при реализации такой схемы агролизинга соблюдаются такие принципы, как равноправие договорных отношений, целенаправленность и конкретность, экономичность, имущественная ответственность, экономическая заинтересованность и добровольность отношений.

Налицо сочетание интересов изготовителей сельскохозяйственной техники, ее потребителей и лизинговой структуры.

Получаемый при этом эффект объясняется рядом причин: наряду с традиционными преимуществами лизинга перед другими формами и вариантами приобретения техники в этой схеме просматриваются и особые льготы,

7

которые предоставляются агропромышленному комплексу .

Так выглядит своего рода «идеальная» (теоретическая) схема. Что касается практического опыта, то желаемого положительного эффекта общая схема пока не дала. Среди причин нарушения основных принципов и снижения эффективности лизинговых отношений можно выделить следующие:

❖ реализация государственной политики технического оснащения и техперевооружения сельского хозяйства осуществляется через монопольные структуры ОАО «Росагролизинг» ;

❖ фактическое отсутствие регионального рынка агролизинговых ус-

9

ЛУГ

❖ по сути, лизинг становится фиктивным, превращаясь в жестко регулируемый, централизованно распределяемый кредит, а, следовательно, его преимущества не могут быть реализованы с полной эф-

7 использование бюджетных ресурсов, фьючерсных сделок, возможность натуроплаты услуг, отсрочка лизинговых платежей, равномерное возмещение стоимости имущества, переданного в лизинг без учета инфляции и др.

8 госрегулирование сводится к детальной регламентации всех процессов, административному распределению централизованных ресурсов, квотированию поставок техники и т.д.

9 наблюдается монопольное положение уполномоченных компаний

фективностью;

❖ в отдельных регионах нормативно-правовые документы регулируют списание задолженностей сельхозпредприятий перед лизинговыми фирмами;

❖ лизинговые фирмы, контролируемые государственными структурами, практически не взаимодействуют с переработчиками и предприятиями торговли.

При данной схеме лизинговых отношений не могут проявиться такие специфические характеристики лизинга, как ведущая роль пользователя, гибкость, следовательно, не реализуется его потенциальные возможности. В современных условиях государственная поддержка развития лизинга в аграрной сфере просто необходима, но возможны и иные формы ее организации, более гибкие и разнообразные.

Среди инновационных подходов можно выделить несколько схем организации агролизинга:

❖ при ведущей роли изготовителя сельхозтехники и оборудования;

❖ реализация лизинга в рамках финансово-промышленной группы;

❖ создание регионального агрохолдинга с лизинговой компанией, снабженческими, ремонтно-техническими и агросервисными структурами.

Рис. 3. Схема организации агролизинга при ведущей роли предприятия-изготовителя.

В первой схеме (рис. 3) ведущая роль в организации агролизинга отводится российским предприятиям сельхозмашиностроения, которые, в первую очередь, заинтересованы в сохранении и расширении рынков сбыта своей продукции. Они могут выступать в качестве учредителей лизинговых компаний и предоставить в качестве вклада в уставный капитал собственную продукцию, которая и будет передаваться в лизинг. При такой схеме возможно привлечение перерабатывающих предприятий в число учредителей, кроме того, они могут включаться и в договор лизинга, частично выплачивая лизинговые платежи. Отличительной особенностью такого варианта является то,

что изготовитель техники и оборудования не только реализует свою продукцию по договору купли-продажи лизинговой компании, но и в то же время является ее учредителем. Другой характерной чертой является включение переработчиков в лизинговую цепочку, что придает ей целостность. Не исключается и возможность участия в учреждении лизинговой компании и самих пользователей объекта лизинга, т.е. лизингополучателей. В зависимости от размера учредительного взноса, сельхозтоваропроизводители будут иметь определенные преимущества при получении объектов в лизинг.

Во второй схеме, приведенной на рис. 4, предприятие-изготовитель находится в составе финансово-промышленной группы, где есть и банк, и, следовательно, условия привлечения заемных средств должны быть значительно мягче. Расчеты за объекты лизинговых сделок предполагаются с использованием льготного кредитования, установленного органами государственного управления. Лизинговая компания в составе финансово-промышленной группы создает сеть филиалов и работает с пользователями через эти структуры. Учитывая территориальную разобщенность лизингополучателей, такую организационную деятельность следует признать оправданной, см. рис. 4.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА

Лизинговая фирма

1

Филиал лизинговой фирмы — Филиал лизинговой фирмы - Филиал лизинговой фирмы — -I

ц- ц- ц-

"I. - 'I. 'I.

1

Лизингополучатели на территории -1 Лизингополучат ели на территории | Лизингополучатели на территории -1 -I

■л- Н- ■л-

■л- ■л- ■л-

Рис. 4. Организация деятельности лизинговой фирмы при территориальной разобщенности пользователей.

В процессе исследования была разработана концепция формирования холдинга по материально-техническому обеспечению. Цель создания: дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, формирование эффективного производственно-технологического сервиса, проведение единой технологической политики в сфере обслуживания сельских товаропроизводителей, развитие лизинговой деятельности и др. В холдинг могут войти все районные агроснабы, ремтехпредприятия, машинно-технологические станции, агрофирмы, другие дочерние предприятия (рис. 5).

Для создания холдинга не потребуется дополнительных финансовых средств, так как базы снабжения и ремонтно-технические предприятия могут уже иметь складские помещения, отлаженную товаропроводящую сеть, подготовленные высокообразованные кадры, знающие проблемы АПК.

Холдинг сможет контролировать финансовые и товарные потоки, станет непосредственным координатором реализации стратегического плана развития АПК региона и исполнителем ежегодного постановления о поддержке АПК за счет бюджетных ассигнований в части создания и серийного производства новых видов машин, оборудования, технологий восстановления деталей, технического перевооружения агропредприятий, а также рационального и эффективного использования технических субсидий и лизингового фонда.

Рис. 5. Организационная структура агрохолдинга.

К основным функциям создаваемого холдинга следует отнести:

❖ организация необходимых видов работ совместно с Минсельхозом региона по созданию сезонных запасов материально-технических средств для АПК;

❖ совершенствование, координация и контроль сети головных технических центров и их филиалов по региону с целью проведения работ по предпродажной подготовке реализуемой техники, ее гарантийному обслуживанию и реализации запасных частей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ внедрение прогрессивных технологий, нового ремонтно-технологического оборудования, оснастки и инструмента в ремонт-но-обслуживающем производстве сельскохозяйственной техники;

❖ совместно с Минсельхозом региона участие в формировании МТС, уборочно-транспортных отрядов, пунктов проката техники и продажи подержанных машин и оборудования (включая вторичный лизинг);

❖ организация работ по заключению договоров с заводами- изготовителями (лизингодателями);

❖ проведение маркетинговых исследований рынка материально- технических ресурсов и мониторинг рынка агролизинговых услуг;

❖ создание оптовых рынков материально-технических ресурсов и вы-

ставок техники и оборудования;

❖ развитие сети стационарных и передвижных магазинов, мелкооптовой и розничной торговли продукцией производственно-технического назначения и др.

Взаимодействие внутри холдинга снабженческих структур, ремонтно-технических предприятий, службами агротехсервиса будет способствовать развитию лизингового потенциала территории и совершенствованию агроли-зинговых отношений в регионе. Создание агрохолдинга позволит в более сокращенные и сжатые сроки сформировать цивилизованный региональный рынок агролизинговых услуг.

При такой схеме взаимодействия партнеров считаем целесообразным, чтобы техника по лизингу (с использованием бюджетных средств) поступала в централизованном порядке крупным агропромышленным формированиям по типу агропромтехснаблизинг, которые будут ее распределять по агрофирмам (другим структурам, т.е. непосредственно лизингополучателям). В агрофирмы должны поступать не отдельные машины или их случайный набор, а упорядоченные машинные комплексы для выполнения всех полевых работ в соответствии с севооборотом. Такие комплексы должны, в первую очередь, сосредотачиваться в машинно-технологических станциях агрофирм (других интегрированных формирований).

С созданием агрохолдинга, наряду со средствами, выделяемыми из бюджета в форме бюджетного кредита, а также технических субсидий, будут привлекаться и средства холдинга, полученные в результате собственной коммерческой деятельности, которые будут использоваться для систематического приобретения по лизингу тракторов, комбайнов, другой сложной техники. В свою очередь, агрохолдинг по возможности может продавать эту технику агрофирмам в рассрочку. Техника продается на три года под 3-5% годовых от цены машины, тогда как общая сумма «накруток» в системе российского агролизинга составляет, по меньшей мере, 25-40% к балансовой цене машины.

Нельзя не согласиться и с точкой зрения ведущих экономистов-аграрников, которая заключается в том, что необходимо пересмотреть лизинговую политику государства в части расширения круга поставщиков сельскохозяйственной техники на лизинговой основе10.

Организационная схема поставок техники по лизингу с участием региональных агрохолдингов представлена на рис. 6. Настоящая схема движения финансовых средств и поставок сельскохозяйственной техники по лизингу наиболее оптимальна и экономически целесообразна.

Система лизинговых отношений постоянно изменяется и совершенствуется, появляются новые элементы и компоненты.

Исследования показывают, что большинство элементов системы лизинговых отношений все же не в полной мере учитывают особенности агропромышленного комплекса. Требует дополнительного осмысления само содер-

10 будут затронуты элементы системы лизинговых отношений - спрос и предложение

жание агролизинга (функции, принципы, виды и формы), необходимы новые подходы к совершенствованию его процедуры (с учетом иерархичности механизма лизинга), возможен поиск механизмов повышения эффективности взаимодействия в звене «лизингодатель - лизингополучатель». Необходима целенаправленная работа по разработке эффективных схем правового регулирования, адекватного специфике отрасли.

_Литература_

1. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. - 336 с.

2. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. A.M. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 320 с.

3. Советова Н.П., Пахолков H.A. Организация управления лизингом в региональном АПК/Под общ. ред. H.A. Пахолкова. - Вологда: ВоГТУ, 2004.-155 с.

4. Шабашев В.А., Федулова Е.А., Кошкин A.B. Лизинг: основы теории и практики: Учеб.пособие / Под ред. проф. Г.П. Подшиваленко. - М.: КНО-РУС,2004.-192с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.