9. Попов Н.С., Мильруц Р.П, Чуксина Л.Н. Методика разработки мультимедийных учебных пособий: монография. - М.: Машиностроение-1, 2002. - С. 11-12.
10. http://cars.clan.su/
11. http: //pixar.wikia. com
12. http://htmlweb.ru/html/bhtml.php
Поступила в редакцию 25.01.2013. В окончательном варианте 15.03.2013.
UDK 378.14
Е-ТЕХТВООК AND VIDEO TEXT
I. U. Sukhanova1, Т. A. Filonenko2
Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
This article is devoted to the problem of electronic textbook creation for ESL students. Using original movies is very important but teachers should focus on cross-cultural aspect to provide clear perception, because non-native speakers are usually unaware of local peculiarities: people, facts, places. The conclusions are proved by numerous examples. Key words: e-textbook, cross-cultural competence, cross-cultural communication.
Original article submitted 25.01.2013. Revision submitted 15.03.2013.
Irina Y. Sukhanova, candidate of philology, associate professor, Department of Foreign Languages.
Tatiana A. Filonenko, candidate of philology, associate professor, Department of Foreign Languages.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Е.О. Тарасова 1
Самарский государственный университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены аспекты адаптации студентов первого курса в вузе. Представлены результаты исследования процесса адаптации студентов к учебной деятельности и академической группе.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность.
Одним из важных направлений воспитательной деятельности любого образовательного учреждения является помощь в адаптации студентов и учащихся к новой системе обучения. И вуз в этом отношении - не исключение. В эффективной адапта-
1 Елена Олеговна Тарасова, старший преподаватель кафедры педагогики и управления
социальными системами.
ции заинтересованы не только сами студенты первого курса и их родители, но и преподаватели, сотрудники, руководство факультетов и вуза.
Задачей отделов воспитательной работы, психологической службы, кураторов и преподавателей, работающих с первокурсниками, является содействие в их быстром и успешном приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения.
Почему же так важно изучать и управлять процессом адаптации?
Во-первых, это дает возможность осуществить проверку психологической готовности юношей и девушек к обучению, спрогнозировать вероятность их дальнейшего интеллектуального развития и, соответственно, успеваемости.
Во-вторых, успешное начало может позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и одногруппниками, помочь первокурснику включиться в научную деятельность, стать членом студенческих коллективов и объединений, активистом факультетской и вузовской общественной жизни.
В-третьих, успешная адаптация позволит повысить стрессоустойчивость студентов, что должно положительно сказаться на их эмоциональном состоянии, повысить самооценку, уверенность.
Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что от успешности адаптации студента к вузу во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Результатом или итогом процесса адаптации является адаптированность - определенное состояние личности, достижение которого зависит от выбора стратегий адаптивного поведения в ситуациях взаимодействия.
При изучении процесса адаптации студентов к обучению в высших учебных заведениях выделяют четыре аспекта: психофизиологический, социальный, педагогический и профессиональный.
1. Психофизиологический аспект связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков.
2. Социальный аспект затрагивает взаимодействие студентов со средой и привыканием к новому коллективу.
3. Педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения.
4. Профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности [2].
Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от различных факторов (личностные качества студента, довузовская подготовка, специфика учебного заведения и т.д.).
Анализ литературы и результатов исследований, связанных с проблемами адаптации студентов, позволил выделить основные трудности приспособления к новой образовательной среде. Их можно назвать факторами или показателями дезадаптации и условно разделить в соответствии с аспектами процесса адаптации.
Психофизиологические: изменение привычного ритма жизни; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; недостаток свободного времени, неумение правильно его распределить; плохие санитарно-гигиенические условия.
Социальные: разлука с родителями, родственниками; особенности нового коллектива; отсутствие навыков общения и ведения дискуссии; отсутствие привычного круга общения.
Педагогические: повышенная требовательность преподавателей; перегрузки в учебной деятельности; сложность усвоения учебного материала; недостаточно высокий уровень довузовской подготовки; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.; неудобное расписание; недостаток внимания со стороны декана, кураторов.
Профессиональные: специфичность учебного заведения, неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней; низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий [1].
В литературе описаны различные критерии успешности адаптации. Так, Н.В. Тарабрина и Е.О. Лазебная [3] выделяют субъективный (степень осознанной или неосознанной удовлетворённости исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой) и объективный (эффективность деятельности, которая трактуется как определённый уровень продуктивности, результативности деятельности) критерии. Часто среди показателей адаптированности (дезадаптации) исследователи выделяют степень утомления и тревожности, уровень самооценки и мотивации к обучению, способность к саморегуляции и общению.
Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации первокурсников к обучению в вузе. Объект изучения - 60 студентов из трех групп механического, инженерно-экономического и электротехнического факультетов в возрасте от 17 до 19 лет. Исследование проводилось в начале декабря, т.е. после трех месяцев с начала обучения.
Были использованы методики: оценка микроклимата студенческой группы как коллектива (В.М. Завьялов), методика выявления типичных трудностей первокурсников (Б.Г. Мещеряков), методика определения уровня адаптированности студентов в вузе, методика самооценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). По результатам пилотного исследования была составлена анкета адаптивности, в которой перечисляются факторы, влияющие на появление трудностей и отрицательных эмоций у студентов в процессе их обучения на первом курсе. Все использованные методики являются самооценочными и позволяют изучить основные аспекты адаптации студентов к вузу с помощью субъективного критерия успешности.
Результаты анкетирования позволили определить субъективную оценку уровня адаптивности первокурсников с помощью отобранных показателей. Данные по факультетам представлены в табл. 1.
Таблица 1
Структура показателей (факторов) адаптированности
Показатели Механич еский Экономический Электротехнический
адаптированности факультет, % факультет, % факультет, %
Общие:
Психофизиологические
Недостаток времени на под-
готовку:
- испытывают постоянно 15 30 20
- испытывают иногда 55 70 50
- не испытывают недостатка 30 - 30
Изменения привычного рит-
ма жизни, связанного с по-
ступлением в вуз:
- легко привыкли 40 60 50
- испытали трудности 35 30 35
- не почувствовали разницы 25 10 15
Окончание табл. 1
Показатели Механич еский Экономический Электротехнический
адаптированности факультет, % факультет, % факультет, %
Социальные
Разлука с родителями:
- проживают совместно 100 85 90
- проживают отдельно - 15 10
Привыкание к новому кол-
лективу:
- с первых дней 74 35 68
- несколько недель 26 60 32
- несколько месяцев - 5 -
Педагогические
Усвоение учебного материа-
ла в вузе:
- сложно обучаться, т.к.: 65 30 40
1. большие учебные нагрузки 50 85 -
2. недостаточная образова-
тельная база 15 15 60
3. сложные отношения в
коллективе 35 - 40
- легко обучаться 35 70 60
Уровень довузовской подго-
товки:
- обычная общеобразова-
тельная школа 75 85 96
- лицей с технической спе-
циализацией 25 10 5
- гимназия с гуманитарной
специализацией - 5 -
Профессиональные
Мотивация выбора вуза:
- собственное мнение 60 55 6
- мнение родителей 29 25 56
- мнение друзей - 5 27
- престижность вуза 11 15 -
- продолжили семейные
традиции - прошли по баллам - - 6 5
Дополнительные:
Помощь в период адаптации
со стороны:
- одногруппников 44 77 85
- куратора 39 23 15
- старосты 17
Участие в общественных
объединениях и коллективах: 78 75 85
- спортивные секции 21 41 58
- творческие коллективы 39 19 27
- студ. профсоюз - 8 -
- органы самоуправления -СМИ 18 7 -
С помощью методики определения уровня адаптированности студентов в вузе были получены два вида результатов: адаптированность к учебной группе и к учебной деятельности. Они отражены в диаграммах (рис. 1 и 2).
50 40 30 20 10
□ высокий ■ средний
□ низкий
□высокий ■средний
ОНИ9КИЙ
МФ ИЭФ ЭТФ
МФ ИЭФ ЭТФ
Рис. 1. Адаптированность к группе
Рис. 2. Адаптированность к уч. деятельности
С помощью методики Б.Г. Мещерякова были выявлены типичные трудности, с которыми сталкиваются студенты первого курса. Мы отобрали наиболее (больше всего беспокоит) и наименее (меньше всего беспокоит) интенсивные переживания. Их также можно распределить согласно основным аспектам адаптации, данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Типичные трудности первокурсников
Аспекты адаптации Наиболее интенсивные Наименее интенсивные
Психофизиологические - неоптимальная температура в аудиториях - неполноценный отдых из-за нехватки времени на сон
Социальные - невозможность сесть на первые ряды
Педагогические - потеря студенческого билета - отсутствие пропуска - излишняя придирчивость преподавателя - непонимание преподавателя на лекциях - большой объем домашних заданий и, как следствие, их невыполнение - вероятность того, что преподаватели могут спрашивать гораздо больше, чем на лекциях - нахождение расписания - пользование библиотечной системой поиска литературы - нехватка книг в библиотеке и раздаточных материалов - ненадлежащее качество учебных материалов - ориентировка в здании университета и поиски аудиторий
Одним из показателей дезадаптированности является уровень тревожности. Результаты изучения данного параметра представлены в диаграмме (рис. 3).
□ высоким
□ умеренный
□ низкий
МФ ИЭФ ЭТФ
Рис. 3. Уровень тревожности студентов первого курса
К показателям социальной адаптированности можно отнести психологический климат в студенческой группе. Результаты представлены в диаграмме (рис. 4).
О высокая степень благоприятности ■ средневысокая
□средняя
Рис. 4. Психологический климат в академических группах
Выводы:
1. У большинства испытуемых наблюдается средний или высокий уровень адаптированности к группе и учебной деятельности.
2. Психологический климат в академических группах в целом можно охарактеризовать как благоприятный.
3. К факторам, оказавшим благоприятное влияние на процесс адаптации, можно отнести: отсутствие разлуки с родителями, быстрое привыкание к новому коллективу, ориентация на собственное мнение при выборе вуза (внутренняя мотивация), помощь со стороны одногруппников и куратора, участие в спортивных секциях и творческих объединениях.
4. Были выявлены наиболее типичные трудности адаптационного периода: изменение привычного ритма жизни, недостаток свободного времени, сложность усвоения учебного материала, повышенная требовательность преподавателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван:
Стампа. - С. 12-16.
100
80 60 40 20
МФ ИЭФ ЭТФ
2. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М.: Гелеос, 2000.-339 с.
3. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора // Психологический журнал. - 1994. - № 3.
Поступила в редакцию 25.03.2013. В окончательном варианте 25.03.2013.
UDC 159.9
SPECIFICS OF STUDENTS'ADAPTATION TO LEANING IN THE UNIVERSITY E.O. Tarasova
Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
The aspects of adaptation of the first-year students are presented in the article. The results of the research of students' adaptation to learning activities and students' groups are given in the article.
Key words: adaptation, adaptability.
Original article submitted 25.03.2013. Revision submitted 25.03.2013.
Elena О. Tarasova, senior lecturer, Department of Pédagogies and Management of Social Systems.
УДК 378
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.А. Федорова1, А.И. Фролова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов на основе проектной деятельности. Особую роль в этой связи играют модели развивающего обучения, которые основываются на индивидуальных особенностях личности. Публикация затрагивает практический аспект.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, проектная деятельность, проект.
Сегодня ни для кого не секрет, что у студентов неязыковых вузов (особенно это касается технических специальностей) присутствует очень низкая мотивация к изучению языков. По всей видимости, причины следующие. Во-первых, учащийся воспринимает иностранный язык именно как дисциплину в вузе, как общеобразовательный предмет, а не как средство общения. Во-вторых, всегда считалось, что ино-
1 Татьяна Анатольевна Федорова, доцент кафедры иностранных языков.
Алина Ивановна Фролова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.