УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ADAPTATION PROCESS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO THE CONDITIONS OF TRAINING IN THE UNIVERSITY
© 2017
А.М. Клюшина A.M. Klyushina
Адаптация - одно из наиболее общих явлений, которые определяют связь человека со средой. Понятие адаптации считается одним из основных в таких науках, как психология, медицина, физиология, философия, педагогика. Решение проблемы адаптации студентов к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психо лого-педагогические особенности процесса адаптации студентов-первокурсников факультета иностранных языков, раскрывается значение проблемы, предлагаются возможные пути ее решения. Показано, что в эффективной адаптации к условиям обучения в вузе заинтересованы все участники образовательного процесса: студенты, работающие с ними преподаватели, руководство факультета и вуза в целом. Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод, что в повышении эффективности адаптации студентов-первокурсников важнейшая роль должна отводиться кураторам академических групп.
Ключевые слова: адаптация; успешная адаптация; первокурсники факультета иностранных языков; высшее учебное заведение; условия обучения в вузе; психолого-педагогические особенности; институт кураторов академических групп.
One of the most important tasks in a higher educational institution is to work with first-year students, aimed at their early adaptation to the new system of education, social relations and the assimilation of a new role. Students of the first year learning need help to adapt more successfully and join the ranks of students. Adaptation is one of the most common concepts that determine a person's connection with the environment. This concept is considered as one of the main in such sciences as psychology, medicine, physiology, philosophy, pedagogy. The solution of the problem of students' adaptation to the conditions of study at the university is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. The article examines the psychological and pedagogical features of the adaptation process of first-year students of the Faculty of Foreign Languages, reveals the significance of the problem, suggests possible solutions. All participants of the educational process are interested in the effective adaptation to the learning environment in the university, not only students, but also the teachers (working with them) and the faculty and university management. The data obtained in the course of the research lead us to the conclusion that the curators of the academic groups are given the most important role to increase the adaptation of first-year students efficiency.
Keywords: adaptation; adaptation period; first-year students of the Faculty of Foreign Languages; higher education institution; conditions of study at the university; psychological and pedagogical features; institute of curators of academic groups.
Обучение в вузе является одним из важнейших периодов жизни, личностного роста и становления современных молодых людей как специалистов с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является актуальной проблемой для всех студентов первого года обучения, решение которой требует большого напряжения функциональных систем организма [1-3].
Оптимизация адаптационного процесса в первый год обучения студентов в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. Работая в этом направлении, высшие учебные заведения стремятся обеспечить быструю и успешную адаптацию первокурсников как к новой системе обучения, так и к новой системе социальных отношений, а также освоение ими новой роли студентов.
Первый год обучения студента в любом учебном заведении считается одним из
самых проблематичным. Сложности, ожидающие первокурсников, связаны с резкой сменой содержания и объема учебного материала, видов занятий, новой предметной и профессиональной терминологией, отсутствием навыков самостоятельной работы, новой социальной средой, иными формами поведения, непривычными взаимоотношениями в системе «преподаватель - студент» и проч. Трудности адаптационного периода различны по своему происхождению. Часть из них имеет объективный характер, часть -субъективный [4].
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что ведет за собой некую необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны как с самим человеком, так и с системой, с которой он взаимодействует. Необходимость в изменениях становится очевидной тогда, когда привычное для человека поведение оказывается малоэффективным, а иногда и вообще неэффективным, когда появляются затруднения, связанные с новизной условий. Мы считаем, что адаптация студентов первого курса - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, кураторов, деканата, профкома студентов и, конечно же, семьи.
Обзор научных исследований показывает, что проблема адаптации студентов первого года обучения в настоящее время исследуется на социально-психологическом, психолого-педагогическом и психофизиологическом уровнях.
Анализ работ по исследуемой проблеме приводит к выводу, что изучены лишь отдельные стороны процесса адаптации. Нерешенной проблемой остается построение четкого определения сущности адаптации как объективного и закономерного процесса, обладающего определенной структурой. При этом в исследованиях названных нами авторов студент не осмысливается как главное действующее лицо процесса адаптации, в то время как, согласно современным
педагогическим установкам, обучающийся является не пассивным объектом, но активным субъектом педагогической деятельности и в значительной степени определяет ее результаты.
Для выявления особенностей процесса адаптации первокурсников считаем необходимым осмыслить определения, данные в психолого-педагогической литературе разных лет.
A.В. Сиомичев (1985 г.) пишет, что адаптация - это процесс преодоления трудностей при вхождении в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, а также приспособления к новым формам обучения [5, с. 4].
Т.И. Ронгинская (1987 г.) считает, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он непременно должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса [6].
По мнению А.К. Гришанова (1990 г.), адаптация студентов - это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [7, с. 29].
B.Я. Якунин (1994 г.) понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у человека складываются модели и стратегии поведения, соответствующие меняющимся в этой среде условиям [8].
Говоря о современном понимании адаптации, отметим, что она чаще рассматривается не как процесс приспособления, а как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды [9-11].
Мы считаем возможным применение двух последних определений при изучении взаимодействия студента и образовательной среды. На наш взгляд, они важны тем, что подчеркивают активность субъекта в процессе адаптации и положительное значение
этого процесса для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей адаптации студентов-первокурсников факультета иностранных языков к обучению в СГСПУ. Выборка представлена студентами, обучающимися по направлениям 45.03.02 Лингвистика и 44.03.05 Педагогическое образование.
В основу исследования положены следующие методики: выявление характерных трудностей первокурсников (Б.Г. Мещеряков), определение уровня адаптированности студентов и изучение мотивации обучения в вузе (А.А. Реан, В.А. Якунин) [12-14].
В ходе исследования нами была обнаружена связь особенностей процесса адаптации у первокурсников с определенными характеристиками.
Изначально мы выявляли мотивацион-ные характеристики (мотивация выбора профессии и учебного заведения) студентами первого курса. Было установлено, что на выбор направления подготовки повлияли следующие факторы: интерес к выбираемой профессии - 71%; пример знакомых, друзей, родственников - 15%; влияние родителей -8%; желание получить диплом о высшем образовании - 6%.
Как видно из полученных данных, большая часть студентов сознательно и целенаправленно связывала свое обучение именно с факультетом иностранных языков СГСПУ, отдавая предпочтение вузу со сформированной базой, традициями и кадровым составом. Таким образом, на момент поступления у студентов сформировалась положительная мотивация на обучение.
На следующем этапе работы мы попытались определить степень удовлетворенности первокурсников выбором учебного заведения спустя полтора месяца. Систематизация и обобщение полученных данных позволяют констатировать полную удовлетворенность процессом обучения у 87% студентов первого курса. 13% студентов удовлетворены обучением частично.
Каждому преподавателю вуза известно, что работа с первокурсниками имеет свои отличительные черты, что можно объяснить психофизиологическими особенностями возраста и социальными факторами.
Существует три вида факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический [15]. К социологическим факторам относят возраст учащегося, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности (интеллект, личностный потенциал, направленность, положение в группе) относятся к психологическим факторам. Педагогические факторы включают уровень педагогического мастерства обучающих, материально-техническую базу, организацию учебного процесса и др.
В ходе работы мы попытались выявить основные трудности, с которыми сталкиваются студенты первых курсов факультета иностранных языков СГСПУ. Самыми значительными были названы следующие:
- заметное увеличение объема учебной нагрузки;
- сложность усвоения новых учебных дисциплин;
- сложности в отношениях с одно-группниками и однокурсниками;
- сложности в отношениях с преподавателями;
- неумение организовать свое время для самостоятельного изучения учебного материала.
Полученные данные мы планируем использовать при определении основных направлений деятельности кураторов учебных групп, при разработке системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками. Признавая, что адаптация - это многофакторный процесс, считаем важным отметить роль педагогического управления этим процессом. Одной из самых эффективных форм работы над процессом адаптации, на наш взгляд, должна
стать деятельность кураторов академических групп. В настоящее время этот педагогический ресурс используется недостаточно: проведенное в середине октября анкетирование первокурсников факультета иностранных языков СГСПУ (направления подготовки - 45.03.02 Лингвистика и 44.03.05 Педагогическое образование) показало, что 40% студентов справлялись с процессом адаптации собственными силами (благодаря общительности, доброжелательности и чувству юмора), 56% помогли товарищи по вузу (одногруппники, однокурсни-кии, актив факультета), и лишь в единичных анкетах (4%) было отмечено, что первокурсники смогли освоиться в новых условиях благодаря помощи кураторов.
Необходимо изменить ситуацию, привлечь педагогический коллектив и институт кураторов к активной внеучебной работе и воспитательной деятельности с первокурсниками с самых первых дней обучения на факультете иностранных языков СГСПУ. В качестве перспектив дальнейших изысканий в рамках данного направления предлагаем систему взаимосвязанных последовательных шагов:
- изучение личностных особенностей студентов первого года обучения и выявление трудностей процесса адаптации;
- анализ и обобщение полученных данных;
- на основе полученных результатов -подготовка рекомендаций для кураторов групп первого курса;
- обсуждение проблем адаптации первокурсников на совете по воспитательной работе, составление плана работы с последующим анализом ее результатов и определением плана работы на будущее.
В эффективной адаптации к условиям обучения в вузе заинтересованы все участники образовательного процесса - студенты, работающие с ними преподаватели, руководство факультета и вуза в целом. Успешное начало обучения поможет студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлияет на процесс построения отношений с преподавателями, одногруппниками, однокурсниками. От успешности адаптации первокурсника к учебной деятельности в вузе зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
& & &
1. Якунин В.А. Педагогическая психология : учебное пособие. 2-е изд. СПб. : Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 349 с.
2. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. 2010. № 6. С. 327-329.
3. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 4. С. 100-103.
4. Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Естественные, технические и медицинские науки». 2009. № 4. С. 40-49.
5. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореф. ... канд. психол. наук. Л. : ЛГУ, 1985. 17 с.
6. Ронгинская Т.А. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л. : ЛГУ, 1987. 16 с.
7. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев : Штиинца, 1990. С. 29-41.
8. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. : Логос, 1994. 140 с.
9. Кусакина С.Н. Психологическая готовность к обучению в вузе // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 8. С. 24-37.
10. Николаева Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 2011. № 4. С.24-32.
11. Смирнов С.Д. Учеба - в радость: психологические факторы успешной учебы студентов // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2011. № 4(58). С. 9-11.
12. Новая попытка открыть скрытое опознание лиц / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 4. С. 45-60.
13. Реан А.А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. 288 с.
14. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004. С. 151-154.
15. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3(164). С. 103-107.